Путешествие по страничкам великих побед
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_stranichkam_velikih_pobed.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Путешествие по страничкам великих побед»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Закрепить знания детей об исторических событиях, связанных с князем Владимиром, Дмитрием Донским, Михаилом Кутузовым, Георгием Жуковым.
- Формировать представление о значимости крещения, о героическом прошлом русского народа, чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины;
- Воспитывать уважение к своей вере через рассказ о ее становлении, воспитывать чувство любви к Родине.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Крещение Владимира», «Крещение Руси», «Богатыри», иллюстраций из энциклопедий.
2. Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских.
3. Экскурсии в городскую детскую библиотеку, краеведческий музей, встречи со священником Николаем Храма Серафима Саровского.
4.Разучивание стихов, пословиц.
Оборудование: выставка, посвященная 75-летию Победы; панно «Князь Владимир – креститель Руси», подарки гостям (солнышки), презентация, телевизор, ноутбук.
Ход занятия.
-Здравствуйте, красны девицы!
-Здравствуйте, добры молодцы!
-Здравствуйте, гости дорогие!
-Я приглашаю вас в удивительное путешествие по русской старине.
- Давайте сначала вспомним, как называется наша Родина? (Россия)
- А что такое Родина?
Д: Это место, где родился человек. Родина – это дом, где мы живем. Это наш родной город Курчатов. Родина – это наши мамы, папы и друзья. Это наш детский сад и воспитатели.
- Правильно. Родина – это земля, где ты родился. Родину называют самыми дорогими словами – матерью, отечеством. Родная земля тебя кормит и поит. Велика и могуча наша Родина – Россия.
- У каждого государства есть своя история, которая раньше записывалась на берестяных свитках и грамотах, глиняных дощечках, папирусных листах. Так вот такая история есть и у нашей России, и называется она – летопись.
- Я предлагаю вам окунуться в прошлое нашей России. Мы с вами сейчас полетим в то время, когда жили и трудились очень известные люди.
- Как вы думаете, на чем же мы полетим, чтобы попасть в старину? (ответы детей)
-Мы полетим на машине времени (слайд). Присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее и полетели (звук).
- Ребята, кто перед вами?
Дети: Князь Владимир.
- Кто такой князь Владимир?
Дети: Он – князь Киевской Руси, крестил Русь.
- Он – славный защитник земли Русской, могущественный князь Киевской Руси.
Князь Владимир жил в трудные времена, когда между отдельными князями не было согласия, постоянно ссорились, враждовали и этим пользовались враги, они часто нападали на Киевскую Русь. Тогда призадумался князь и решил объединить земли с верою, чтобы жили дружно да ладно. И выбрал он веру христианскую.
- А какое чудо произошло с князем Владимиром при его крещении?
Дети:…
- У него была тяжелая болезнь глаз, так что он ничего больше не мог видеть. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!» Многие из дружинников, увидев чудо, тоже крестились.
Картина «Крещение киевлян»
- Затем всем жителям Киева князь Владимир назначил день и строго повелел прийти рано поутру крестится на реку Днепр. «А кто не придет к реке, будь то богатый или бедный, нищий или раб, тот будет мне враг», - предупредил князь.
И сошлось на реке народу видимо-невидимо. Священники творили молитву, а киевляне кто по шею, кто по грудь заходили в воду. Взрослые держали на руках младенцев, а дети постарше шли за руку с отцами и матерями. Когда крещены были все и разошлись по домам, приказал Владимир ставить церкви и приводить людей на крещение по всей стране своей.
Став христианином, князь Владимир сильно изменился.
-он поверил в Бога, и душу его озарила истинная вера;
-вместо злых дел он стал творить добро;
-нетерпение и вспыльчивость заменило терпение;
- Ребята, как ласково народ звал князя?
Дети: Князь Владимир Красное Солнышко.
- Как вы думаете, почему?
Дети:…
- Да, потому что он был добрым правителем. Строил храмы, открывал школы, помогал бедным и больным. Он говорил «немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги, наложив на них хлеб, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной и нищий или кто не может ходить?» И раздавали тем все необходимое. Такое свидетельство сохранила летопись.
Владимир Святославович правил Русью 37 лет.
-Отправляемся дальше.
Картина Дмитрия Донского.
-Ребята, теперь у кого мы оказались. Кто это?
- Дмитрий Донской, сильнейший князь Руси.
-В каком городе он жил и правил?
- Дмитрий Иванович жил в то время, когда русские земли были под гнетом Золотой орды . Это сильные и коварные войска татар и монгол. Они совершали набеги на города и села и полностью опустошали их. Но князь Дмитрий Иванович, несмотря на свою молодость, стал отважно защищать свои земли.
В первую очередь князь Дмитрий решил укрепить стены столицы своего княжества. Он приказал обнести Московский кремль крепкими стенами из белого камня вместо деревянных стен.
- Ребята, почему деревянные стены ненадежные?
- Правильно. Поэтому теперь толстые и высокие стены с девятью башнями надежно оградили Москву от неприятеля и стали могучей крепостью. С этих пор нашу столицу и называют Москвой Белокаменной.
Теперь надо русские земли защитить от злого врага. И встретились русские и татары на Куликовом поле, что на берегу реки Дон. Началась битва с поединка двух воинов-богатырей.
-Как этих богатырей звали?
Дети: Пересвет и Челубей.
-Целый день бились русские с монгольскими полчищами, но к вечеру удалось обратить врага бегство. И наши одержали победу.
-Как эта битва называется?
Дети: Куликовская битва.
-Как начали называть Дмитрия Ивановича после этого сражения?
Дети: Дмитрий Донской.
Перед вами одежда и боевое снаряжение воина-защитника. Давайте посмотрим и назовем эти вещи.
Показ слайдов с изображением древних снаряжений.
Загадки о доспехах.
1.Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Её из колечек железных плетут (кольчуга)
Также богатыри носили латы и панцирь
2. Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом (шлем)
3.Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит,
Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)
4 Оружие это трудно поднять,
Не просто поднять, а в руке удержать,
Снести им легко было голову с плеч,
Ну что догадались? Конечно же… (меч)
Было у богатырей и другое оружие – кистень, лук и стрелы, нож булатный, булава, топор.
- Правильно, обратите внимание, ребята, на то, что все оружие было очень тяжелым. Какой можно сделать вывод из этого, какими качествами должен был обладать воин?
Дети: Древний воин должен был быть очень сильным, крепким и выносливым.
Физкультминутка «Богатырь»
Богатырь – вот он каков: (Дети стоят в кругу)
Он силен, он здоров, (Показываю силача)
Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)
На границе стоял, (Показывают)
Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (Руки на пояс)
- Отправляемся дальше.
- фрагмент картины Ф.Рубо .Бородинская битва.
- Ребята, где мы оказались?
Дети: На Бородинском сражении.
- Двести лет назад на наше Отечество напал новый враг, как его звали?
Дети: Наполеон Бонапарт.
- Французская армия была в два раза больше, но русские войска сражались не на жизнь, а на смерть и одержали победу.
- Кто командовал нашей армией?
- Да, главнокомандующим русской армии был храбрый и доблестный маршал М. И. Кутузов. Солдаты уже давно его знали и любили. Они шутили: «Пришел Кутузов бить французов».
- Однажды племянник Кутузова перед битвой спросил: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?» «Разбить! Нет…» - произнес тогда Михаил Илларионович. - «Но обмануть - да, рассчитываю!»
-Как Михаил Кутузов поступил в этом бою? Как он обхитрил врага?
Дети: Он приказал солдатам отступить, сдать Москву, чтобы сохранить войска.
- Правильно. Русских было намного меньше, чем французов, и Кутузов, чтобы сохранить солдат, приказывает отступить, сдать столицу России Москву. Он предвидел, что победить врага поможет не только отвага и храбрость русских солдат, но и суровая снежная зима с трескучими морозами и ледяными ветрами. Что так и случилось.
После этой решающей битвы Наполеон сказал: «Самое страшное сражение … было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!»
- Ребята, скажите пожалуйста, какими же качествами обладал полководец? Каким он был?
Дети: Храбрым, смелым, осторожным, любил свою Родину…
- Пора возвращаться.
- Много времени прошло с тех давних пор, но народ до сих пор помнит и чтит всех героев, кто любил и достойно защищал свою Родину, чтобы вы знали и гордились ими, а также рассказывали потом своим детям об этих доблестных людях нашей страны.
И в нашей стране принято воздвигать памятники, чтобы память о защитниках жила в сердцах людей вечно.
Показ слайдов с Прохоровки . Великие полководцы.
-Ребята, вы узнаете этих людей? Назовите их.
Показ памятника Князю Владимиру в городе Киев.
Мы сегодня много говорили о защитниках нашей Родины. Я знаю, что вы приготовили пословицы мужестве, о героях, Расскажите, пожалуйста.
- Не родом богатырь славен, а подвигом.
- Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
- Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто в цель попадает.
- Богатырь умрет – слава его воюет.
- Русский человек добро помнит.
- Р
- О
- О
- Л
-Вот и подошло к завершению наше путешествие.
-Ребята, что интересного вы сегодня запомнили?
-Молодцы, ребята! Вы очень внимательные. Я вам приготовила подарки на память. Будьте солнышками, творите добро!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...
Проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Великая Победа великого народа"
Гражданская позиция не может возникнуть вдруг, из неоткуда. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к ро...
"...Славим в светлый День Победы всех, кто в бой великий шли!" Сценарий праздничного утренника для детей старших групп (5-6 лет), посвящённого 70-летию Великой Победы
Куприянов Виталий Владимирович,музыкальный руководитель МАДОУЦентр развития ребёнка "Умка"г. Новый Уренгой "...Славим в светлый День Победы всех, кто в бойвеликий шли!"Сценарий праздничного утрен...
Конкурс юных чтецов, посвященный 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне, «Тебе, Великая Страна! Тебе, Великая Победа!»
В рамках коллективного проекта "Литературное воспитание, как средство личностного развития дошкольника", реализуемого в детском саду, проводился конкурс юных чтецов, посвященный 70-летней годовщ...
ПРОЕКТ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «Я помню! Я горжусь!» Информационно-ориентированный проект посвященный 70-летию великой Победы в Великой отечественной войне.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–па...
План мероприятий ко Дню празднования Великой Победы, посвященное 71-летию со Дня Победы в великой Отечественной войне.
План мероприятий....
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну здоровья. Победим микробов»
Конспект НОД, направлен на расширение представлений детей о человеке, о том, что многие болезни вызывают микробы. Знакомство с тем, как выглядят микробы, как избежать их попадания в организм. Уточнени...