рабочая программа по экологии
рабочая программа по окружающему миру

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Зеленая тропинка »

 

Программа предназначена для детей 3-7 лет.

Срок реализации программы – 4 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители: Мункуева С.Б.

 

 

 

 

 

Г. Кяхта

 

Содержание

  1. Пояснительная записка.................................................................................... 3
  2. Учебно-тематический план.............................................................................. 7
  3. Содержание изучаемого курса...................................................................... 8
  4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы… 12
  5. Список литературы....................................................................................... 14
  6. Приложение 1.................................................................................................. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

В наше современный, высокотехнологичный век, остро стоит проблема ухудшение экосистемы нашей планеты. Сегодня все человечество решает и обсуждает глобальные проблемы окружающей среды, много работы проводится во благо сохранения природы. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный выход из сложившейся ситуации для нас.

Первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном возрасте. Как начальное звено экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное и социальное значение для всего общества : своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.

Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Воспитание юного эколога, знающего и любящего природу - задача особенно актуальная не может быть успешно решена без глубокого познания природы своей Родины, освоения экологической культуры. Процесс познания и усвоения, экологическое воспитание молодого поколения осуществляется успешнее, если работа в данном направлении начинается как можно раньше, т.е. с дошкольного возраста, когда формируются первые представления ребенка об окружающем мире, отношения к нему.

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начал экологического воспитания, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие к взрослому, подражание ему.

Психологи, педагоги доказали, что на основе возрастных, умственных и познавательных способностей старшие дошкольники способны проявить устойчивый интерес к природе и окружающему миру у детей среднего и старшего дошкольного возраста под руководством взрослых может быть сформирована система знаний об окружающем мире, которая становится основой их сознательного отношения к нему. Психологи выявили, что в старшем дошкольном возрасте имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы экологического воспитания детей данного возраста.

В настоящее к системе российского образования предъявляются новые социальные требования, перед ней поставлены новые требования: модернизация, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.

При реализации образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДОО предлагает обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Настоящая программа разработана на основе программы С.Н. Николаевой

«Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения. В год проводится занятия:

Вторая младшая группа 1 раз в месяц. 9 – занятий. Средняя группа 1раз в месяц. 9 - занятий.

Старшая группа 1 раз в месяц. 9 - занятий. Подготовительная группа 1 раз в месяц. 9- занятий.

Продолжительность каждого занятия составляет во второй младшей группе не более 15 мин.;

в средней группе – до 20 мин.; в старшей группе – до 25 мин,

в подготовительной к школе группе не более 30 мин.

В            план   занятия   включаются  физкультминутки.  Двигательная  активность помогает раскрепостить ребёнка, повышает работоспособность.

Работа по экологическому воспитанию ведется в форме кружковой работы. Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

 

Формы проведения:

игра – путешествие;

занятия в игровой форме;

экскурсии в природу;

досуги;

экспериментальная деятельность;

 

 Методы проведения:  

-рассматривание картин;

-демонстрация фильмов;

-труд в природе;

-коллективный труд;

-индивидуальные поручения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya-programma-po_ekologii.docx60.06 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Зеленая тропинка »

Программа предназначена для детей 3-7 лет.

Срок реализации программы – 4 года

Составители: Мункуева С.Б.

Г. Кяхта

Содержание

  1. Пояснительная записка        3
  2. Учебно-тематический план        7
  3. Содержание изучаемого курса        8
  4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы… 12
  5. Список литературы        14
  6. Приложение 1.        16


Пояснительная записка

В наше современный, высокотехнологичный век, остро стоит проблема ухудшение экосистемы нашей планеты. Сегодня все человечество решает и обсуждает глобальные проблемы окружающей среды, много работы проводится во благо сохранения природы. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный выход из сложившейся ситуации для нас.

Первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном возрасте. Как начальное звено экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное и социальное значение для всего общества : своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.

Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Воспитание юного эколога, знающего и любящего природу - задача особенно актуальная не может быть успешно решена без глубокого познания природы своей Родины, освоения экологической культуры. Процесс познания и усвоения, экологическое воспитание молодого поколения осуществляется успешнее, если работа в данном направлении начинается как можно раньше, т.е. с дошкольного возраста, когда формируются первые представления ребенка об окружающем мире, отношения к нему.

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начал экологического воспитания, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие к взрослому, подражание ему.

Психологи, педагоги доказали, что на основе возрастных, умственных и познавательных способностей старшие дошкольники способны проявить устойчивый интерес к природе и окружающему миру у детей среднего и старшего дошкольного возраста под руководством взрослых может быть сформирована система знаний об окружающем мире, которая становится основой их сознательного отношения к нему. Психологи выявили, что в старшем дошкольном возрасте имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы экологического воспитания детей данного возраста.

В настоящее к системе российского образования предъявляются новые социальные требования, перед ней поставлены новые требования: модернизация, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.

При реализации образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДОО предлагает обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Настоящая программа разработана на основе программы С.Н. Николаевой

«Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения. В год проводится занятия:

Вторая младшая группа 1 раз в месяц. 9 – занятий. Средняя группа 1раз в месяц. 9 - занятий.

Старшая группа 1 раз в месяц. 9 - занятий. Подготовительная группа 1 раз в месяц. 9- занятий.

Продолжительность каждого занятия составляет во второй младшей группе не более 15 мин.;

в средней группе – до 20 мин.; в старшей группе – до 25 мин,

в подготовительной к школе группе не более 30 мин.

В        план        занятия        включаются        физкультминутки.        Двигательная        активность помогает раскрепостить ребёнка, повышает работоспособность.

Работа по экологическому воспитанию ведется в форме кружковой работы. Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения:

игра – путешествие;

занятия в игровой форме;

экскурсии в природу;

досуги;

экспериментальная деятельность;

 Методы проведения:  

-рассматривание картин;

-демонстрация фильмов;

-труд в природе;

-коллективный труд;

-индивидуальные поручения.

Наглядные

Практические

Словесные

Экскурсии

Продуктивная деятельность

Рассказывание

Целевые прогулки

детей,

Беседа

Наблюдения

Оформление гербарий,

Чтение

Показ сказок (педагогом,

коллекций,

художественной

детьми)

Изготовление наглядных

и научно-

Рассматривание

пособий

популярной

иллюстраций, репродукций

Игра

литературы

Эксперименты

Дидактические игры

(кратковременные

(настольно-печатные,

длительные)

словесные),

Определение по

Игры-занятия

определённым предмета

Подвижные игры

признакам

Творческие игры

Восстановление картины

целого по отдельным

признакам

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения дети могут:

- назвать некоторые растения, животных и их детенышей.

-выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

-проявлять бережное отношение к природе.

К концу второго года обучения дети могут:

  • назвать домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.
  • различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.
  • называть времена года.
  • знать и соблюдать элементарные плавила поведения в природе.

К концу третьего года обучения дети могут:

  • называть времена года, отмечать их особенности.

-знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.

-знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений.

  • бережно относиться к природе.

К концу четвертого года обучения дети могут:

  • знать некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.
  • знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
  • знать правила поведения в природе и соблюдать их.
  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Результаты освоения программы:

Количественный анализ:

  • посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту (см. приложение 1.), практические материалы.

Качественный анализ:

  • формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнитель ный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в викторинах, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных экологическим темам, детские выставки в детском саду и за его пределами.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа может быть использована в работе кружков, как специализированная, для дополнительного образования детей по экологическому воспитанию.

Основная цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

Задачи программы

Образовательные:

  • формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе

«Человек-природа» и в самой природе;

  • осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
  • на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
  • формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

  • развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
  • развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • формирование навыков рационального природо - использования;
  • охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового об- раза жизни.

Содержание изучаемого курса

Первый год обучения (Младшая группа)

  1. Вводное занятие. Знакомство с детьми.
  2. Осень в природе. Знакомство с участком д/сада и его обитателями, осенние изменения в жизни растений и животных, подготовка растений участка и животных к зиме, знакомство и работа с календарем наблюдений (настенное панно с изображение девочки и мальчика и комплект одежды по всем сезонам; виды осадков: капли, снежинки, град и т.д.).
  3. Комнатные растения. Общее знакомство с комнатными растениями (растение – живой организм). Знакомство с бальзамином (строение растения). Знакомство с приемами ухода за растениями. Выполнение отдельных поручений по уходу за растениями, совместно с педагогом.
  4. Зима в природе. Зимние изменения в жизни растений и животных участка. Знакомство с зимующей птицей – Снегирь. Вывешивание кормушки, подкормка птиц. Наблюдение за снегом во время снегопада и в солнечный день.
  5. Весна в природе. Весенние изменения в жизни растений участка и группы, животных. Цикл наблюдений за ростом лука. Охрана растений и животных. Знакомство ребят младшей группы с основными способами ухода за растениями.
  6. Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение мониторинга.

Второй год обучения (средняя группа)

  1. Вводное занятие. Выявление накопленных знаний о природе.
  2. Осень в природе и практическая деятельность на участке д/сада. Осенние явления в природе. Знакомство с усложненным календарем наблюдений. Знакомство с новым деревом и кустарником, подготовка к зиме. Осенняя окраска листьев и сбор листьев для поделок из природного материала.
  3. Практическая деятельность в уголке природы. Знакомство с 2-мя комнатными растениями. Уточнение строения растений. Значение органов растения для их развития, растение – живой организм. Выделение признаков живых орга низмов.
  4. Зима в природе. Сезонные явления в зимнее время. Знакомство с новыми дикими животными – лось, зимующей птицей – поползень. Трудности в жизни диких животных в зимнее время года. Совместное изготовление кормушки и подкормка птиц, прилетающих на участок. Рассматривание снежинок.
  5. Весна в природе. Признаки наступления весны, наблюдение за появлением первой травы, набухание почек, появление первых листочков. Весеннее изменения в жизни животных, появление потомства. Ознакомление с основными правилами поведения на природе. Самостоятельное выращивание лука, наблюдение за птицей –Воробей.
  6. Экскурсии в природу в осеннее, зимнее и весеннее время года. Во время проведения теоретических и практических занятий проводятся физкультминутки и подвижные игры в соответствии с темой занятия.
  7. Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение мониторинга.

Третий год обучения (старшая группа)

  1. Вводное занятие. Воспоминание о лете.
  2. Осень в природе Осенние явления в природе. Знакомство с распространенными растениями нашего города. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений на участке д/сада. Наблюдение за продолжительностью их цветения, созреванием семян. Засушивание листьев и отдельных цветков растений для составления композиций, панно. Овощные культуры, их значение в жизни человека. Подготовка животных к зиме. Осмотр деревьев, выявление поломанных, больных. Опыты с песком.
  3. Деятельность в уголке природы. Знакомство с растениями, имеющими видоизмененные стебли, листья. Истории их происхождений. Посадка однолетних цветущих растений для наблюдений в группе. Особенности комнатных растений, содержание их осенью и уход за ними.
  4. Экскурсии. Экскурсии в «зимний сад» МКШИ.
  5. Зима в природе. Зимние явления в жизни растений, животных. Значение снегового покрова для растений и диких животных. Условия обитания домашних животных в зимнее время. Разнообразия домашних животных, их связь с человеком. Охрана природы зимой. Наблюдение и знакомство с новой зимующей птицей – Снегирь. Изготовление (самостоятельное) простейших кормушек, подкормка зимующих птиц. Опыты со снегом и льдом.
  6. Деятельность в уголке природы в зимнее время. Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света (дополнительное освещение). Выращивание выгоночных культур – лука и постановка опыта над ним (нехватка тепла).
  7. Лес – многоэтажный дом. Роль северного леса в природе и жизни человека. Кто охраняет лес (+) и (-) влияние деятельности человека на лес.
  8. Весна в природе. Весенние явления в жизни растений и животных. Изменение внешнего вида растений, поведение животных, прилет птиц, появление насекомых. Знакомство с 2-мя перелетными птицами: грач, кукушка. Опыты с воздухом.
  9. Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение мониторинга.

Большинство теоретических занятий проводятся в форме дидактических игр с использованием игровых обучающих ситуаций. Начиная со старшей группы проводятся элементарные опыты с объектами неживой природы.

Идет прослушивание музыки. Наблюдения, итоги бесед с детьми оформляются совместно с педагогом по изобразительной деятельности.

Четвертый год обучения (подготовительная к школе группа)

  1. Вводное занятие. Определение уровня экологической воспитанности детей. Осень в природе.
  2. Знакомство с усложненным календарем наблюдений. Связь сезонных изменений в природе с изменением высоты солнца. Значение листопада. Наиболее распространенные животные лесов, водоемов. Подготовка животных к зиме. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений. Злаковые культуры, их значение для жизни человека. Охрана природы осенью. Сбор растений для гербария. Оказание помощи больным и поврежденным деревьям. Опыты с песком и глиной.
  3. Зима в природе. Связь зимних явлений в природе с изменением высоты солнца. Жизнь наземных животных, птиц и обитателей водоемов в зимнее время. Знакомство с новым диким животным – бобр, куница; птицей – дятел. Условия обитания диких животных в зимнее время. Следы на снегу. Организация зимней подкормки птиц и развешивание кормушек вне территории д/сада. Определение загрязненности снега в различных участках поселка (дорога, д/сад). Опыты с водой.
  4. Лес – многоэтажный дом. Знакомство с лесом – как сообществом растений и животных. Ярусность леса. Влияние человека на жизнь леса. Знакомство с простейшими цепями питания в лесу. (+) и (-) влияние человека на лесное сообщество.
  5. Весна в природе. Связь весенних явлений в природе с изменением высоты солнца. Природоохранная деятельность с наступлением весны. Раннецветущие травянистые растения. Связь сроков появления насекомых и другими се- зонными явлениями природы. Опыты по определению загрязненности воздуха.
  6. Красная книга. Знакомство с некоторыми охраняемыми растениями и животными.
  7. Деятельность в уголке природы. Практическая деятельность в уголке. Практические работы в уголке проводятся в зависимости от времен года. Осень: классификация комнатных растений в зависимости от потребностей света и влаги. Особенности их внешнего вида в связи с условиями природных мест обитания. Подготовка почвы для дальнейшего использования в уголке природы. Весна: Знакомство с разными способами размножения комнатных растений, их болезни и особенности ухода. Уход за растениями ведутся посезонно.
  8. Экскурсии. Экскурсия в «зимний сад» МКШИ. Распознавание зимующих птиц по внешнему виду.
  9. Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение мониторинга.

Учебно-тематический план

Первый год обучения (Младшая группа) Примерный тематический план

№ п/п

Тематика

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Осень в природе

2

1

1

3

Комнатные растения

1

1

4

Зима в природе

2

1

1

5

Весна в природе

2

1

1

6

Итоговое занятие

1

1

Итого

9

5

4

Второй год обучения (средняя группа) Примерный тематический план

№ п/п

Тематика

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Экскурсия

2

1

1

3

Осень в природе

1

1

4

Зима в природе

1

1

5

Деятельность в уголке природы

1

6

Весна в природе

2

1

1

7

Итоговое занятие

1

2

Итого

9

3

6

Третий год обучения (старшая группа) Примерный тематический план

№ п/п

Тематика

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Осень в природе

1

1

3

Экскурсия

1

1

4

Деятельность в уголке природы

1

1

5

Зима в природе

1

1

6

Лес – многоэтажный дом

1

1

7

Весна в природе

1

1

8

Весенние работы в уголке природы

1

1

9

Итоговое занятие

1

1

Итого

9

5

4

Четвертый год обучения (подготовительная к школе группа) Примерный тематический план

№ п/п

Тематика

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Осень в природе

1

1

3

Красная книга

1

4

Зима в природе

1

1

5

Лес – многоэтажный дом

1

1

6

Деятельность в уголке природы

1

1

7

Весна в природе

1

1

1

8

Экскурсия

1

1

9

Итоговое занятие

1

1

Итого

9

6

3

Методическое обеспечение программы

Теоретический материал:

  • « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;
  • « Любовь к природе» С.Н. Николаева;
  • «В союзе с природой» Л.И. Грехова;

-«Детям о природе» М.В. Лучичь;

-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;

-«Почва-живая Земля» Н.Р.Рыжова.

  • Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;
  • «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;
  • «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;
  • «Ознакомление с окружающим миром: два веселых гуся»;
  • «Как дятел весну встречал»;
  • «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.
  • «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;
  • Экспериментально-исследовательская зона:
  • лупа (23шт.);
  • набор овощей пластмассовых (1шт.);
  • набор грибов пластмассовых (2шт.) ;
  • коллекция камней (1шт.);
  • коллекция минералов (1шт);
  • набор компасов (1шт.);
  • коллекция круп(1шт.);
  • коллекция ракушек(1шт);
  • коллекция шишек (1шт.). Дидактические и настольные игры:

-«Ягоды. Детский определитель»;

-«Живая и неживая природа»;

-«Учись играя. Времена года»;

-«Кубики. Животный мир Земли»;

-«Съедобные и несъедобные грибы»;

-«Путешествие по природным зонам России»;

-«Птичий базар»;

-«Собери картинки. Насекомые»

-«В гостях у лешего»

-«Морские тайны»;

-«Чей хвост?»;

-«Деревья»;

-«Птицы русского леса»;

-«Найди следы»;

-«Жизненный цикл животных».

Список литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для ро- дителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов.- М.: Просвещение,1978.-223 с.

  1. Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду. М.:Просвещение, 2001.-2008
  2. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном дет- стве.- М., 2002.
  3. Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка».- М., 2001.
  4. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспита- нии дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, литературными персонажами.- М., 2003.

-20        учебный год Группа        Дата        Воспитатели                          

И.Ф. ребенка

отношение

к природе

умения детей

проявление интереса к заметным явлениям природы

проявление бережного отношения

владение некоторыми нормами поведения

умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи

нежив

ая

живая природа

владение простейшими навыками наблюдения за объектами природы

владение навыками проведения простейших опытов с объектами неживой природы: водой, песком

знание времен года, их последовательности, характерных признаков

растения

животные

умение различать деревья, кустарники, травы

знание названий некоторых растений

умение ухаживать за растениями вместе со взрослыми

умение различать домашних и диких

знание названий некоторых домашних животных, их детенышей и пользы для человека

знание названий некоторых диких животных, их детенышей и пользы

1

2

3

Выводы          

Диагностическая карта реализации Программы «Юный эколог» в старшем дошкольном возрасте за 20        -20        учебный год Группа        Дата        Воспитатели                          

И.Ф. ребенка

отношение к

миру природы

умения детей

итого

1

2

3

4

неживая природа

живая природа

навыки

эксперемен тирования

5

6

7

8

9

растения

животные

1

0

11

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

2

0

2

1

2

2

2

3

2

4

25

26

1

2

3

Выводы          

Вопросы к диагностической карте

1.Проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы 2.Проявление бережного отношения к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы

3.Владение навыками экологически безопасного поведения в природе 4.Стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

5.Знание характерных признаков разных времен года 6.Знание причины смены времен года

  1. Вода, ее свойства, значение для живого
  2. Воздух, его свойства, значение для живого 9.Земля, свойства, значение для живого 10.Знает и различает 4-5 видов деревьев

11. Кустарники 12.Травы

  1. Растения леса, сада, луга, поля
  2. Комнатные растения
  3. Условия необходимые для роста растения 16.Уход за растения в уголке природы и на участке 17.Домашние животные и их детеныши

18.Дикие животные средней полосы и их детеныши 19.Животные и птицы полярных районов Земли 20.Животные и птицы жарких стран 21.Дикоративные животные

22.Зимующие и перелетные птицы 23.Насекомые

  1. Навыки ухода за декоративными животными
  2. Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы 26.Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

рабочая программа по экологии

дидактические игры,занятия т.д....

рабочая программа по экологии

"Экологическое воспитание дошкольников 3-4, 6-7....

Рабочая программа по экологии

Аннотация и годовой план занятий по экологии...

Рабочая программа кружка "Эколог и Я"

Основная цель работы кружка воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста. Моя программа кружка, принята на педагогическом совете МБДОУ д/с №16 и утверждена приказом заведующего....

Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности

Можно использовать при написании рабочей программы кружка  эколого-биологической направленности...