Консультация для педагогов "Труд детей в природе: правила поведения, безопасность"
консультация по окружающему миру

Евдокимова Наталья Владимировна

Труд детей в природе: правила поведения, безопасность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx79.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 161

Консультация для педагогов

«Труд детей в природе: правила поведения, безопасность»

D:\Детский сад работа\готовые документы\Взаимодействие с родителями\трудовое воспитание\1429308457_sl_201208290934536205.jpg

Подготовила:

 воспитатель Олиниченко Н.В

 Оренбург 2022г

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет большое значение. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного анализатора. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. Огород и цветники являются живой лабораторией под открытым небом. Это источник познаний природы. Здесь расширяются, углубляются, закрепляются знания воспитанников. Работа на огороде и в цветнике формирует у детей отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к Земле, к труду.

Требования к организации труда в природе.

Педагогические требования к организации труда в природе.

Организация разнообразного по содержанию труда: уход за растениями; выращивание растений в уголке природы; труд на участке (в цветнике, на огороде).

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.

Осознанность труда (раскрытие цели труда, результатов и способов их достижения).

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически  усложняться.

Трудовая деятельность должна быть регулярной.

Гигиенические требования к организации труда в природе.

Труд должен быть посильным – он не должен вызывать переутомления.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде (следует чередовать один вид работы с другим).

 Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.

Доступные виды работ в природе для

• Посев семян

• Высадка рассады и пересадка растений

• Рыхление

• Прополка

• Полив

• Сбор урожая

•  Уборка участка

• Обработка почвы

•  Организация наблюдений

Содержание труда и методика руководства

в разных возрастных группах

Младшая группа (3-4 года)

Малыши могут выполнять некоторые поручения (например, с помощью воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные грузовики и отвезти в указанное место). С наступлением весны можно провести наблюдения за обрезкой деревьев и кустарников, посадкой на участке цветов, перекапыванием огорода. Малыши наблюдают за тем, как взрослый перекапывает большой лопатой землю. С помощью взрослого дети сажают лук на грядках (и в уголках природы). Детей привлекают к посеву крупных семян цветочных растений (фасоль декоративная, бобы садовые, эхиноцистис («ежовый огурец»). Прополку, рыхление, подкормку выполняет взрослый, показывая и рассказывая детям, что он делает. Ухаживая в утренние часы за растениями уголка природы, воспитатель показывает и объясняет детям, что он делает и для чего, привлекает их к посильному участию (например, протереть листья влажной тряпкой).

Средняя группа (4-5 лет)

Осенью следует показать, как взрослые заботятся о растениях (собирают сухие опавшие листья, производят посадку новых деревьев и кустарников, собирают семена цветов). Можно привлечь детей к сбору семян ноготков, бархатцев, космеи. Во время сбора овощей на огороде предлагать собрать ботву и отнести в определенное место. Наблюдая за работой в огороде, дети узнают, что осень – пора сбора урожая овощей и фруктов, рассматривают овощи, сравнивают их по величине, цвету, форме, определяют особенности. В начале ноября, перед заморозками, можно сделать в огороде небольшую грядку с бороздками, в которую дети сажают зубчики чеснока под зиму. Весной следует организовать наблюдение детей за первичным перекапыванием земли в огороде и цветнике, затем за обрезкой веток деревьев и кустарников.

В средней группе можно организовать труд детей в огороде. Взрослые вскапывают землю, рыхлят и разравнивают граблями. Детям поручают посев крупных семян овощей (гороха, огурцов, свеклы, редиса). С помощью взрослого дети высевают семена настурции, душистого горошка, ноготков, садовых бобов. Можно привлекать детей к совместному поливу огорода и цветника. В ходе этой работы следует организовать наблюдение за всходами. Летом дети могут принять участие в уходе за овощами. Прополка, рыхление, подкормка производятся взрослым, а дети уносят с дорожек сорную траву, посыпают песком междурядья, собирают урожай. Необходимо учить ребят бережно обращаться с посевами и посадками, беречь оборудование (очищать, просушивать, относить в специально отведенное место).

В течение всего года дети, выполняя ежедневные поручения воспитателя, участвуют в уходе за комнатными растениями. Приобщая детей к труду в уголке природы, взрослый должен объяснять им трудовые действия. Важно периодически осматривать вместе с детьми уголок природы, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения (появился новый листок у фикуса, зацвела герань, поникли листочки). Следует помнить, что ребенка данного возраста больше интересует процесс труда, чем его результат.

Старшая  и подготовительная группа (5-7 лет)

Осенью можно провести наблюдения за тем, как люди ухаживают за деревьями и кустарниками: очищают стволы от отмершей коры, белят деревья известью, окучивают молодые плодовые деревья, обвязывают их хвоей, чтобы защитить от грызунов. Можно организовать наблюдения за заготовкой овощей и фруктов (сушка фруктов, засолка огурцов, помидоров, квашение капусты в семье). В ходе наблюдений ребят следует привлекать к оказанию посильной помощи взрослым.

Весной можно привлекать детей к вторичной перекопке земли на огороде и в цветнике непосредственно перед посевом и посадкой, к рыхлению земли (маленькими граблями), разметке грядок.

Летом детей знакомят с такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление, прополка культурных растений от сорняков. Учить правильно держать лейку при поливе, поливать, двигаясь вдоль грядок. Показывать приемы рыхления междурядий, объяснять, что рыхлят землю для того, чтобы к корням растений поступал воздух. Во время прополки детей учат отличать культурные растения от сорняков. Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка, проводятся взрослым в присутствии детей. Показ сопровождать объяснениями.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и детском саду элементарных представлений о трудовых обязанностях.

Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. В зависимости от отношения дошкольника к труду можно судить о становлении его нравственных качеств, т. е. отношении ребенка к человеку-труженику (уважение к нему, желание помочь и т. п.), к своему труду (добросовестное отношение к результатам труда и т. п.), что является показателем становления и развития его нравственных качеств.

D:\Детский сад работа\готовые документы\Взаимодействие с родителями\трудовое воспитание\shutterstock_263850680-768x511.jpg

Инструкция о соблюдении техники безопасности при организации трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте.

  1. Требования к организации труда дошкольников.

Любая деятельность детей и особенно труд, связанных с использованием инструментов, может осуществляться лишь под  непосредственным контролем и наблюдением взрослого.

В группах и на участках детского сада должны быть созданы условия, обеспечивающие безопасность.

Инвентарь, используемый в самостоятельной трудовой деятельности детей, необходимо располагать на полках и шкафах, высота которых не превышает уровня груди ребенка дошкольного возраста.

Запрещается перенос тяжестей детьми старшего дошекольного возраста весом более 2-2.5 кг.

  1. Требования к оборудованию.

Педагог должен ознакомить детей с основными приёмами работы : учитывать индивидуальные особенности детей.

В пользование детям должны выдаваться исправные и безопасные в работе инструменты и предметы сельхозинвентаря с хорошо закреплёнными рукоятками, ножницы должны быть с тупыми концами.

Запрещается использовать детьми оборудование и инструментов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности.

Все колющие и режущие инструменты должны храниться в недоступном для детей месте, использовать только под руководством взрослого.

Оборудование, инструменты и материалы должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистоте и исправном состоянии в закрытых ёмкостях.

  1. Требования к методике по организации трудовой деятельности детей в дошкольном учреждении.

Обучая детей различным навыкам и приёмам работы, педагог должен четко продемонстрировать их.

Педагог обязательно знакомит детей перед началом работы с правилами поведения в процессе трудовой деятельности и систематически контролировать их соблюдение.

Прежде чем объединить детей для выполнения групповой работы, педагог должен быть уверен в том, что каждый ребенок в отдельности в достаточной степени овладел необходимыми навыками.

При организации трудовой деятельности, требующей значительных затрат сил:  перекопка земли, перенос песка, полив огорода и цветника, расчистка участка зимой от снега и т.п, педагог должен внимательно следить за состоянием детей, не допуская их переутомления, перегрева или переохлаждения. В случае появления у ребенка признаков переутомления необходимо переключить его на более спокойный вид деятельности.

Время, отведенное на трудовую деятельность, не должно превышать 30 минут. При этом через каждые 7-10 минут необходимо производить смену деятельности детей или устраивать перерыв.

В жаркие солнечные дни труд детей в огороде или цветнике организуется в утренние часы- до завтрака, и в часы вечерней прогулки.

Педагог должен осуществлять постоянный контроль за сохранением правильной осанки детей в процессе работы.

Педагог должен приучать детей работать внимательно, не отвлекаясь и не размахивая инструментами.

Все колющиеся и режущие предметы педагог принимает от детей по одному и строго по счёту.

  1. Правила поведения детей в процессе трудовой деятельности.

Дети должны знать следующее:

Выполнять полученную работу только в местах, специально отведенных для данного вида деятельности.

Прежде чем приступить к работе, следует надеть фартук или специальную одежду засучить рукава, если необходимо, подобрать волосы.

В соответствии с полученным заданием: инструменты, необходимые для самостоятельной деятельности, можно брать только с разрешения педагога.

Работать внимательно, не отвлекаясь, не ходить с инструментами и не мешать другим детям.

По окончании работы проверить состояние оборудования и инвентаря, очистить его, уложить и убрать.

В случае незначительного ранения, ушиба, ссадины немедленно обратиться к педагогу, а затем к медсестре.

За несоблюдение настоящих требований педагог несёт персональную ответственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Учим правила поведения в природе"

 Земля – общий дом всего живого, и человек – один из его жителей,взаимосвязанный с другими. Давайте, будем соблюдать правила, предписанн...

Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников правил поведения в природе»

Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников правил поведения в природе»...

Правила поведения на природе. Правила поведения для детей

Когда мы выезжаем на природу, очень важно, чтобы во время отдыха за городом не произошли неприятности, которые причинили бы вред нашему здоровью.Постарайся запомнить нехитрые правила, соблюдать которы...