Программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Мастерская знаний»
рабочая программа по окружающему миру
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_masterskaya_znaniy.docx | 72.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 «Журавленок»
Рассмотрено | Утверждено: | |
на Педагогическом Совете | Заведующий МБДОУ Ужурский детский сад №3 «Журавленок» | |
Протокол № | ______________Давлетова Н.В. | |
от « » ________ 20___ г. | Приказ № _____ от « »____________ 20___г. |
Программа дополнительного образования
по опытно – экспериментальной деятельности детей
дошкольного возраста
«Мастерская знаний»
Составитель программы: |
Чевычелова Е.В., воспитатель. |
2021 г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………4
Направленность программы………………………………………………4
Новизна и отличительные особенности………………………………….4
Актуальность……………………………………………………………….4
Педагогическая целесообразность………………………………………...5
Цель программы……………………………………………………………5
Задачи программы (обучающие, развивающие, воспитательные)……...5
Возраст, количество обучающихся (оптимальное количество детей в группе) …………………………………………………………………………….6
Условия реализации………………………………………………….……6
2. Формы занятий (теоретические, игровые, практические и т.п.)…..6
3. Режим занятий …………………………………………………….….7
4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности……………………………………………………………….7
5. Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающих………………………….….8
6. Оборудование детской лаборатории …………………...……………8
7. Этапы реализации проекта…………………………………………...9
8. Содержание работы по опытно – экспериментальной деятельности с учётом интеграции образовательных областей программы ……..……………………………………………………….………10
9. Перспективное планирование во второй младшей группе……...11
10. Перспективное планирование в средней группе….…….……...13
11. Перспективное планирование в старшей группе….…….……...16
12. Методическое обеспечение (помещение, техническое оснащение, специальное оборудование, пособия, дидактические материалы, список методических материалов, список литературы для обучающихся и родителей, список литературы для педагога).………………………………………..……..18
13. Список литературы………………………………………………….18
14. Приложение……………………………………...…………………...20
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом ФГОС.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Новизна и отличительные особенности
Новизна программы состоит в том, что разработана и апробирована система экспериментально-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира обучающимися.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих является включение исторического материала, интеграция естественных наук в рамках изучаемых разделов, организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, экспериментальной, исследовательской и трудовой деятельности, а также организация познавательного развивающего общения обучающихся.
Актуальность
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.
Самый эффективный способ познания огромного мира — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Проблема
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко.
Педагогическая целесообразность
Эффективным для овладения детьми исследовательской и экспериментальной деятельностью является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта.
О преимуществах данной технологии говорили многие выдающиеся педагоги и психологи: Джон Дьюи, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и многие другие.
Данная программа позволит дошкольникам самостоятельно приоткрыть дверь в мир естественных наук.
Цель: формирование и развитие познавательных интересов обучающихся через исследовательскую и экспериментальную деятельность, интеграция естественных наук.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с основами исследовательской и экспериментальной деятельности, этапами и методами организации экспериментов и наблюдений, характерными для естественных наук;
- сформировать навыки осуществления экспериментальной деятельности, использования оборудования и измерительных приборов;
- сформировать организационные умения и навыки: планировать свою деятельность и осуществлять на практике планируемые экспериментальные действия, осуществлять анализ полученных результатов, сопоставляя с первоначальными гипотезами;
- сформировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, физических явлениях;
- способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о воде, бумаге, воздухе, свете, песке и глине, магнитном поле.
Развивающие:
- развивать умения видеть проблему, искать и находить пути ее решения, вырабатывать гипотезы, классифицировать и систематизировать, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и др.;
- развитие психических процессов: внимание, память, мышление (логическое, аналитическое, критическое), воображение;
- развивать речь, пополнение словарного запаса;
- развивать аккуратность, ответственность, последовательность;
Воспитательные:
- сформировать устойчивый интерес к естественным наукам, любознательность, познавательную открытость;
- сформировать уважительное отношение к достижениям человечества в области науки и техники;
- воспитание общепринятых норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для детей дошкольного возраста 3-6 лет
Количество обучающихся в группе не более 10 человек.
Условия реализации
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Срок реализации программы
Данная Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы занятий
Занятие осуществляется в познавательной и продуктивной формах.
К познавательной форме относятся фронтальные занятия, наблюдения, рассматривание альбомов и фотографий, тематические и ситуативные беседы.
К продуктивной форме относятся совместная деятельность педагога с ребенком, самостоятельная деятельность детей (групповая, парная), трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения.
На занятиях применяются исследовательские методы обучения:
- репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный и создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений;
- продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю для каждого возраста, 4 раза в месяц.
Продолжительность занятия: от 10 до 30 мин (в зависимости от возраста)
Предполагаемый результат:
1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно
выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
3. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
4. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Перспективы:
1. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями с учётом интеграции образовательных областей программы;
2. Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий
уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов;
3. Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой
активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
4. Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
5. Пополнять предметно – развивающую среду.
Способы определения результативности
Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов устанавливается на основании систематического контроля и сбора информации:
- педагогическое наблюдение
- беседа
- тестирование
- рассказы детей
- «Книга опытов и экспериментов» (книга, созданная в течение учебного года с фотографиями, описаниями опытов, высказываниями детей)
- журнал промежуточных результатов освоения детьми программы по дополнительному образованию
Контроль обучения реализуется в различных формах:
- Текущий контроль;
- Тематический контроль;
- Итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии с целью установления качества и эффективности выбранных форм занятий, методов обучения и способов деятельности обучающих, а также с целью проверки усвоения обучающимися содержания программы. Текущий контроль осуществляется с помощью педагогического наблюдения, игр, бесед, индивидуальных и групповых заданий различных типов.
Тематический контроль осуществляется по окончании изучения определенного раздела программы с целью установления степени усвоения обучающимися содержания программы и планирования педагогической деятельности на следующих этапах обучения, определения необходимости коррекции знаний и умений детей, повторения уже изученного материала. Тематический контроль организуется в форме образовательных игр, использующих и расширяющих основные понятия, факты, термины и определения раздела с включением задач экспериментального характера. При проведении тематического раздела при необходимости используются тестовые задания, задания проблемного и эвристического характера.
Итоговый контроль осуществляется на этапе завершения обучения по данной программе и включает в себя понятия, факты, термины и определения по всему содержанию программы. Обязательной частью итогового контроля является представление обучающимися выполненных индивидуально или в небольших группах самостоятельно разработанных экспериментов, небольших исследований.
Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся
Проверка знаний, умений и навыков обучаемых происходит 2 раза в год (сентябрь/май). Полученные данные заносятся в «Журнал промежуточных результатов освоения детьми программы по дополнительному образованию».
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Этапы реализации проекта
Этап | Формы работы | Содержание деятельности |
1.Организационно – диагностический | 1. Анализ научной и методической литературы. 2.Разработка перспективного планирования с детьми и родителями. 3.Организация предметно – развивающей среды. | 1. Определение актуальности, проблемы, цели. 2. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга. 3. Создание условий для детского экспериментирования.
|
2.Формирующий | 1.Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
| 1.Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки») 2.Работа с детьми:образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеопрезентаций. 3. Работа с родителями: Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные бюллетени, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.
|
3.Заключительный | 1.Мониторинг на конец учебного года 2.Сравнительный анализ результатов 3.Перспективы | 1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года
|
Содержание работы по опытно – экспериментальной деятельности
с учётом интеграции образовательных областей программы.
Познавательное развитие
Развитие сенсорной культуры. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.
Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.
Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.
Социально-коммуникативное развитие
Развитие игровой деятельности. В игре ребенок развивается, познает мир, общается.
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать освоению детьми соответствующего словаря (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводов)
Художественно-эстетическое развитие
Расширять представления о предметах и объектах средствами художественной литературы.
Расширять кругозор в части изобразительного искусства, фиксация результатов опытов и экспериментов.
Физическое развитие
Расширять кругозор детей в части представлений о здоровом образе жизни.
Формировать целостную картину мира и расширять кругозор в части представлений о труде взрослых ; выполнение трудовых действий.
Речевое развитие
Развитие речи как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Перспективное планирование во второй младшей группе
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
СЕНТЯБРЬ | |||
«Есть ли у воды вкус?» Цель: выявить свойства воды – не имеет запаха и вкуса, развивать любознательность. | «Какого цвета вода?» Цель: использовать игровую ситуацию для ознакомления детей с такими свойствами воды, как прозрачность, возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью). | «Овощи, фрукты» Цель: учить детей различать овощи, фрукты, называть их, характеризовать на вкус | «Сухой и мокрый песок» Цель: выявлять свойства сухого и мокрого песка (показать детям, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить). |
ОКТЯБРЬ | |||
«Какие предметы держатся на воде?» Цель: Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, другие - тонут. | «Камни» Цель: предложить детям рассмотреть камни, через лупу; формировать представления о некоторых свойствах камней (твёрдость, прочность). | «Солнечный зайчик» Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем; развивать любознательность. | «Что в коробке?» Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. |
НОЯБРЬ | |||
«Легкий – тяжелый» Цель: объяснить детям, что предметы бывают легкие и тяжелые; учить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). | «Волшебная кисточка» Цель: продолжать знакомить детей с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый). | «Как вода гулять отправилась» Цель: дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. | «Рыбалка» Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок; развивать познавательный интерес. |
ДЕКАБРЬ | |||
«Тонет – не тонет» Цель: продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказывать о происходящем. | «Лёд и снег» Цель: предложить детям сравнить свойства льда и снега; рассказать о том, что лед и снег образованы из воды. | «Тает льдинка» Цель: познакомить детей со свойством замерзания воды на морозе и таяния в тепле. | «Свойства снега» Цель: организовать экспериментирование со снегом ; выявит свойства снега (снег тает, может быть липким, рыхлым). |
ЯНВАРЬ | |||
«Свойства снега» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, предложить определить, какой снег сегодня, научить лепить из снега шары, складывать из них различные фигуры. | «Изготовление цветных льдинок» Цель: продолжать знакомить детей с тем, что в воде растворяется краска. что вода замерзает на морозе. | «Экспериментирование со снегом» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий ( в мороз снег не лепится, скрипит под ногами , становится «пушистым»). | |
ФЕВРАЛЬ | |||
«Экспериментирование с песком» Цель: формировать у детей представления об объектах природы и природных материалах, свойствах песка; активизировать словарный запас детей. | «Экспериментирование со снегом» Цель: познакомит детей с таким свойством снега, как лёгкость (предложить детям сдуть снег с веточек, со скамейки, с варежки). Развивать любознательность, интерес явлениям и объектам природы. | «Солнце в феврале» Цель: предложить детям потрогать стену дома на солнечной и на северной стороне, определить, где она теплее. Подвести детей к выводу о том, что солнце греет всё сильнее, приближается весна. | «Музыка или шум?» Цель: учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. |
МАРТ | |||
«Бумага, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит.) | «Куда бегут ручейки?» Цель: предложить детям пустить кораблики, щепки, определить направление движения воды по движению предметов. Пояснить детям, что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки. | «Куда делась лужица?» Цель: показать детям, как губка впитывает воду, предложить рассказать, что произошло, куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство, вызвать желание экспериментировать. | «Что звучит?» Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет. Развивать любознательность, интерес явлениям и объектам природы. |
АПРЕЛЬ | |||
«Температура предметов на солнце и в тени» Цель: учить детей сравнивать температуру предметов в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладоням, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением. | «Свойства воды» Цель: расширять представления детей о свойствах воды, в ходе демонстрационных опытов и самостоятельного экспериментирования подвести детей к выявлению такого свойства воды, как способность принимать форму сосуда, в котором она находится. | «Уголь и мел» Цель: продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать детям, что уголь и мел – твёрдые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый след, уголь – чёрный. | «Нагревание воды» Цель: предложить детям потрогать воду, налитую в две одинаковые небольшие ёмкости, одну ёмкость оставить в тени, другую вынести на солнечное место. В конце прогулки предложить снова определить температуру воды, подвести детей к выводу: солнце нагрело воду. |
МАЙ | |||
«Древесина, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердая, гладкая, шершавая); степень прочности; толщина и свойства (горит, не бьется, не тонет в воде). | «Ткань, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). | «Свойства песка» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка, помочь сделать вывод о том, что песок легко впитывает воду. Развивать познавательный интерес детей, учить делать элементарные выводы. | «Свойства глины» Цель: на основе сенсорного опыта формировать у детей представления о свойствах глины, учиться выявлять и называть свойства сырой глины (мягкая, пластичная, вязкая, липкая, хорошо мнётся, под воздействием усилий рук легко меняет форму). |
Перспективное планирование в средней группе
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
СЕНТЯБРЬ | |||
«Путешествие с капелькой» Цель: создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. | «Вода прозрачная, но может менять цвет» Цель: определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы | «Значение воды в жизни растений» Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений | Игра « Водяной у нас в гостях» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение в процессе проведения игры |
ОКТЯБРЬ | |||
«Ветер, ветер ветерок» Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. | «Поиски воздуха» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | «Летающие семена» Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. | «Песочная страна» Цель: выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. |
НОЯБРЬ | |||
«В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича» Цель: уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится) | «Плавающие и тонущие предметы» Цель: дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку, тонет, плавает . | «Плавающее перо» Цель: расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека | «Мех. Зачем зайчику другая шуба» Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. |
ДЕКАБРЬ | |||
«Песок, глина» Цель: учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. | «Волшебная рукавичка» Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри) | «Метал» Цель: узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность) | «Действие магнита на предмет» Цель: расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. |
ЯНВАРЬ | |||
«Как снег становиться водой» Цель: показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. | «Льдинка и снежинка» Цель: формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. | «Вода, лед, снег» Цель: продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. | |
ФЕВРАЛЬ | |||
«Волшебная кисточка» Цель: получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | «С водой и без воды» Цель: помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | «Путешествие в мир стеклянных вещей» Цель: познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы. | «Как достают скрепку из воды» Цель: помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе |
МАРТ | |||
«Почему растаяла Снегурочка» Цель: расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед. | «Освобождение бусинок из ледяного плена» Цель: создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми | «Теплая капелька» Цель: познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой .. | «Стекло, его качества и свойства» Цель: узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость) |
АПРЕЛЬ | |||
«Чудеса растений» Цель: дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. | «Нужен ли корешкам воздух» Цель: помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. | «Почва( песок, глина камни)» Цель: расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. | «Солнечные зайчики» Цель: формировать представления о свойствах солнечных лучей |
МАЙ | |||
«Зачем растения вертятся» Цель: показать детям, что для роста растениям необходим свет. | «Растениям – теплую водичку» Цель: дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. | «Передача солнечного зайчика» Цель: показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. | «В мире пластмассы» Цель: знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. |
Перспективное планирование в старшей группе
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
СЕНТЯБРЬ | |||
«Откуда берется песок» Цель: научить детей определять физические свойства песка. | «Состав глины и песка» Цель: определять состав песка, глины. | «Мокрый песок принимает любую нужную форму» Цель: научить детей определять физические свойства песка. | «Песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо» Цель: определить сыпучесть песка и глины. |
ОКТЯБРЬ | |||
«Какие бывают камни» Цель: сформировать представление о разнообразности вида камней, свойства камня, учить классифицировать по различным признакам. | «Обследование камней: размер, цвет, вес» Цель: рассказать детям о камнях, учить определять их свойства. | «Твердый камень» Цель: сформировать представление о твердости камня. | «Рисующие камни» Цель: сформировать представление о свойствах камня. |
НОЯБРЬ | |||
«Как работает воздух» Цель: помочь детям увидеть, как воздух может поддерживать предметы | «Воздух легче воды» Цель: доказать, что воздух легче воды | «Движение воздуха» Цель: познакомить детей со свойствами воздуха – движением воздуха. | «Воздух в человеке» Цель: познакомить детей со свойствами воздуха. |
ДЕКАБРЬ | |||
«Вода не имеет вкуса», «У воды нет запаха» Цель: уточнить представления детей о свойствах воды | «Делаем льдинки» Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде. | «Можно ли пить талую воду» Цель: показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. | «Способность воды отражать предметы» Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы. |
ЯНВАРЬ | |||
«Выявление свойств металлов» Цель: познакомить детей со свойством металлических предметов намагничиваться. | «Взаимодействие двух магнитов» Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. | «Магнитное поле вокруг магнитов» Цель: познакомить детей с наличием вокруг магнита магнитного поля. | |
ФЕВРАЛЬ | |||
«Из чего состоит почва?» Цель: определить состав почвы. | «В почве есть воздух» Цель: показать, что в почве есть воздух. | «Нужен ли корням растения воздух?» Цель: показать, что растениям для роста необходима рыхлая почва. | «Загрязнение почвы» Цель: показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. |
МАРТ | |||
«Соль» Цель: познакомить детей со свойствами соли. | «Театр теней» Цель: познакомить детей со свойством солнечного света – тенью. | «Эффект радуги» Цель: расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги. | «Какие предметы быстрее нагреваются?» Цель: показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. |
АПРЕЛЬ | |||
«Цветы лотоса» Цель: познакомить со свойством бумаги – становиться тяжелее при намокании. | «Какая бумага сильнее?» Цель: формировать представления о бумаге и её свойствах | «Можно ли склеить бумагу водой?» Цель: познакомить детей со склеивающим эффектом бумаги. | «Веселая полоска» Цель: познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха: развивать любознательность. |
МАЙ | |||
«Из чего состоит ткань?» Цель: объяснить детям, что ткань состоит из ниточек. | «Меняем цвет ткани» Цель: показать детям, что ткань можно красить. | «Необычное рисование» Цель: познакомить детей с природными красителями. | «Солнечные зайчики» Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков. |
Методическое обеспечение
1. Болушевский С., Яковлева М. 100 научных опыторв для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче / ООО «Издательство «Эксмо», 2015;
2. Вайткене Л.Д., Филиппова М.Д. Опыты и эксперименты / Москва : Издательство АСТ, 2017;
3. Зубкова Н.: Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет// Речь, 2013;
4. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997;
5. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2;
6. Рыжова Н.А.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2;
7. Султанова М.Н Простые опыты с природным материалом/ Хатбер-пресс, 2016;
8. Султанова М.Н. Простые опыты с бумагой/ Хатбер-пресс, 2016;
9. Султанова М.Н. Простые опыты с водой/ Хатбер-пресс, 2016;
10. Султанова М.Н. Простые опыты с воздухом/ Хатбер-пресс, 2016;
11. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика, 2001. — № 1;
12. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, Азбука воспитания, 2017;
13. Картотека опытов для детей дошкольного возраста;
14. Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005;
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004;
3. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е. В. Марудова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016;
4. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990;
5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001;
6. Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015.
Приложение
«Сухой и мокрый песок»
Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка.
Оборудование: формочки, совочки, лейка с водой.
Ход занятия – эксперимента
Организационный момент:
Детей встречает Каркуша и сообщает о том, что он сегодня пригласил гостей, а чем их угощать не знает.
Воспитатель: Вы хотите помочь Каркуша приготовить угощенье?
Предполагаемые ответы детей: ДА!
Воспитатель: А из чего мы можем сделать угощенье?
Предполагаемые ответы детей: из песка.
Выполнение 1 части эксперимента:
Дети делают куличики из сухого песка.
Воспитатель: У вас получились куличики из песка?
Предполагаемые ответы детей: НЕТ!
Воспитатель: А почему?
Предполагаемые ответы детей: Потому что песок сухой.
Воспитатель: Делает вывод из ответов детей – Из сухого песка не лепится песок. Песок рассыпается.
Воспитатель обращается к детям – Что делает песок? – а в это время сыпет песок с руки в песочницу.
Предполагаемые ответы детей: песок сыпется, просыпается, высыпается.
Каркуша: А что надо сделать, чтобы получились куличики из песка?
Предполагаемые ответы детей: полить песок.
Выполнение 2 части эксперимента:
Воспитатель поливает песок из лейки, а дети наблюдают за действиями воспитателя.
Каркуша: ОЙ, а куда вода делась?
Предполагаемые ответы детей:
Воспитатель: Вода впиталась в песок. А песочек стал мокрый. Воспитатель обращает внимание на цвет песка (мокрый песок стал тёмный, а сухой песочек светлый.)
Давайте попробуем слепить куличи из мокрого песка.
Дети лепят куличи из мокрого песка.
Воспитатель читает стих:
Вот ведерко, вот совок.
Я иду играть в песок.
Напеку я без пеней
Пирогов и куличей.
А из камешков — печенье.
Вот какое угощенье!
Это все не для ребят,
Это куклы все съедят.
Воспитатель с Каркушей: Получились куличики?
Предполагаемые ответы детей: ДА!
Воспитатель подводит итог эксперимента: Из мокрого песка хорошо лепить куличи, а из сухого не лепится потому, что песок рассыпается.
Каркуша: Ой, спасибо ребята, что помогли приготовить мне и моим гостям угощение. Побегу их встречать. До свидания!
«Водяной у нас в гостях»
Цель: формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к играм-экспериментам с водой.
Задачи:
Расширять представления у детей дошкольного возраста о свойствах предметов через игры с водой;
Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе
экспериментальной деятельности;
Развивать ориентировку в пространстве через игровую деятельность.
Пространственная среда: игровая площадка детского сада
Предметно-пространственная среда: Одноразовые стаканчики, трубочки,
мыло, терка, поднос, 2 тазика с водой, 2 ведра со схемами, предметы
(пенопласт, ключ, лист бумаги, ластик, пластмассовый кубик, камень)
картотека загадок.
Среда взаимодействия:
- отношение к сверстникам и взрослым: общение со взрослым и сверстниками под руководством взрослого;
Ход развлечения:
Дети и воспитатель гуляют на игровой площадке.
Приходит Водяной
Водяной: Здравствуйте, мои друзья! А узнали вы меня? (ответы детей)
Я Водяной, я Водяной,
Поговорил бы кто со мной,
А то мои подружки,
Пиявки да лягушки.
Фу, какая гадость.
Ребята, у вас наверно в детском саду так весело, я услышал ваш смех и
увидел, как вы играете. А можно и мне с вами поиграть? (ответы детей)
Водяной: Ребята как у вас здесь здорово. А вы знаете, где я живу?(ответы
детей). Молодцы, правильно, я живу в болоте
Воспитатель предлагает детям рассказать Водяному какие водоемы они еще знают (река, море, океан, ручеек, лужа и т.д.).Воспитатель предлагает Водяному и детям в подвижную игру «Ручейки, озера, капельки»
Подвижная игра «Ручейки, озера, капельки»
По команде «ручейки» дети встают друг за другом и бегут друг за другом, изображая ручей. По команде «озера» образуют круг и двигаются шагом по кругу.
По команде капельки разбегаются врассыпную.
Водяной: Как здорово мы с вами поиграли. Я очень люблю воду и все, что с
ней связано. А вы любите? (ответы детей)
- Что люди делают с водой? (готовят обед, пьют, купаются, стирают,
моют, поливают)
- Кто без воды не может жить? (люди, растения, животные, птицы)
- Зачем нужна вода растениям и животным? (чтобы жить и расти)
- Есть ли вода на небе? Где? (есть: в тучах, облаках, в снежинках, туманах)
Водяной: А вы любите играть с водой? (ответы детей). Я тоже люблю
играть с водой, поиграем вместе.
Водяной предлагает игру «Веселые пузырьки» (водный оркестр)
Воспитатель раздает детям и водяному стаканчики наполненные водой и, по трубочке. Предлагает детям по команде дуть в трубочку, издавая как можно громче звук пузырьками. По команде «Девочки» дуют девочки, по команде «Мальчики» - мальчики, а потом все вместе.
Воспитатель: А теперь мои ребятки, загадки
Загадывает загадки Водяному и детям
Постираем мы сейчас
Нужно мыло, нужен…(таз)
Ускользает как живое, но не выпущу его я,
Белой пеной пенится, мыть, стирать не ленится (мыло).
Воспитатель: Молодцы, мои ребятки отгадали все загадки.
Воспитатель обращает внимание на заранее приготовленный стол, на котором стоят два тазика с водой, мыло и терка. Дети, а кто из вас знает, как сделать самую большую пену (ответы детей). Воспитатель предлагает натереть мыло на терке и добавить в воду.
Проводится игра между мальчиками и девочками «У кого пена больше».
Игра «У кого пена больше»
Для проведения этой игры надо потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохнуть воздух, а теперь подуть на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот. Потом опустить конец трубочки в тазик с водой и дуть в мыльную воду. Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Водяной: Как здорово, как много вы надули пены! Молодцы! Ребята, а вы
сможете мне помочь, у себя в болоте я нашел много разных предметов.
Только одни из них тонут, а другие нет. А вы знаете почему? (ответы детей).
Водяной предлагает игру «Отгадай-ка».
Игра «Отгадай-ка»
Приготовить два ведра со схематичным изображением «тонет - не тонет»,
различные предметы. Дети должны распределить предметы по соответствующим ведеркам.
Водяной: Спасибо вам ребята у вас было весело и интересно, но мне пора снова к себе в болото. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» руководи...
Программа дополнительного образования по развитию физических качеств детей дошкольного возраста (программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования) (подвижные игры
Кружок "Непоседы"...
Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...
Рабочая программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Я умею!»
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...
Программа по опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность детей...