Проект "Радуга открытий"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Солонецкая Людмила

Познавательно -экологический

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raduga_otkrytiy.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 общеразвивающего вида» г. Магнитогорска

Педагогический проект

«Радуга открытий»

Автор  проекта:

Воспитатель:  Солонецкая Людмила Анатольевна

г. Магнитогорск

2022 г.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Паспорт проекта

  • Вид проекта: познавательно-экологический, групповой.
  • Продолжительность: долгосрочный (сентябрь  2021 г. -  май 2022 г.)
  • Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
  • Образовательные области: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие. 

Актуальность разработки и реализации  педагогического проекта

С  самого рождения детей  окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой  -  предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность,  являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с  явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве  -  живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому,  что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу,  поглощая его свет  и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых  можно удовлетворить  лишь с помощью неживой природы. Таким образом,  у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло  потому таких высот  в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического  воспитания. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста. Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе.

Цель проекта

Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего   дошкольного возраста посредством  установления взаимосвязи между  явлениями,  характерными признаками неживой  и  объектами живой природы путем  вовлечения детей в опытно -  экспериментальную деятельность.

Объект исследования

Процесс формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего   дошкольного возраста посредством вовлечения детей в опытно -  экспериментальную деятельность.

Предмет исследования

Развитие познавательно - творческого потенциала воспитанников путем вовлечения их в опытно - экспериментальную деятельность как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного  возраста.

Гипотеза:

Процесс формирования экологического мировоззрения  у детей среднего  дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно - экспериментальную деятельность.

Задачи проекта

1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой  природы, их связью с объектами живой природы.

2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.

3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.

4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

5. Формировать элементарные естественно - научные представления;

6.  Расширять перспективы развития познавательно - поисковой  деятельности  детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

7. Развивать творческое воображение, фантазию.

8.Формировать познавательную активность, логическое мышление,  самостоятельность.

Методы работы:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные
  • словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • игровой: (сюрпризный момент, игры)
  • творческие

Формы работы:

1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.

2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром.

3. Целевые прогулки,  экскурсии с детьми .

4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном  уголке и уголке природы.

5. Проведение занятий-опытов.

№ п/п          

Месяц

Тема

Цели. Задачи.

Образовательная область

Планируемые результаты

Сентябрь

№1

Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познавательное развитие: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Речевое развитие: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с   именами существительным.

№2

Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познавательное развитие: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память, познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов.

№3

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Речевое развитие: формировать у детей умение слушать   художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы.

Познавательное развитие: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес   к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

№4

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Познавательное развитие: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Речевое развитие: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

Называют комнатные растения.

 

 Октябрь

№1

В гостях у Карандаша и Гвоздика

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое,  плавится)

Познавательное развитие: Формировать познавательно   - исследовательский интерес методом исследования.

Речевое развитие: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

№2

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет,  плавает.

Познавательное развитие: развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам, их свойствам.

Речевое развитие: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря: железный, пластмассовый,

каменный.

Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

 

№3

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Познавательное развитие: развивать наблюдательность, умение   сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

№4

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Познавательное развитие: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Речевое развитие: пополнять словарь детей за счет свойств  пластмассы (гладкая, легкая)

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

Ноябрь

№1

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы: (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познавательное развитие: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Речевое развитие: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

№2

Металл

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Познавательное развитие: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Речевое развитие: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

№3

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познавательное развитие: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Речевое развитие: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

№4

Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Познавательное развитие: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Речевое развитие: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

Декабрь

 

№1

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Художественно-эстетическое развитие: формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

№2

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Речевое развитие: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова противоположные по значению.

Познавательное развитие: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению

№3

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Речевое развитие: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познавательное развитие: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители

№4

Игра « Водяной у нас в гостях»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе проведения игры

Речевое развитие: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов.

Познавательное развитие: подводить детей к   самостоятельному познанию в процессе игры.

Умеют называть водоемы и их обитателей.

Январь

№1

Освобождение бусинок из ледяного плена.

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда - тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия.  Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Познавательное развитие: продолжать знакомить детей со свойствами льда.

Речевое развитие: развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов, называют свойства льда.

№2

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Познавательное развитие: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.

Умеют делать выводы и заключения.

№3

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познавательное развитие: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Речевое развитие: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

№4

 

Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познавательное развитие: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Проявляют интерес к познавательно     исследовательской деятельности. Называют свойства льда, снега воды.

Февраль

№1

Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой .

Познавательное развитие: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение.

Речевое развитие: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды.

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными

№2

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды, снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причинно - следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.

Познавательное развитие: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Речевое развитие: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов .Выражают свои мысли и делают выводы.

№3

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал,  из которого делают предметы.

Познавательное развитие: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Речевое развитие: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

№4

Стекло, его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость)

Познавательное развитие: знать свойства прозрачность, хрупкость, толщина.

Речевое развитие: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

Март

№1

Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Познавательное развитие: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе   проведения опытов.                      

Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

№2

Песок. Глина.

Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявить, почему песок и глина по- разному впитывают воду.

Познавательное развитие: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины.

 Речевое развитие: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

№3

Почва (песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познавательное развитие : знакомить детей с предметами неживой природы

Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств песка, глины, камней.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

№4

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познавательное развитие: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Речевое развитие: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

Апрель

№1

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Познавательное развитие: расширять знания о состоянии растений осенью.

Речевое развитие: способствовать формированию диалогической   речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов

№2

Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познавательное развитие: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Речевое развитие: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

№3

«Растениям – теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познавательное развитие: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Речевое развитие: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Умеют ухаживать за растениями на грядке.

№4

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)

Познавательное развитие: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

Май

№1

«Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Познавательное развитие: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Речевое развитие: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

№2

Передача солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Познавательное развитие: называть свойства солнечных лучей.

Речевое развитие: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

№3

Вулкан

Формировать представления о вулкане

Познавательное развитие: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Речевое развитие: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей: вулкан, извержение.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов

№4

Выращиваем кристаллы

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, соль, солевой раствор, кристаллы.)

Познавательное развитие: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память, познавательную активность.

Делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

Открытое итоговое родительское собрание с элементом открытого показа НОД

Примерный конспект открытого итогового родительского собранияв старшей группеНОД по математическим играм Тема: «Что умеют наши дети?»Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития у ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (открытый просмотр на «Дне открытых дверей»)

Занятие по рисованию в первой младшей группе с использованием натрадиционной техники "Закрашивание с помощью кусочка поролона". Занятие проводится в игровой форме, в нем воспитываются добрые чувства, ...

«Открытие Малых Олимпийских игр, посвященных открытию ХХII Зимних Олимпийских игр «Сочи 2014».

Цели и задачи: популяризация зимних видов спорта среди детей дошкольного возраста, привлечение детей к занятиям спортом, воспитание чувства патриотизма.Время и место проведения: 7 февраля 2014, спорти...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...