"Творческо -экологические макеты в ДОУ"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Познание в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально - образный характер и основывается на любознательности ребёнка. Одним из главных резервов становления личности является творчество на различных этапах его проявления. Одним из таких видов детского творчества является изготовление макетов. Макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. В своей работе по экологическому воспитанию, мы используем макеты для «погружения» детей в удивительное царство природы. Мы воспитываем у детей стремление быть в гармонии с природой, которая его окружает, поддерживаем и развиваем положительную мотивацию деятельности в природе, формируем и удовлетворяем познавательный интерес. Макеты нами используются для ознакомления детей с разнообразием и совершенствованием природных форм, целенаправленное воспитание эмоциональной отзывчивости, желание оберегать и сохранять неповторимую красоту природы.
В решении всех этих задач большую помощь оказывает макетирование. Макет отображает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта. Макетирование способствует развитию речи, так как при изготовлении макетов дети описывают, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Макетирование способствует и сенсорному развитию детей, так как в процессе исполнения макета дети знакомятся с различными по фактуре, качеству, форме материалами, развиваются их чувства, активизируется мелкая моторика рук.
Макет – результат конструктивно – творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения.
Знакомство детей с биоценозом происходит постепенно с помощью литературы, рассматривания иллюстраций, посещения краеведческого музея, занятий по экологии. После такой подготовительной работы дети с педагогом приступают к изготовлению макета, обсуждая все его компоненты. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. На основе готовых макетов мы проводим экологические занятия, посвящённые ознакомлению детей с различными биоценозами. В нашем детском саду создано большое количество макетов, связанных с природой.
Идея создания коллекции макетов природных зон и ландшафтов возникла в момент подготовки к аккредитации детского учреждения. В детском саду был проведён конкурс среди воспитателей, целью которого было совершенствование экологического воспитания дошкольников, внедрение в практику современных форм работы с воспитателями, повышения эффективности работы по экологическому воспитанию . Дети старшего дошкольного возраста изготавливали макеты совместно с воспитателями.
Часть макетов были созданы в плане реализации инновационной технологии: «Экологический календарь». Так, к Всемирному Дню животных, проходившему в ноябре, были изготовлены макеты: «Животные наших лесов», «Жизнь животных в разное время года». Эти макеты используются для изучения животных, населяющих ту или иную природную зону. К Всемирному дню гор, который отмечается в декабре, дети старшего дошкольного возраста совместно с воспитателями изготовили макеты гор и горных систем: Арктика, Антарктика, . Перед тем, как изготовить макеты была проведена огромная предварительная работа: просмотр фильма о горах, рассматривание иллюстраций, чтение литературы, экспериментальная деятельность, в ходе которой дети узнавали, как образуются горы (вулканы). Дети принимали непосредственное участие в изготовлении макетов, обсуждая объекты, применяя полученные знания о животных и растениях той или иной местности, их приспособленности к среде обитания. При подготовки к празднованию Всемирного дня моря был изготовлен макет «Морское побережье»,. Посмотрев на этот макет, мы можем увидеть представления детей о море, его обитателях, о рельефе морского дна.
Огромный интерес у детей всех возрастных групп вызывают макеты цветущего луга. Его населяют насекомые, которые подобраны в соответствии с возрастом детей. Дети с большим желанием и удовольствием играют с насекомыми, закрепляя при этом названия растений и других объектов биоценоза (муравейник, нора, трава, цветущие растения).
.
Надо отметить, что все объекты: звери, насекомые, земноводные, паукообразные не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются для закрепления полученных знаний в повседневной жизни детей. С помощью них мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющие их потребностям.
Основной задачей экологического воспитания является осознанно – правильное отношение детей к природе, которое строится на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к особенностям жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ.
Процесс становления такого отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые может служить критериями оценки уровня экологической воспитанности. Это и самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности. Эти знания дети получают на занятиях по экологии.
Для реализации поставленных задач мы оборудовали кабинет экологии объемными настенными макетами, изготовленными на заказ по нашим разработкам, основных ландшафтов и природных зон: Арктика, Антарктика, Саванна, Лес, Пустыня, Подводный мир, Животные разных природных зон. Они активно используются в практико-игровой деятельности детей во время занятий.
В процессе решения задач естественнонаучного образования, дети знакомятся с видимыми явлениями Вселенной. Это множество звёзд, которые видно ночью на небе. Солнце – это наша огненная звезда. Вокруг Солнца вращают планеты. Для более точного представления о небе, звёздах в нашем саду изготовлен настенный Солнечной системы, имеется светящийся изнутри глобус звездного неба.
В заключении хочется напомнить всем китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Используемые нами макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познание в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально - образный ха | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников
Познание в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально - образный характер и основывается на любознательности ребёнка. Одним из главных резервов становления личности является творчество на различных этапах его проявления. Одним из таких видов детского творчества является изготовление макетов. Макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. В своей работе по экологическому воспитанию, мы используем макеты для «погружения» детей в удивительное царство природы. Мы воспитываем у детей стремление быть в гармонии с природой, которая его окружает, поддерживаем и развиваем положительную мотивацию деятельности в природе, формируем и удовлетворяем познавательный интерес. Макеты нами используются для ознакомления детей с разнообразием и совершенствованием природных форм, целенаправленное воспитание эмоциональной отзывчивости, желание оберегать и сохранять неповторимую красоту природы.
В решении всех этих задач большую помощь оказывает макетирование. Макет отображает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта. Макетирование способствует развитию речи, так как при изготовлении макетов дети описывают, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Макетирование способствует и сенсорному развитию детей, так как в процессе исполнения макета дети знакомятся с различными по фактуре, качеству, форме материалами, развиваются их чувства, активизируется мелкая моторика рук.
Макет – результат конструктивно – творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения.
Знакомство детей с биоценозом происходит постепенно с помощью литературы, рассматривания иллюстраций, посещения краеведческого музея, занятий по экологии. После такой подготовительной работы дети с педагогом приступают к изготовлению макета, обсуждая все его компоненты. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. На основе готовых макетов мы проводим экологические занятия, посвящённые ознакомлению детей с различными биоценозами. В нашем детском саду создано большое количество макетов, связанных с природой.
Идея создания коллекции макетов природных зон и ландшафтов возникла в момент подготовки к аккредитации детского учреждения. В детском саду был проведён конкурс среди воспитателей, целью которого было совершенствование экологического воспитания дошкольников, внедрение в практику современных форм работы с воспитателями, повышения эффективности работы по экологическому воспитанию . Дети старшего дошкольного возраста изготавливали макеты совместно с воспитателями.
Часть макетов были созданы в плане реализации инновационной технологии: «Экологический календарь». Так, к Всемирному Дню животных, проходившему в ноябре, были изготовлены макеты: «Животные наших лесов», «Жизнь животных в разное время года». Эти макеты используются для изучения животных, населяющих ту или иную природную зону. К Всемирному дню гор, который отмечается в декабре, дети старшего дошкольного возраста совместно с воспитателями изготовили макеты гор и горных систем: Арктика, Антарктика, . Перед тем, как изготовить макеты была проведена огромная предварительная работа: просмотр фильма о горах, рассматривание иллюстраций, чтение литературы, экспериментальная деятельность, в ходе которой дети узнавали, как образуются горы (вулканы). Дети принимали непосредственное участие в изготовлении макетов, обсуждая объекты, применяя полученные знания о животных и растениях той или иной местности, их приспособленности к среде обитания. При подготовки к празднованию Всемирного дня моря был изготовлен макет «Морское побережье»,. Посмотрев на этот макет, мы можем увидеть представления детей о море, его обитателях, о рельефе морского дна.
Огромный интерес у детей всех возрастных групп вызывают макеты цветущего луга. Его населяют насекомые, которые подобраны в соответствии с возрастом детей. Дети с большим желанием и удовольствием играют с насекомыми, закрепляя при этом названия растений и других объектов биоценоза (муравейник, нора, трава, цветущие растения).
.
Надо отметить, что все объекты: звери, насекомые, земноводные, паукообразные не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются для закрепления полученных знаний в повседневной жизни детей. С помощью них мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющие их потребностям.
Основной задачей экологического воспитания является осознанно – правильное отношение детей к природе, которое строится на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к особенностям жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ.
Процесс становления такого отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые может служить критериями оценки уровня экологической воспитанности. Это и самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности. Эти знания дети получают на занятиях по экологии.
Для реализации поставленных задач мы оборудовали кабинет экологии объемными настенными макетами, изготовленными на заказ по нашим разработкам, основных ландшафтов и природных зон: Арктика, Антарктика, Саванна, Лес, Пустыня, Подводный мир, Животные разных природных зон. Они активно используются в практико-игровой деятельности детей во время занятий.
В процессе решения задач естественнонаучного образования, дети знакомятся с видимыми явлениями Вселенной. Это множество звёзд, которые видно ночью на небе. Солнце – это наша огненная звезда. Вокруг Солнца вращают планеты. Для более точного представления о небе, звёздах в нашем саду изготовлен настенный Солнечной системы, имеется светящийся изнутри глобус звездного неба.
В заключении хочется напомнить всем китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Используемые нами макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.
По теме:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические макеты
Экологические макеты...
Презентация "Экологические макеты.
Макеты по экологической культуре...
Экологический макет «Болото"
Макет «Болото» представляет собой уменьшенную и упрощенную модель участка земли, где наблюдается высокая влажность, повышенная кислотность, низкая плодородность грунта, определённая ...
Использование экологических макетов.
Использование экологических макетов в процессе экологического воспитания дошкольников....
Экологический макет «Красота начинаеся моего двора»
Задачи: - дать возможность ребенку наглядно представить красоту вокруг нас ; - формировать у детей представление о животных; их внешнем виде, образе жизни...
«Экологические макеты как средство ознакомления дошкольников с живой и неживой природой»
Данный материал подготовлен по теме "Экологические макеты как средство ознакомления дошкольников с живой и неживой природой". Использование экологических макетов в непосредственной обр...
Экологический макет "Морские глубины"
Данный экологический проект позволяет развивать у детей интерес к жизни подводных обитателей. Использование макета возможно на ООД и также предназначен для офрмления уголка природы в детском саду....