Проект "Радуга открытий"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №55 общеразвивающего вида» г. Магнитогорска
Педагогический проект
«Радуга открытий»
Автор проекта:
Воспитатель: Солонецкая Людмила Анатольевна
г. Магнитогорск
2022 г.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Паспорт проекта
- Вид проекта: познавательно-экологический, групповой.
- Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2021 г. - май 2022 г.)
- Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
- Образовательные области: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...
Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста. Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе.
Цель проекта
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством установления взаимосвязи между явлениями, характерными признаками неживой и объектами живой природы путем вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Объект исследования
Процесс формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Предмет исследования
Развитие познавательно - творческого потенциала воспитанников путем вовлечения их в опытно - экспериментальную деятельность как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Процесс формирования экологического мировоззрения у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно - экспериментальную деятельность.
Задачи проекта
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.
2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
5. Формировать элементарные естественно - научные представления;
6. Расширять перспективы развития познавательно - поисковой деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
7. Развивать творческое воображение, фантазию.
8.Формировать познавательную активность, логическое мышление, самостоятельность.
Методы работы:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- наглядные
- словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
- игровой: (сюрпризный момент, игры)
- творческие
Формы работы:
1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром.
3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми .
4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
5. Проведение занятий-опытов.
№ п/п Месяц | Тема | Цели. Задачи. | Образовательная область | Планируемые результаты | |
Сентябрь | №1 | Ветер, ветер ветерок. | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. | Познавательное развитие: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Речевое развитие: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга. | Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным. |
№2 | Поиски воздуха | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.) Познавательное развитие: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память, познавательную активность. | Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. | |
№3 | Летающие семена | Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. | Речевое развитие: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познавательное развитие: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы. | Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений. | |
№4 | Нужен ли корешкам воздух | Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. | Познавательное развитие: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними. Речевое развитие: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести. | Называют комнатные растения.
| |
Октябрь | №1 | В гостях у Карандаша и Гвоздика | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое, плавится) | Познавательное развитие: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования. Речевое развитие: формировать умение согласовывать слова в предложении. | Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности. |
№2 | Плавающие и тонущие предметы | Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает. | Познавательное развитие: развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам, их свойствам. Речевое развитие: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря: железный, пластмассовый, каменный. | Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый. | |
| №3 | Плавающее перо | Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека | Познавательное развитие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы. | Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности. |
№4 | В мире пластмассы | Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. | Познавательное развитие: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам. Речевое развитие: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая) | Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы. | |
Ноябрь | №1 | Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы: (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри) | Познавательное развитие: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Речевое развитие: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения. | Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. |
№2 | Металл | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность) | Познавательное развитие: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности. Речевое развитие: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря. | Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу. | |
№3 | Действие магнита на предмет | Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | Познавательное развитие: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность. Речевое развитие: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения. | Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов. | |
№4 | Как достают скрепку из воды. | Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе | Познавательное развитие: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Речевое развитие: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей | Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита. | |
Декабрь
| №1 | Волшебная кисточка | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Художественно-эстетическое развитие: формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. | Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. |
№2 | Путешествие с капелькой | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. | Речевое развитие: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова противоположные по значению. Познавательное развитие: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов. | Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению | |
№3 | Вода прозрачная, но может менять цвет | Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы | Речевое развитие: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных. Познавательное развитие: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования | Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители | |
№4 | Игра « Водяной у нас в гостях» | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе проведения игры | Речевое развитие: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познавательное развитие: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры. | Умеют называть водоемы и их обитателей. | |
Январь | №1 | Освобождение бусинок из ледяного плена. | Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда - тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми | Познавательное развитие: продолжать знакомить детей со свойствами льда. Речевое развитие: развивать речевую активность детей, учить диалогической речи. | Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов, называют свойства льда. |
№2 | Как снег становиться водой. | Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. | Познавательное развитие: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность. | Умеют делать выводы и заключения. | |
№3 | «Льдинка и снежинка» | Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. | Познавательное развитие: путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Речевое развитие: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды. | Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. | |
№4
| Вода, лед, снег. | Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. | Познавательное развитие: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. | Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда, снега воды. | |
Февраль | №1 | Теплая капелька | Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой . | Познавательное развитие: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Речевое развитие: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды. | Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными |
№2 | Почему растаяла Снегурочка | Расширять представления детей о свойствах воды, снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно - следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед. | Познавательное развитие: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования. Речевое развитие: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении. | Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов .Выражают свои мысли и делают выводы. | |
№3 | Путешествие в мир стеклянных вещей | Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал, из которого делают предметы. | Познавательное развитие: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Речевое развитие: учить строить предложения грамматически правильно. | Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно. | |
№4 | Стекло, его качества и свойства | Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость) | Познавательное развитие: знать свойства прозрачность, хрупкость, толщина. Речевое развитие: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла | Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными. | |
Март | №1 | Песочная страна | Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | Познавательное развитие: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. |
№2 | Песок. Глина. | Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявить, почему песок и глина по- разному впитывают воду. | Познавательное развитие: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Речевое развитие: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины. | Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы. | |
№3 | Почва (песок, глина камни) | Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. | Познавательное развитие : знакомить детей с предметами неживой природы Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств песка, глины, камней. | Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. | |
№4 | Чудеса растений | Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. | Познавательное развитие: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе. Речевое развитие: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы) | ||
Апрель | №1 | Значение воды в жизни растений | Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений | Познавательное развитие: расширять знания о состоянии растений осенью. Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов |
№2 | Зачем растения вертятся | Показать детям, что для роста растениям необходим свет. | Познавательное развитие: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений. Речевое развитие: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи. | Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения. | |
№3 | «Растениям – теплую водичку» | Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. | Познавательное развитие: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность. Речевое развитие: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. | Умеют ухаживать за растениями на грядке. | |
№4 | С водой и без воды | Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Познавательное развитие: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях. | Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений. | |
Май | №1 | «Солнечные зайчики» | Формировать представления о свойствах солнечных лучей | Познавательное развитие: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Речевое развитие: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. | Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. |
№2 | Передача солнечного зайчика | Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. | Познавательное развитие: называть свойства солнечных лучей. Речевое развитие: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений. | Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями. | |
№3 | Вулкан | Формировать представления о вулкане | Познавательное развитие: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность. Речевое развитие: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей: вулкан, извержение. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов | |
№4 | Выращиваем кристаллы | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, соль, солевой раствор, кристаллы.) Познавательное развитие: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память, познавательную активность. | Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".
Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...
Открытое итоговое родительское собрание с элементом открытого показа НОД
Примерный конспект открытого итогового родительского собранияв старшей группеНОД по математическим играм Тема: «Что умеют наши дети?»Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития у ...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (открытый просмотр на «Дне открытых дверей»)
Занятие по рисованию в первой младшей группе с использованием натрадиционной техники "Закрашивание с помощью кусочка поролона". Занятие проводится в игровой форме, в нем воспитываются добрые чувства, ...
«Открытие Малых Олимпийских игр, посвященных открытию ХХII Зимних Олимпийских игр «Сочи 2014».
Цели и задачи: популяризация зимних видов спорта среди детей дошкольного возраста, привлечение детей к занятиям спортом, воспитание чувства патриотизма.Время и место проведения: 7 февраля 2014, спорти...
Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"
Цель: Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...