Проект экспериментальная деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
МКОО "Калининская средняя общеобразовательная школа имени академика Ережепа Мамбетказиева"
Проект по экспериментированию в первой младшей группе «Волшебница вода»
Воспитатель:
Усагалиева З.З.
Паспорт проекта
Автор проекта: Усагалиева З.З.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный, двухнедельный.
Возраст участников: дети 2-3 года
Участники проекта: дети, воспитатель
Цель проекта:
- развивать игровой опыт каждого ребёнка;
- воспитывать любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать;
- развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, мыслительные способности.
Задачи проекта:
- познакомить детей со свойствами воды (тёплая, холодная);
- познакомить с выпадением осадков (дождь, снег);
- воспитывать эмоциональный настрой.
Актуальность:
Вода – красота всей природы.
Вода жива, она бежит или волнуется
ветром, она движется и дает жизнь и
движение всему ее окружающему.
(Иван Аксаков )
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и пище.
Воде принадлежит огромная роль в природе. В самом деле, ведь именно море оказалось первой ареной жизни на земле. Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и пище. Она и в нас самих: мы на две трети «сделаны» из воды.
Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребенок несется к ней со всех ног. Дети должны знать свойства воды и её назначения. Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая. Воду использует ее для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. Игры с водой один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков и исследовательской деятельности. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка: как только ребёнок начинает ползать, он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
План реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
- подбор иллюстраций
- подбор и приобретение материалов для экспериментирования;
- беседа с детьми о воде,
- чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик, кап-кап-кап»; чтение стихотворения: «Дождь, дождь», «Мойдодыр», «Снег, да снег»
- рассматривание картин «Времена года», «Такая разная вода»
- наблюдение: за снегом, дождём, метелью, капающими сосульками
2 этап -практический
1день: Разучивание с детьми потешки : «Водичка, водичка…» Опыт: «Плавает - тонет».
2 день: продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями и смывать водой. Опыт: «мыло пенится в воде».
3 день: Поливаем цветы, протираем листочки.
4 день: Прогулка: наблюдение за погодой и осадками;
5 день: Повторение потешки: «Водичка, водичка». Опыт: «Снег тает в тепле, в тёплой руке, комнате».
6 день: Опыт: «Теплая – холодная», как получить теплую воду.
7 день: Опыт: «Цветная вода».
8день: Чтение стихотворения: «Мойдодыр». Закреплять КГН. Беседа с детьми на тему: «Как вести себя в близи водоёмов».
9 день: поливаем цветы водичкой вместе с воспитателем. Беседа на тему «Зачем вода растениям»
10 день: Чтение сказок и повторение потешек о воде. Прогулка: Наблюдение за падающими капельками с веток деревьев.
Итог проекта:
- дети достигли развития мыслительных способностей;
- дети познакомились со свойствами воды (тёплая, холодная, через экспериментальную деятельность;
- закрепили названия осадков (дождь, снег, метель).
Приложение к проекту
Потешки
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы смеялся роток,
Чтобы кусался зубок!
*************
Ай лады, лады, лады!
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся!
**************
Буль, буль, буль, журчит водица,
Все ребята любят мыться.
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить!
**************
Кран, откройся, нос, умойся,
Каждый пальчик мыться стройся.
Мыло скользкое возьми
И свои ладоши три!
***************
Аккуратные зайчата
лапки мыли, ушки мыли,
хвостик мыли, всё помыли!
И теперь все чистые
Зайчики пушистые!
Загадки про воду для детей
Сама не пьет, а нас заставляет.
(Вода).
Очень добродушная – мягкая, послушная.
Но, когда захочет, то камень источит.
(Вода).
Она – и туча, и туман.
Она – ручей и океан.
Она летает и бежит
И стеклянной может быть.
(Вода).
Все говорят – она течет.
Все говорят – она играет.
Она всегда бежит вперед,
Но никуда не убегает.
(Вода).
В морях и реках обитает,
Но часто в облаках витает.
А, как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода).
Без ног, а бежит.
Без рук, а рукава имеет.
(Река).
И – не суша, не вода.
По нему не поплывешь и ногами не пойдешь.
(Болото).
Спрятано подо мхом,
Ни пройти пешком,
Ни проехать верхом.
(Болото).
Глядятся в него молодые осинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним надевая сережки.
И месяц, и звезды – все в нем отражается.
Как зеркало это, скажи, называется?
(Пруд).
Все обходят это место,
Здесь земля, как будто тесто.
Осока повсюду, мхи.
Нет опоры для ноги.
(Болото).
Ни пройти пешком,
Ни проехать верхом,
То, что спрятано подо мхом.
(Болото).
Утром бусы засверкали.
Всю траву собой заткали.
Мы пошли искать их днем.
Ищем, ищем – не найдем. (Роса).
Вечером – рождается,
Ночью – наслаждается.
Утром – умирает.
Днем ее не бывает
(Роса).
Утром выпадет всегда
Ни дождинка, ни звезда.
И сверкает на лугах,
На деревьях и кустах.
(Роса).
Стоит корыто водой налито.
(Пруд).
Вьется, вьется вдалеке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.
(Река).
Летом бегает, гуляет,
А зимою – отдыхает.
(Река).
Зимой – скрывается,
Весной – просыпается.
Летом – веселится.
Осенью – спать ложится.
(Река).
В нее льется, из нее льется,
Сама ж по земле плетется.
(Река).
Под травою на песок
Уронили поясок.
Он лежит, да не поднять.
Он бежит, да не догнать.
(Ручей).
К реченьке сестрице
Бежит, журчит водица.
(Ручей).
В голубой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручей).
И без рук, и без ног
Из земли пробиться смог.
Всех нас летом, в жаркий зной
Поит ледяной водой.
(Родник).
Там, где травы вьются, на лесной тропе,
Голубое блюдце спрятано в траве.
Кто проходит мимо, подойдет, нагнется.
Для своей дороги силы наберется.
(Родник).
Он бежит по горным склонам,
Тараторит сам с собой.
И в густых кустах зеленых
Прячет хвостик голубой.
(Родник).
Бел, как мел.
С неба прилетел.
Целую зиму лежал,
А весною в землю убежал.
(Снег).
В этих водяных пустынях
Волны, как барханы.
А среди бездонной сини –
Штормы, ураганы.
(Моря и океаны).
Широкое, глубокое
Волной о берег бьется.
Воды всегда в нем много,
Но она не пьется.
(Море, океан).
Белая вата плывет по воде куда-то.
(Пена).
Во дворе – переполох.
С неба сыплется горох.
Съела пять горошин Зина,
У нее теперь ангина.
(Град).
Он все время занят делом,
Он не может не идти.
А идет, то красит белым
Все, что встретит на пути.
(Снег).
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
А коснешься – тихо тает
На ладони и во рту.
(Снег).
Скатерть белая
Всю землю одела.
(Снег).
Что за звездочки такие
На пальто и на руке?
Все смешные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.
(Снежинки).
Жил среди двора,
Где играла детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился вдруг в ручей.
(Снеговик).
Зеркало лежит среди поля.
Рама зеленая, стекло – голубое.
(Озеро).
Кругом – вода,
А с питьем – беда.
(Море).
Белые барашки
По голубому лужку гуляют.
(Волны, море).
День сначала был хорошим.
Вдруг посыпался горошек.
Положил в карман штук тридцать,
А в руках – одна водица.
(Град).
И в огне не горит,
И в воде не тонет.
(Лед).
Он прозрачен, как алмаз.
Дорог не бывает.
Матерью своей рожден,
И сам ее рождает.
(Лед).
Прозрачный, как стекло.
Но не вставишь его в окно.
(Лед).
Рыбам жить под ним тепло.
Крыша – толстое стекло.
(Лед).
Это зимнее стекло
Весной водою утекло. (Лед).
Я от солнца плачу.
Я не могу иначе!
(Сосулька).
Забралась на карниз,
Носа свесила вниз.
Ночью слезы прячет,
Днем от солнца плачет.
(Сосулька).
Висит под карнизом
Кулек ледяной.
(Сосулька).
Меня нет – меня все ждут.
А приду, то все бегут.
(Дождь).
В небе родился,
На земле пригодился,
В земле схоронился.
(Дождь).
Целый день идет, идет.
Хлипкая погода.
Может, это вертолет
Льет на землю воду?
Нет! Вода из облаков.
Подскажи, кто он таков?
(Дождь).
Мелко, крупно зачастило
И всю землю напоило.
(Дождь).
Он длиннющий и большущий
Лег от тучи до земли.
Пусть идет сильнее, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.
(Дождь).
Растет не летом, а зимою.
Растет она вниз головою.
А солнышко вдруг припечет,
Она водою утечет.
(Сосулька).
Над тобой и надо мной
Она растет вниз головой.
(Сосулька).
Сели детки на карниз
И растут головкой вниз.
(Сосульки).
Под крышей белый гвоздь висит.
Солнце припечет – и гвоздь упадет.
(Сосулька).
Бежала – шумела.
Уснула – заблестела.
(Река).
Белый, а не сахар.
Без ног, а идет.
(Снег).
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось –
С неба на поля свалилось. (Снег).
Серые гуси пролетали
Белого пуха нароняли.
(Тучи, снег).
Воды – по колено, а не напьешься.
(Снег).
Легкий, как перо.
Белый, как сахар.
Мягкий, как пух.
(Снег).
Белый, а не заяц.
Летит, а не птица.
Приходит тихо.
Ложится мягко.
(Снег).
Ковер пушистый не руками ткан и не шелками шит.
На солнце и при месяце, как серебро блестит.
(Снег).
Девушка Беляна
Выбелила все поляны.
(Снег).
Белое одеяло землю покрывало.
Солнце припекло – одеяло потекло.
(Снег).
Зимой – звезда!
Весной – вода.
(Снег).
Летит – молчит.
Лежит – молчит.
А, как помрет,
То заревет.
(Снег).
На улице – горой!
А в комнате – водой.
(Снег).
Дед седой возле ворот
Всем глаза заволок.
(Туман).
Над рекою и долиной
Висит белая холстина.
(Снег).
Клубится, но не дым.
Ложится, но не снег.
(Туман).
Стихи о воде
О. Вит
Дождик, капай веселей,
не жалей водички.
Чтобы травка подросла,
чтоб запели птички.
***
Т. Маршалова
Медвежонок косолапый
Моет носик утром лапой,
Он сегодня Новый Год
Первый раз встречать идёт.
***
С. Лосева
Замело машины снегом.
Замело дорожки, -
Их украшу свежим следом.
- Веселее, ножки!
***
С. Лосева
Наш волчонок маленький
По снежочку валенках
Ходит зимним днём.
А промочит лапочки,
То к волчице – бабушке
Убежит тайком.
***
Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде.
Мама дома посидит.
Никуда не улетит.
***
Поросенок удивился:
-Ох, как долго я не мылся!
Быть грязнулей неохота...
И отправился в болото.
***
Я волшебная расческа,
Я дружу с любой прической,
Все мне, братцы, по плечу,
Я украсить вас хочу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста"
Проект "Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста"...
ПРОЕКТ Экспериментальная деятельность детей в средней группе «Волшебный песок»
· Проект через экспериментальную деятельность формирует у воспитанников средней группы элементарные экологические знания и представления о песке, его свойствах;· В схеме осуществл...
ПРОЕКТ «Экспериментальная деятельность детей в средней группе» «Волшебный песок»
Экспериментальная деятельность детей с песком знакома большинству воспитателей. Данный проект содержит не только схемау осуществления проекта «Волшебный песок», но и образцы режиссёрских игр с песком ...
Проект «Экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками»
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства -...
"Фруктовый проект" экспериментальной деятельности в старшей группе
Экспериментальная деятельность "Фруктовый проект", старшая группа...
Педагогический проект "Экспериментальная деятельность"
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического ос...