Занятие «День космонавтики»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пацер Анастасия Александровна

Цели: 

  • познакомить с историей возникновения праздника
  • систематизировать и расширить представления детей о космонавтике;
  • расширить словарный запас несовершеннолетних, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_kosmonavtika.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «День космонавтики»

Цели: 

  • познакомить с историей возникновения праздника
  • систематизировать и расширить представления детей о космонавтике;
  • расширить словарный запас несовершеннолетних, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребята, все вы знаете, что 12 апреля наша страна отмечает праздник - День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

Беседа об истории покорения космоса

Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд. (презентация: представления древних людей о земле)

С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.

(Показать фотографию Земли из космоса.)

Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не останавливались на достигнутом, их манил космос.

Основоположники космонавтики - Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев.

Эти два человека положили начало освоению космоса, (Показать их портреты.)

Первый полет в космос

А 12 апреля 1961 года в космос полетел гражданин СССР - Юрий Алексеевич Гагарин {портрет). Имя этого человека известно во всем мире. С детства Юрий увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда Юре было 7 лет, началась Великая Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома. Пришлось ютиться в землянке. Войну Гагарин пережил и в 15 лет поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в военное авиационное училище. Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Редко злился и очень не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически. 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» облетел вокруг нашей планеты за 108 минут (1 час 68 минут). Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.

Освоение космического пространства

После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты.

Первыми космонавтами были летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы. И условия работы космонавтов стали иными. В одном из своих рассказов космонавт Николаев вспоминает: «В своем первом полете в космос я даже побриться не мог, а вот уже в космической ракете "Салют" была даже настоящая баня».

Сегодня работа в космосе - это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос летают международные экипажи.

  • Рассмотрите изображения (слайд 2)
  • Что объединяет все предметы? (Они все летают)
  • На какие группы можно разделить? (Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт)

  • С глубокой древности люди мечтали лететь как птицы. На чем только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд.
  • Вспомните, на чем совершали свои полеты герой ваших любимых сказок? (Ответы учащихся).
  • Прошли века и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер, туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый. Позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолеты и вертолеты. И, наконец, самый быстрый транспорт. (Слайды 3-6)
  • Отгадайте загадку: ни хвоста, ни крыльев нет, а летает до планет. (Ракета). (Слайд 7)
  • Отгадайте еще одну загадку, связанную по смыслу с первой: 

                                             

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(Космонавт) (Слайд 8)

Физминутка

Космонавты должны быть сильными и ловкими. Предлагаю вам зарядку на внимание.
– Правая рука делает круги влево, другая – вправо.
– Правая рука чертит в воздухе треугольник, а левая – круг.
– Правая нога в воздухе квадраты, а левая рука – треугольники

Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Су-джок»

Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки. 

  • В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал Константин Эдуардович Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.
  • Эстафету у Циолковского принял Сергей Павлович Королев. Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей. (Слайд 9)

Космическая станция

У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется космическая орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Но крылья нужны не для полета. Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.

Вопросы:

  1. Как называется дом космонавтов?
  2. Зачем он нужен?
  3. На что  похож космический дом?

Как работают космонавты.

         Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.
Вопрос: 

  1. Что делают космонавты на космической станции?

Животные-космонавты.

Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Вопросы:

  1. Какие животные летали в космос?
  2.  Что узнали о полёте мышки?


Собаки-космонавты.

         Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос. На Лайку надели специальный скафандр. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю.

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Вопросы:

1. Как готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?

. Первый космонавт.
         12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина.

Вопросы:

1. Как зовут первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?

 Скафандр.
В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.

Вопросы:

1. Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?

Искусственные спутники.

4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики.

Вопрос:

  1. Что изучают искусственные спутники Земли?

  1. Физминутка.
  2. Подведение итогов работы групп.

- Сейчас от каждой группы выступит один ученик, он подведёт итоги работы группы, расскажет, что нового и интересного узнал из статьи, а остальные учащиеся дополнят его ответ, если будет необходимо.

 Вопросы 1 группе: (слайд 11)
– Кто из живых существ первым полетел в космос?
– Почему это были животные, а не люди?

 Вопрос  2 группе:
– Как готовили собак в космическое путешествие? (Слайды 12- 13)

Вопрос 3 группе:
– Кто был первым космонавтом и как проходил первый полёт? (Слайд 14)
Дополнительное сообщение о детстве Ю.А.Гагарина. (Заранее подготовленный ученик)

Если спросить космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты».
– Как вы думаете, любой ли человек может стать космонавтом?
– Каким должен быть настоящий космонавт? Что должен уметь? (Ответы детей.)

8.  Работа в парах.

Игра «Собери слово»

- Поиграем в игру. На столе у вас карточки с буквами. Соберите из них слово-качество настоящего космонавта.
Слова: космонавт, трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный.

- Каким же должен быть космонавт? (На доску вывешиваются карточки с названием качеств космонавтов.) В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.

Космонавт, не забудь - во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас - выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать - должен много, много (знать).
Любой космический маршрут - открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых не возьмём мы на (орбиту).

 Подведение итогов. Рефлексия

– А сейчас разгадаем кроссворд «Знаешь ли ты космос?» (Слайды 18-25)

10.Пальчиковая игра «Волшебные пальчики»(пружинки) 
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой 

Раз – два – три – четыре – пять,  
Вышли пальцы погулять 
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. (Массаж большого пальца) 
Этот пальчик для того, чтоб показывать его. (Массаж указательного пальца) 
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.(Массаж среднего пальца) 
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.(Массаж безымянного пальца) 
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. (Массаж мизинца) 

«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю. 
И по пальчику качу. 
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.

Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "День космонавтики".

Конспект занятия. «День космонавтики…» (Рисование. Ст.  гр.)Цели: учить детей в рисунках отражать впечатление от праздника, продолжить знакомство с космосом, развивать художественное творче...

Конспект интегрированного занятия "День космонавтики"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Тематическое занятие "День космонавтики и авиации"

Тематическое занятие познакомит детей старшего дошкольного возраста с историей историей развития космнавтики, планетами и космическим пространством....

Познавательная область "Расширение кругозора". Конспект занятия "День космонавтики".

Используя в практике данное занятие Вы в игровой форме  познакомите детей с историей возникновения праздника День космонавтики.Сможете дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне....

Познавательная область "Расширение кругозора". Конспект занятия "День космонавтики".

Используя в практике данное занятие Вы в игровой форме  познакомите детей с историей возникновения праздника День космонавтики.Сможете дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне....

Познавательная область "Расширение кругозора". Конспект занятия "День космонавтики".

Используя в практике данное занятие Вы в игровой форме  познакомите детей с историей возникновения праздника День космонавтики.Сможете дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне....

Тематическое занятие "День космонавтики"

НА ЭТОМ ЗАНЯТИИ МЫ ГОВОРИМ С ДЕТЬМИ О ТОМ, КТО СТАЛ ПЕРВЫМ КОСМОНАВТОМ, И КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ОН ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ....