Конспект НОД по экологии "Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_ekologii_krugovorot_vody_v_prirode.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Область: «Познание».

Цель: 

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.
  • Формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов.
  • Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, прививать бережное отношение к воде.
  • Воспитывать у детей экологическую грамотность.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
  • Формировать умение отгадывать загадки.
  • Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

4.Чтение художественной литературы по теме «Вода».

5.Наблюдение за водой на прогулке.

6.Изготовление макета «Круговорот воды в природе»

Оборудование:

Глобус.

Макет «Круговорот воды в природе».

Кувшин с водой.

 Клеенки для столов.

2 стеклянные банки.

 Пипетки.
Термос с кипятком.

 Зеркальце.

Пена для бритья.
Пищевые краски, кисти, непроливайки с водой.
Стаканчики с пеной.

Бумажные салфетки.

 Фартуки.

Ход занятия:

I часть: Основная

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно… поздороваться!

Дети:

Здравствуйте!

Воспитатель:

 Сегодня вы будете не обычными детьми, а мы превратимся в волшебные водяные капельки. Произносим волшебные слова: «Кручусь, верчусь, в капельку превращусь».

Где же живут наши сестрички- Капельки?

Дети:

в воде.

Воспитатель показывает детям глобус.

Воспитатель: 

Что это такое?

Дети:

Это глобус.

Воспитатель:

а что такое глобус?

Дети:

Это модель Земли.

Воспитатель:

а какой формы наша планета – Земля?

Дети:

 Круглая.

Воспитатель:

Какого цвета больше всего на глобусе?

Дети:

 Голубого.

Воспитатель: 

а что означает голубой цвет на глобусе?

Дети:

Это вода (моря, реки, океаны).

Воспитатель:

 Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Воспитатель: На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают?

Дети:

Это тоже вода, но в виде льда.

Воспитатель:

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода?

Воспитатель:

Вода на нашей планете расположена в водоемах. Какие водоемы вы знаете?

Скажите, капельки мои, кому нужна вода?

Зачем нужна вода растениям?

Почему животные не могут жить без воды?

А людям нужна вода?

                                                       (Дети объясняют, делают выводы)

Воспитатель:

Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

 А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь.

А как вода попадает в реку или озеро, вы мне сейчас покажете и подскажите.

Игра ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ

—Я мама Тучка, а вы дети-капельки. (Звучит музыка дождя.) Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся. (Дети разбегаются по комнате, танцуют.) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Цепочки соединяются в одну.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан. (Дети образуют круг.) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.) Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

Воспитатель:

Какое явление, связанное с водой, мы показали сейчас в игре? Кто помнит?

Кто из вас, капелек, расскажет, как вода возвращается на землю? Мы заранее сделали вместе с вами макет «Круговорот воды в природе».

Дети:

Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю.

Воспитатель:

 а теперь попробуйте отгадать загадки о различных состояниях воды:

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель:

Капельки мои, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Нас ждут интересные опыты и открытия. А как надо вести себя в лаборатории?

Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места (одеваем фартуки). Вы готовы?

Воспитатель:

а сейчас узнаем, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

1 Опыт:

в 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.

Воспитатель:

 Во что превратилось наше облако?

Дети:

Дождь.

Воспитатель:

Из этого опыта можно сделать вывод, что вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление?

Дети:

Круговорот воды в природе.

2 Опыт:

 «Дождевые тучи»

Попросить любого ребенка налить воду из кувшина в банку-это атмосфера, воспитатель добавляет сверху пену для бритья-это облако. После, с помощью пипеток накапать на пену пищевой синий краситель. Краситель постепенно начнет проседать через пену и падать в воду, которая находится под «облаком» -это дождевые капли, которые вот-вот прорвутся и будут падать на землю. (Облака-это большое скопление мелких капель воды или кристалликов льда. дождь-это вода, выпадающая из облаков на землю. Существует множество видов облаков, но о них разговор будет на следующем занятии).

Динамическая пауза «Виноватая тучка» 

Слова: Ю. Энтина, музыка: Д. Тухманова

Злую тучку наказали (Руки на поясе, повороты вправо и влево)

Ты плохая, ей сказали. (Грозят пальчиком)

И она заплакала, (Кулачками трут глазки, имитируя плач)

Да кап-кап-кап закапала. (3 хлопка ладошками)

Припев:

Кап-кап-кап дождик пошел, (3 хлопка ладошками)

Кап-кап-кап дождик пошел (3 хлопка ладошками, ходьба на месте)

Мыши сразу задрожали. (Имитируют дрожание)

Мыши в норы побежали.

Полетели птицы вниз (Машут руками)

Да птицы сели на карниз. (Присаживаются на корточки)

Припев:

Кап-кап-кап дождик пошел (3 хлопка ладошками, ходьба на месте)

Кап-кап-кап дождик пошел (3 хлопка ладошками, ходьба на месте)

Пес по имени Барбос (Прикладывают ладошки к голове, показывая ушки)

Струсил не на шутку.

Еле ноги он унес (Имитация движений лап собаки)

В свою собачью будку. (Соединяют пальцы рук над головой, показывая домик)

Припев:

Кап-кап-кап дождик пошел, (3 хлопка ладошками, ходьба на месте)

Кап-кап-кап дождик пошел (3 хлопка ладошками, ходьба на месте)

Ну а мы с тобой не тужим (Бег по кругу друг за другом)

Босиком бежим по лужам.

Брызги прямо ввысь летят

С тучею встречаются.

А потом они назад

Да с неба возвращаются

Припев

Шлеп-шлеп-шлеп дождик идет, (Топают ногами)

Шлеп-шлеп-шлеп дождик идет,

Тучку бедную простили, (медленно «поднимают тучку» вверх)

Тучку с миром отпустили.

Тучка плакать перестала, (Кулачками трут глазки, имитируя плач)

А потом совсем пропала. (Разводят руками)

Припев:

Кап-кап-кап дождик прошел, (3 хлопка ладошками, ходьба на месте)

Кап-кап-кап дождик прошел, (3 хлопка ладошками, ходьба на месте)

Кап-кап-кап! (3 хлопка ладошками)

Воспитатель:

 Ну что же, капельки, мы с вами говорили про круговорот воды в природе, и мы догадываемся, какие чудеса происходят иногда, благодаря воде, послушайте стихотворение:

Дождь прошел. На небе чудо –
Разноцветная дуга.
Кто художник и откуда?
Как забрался он туда?

Это трое рисовали:
Солнце, небо и вода,
Чтобы мы не забывали –
Радость в жизни есть всегда!

Догадались? Давайте же нарисуем радугу, чтобы она порадовала нас в этот хмурый осенний день. А рисовать будем тоже необычно, цветной пеной.

(Рисование цветной пеной)

Воспитатель:

Молодцы! Какая веселая радуга у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пора превращаться обратно в детей: «Кручусь, верчусь, обратно в ребенка превращусь».

Итог занятия:

- Что вы сегодня узнали нового?

- Какой опыт вам показался интересным больше всего?

- Что вы узнали из опытов о воде?

- А какая игра вам понравилась больше всего?

Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны.

Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ ЗАНЯТИЯ- ЭКСПЕРИМЕНТУ "КРУГОВОР ВОДЫ В ПРИРОДЫ" ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "

Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Основные задачи:Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями пр...