Конспект ООД по познавательно – исследовательской деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Коптева Анастасия Александровна

Конспект

ООД по познавательно – исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

ООД по познавательно – исследовательской деятельности

                                                                     Воспитатель:

                                       Коптева Анастасия Александровна

                            МБДОУ «Детский сад N 7»

г.Сасово, 2022г.

Цель: Формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов и развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Обучающие задачи:

  • Формировать способности устанавливать причинно- следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.
  • Сформировать представление о свойствах магнита.
  • Формировать умение делать выводы, открытия.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов.
  • Развивать познавательные способности детей в процессе совместной деятельности.
  • Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, пространственное воображение.
  • Развивать любознательность и познавательную мотивацию. 

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование и материалы: на каждого ребенка: фартук, одноразовая шапочка,  магнит, прозрачные стаканы по 3 штуки с водой (в одном стакане вода со скрепкой, в стакане под №1 чистая вода, в стакане под №2 мыльная вода), трубочки, камушек, веточка от дерева, соломинка, коробочка с песком (в котором закопаны 4 монеты); ноутбук; телевизор; презентация; 4 конверта; один большой конверт с сюрпризом; волшебный цветок; цветок с изображением смайликов на лепестках.

Ход занятия:  

  -  Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Анастасия Александровна, а ваши имена я вижу по вашим бейджикам. У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот весенний волшебный цветок. Передаем цветок друг другу и говорим «Доброе утро».

Я вижу у вас тоже стало прекрасное настроение.

- Ребята,  когда почтальон узнал, что сегодня иду к вам в гости, передал мне конверты с письмами от героев разных сказок. Посмотрите, у каждого конверта есть номер.  А это письмо без номера. Давайте прочитаем, что в нём написано.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Герои разных сказок, написали вам письма, чтобы попросить о помощи. Если вы выполните все задания в 4 конвертах, тогда сможете открыть тайну большого конверта под №5. Каждое письмо открыть можно только после выполнения задания. Вы обязательно со всем справитесь. Желаем удачи».

- Ребята, вы готовы, выполнить задания и помочь героям сказок? (ответ детей) Да!

- А для того, чтобы найти ответы на все вопросы мы отправимся в детскую лабораторию.

- А что такое лаборатория? Это место, где ученые проводят свои исследования. (Звучит музыка, отправляемся в лабораторию). Дети садятся за столы.

- Сегодня мы с вами будем выполнять роль учёных. Но прежде чем приступить к экспериментам, вспомним правила поведения в лаборатории,

 - Посмотрите на экран.

1. Внимательно слушать;

2. Точно выполнять указания;

3. Аккуратно работать с оборудованием и материалами;

4. В конце опытов делать выводы.

- И так пришло время открыть конверт №1

- А герой из какой сказки прислал нам первое письмо, вы узнаете, отгадав загадку. (воспитатель читает загадку)

У отца есть мальчик странный, необычный, деревянный.

На земле и под водой ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный. Кто же это?   (Буратино!)

- Правильно, Буратино. Помните, что закопал Буратино в земле на Поле Чудес и хотел, чтобы из этого выросло дерево? (ответы детей: Монеты!)

- Правильно монеты. Буратино просит нас о помощи, найти монеты в песке, но при этом не раскапывать его руками. Как же это сделать? (предположения детей)

- Правильно, в этом нам поможет магнит.  Давайте, вспомним, а сколько монет Буратино закопал? Правильно, 4 монеты. Из песка нужно достать 4 монеты.

Опыт №1. «Клад». Положите перед собой коробочку с песком, берем в руки магнит, и проводим над песком. (дети выполняют)

-  Скажите, а почему магнит притянул монеты?

 - Правильно, он притягивает металлические предметы, а монеты изготовлены из металла. У всех получился опыт?

-  Мы выполнили первое задание, помогли Буратино достать монеты из песка и открываем следующий конверт.

Конверт №2

-  Героев следующей сказки узнаем по песенке. (звучит фрагмент песни).

 - Правильно, ребята это сказка «Три поросёнка».

 - Вспомните, из какого материала построили свои домики поросята? Ответы детей (из соломы, прутиков и   камня).

- Стали они спорить, чей домик прочнее и надёжнее. Спорили, спорили и совсем поссорились. Как же их помирить?

- Верно, предлагаю проверить солому, прутики и камень на прочность.

Опыт №2 «Самый прочный дом»

- Посмотрите, у вас на столах лежат соломинка, веточка от дерева и камушек. Возьмите соломинку, рассмотрите её, какая она — тонкая, хрупкая, положите её на стол и слегка подуйте. Что происходит? (Ответы детей Соломинка сдвигается с места.)

-А теперь возьмите прутик, так же положите на стол и слегка подуйте, а теперь посильнее! Веточка слегка сдвинулась с места.(ответы детей)

-А теперь рассмотрите камень, он какой (твёрдый, прочный, не меняет своей формы) — попробуйте подуть на него! Не получается?! Значит, какой мы сделаем вывод? (Ответы детей) Дети делают вывод: всё-таки камень самый прочный материал, и из него будет самый прочный дом! Правильно.

- А сейчас мы немного отдохнем.

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Два наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Конверт №3 «Царевна – лягушка»

- Герои следующей  сказки изображены на экране. Что эта за сказка?

- «Ребята, Кощей украл Царевну, и чтобы её освободить, Иван Царевич должен вытащить иголку из воды, не замочив рук.»

- Как же он это сделает?

- Правильно, тут нам тоже поможет магнит.

Опыт №4

- У вас на столе стаканчик с водой, на дне которого скрепка (вместо иголки).

 - Возьмите магнит и проведите по стенке стакана магнитом  вверх, начиная со дна.

-  Что произошло? Магнит притягивает скрепку. (Вытаскивают скрепку)

-  У всех получилось?

- Ребята, какие же вы молодцы. И  с этим заданием вы тоже справились.

- Осталось открыть последний конверт.

Конверт №4 «Мойдодыр»

- Вспомните,  в какой сказке мальчик не любил умываться, был грязнулей? (ответы детей)

- Правильно в сказке «Мойдодыр». Мойдодыр решил устроить грязнуле банный день, но так заработался, что забыл, где мыльная вода, а где чистая.

- Поможем Мойдодыру?

Опыт №5

У вас на столах два стакана с водой, под номерами, в одном вода мыльная, а в другом простая. Как же узнать? Для этого нам понадобится трубочка. Что мы можем делать с помощью трубочки? (Ответы детей)

-  Возьмите стакан под номером 1, опустите в него трубочку и подуйте. Что-то произошло с водой?

- Возьмите стакан под номером 2, опустите туда трубочку и подуйте. Что произошло с водой? (ответы детей). В мыльной воде образуется мыльная пена, а в чистой нет. Чем отличается мыльная вода от чистой? (Ответы детей) Вывод: в чистой воде пена не образуется. 

- Ребята, Мойдодыр очень рад, что вы ему помогли.

- Вы справились со всеми заданиями.

- Понравилось вам быть учеными?  

- Вам понравилось экспериментировать?

- Какие опыты вам понравились больше? 

- У Вас на столах находится «Цветок настроения», на лепестках которого изображены смайлики с разным настроением. Оторвите у цветка тот лепесток смайликом, которое передает ваше настроение и покажите ваши смайлики. Я вижу у вас у всех было прекрасное настроение в течение всего занятия. (дети показывают свои смайлики).

Пришло время открыть тайну большого конверта под номером 5. (воспитатель читает письмо)

Письмо:

«Дорогие ребята! Спасибо, что помогли сказочным героям. Вы самые смелые, умные, отзывчивые. Вы справились со всеми экспериментами, и в подарок для вас герои отправляют книжки со сказками.

                                                                              Сказочные герои.»

Ребята посмотрите, в конверте книжки со сказками (воспитатель раздаёт книги со сказками детям).

 Вот и подошла к концу наша работа в детской лаборатории. Отправляемся обратно в группу. Ребята, обязательно расскажите своим мамам и папам про наши эксперименты, и предложите им попробовать сделать их дома, но не забывайте о технике безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...