Конспект НОД по экологии "Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_ekologii_krugovorot_vody_v_prirode.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Область: «Познание».
Цель:
Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов.
- Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, прививать бережное отношение к воде.
- Воспитывать у детей экологическую грамотность.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
- Формировать умение отгадывать загадки.
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Предварительная работа:
1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
4.Чтение художественной литературы по теме «Вода».
5.Наблюдение за водой на прогулке.
6.Изготовление макета «Круговорот воды в природе»
Оборудование:
Глобус.
Макет «Круговорот воды в природе».
Кувшин с водой.
Клеенки для столов.
2 стеклянные банки.
Пипетки.
Термос с кипятком.
Зеркальце.
Пена для бритья.
Пищевые краски, кисти, непроливайки с водой.
Стаканчики с пеной.
Бумажные салфетки.
Фартуки.
Ход занятия:
I часть: Основная
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно… поздороваться!
Дети:
Здравствуйте!
Воспитатель:
Сегодня вы будете не обычными детьми, а мы превратимся в волшебные водяные капельки. Произносим волшебные слова: «Кручусь, верчусь, в капельку превращусь».
Где же живут наши сестрички- Капельки?
Дети:
в воде.
Воспитатель показывает детям глобус.
Воспитатель:
Что это такое?
Дети:
Это глобус.
Воспитатель:
а что такое глобус?
Дети:
Это модель Земли.
Воспитатель:
а какой формы наша планета – Земля?
Дети:
Круглая.
Воспитатель:
Какого цвета больше всего на глобусе?
Дети:
Голубого.
Воспитатель:
а что означает голубой цвет на глобусе?
Дети:
Это вода (моря, реки, океаны).
Воспитатель:
Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Воспитатель: На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают?
Дети:
Это тоже вода, но в виде льда.
Воспитатель:
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
Воспитатель:
Вода на нашей планете расположена в водоемах. Какие водоемы вы знаете?
Скажите, капельки мои, кому нужна вода?
Зачем нужна вода растениям?
Почему животные не могут жить без воды?
А людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы)
Воспитатель:
Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь.
А как вода попадает в реку или озеро, вы мне сейчас покажете и подскажите.
Игра ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ
—Я мама Тучка, а вы дети-капельки. (Звучит музыка дождя.) Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся. (Дети разбегаются по комнате, танцуют.) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Цепочки соединяются в одну.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан. (Дети образуют круг.) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.) Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
Воспитатель:
Какое явление, связанное с водой, мы показали сейчас в игре? Кто помнит?
Кто из вас, капелек, расскажет, как вода возвращается на землю? Мы заранее сделали вместе с вами макет «Круговорот воды в природе».
Дети:
Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю.
Воспитатель:
а теперь попробуйте отгадать загадки о различных состояниях воды:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (Туман)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель:
Капельки мои, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Нас ждут интересные опыты и открытия. А как надо вести себя в лаборатории?
Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места (одеваем фартуки). Вы готовы?
Воспитатель:
а сейчас узнаем, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.
1 Опыт:
в 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.
Воспитатель:
Во что превратилось наше облако?
Дети:
Дождь.
Воспитатель:
Из этого опыта можно сделать вывод, что вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление?
Дети:
Круговорот воды в природе.
2 Опыт:
«Дождевые тучи»
Попросить любого ребенка налить воду из кувшина в банку-это атмосфера, воспитатель добавляет сверху пену для бритья-это облако. После, с помощью пипеток накапать на пену пищевой синий краситель. Краситель постепенно начнет проседать через пену и падать в воду, которая находится под «облаком» -это дождевые капли, которые вот-вот прорвутся и будут падать на землю. (Облака-это большое скопление мелких капель воды или кристалликов льда. дождь-это вода, выпадающая из облаков на землю. Существует множество видов облаков, но о них разговор будет на следующем занятии).
Динамическая пауза «Виноватая тучка»
Слова: Ю. Энтина, музыка: Д. Тухманова
Злую тучку наказали (Руки на поясе, повороты вправо и влево)
Ты плохая, ей сказали. (Грозят пальчиком)
И она заплакала, (Кулачками трут глазки, имитируя плач)
Да кап-кап-кап закапала. (3 хлопка ладошками)
Припев:
Кап-кап-кап дождик пошел, (3 хлопка ладошками)
Кап-кап-кап дождик пошел (3 хлопка ладошками, ходьба на месте)
Мыши сразу задрожали. (Имитируют дрожание)
Мыши в норы побежали.
Полетели птицы вниз (Машут руками)
Да птицы сели на карниз. (Присаживаются на корточки)
Припев:
Кап-кап-кап дождик пошел (3 хлопка ладошками, ходьба на месте)
Кап-кап-кап дождик пошел (3 хлопка ладошками, ходьба на месте)
Пес по имени Барбос (Прикладывают ладошки к голове, показывая ушки)
Струсил не на шутку.
Еле ноги он унес (Имитация движений лап собаки)
В свою собачью будку. (Соединяют пальцы рук над головой, показывая домик)
Припев:
Кап-кап-кап дождик пошел, (3 хлопка ладошками, ходьба на месте)
Кап-кап-кап дождик пошел (3 хлопка ладошками, ходьба на месте)
Ну а мы с тобой не тужим (Бег по кругу друг за другом)
Босиком бежим по лужам.
Брызги прямо ввысь летят
С тучею встречаются.
А потом они назад
Да с неба возвращаются
Припев
Шлеп-шлеп-шлеп дождик идет, (Топают ногами)
Шлеп-шлеп-шлеп дождик идет,
Тучку бедную простили, (медленно «поднимают тучку» вверх)
Тучку с миром отпустили.
Тучка плакать перестала, (Кулачками трут глазки, имитируя плач)
А потом совсем пропала. (Разводят руками)
Припев:
Кап-кап-кап дождик прошел, (3 хлопка ладошками, ходьба на месте)
Кап-кап-кап дождик прошел, (3 хлопка ладошками, ходьба на месте)
Кап-кап-кап! (3 хлопка ладошками)
Воспитатель:
Ну что же, капельки, мы с вами говорили про круговорот воды в природе, и мы догадываемся, какие чудеса происходят иногда, благодаря воде, послушайте стихотворение:
Дождь прошел. На небе чудо –
Разноцветная дуга.
Кто художник и откуда?
Как забрался он туда?
Это трое рисовали:
Солнце, небо и вода,
Чтобы мы не забывали –
Радость в жизни есть всегда!
Догадались? Давайте же нарисуем радугу, чтобы она порадовала нас в этот хмурый осенний день. А рисовать будем тоже необычно, цветной пеной.
(Рисование цветной пеной)
Воспитатель:
Молодцы! Какая веселая радуга у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пора превращаться обратно в детей: «Кручусь, верчусь, обратно в ребенка превращусь».
Итог занятия:
- Что вы сегодня узнали нового?
- Какой опыт вам показался интересным больше всего?
- Что вы узнали из опытов о воде?
- А какая игра вам понравилась больше всего?
Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны.
Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям....
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства вод...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ ЗАНЯТИЯ- ЭКСПЕРИМЕНТУ "КРУГОВОР ВОДЫ В ПРИРОДЫ" ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "
Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Основные задачи:Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями пр...
«Круговорот воды в природе. Свойство воды».Конспект НОД по исследованию обьектов живой и неживой природы; с применением ИКТ-технологии
Развивать представления детей о разнообразных свойствах воды...