рабочая программа по экологии
рабочая программа по окружающему миру
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Зеленая тропинка »
Программа предназначена для детей 3-7 лет.
Срок реализации программы – 4 года
Составители: Мункуева С.Б.
Г. Кяхта
Содержание
- Пояснительная записка.................................................................................... 3
- Учебно-тематический план.............................................................................. 7
- Содержание изучаемого курса...................................................................... 8
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы… 12
- Список литературы....................................................................................... 14
- Приложение 1.................................................................................................. 16
Пояснительная записка
В наше современный, высокотехнологичный век, остро стоит проблема ухудшение экосистемы нашей планеты. Сегодня все человечество решает и обсуждает глобальные проблемы окружающей среды, много работы проводится во благо сохранения природы. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный выход из сложившейся ситуации для нас.
Первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном возрасте. Как начальное звено экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное и социальное значение для всего общества : своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.
Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Воспитание юного эколога, знающего и любящего природу - задача особенно актуальная не может быть успешно решена без глубокого познания природы своей Родины, освоения экологической культуры. Процесс познания и усвоения, экологическое воспитание молодого поколения осуществляется успешнее, если работа в данном направлении начинается как можно раньше, т.е. с дошкольного возраста, когда формируются первые представления ребенка об окружающем мире, отношения к нему.
Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начал экологического воспитания, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие к взрослому, подражание ему.
Психологи, педагоги доказали, что на основе возрастных, умственных и познавательных способностей старшие дошкольники способны проявить устойчивый интерес к природе и окружающему миру у детей среднего и старшего дошкольного возраста под руководством взрослых может быть сформирована система знаний об окружающем мире, которая становится основой их сознательного отношения к нему. Психологи выявили, что в старшем дошкольном возрасте имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы экологического воспитания детей данного возраста.
В настоящее к системе российского образования предъявляются новые социальные требования, перед ней поставлены новые требования: модернизация, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.
При реализации образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДОО предлагает обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Настоящая программа разработана на основе программы С.Н. Николаевой
«Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения. В год проводится занятия:
Вторая младшая группа 1 раз в месяц. 9 – занятий. Средняя группа 1раз в месяц. 9 - занятий.
Старшая группа 1 раз в месяц. 9 - занятий. Подготовительная группа 1 раз в месяц. 9- занятий.
Продолжительность каждого занятия составляет во второй младшей группе не более 15 мин.;
в средней группе – до 20 мин.; в старшей группе – до 25 мин,
в подготовительной к школе группе не более 30 мин.
В план занятия включаются физкультминутки. Двигательная активность помогает раскрепостить ребёнка, повышает работоспособность.
Работа по экологическому воспитанию ведется в форме кружковой работы. Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения:
игра – путешествие;
занятия в игровой форме;
экскурсии в природу;
досуги;
экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya-programma-po_ekologii.docx | 60.06 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Зеленая тропинка »
Программа предназначена для детей 3-7 лет.
Срок реализации программы – 4 года
Составители: Мункуева С.Б.
Г. Кяхта
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Учебно-тематический план 7
- Содержание изучаемого курса 8
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы… 12
- Список литературы 14
- Приложение 1. 16
Пояснительная записка
В наше современный, высокотехнологичный век, остро стоит проблема ухудшение экосистемы нашей планеты. Сегодня все человечество решает и обсуждает глобальные проблемы окружающей среды, много работы проводится во благо сохранения природы. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный выход из сложившейся ситуации для нас.
Первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном возрасте. Как начальное звено экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное и социальное значение для всего общества : своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.
Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Воспитание юного эколога, знающего и любящего природу - задача особенно актуальная не может быть успешно решена без глубокого познания природы своей Родины, освоения экологической культуры. Процесс познания и усвоения, экологическое воспитание молодого поколения осуществляется успешнее, если работа в данном направлении начинается как можно раньше, т.е. с дошкольного возраста, когда формируются первые представления ребенка об окружающем мире, отношения к нему.
Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начал экологического воспитания, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие к взрослому, подражание ему.
Психологи, педагоги доказали, что на основе возрастных, умственных и познавательных способностей старшие дошкольники способны проявить устойчивый интерес к природе и окружающему миру у детей среднего и старшего дошкольного возраста под руководством взрослых может быть сформирована система знаний об окружающем мире, которая становится основой их сознательного отношения к нему. Психологи выявили, что в старшем дошкольном возрасте имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы экологического воспитания детей данного возраста.
В настоящее к системе российского образования предъявляются новые социальные требования, перед ней поставлены новые требования: модернизация, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.
При реализации образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДОО предлагает обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Настоящая программа разработана на основе программы С.Н. Николаевой
«Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения. В год проводится занятия:
Вторая младшая группа 1 раз в месяц. 9 – занятий. Средняя группа 1раз в месяц. 9 - занятий.
Старшая группа 1 раз в месяц. 9 - занятий. Подготовительная группа 1 раз в месяц. 9- занятий.
Продолжительность каждого занятия составляет во второй младшей группе не более 15 мин.;
в средней группе – до 20 мин.; в старшей группе – до 25 мин,
в подготовительной к школе группе не более 30 мин.
В план занятия включаются физкультминутки. Двигательная активность помогает раскрепостить ребёнка, повышает работоспособность.
Работа по экологическому воспитанию ведется в форме кружковой работы. Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения:
игра – путешествие;
занятия в игровой форме;
экскурсии в природу;
досуги;
экспериментальная деятельность;
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Наглядные | Практические | Словесные |
Экскурсии | Продуктивная деятельность | Рассказывание |
Целевые прогулки | детей, | Беседа |
Наблюдения | Оформление гербарий, | Чтение |
Показ сказок (педагогом, | коллекций, | художественной |
детьми) | Изготовление наглядных | и научно- |
Рассматривание | пособий | популярной |
иллюстраций, репродукций | Игра | литературы |
Эксперименты | Дидактические игры | |
(кратковременные | (настольно-печатные, | |
длительные) | словесные), | |
Определение по | Игры-занятия | |
определённым предмета | Подвижные игры | |
признакам | Творческие игры | |
Восстановление картины | ||
целого по отдельным | ||
признакам |
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения дети могут:
- назвать некоторые растения, животных и их детенышей.
-выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.
-проявлять бережное отношение к природе.
К концу второго года обучения дети могут:
- назвать домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.
- различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.
- называть времена года.
- знать и соблюдать элементарные плавила поведения в природе.
К концу третьего года обучения дети могут:
- называть времена года, отмечать их особенности.
-знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.
-знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений.
- бережно относиться к природе.
К концу четвертого года обучения дети могут:
- знать некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.
- знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
- знать правила поведения в природе и соблюдать их.
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Результаты освоения программы:
Количественный анализ:
- посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту (см. приложение 1.), практические материалы.
Качественный анализ:
- формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнитель ный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в викторинах, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных экологическим темам, детские выставки в детском саду и за его пределами.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа может быть использована в работе кружков, как специализированная, для дополнительного образования детей по экологическому воспитанию.
Основная цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи программы
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе
«Человек-природа» и в самой природе;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
- на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
- развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- формирование навыков рационального природо - использования;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового об- раза жизни.
Содержание изучаемого курса
Первый год обучения (Младшая группа)
- Вводное занятие. Знакомство с детьми.
- Осень в природе. Знакомство с участком д/сада и его обитателями, осенние изменения в жизни растений и животных, подготовка растений участка и животных к зиме, знакомство и работа с календарем наблюдений (настенное панно с изображение девочки и мальчика и комплект одежды по всем сезонам; виды осадков: капли, снежинки, град и т.д.).
- Комнатные растения. Общее знакомство с комнатными растениями (растение – живой организм). Знакомство с бальзамином (строение растения). Знакомство с приемами ухода за растениями. Выполнение отдельных поручений по уходу за растениями, совместно с педагогом.
- Зима в природе. Зимние изменения в жизни растений и животных участка. Знакомство с зимующей птицей – Снегирь. Вывешивание кормушки, подкормка птиц. Наблюдение за снегом во время снегопада и в солнечный день.
- Весна в природе. Весенние изменения в жизни растений участка и группы, животных. Цикл наблюдений за ростом лука. Охрана растений и животных. Знакомство ребят младшей группы с основными способами ухода за растениями.
- Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение мониторинга.
Второй год обучения (средняя группа)
- Вводное занятие. Выявление накопленных знаний о природе.
- Осень в природе и практическая деятельность на участке д/сада. Осенние явления в природе. Знакомство с усложненным календарем наблюдений. Знакомство с новым деревом и кустарником, подготовка к зиме. Осенняя окраска листьев и сбор листьев для поделок из природного материала.
- Практическая деятельность в уголке природы. Знакомство с 2-мя комнатными растениями. Уточнение строения растений. Значение органов растения для их развития, растение – живой организм. Выделение признаков живых орга низмов.
- Зима в природе. Сезонные явления в зимнее время. Знакомство с новыми дикими животными – лось, зимующей птицей – поползень. Трудности в жизни диких животных в зимнее время года. Совместное изготовление кормушки и подкормка птиц, прилетающих на участок. Рассматривание снежинок.
- Весна в природе. Признаки наступления весны, наблюдение за появлением первой травы, набухание почек, появление первых листочков. Весеннее изменения в жизни животных, появление потомства. Ознакомление с основными правилами поведения на природе. Самостоятельное выращивание лука, наблюдение за птицей –Воробей.
- Экскурсии в природу в осеннее, зимнее и весеннее время года. Во время проведения теоретических и практических занятий проводятся физкультминутки и подвижные игры в соответствии с темой занятия.
- Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение мониторинга.
Третий год обучения (старшая группа)
- Вводное занятие. Воспоминание о лете.
- Осень в природе Осенние явления в природе. Знакомство с распространенными растениями нашего города. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений на участке д/сада. Наблюдение за продолжительностью их цветения, созреванием семян. Засушивание листьев и отдельных цветков растений для составления композиций, панно. Овощные культуры, их значение в жизни человека. Подготовка животных к зиме. Осмотр деревьев, выявление поломанных, больных. Опыты с песком.
- Деятельность в уголке природы. Знакомство с растениями, имеющими видоизмененные стебли, листья. Истории их происхождений. Посадка однолетних цветущих растений для наблюдений в группе. Особенности комнатных растений, содержание их осенью и уход за ними.
- Экскурсии. Экскурсии в «зимний сад» МКШИ.
- Зима в природе. Зимние явления в жизни растений, животных. Значение снегового покрова для растений и диких животных. Условия обитания домашних животных в зимнее время. Разнообразия домашних животных, их связь с человеком. Охрана природы зимой. Наблюдение и знакомство с новой зимующей птицей – Снегирь. Изготовление (самостоятельное) простейших кормушек, подкормка зимующих птиц. Опыты со снегом и льдом.
- Деятельность в уголке природы в зимнее время. Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света (дополнительное освещение). Выращивание выгоночных культур – лука и постановка опыта над ним (нехватка тепла).
- Лес – многоэтажный дом. Роль северного леса в природе и жизни человека. Кто охраняет лес (+) и (-) влияние деятельности человека на лес.
- Весна в природе. Весенние явления в жизни растений и животных. Изменение внешнего вида растений, поведение животных, прилет птиц, появление насекомых. Знакомство с 2-мя перелетными птицами: грач, кукушка. Опыты с воздухом.
- Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение мониторинга.
Большинство теоретических занятий проводятся в форме дидактических игр с использованием игровых обучающих ситуаций. Начиная со старшей группы проводятся элементарные опыты с объектами неживой природы.
Идет прослушивание музыки. Наблюдения, итоги бесед с детьми оформляются совместно с педагогом по изобразительной деятельности.
Четвертый год обучения (подготовительная к школе группа)
- Вводное занятие. Определение уровня экологической воспитанности детей. Осень в природе.
- Знакомство с усложненным календарем наблюдений. Связь сезонных изменений в природе с изменением высоты солнца. Значение листопада. Наиболее распространенные животные лесов, водоемов. Подготовка животных к зиме. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений. Злаковые культуры, их значение для жизни человека. Охрана природы осенью. Сбор растений для гербария. Оказание помощи больным и поврежденным деревьям. Опыты с песком и глиной.
- Зима в природе. Связь зимних явлений в природе с изменением высоты солнца. Жизнь наземных животных, птиц и обитателей водоемов в зимнее время. Знакомство с новым диким животным – бобр, куница; птицей – дятел. Условия обитания диких животных в зимнее время. Следы на снегу. Организация зимней подкормки птиц и развешивание кормушек вне территории д/сада. Определение загрязненности снега в различных участках поселка (дорога, д/сад). Опыты с водой.
- Лес – многоэтажный дом. Знакомство с лесом – как сообществом растений и животных. Ярусность леса. Влияние человека на жизнь леса. Знакомство с простейшими цепями питания в лесу. (+) и (-) влияние человека на лесное сообщество.
- Весна в природе. Связь весенних явлений в природе с изменением высоты солнца. Природоохранная деятельность с наступлением весны. Раннецветущие травянистые растения. Связь сроков появления насекомых и другими се- зонными явлениями природы. Опыты по определению загрязненности воздуха.
- Красная книга. Знакомство с некоторыми охраняемыми растениями и животными.
- Деятельность в уголке природы. Практическая деятельность в уголке. Практические работы в уголке проводятся в зависимости от времен года. Осень: классификация комнатных растений в зависимости от потребностей света и влаги. Особенности их внешнего вида в связи с условиями природных мест обитания. Подготовка почвы для дальнейшего использования в уголке природы. Весна: Знакомство с разными способами размножения комнатных растений, их болезни и особенности ухода. Уход за растениями ведутся посезонно.
- Экскурсии. Экскурсия в «зимний сад» МКШИ. Распознавание зимующих птиц по внешнему виду.
- Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение мониторинга.
Учебно-тематический план
Первый год обучения (Младшая группа) Примерный тематический план
№ п/п | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Осень в природе | 2 | 1 | 1 |
3 | Комнатные растения | 1 | 1 | |
4 | Зима в природе | 2 | 1 | 1 |
5 | Весна в природе | 2 | 1 | 1 |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 9 | 5 | 4 |
Второй год обучения (средняя группа) Примерный тематический план
№ п/п | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Экскурсия | 2 | 1 | 1 |
3 | Осень в природе | 1 | 1 | |
4 | Зима в природе | 1 | 1 | |
5 | Деятельность в уголке природы | 1 | ||
6 | Весна в природе | 2 | 1 | 1 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 2 | |
Итого | 9 | 3 | 6 |
Третий год обучения (старшая группа) Примерный тематический план
№ п/п | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Осень в природе | 1 | 1 | |
3 | Экскурсия | 1 | 1 | |
4 | Деятельность в уголке природы | 1 | 1 | |
5 | Зима в природе | 1 | 1 | |
6 | Лес – многоэтажный дом | 1 | 1 | |
7 | Весна в природе | 1 | 1 | |
8 | Весенние работы в уголке природы | 1 | 1 | |
9 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 9 | 5 | 4 |
Четвертый год обучения (подготовительная к школе группа) Примерный тематический план
№ п/п | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Осень в природе | 1 | 1 | |
3 | Красная книга | 1 | ||
4 | Зима в природе | 1 | 1 | |
5 | Лес – многоэтажный дом | 1 | 1 | |
6 | Деятельность в уголке природы | 1 | 1 | |
7 | Весна в природе | 1 | 1 | 1 |
8 | Экскурсия | 1 | 1 | |
9 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 9 | 6 | 3 |
Методическое обеспечение программы
Теоретический материал:
- « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;
- « Любовь к природе» С.Н. Николаева;
- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;
-«Детям о природе» М.В. Лучичь;
-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;
-«Почва-живая Земля» Н.Р.Рыжова.
- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;
- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;
- «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;
- «Ознакомление с окружающим миром: два веселых гуся»;
- «Как дятел весну встречал»;
- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.
- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;
- Экспериментально-исследовательская зона:
- лупа (23шт.);
- набор овощей пластмассовых (1шт.);
- набор грибов пластмассовых (2шт.) ;
- коллекция камней (1шт.);
- коллекция минералов (1шт);
- набор компасов (1шт.);
- коллекция круп(1шт.);
- коллекция ракушек(1шт);
- коллекция шишек (1шт.). Дидактические и настольные игры:
-«Ягоды. Детский определитель»;
-«Живая и неживая природа»;
-«Учись играя. Времена года»;
-«Кубики. Животный мир Земли»;
-«Съедобные и несъедобные грибы»;
-«Путешествие по природным зонам России»;
-«Птичий базар»;
-«Собери картинки. Насекомые»
-«В гостях у лешего»
-«Морские тайны»;
-«Чей хвост?»;
-«Деревья»;
-«Птицы русского леса»;
-«Найди следы»;
-«Жизненный цикл животных».
Список литературы:
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для ро- дителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов.- М.: Просвещение,1978.-223 с.
- Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду. М.:Просвещение, 2001.-2008
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном дет- стве.- М., 2002.
- Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка».- М., 2001.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспита- нии дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, литературными персонажами.- М., 2003.
-20 учебный год Группа Дата Воспитатели
№ | И.Ф. ребенка | отношение к природе | умения детей | ||||||||||||
проявление интереса к заметным явлениям природы | проявление бережного отношения | владение некоторыми нормами поведения | умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи | нежив ая | живая природа | владение простейшими навыками наблюдения за объектами природы | владение навыками проведения простейших опытов с объектами неживой природы: водой, песком | ||||||||
знание времен года, их последовательности, характерных признаков | растения | животные | |||||||||||||
умение различать деревья, кустарники, травы | знание названий некоторых растений | умение ухаживать за растениями вместе со взрослыми | умение различать домашних и диких | знание названий некоторых домашних животных, их детенышей и пользы для человека | знание названий некоторых диких животных, их детенышей и пользы | ||||||||||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 |
Выводы
Диагностическая карта реализации Программы «Юный эколог» в старшем дошкольном возрасте за 20 -20 учебный год Группа Дата Воспитатели
№ | И.Ф. ребенка | отношение к миру природы | умения детей | итого | ||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | неживая природа | живая природа | навыки эксперемен тирования | ||||||||||||||||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | растения | животные | ||||||||||||||||||||||
1 0 | 11 | 1 2 | 1 3 | 1 4 | 1 5 | 1 6 | 1 7 | 1 8 | 1 9 | 2 0 | 2 1 | 2 2 | 2 3 | 2 4 | 25 | 26 | ||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Выводы
Вопросы к диагностической карте
1.Проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы 2.Проявление бережного отношения к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы
3.Владение навыками экологически безопасного поведения в природе 4.Стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
5.Знание характерных признаков разных времен года 6.Знание причины смены времен года
- Вода, ее свойства, значение для живого
- Воздух, его свойства, значение для живого 9.Земля, свойства, значение для живого 10.Знает и различает 4-5 видов деревьев
11. Кустарники 12.Травы
- Растения леса, сада, луга, поля
- Комнатные растения
- Условия необходимые для роста растения 16.Уход за растения в уголке природы и на участке 17.Домашние животные и их детеныши
18.Дикие животные средней полосы и их детеныши 19.Животные и птицы полярных районов Земли 20.Животные и птицы жарких стран 21.Дикоративные животные
22.Зимующие и перелетные птицы 23.Насекомые
- Навыки ухода за декоративными животными
- Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы 26.Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии "Юный эколог"
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
рабочая программа по экологии
дидактические игры,занятия т.д....
рабочая программа по экологии
"Экологическое воспитание дошкольников 3-4, 6-7....
Рабочая программа по экологии
Аннотация и годовой план занятий по экологии...
Рабочая программа кружка "Эколог и Я"
Основная цель работы кружка воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста. Моя программа кружка, принята на педагогическом совете МБДОУ д/с №16 и утверждена приказом заведующего....
Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности
Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности...
Рабочая программа по экологии "Юный эколог" в старшей и подготовительной группе
Разработана рабочая программа по экологии на год...