Конспект НОД по экологии в средней группе «Вода — друг человека»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шабаева Анна Николаевна

Цель: Продолжать знакомить детей с водой, её свойствами, вода бывает тёплой и холодной. Дать представление о важности воды в жизни человека

Задачи:

Познавательное развитие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. Формировать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе, в окружающем мире, о формах её проявления (река, ручей, дождь, море и т. д.). Дать представление о том, что растения – живые существа, для их роста и развития необходима вода.

Познакомить со свойством воды: прозрачная, вода бывает холодная, со способом очищения воды, получения теплой воды путем смешивания.

Развивающие: развивать умение планировать свою деятельность, рассуждать, делать выводы. Формировать умение слушать взрослого. Развивать образное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность в работе с водой, бережное отношение к воде.

Речевое развитие: развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова, бесцветная, чистая, прозрачная. Обогащать и активизировать словарь.

Материал:

Игрушка «Пчелка Майя», слайды, плакаты «Водоемы в природе»«Как человек использует воду»вода, мерные стаканчики по количеству детей, ведерки с водой,

тарелочка, воронки, фильтры (ватные диски, пульверизаторы, сосуды разной формы, салфетки, фартуки, маски для игр, изображение радуги, цветы из бумаги, аудиозапись шума дождя.

Методы и приё мы:

игровой: внесение атрибутов к игре, сюрпризные моменты;

наглядный: картины «Кому нужна вода»«Вода в природе», слайды;

практический: проведение опыта.

Словесный: беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Предварительная работа:

Рассматривание картин «Кому нужна вода»,

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Опыты: превращение снега в воду, воды в лёд.

Беседы на тему«Где можно встретить воду»«Кто живёт в воде».

Ход занятия.

В-ль: Дети, посмотрите в окно, как там светло. Почему? (ярко светит солнце). А что вы еще видите? (различные растения, деревья) А что необходимо для растений, чтобы они хорошо росли? (ответы детей)

Дети, прислушайтесь и скажите, что это за звуки?

Ответы детей (звуки воды)

В-ль: - Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду : океанах, в морях, реках и озерах. Вода в земле, в растениях, животных и даже в человеке.

В-ль: Дети, а для чего нужна вода человеку?

Ответы детей (пить, мыться, готовить еду)

В-ль: - Но вода нужна не только человеку! А кому ещё?

Ответы детей (животным, растениям)

В-льВода необходима животным, растениям, насекомым. Без воды все живые существа не смогут выжить. Вода - это основа жизни!

Проблемная ситуация:

На столе стоит цветок в горшке с увядшими листьями.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, что стоит на столе? (Ответы детей).

Воспитатель: - Это цветок, только что-то он грустный очень, посмотрите, все листочки опустил. Как вы думаете, почему загрустил наш цветочек?

Ответы детей (хочет пить, не полит) .

Воспитатель: Конечно, посмотрите, ребята, земля в горшочке совсем сухая, значит цветочек давно не поливали и без воды он может совсем погибнуть. Давайте с вами поможем нашему цветочку, польем его.

(Дети с воспитателем поливают по очереди цветок из лейки).

Воспитатель: - Ну вот, мы полили цветок, скоро он снова поднимет свои листочки и станет красивым и веселым.

Дети, сегодня я предлагаю отправиться в лабораторию к пчелке Майе. Чтобы узнать о свойствах воды.

В-ль: дети давайте закроем глаза, три раза повернемся и окажемся в лаборатории.

(дети открывают глаза, перед ними столы с расставленными приборами для проведения опытов).

Майя: Здравствуйте, дети. Я вас давно уже жду. Мы с вами будем проводить игры с водой и наблюдения.

Дети, на вешалке висят фартуки.

Наденьте фартуки, садитесь.

Майя: Дети, как вы думаете, где еще есть вода(В реке, в ручейке, озере, море.)

Майя: Правильно, в этих водоемах вода чистая, там живут рыбы. Приходят на водопой животные.

Майя: Кому нужна вода(Рыбам, животным, растениям, людям)

Майя: Дети, а как человек использует воду(Заваривает чай, варит суп, умывается)

Выводвода нужна для приготовления пищи, для поддержания чистоты своего тела, одежды, для выращивания растений.

На столе стоят тарелочки с кубиком льда и посуда с водой для каждого ребенка.

Что будет с кубиком льда, если его поместить в воду?

Дети высказывают свои предложения: он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится?

Возьмите лед, опустите в стакан с водой.

Какой лед?

Лед холодный, плавает в воде.

Вывод: лед легче воды, поэтому не тонет.

Оставим лед в стаканчиках и посмотрим, что с ним произойдет.

Я вам предлагаю поиграть.

Игра с холодными и горячими капельками.

Воспитатель помогает Майе капать на ладошку детям сначала теплую, затем холодную воду. Выясняет ощущения детей: приятнее вода из синего или красного пузырька.

Дети подходят к столу.

Майя предлагает умыться, но в тазике только горячая вода и холодная вода.

Приятно умываться холодной водой?

Майя: Какой водой лучше умываться горячей или холодной?

Дети: Плохо умываться холодной водой, можно простудиться.

Неприятно, замерзнут руки.

Плохо отмывается грязь.

Майя: А горячей водой?

Дети: Тоже нельзя умываться, потому что можно обжечься.

Майя: Что же делать?

Дети выдвигают и анализируют свои варианты:

Майя: Надо подождать, когда горячая вода остынет, но это долго.

Поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась - на это тоже нужно время. (высказывания детей)

Майя: Чтобы получить теплую воду надо смешать горячую и холодную воду-это быстро и легко.

Майя: Что для этого надо? (тазик, мерный стаканчик, салфетка)

Дети планируют свою деятельность:

Надо взять тазик, чтобы смешать воду;

мерный стаканчик, чтобы набирать воду;

салфетку, чтобы вытереть воду, если прольется.

Рассказывают правила при работе с водой.

Майя читает отрывок из стихотворения:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду - не беда,

Салфетка под рукой всегда.

В процессе самостоятельной деятельности с водой дети получают теплую воду.

Майя: Опустите руку в воду. Какая вода?

(дети умываются теплой водой и читают стихотворение «водичка, водичка, умой мое личико….)

Майя: Какой мы с вами можем сделать вывод? Вывод: приятно умываться теплой водой, она согревает, ласкает.

Дети, пока мы с вами играли, что произошло со льдом. Я предлагаю вам посмотреть.

Вывод: в тепле лед тает.

Звучит музыка.

Игра «Тучка и капельки».

Представьте, что я – мама Тучка, а вы мои детки – капельки. Делайте все, что я скажу.

Капельки, вам пора отправиться в путь. Нужно напоить все вокруг. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (аудиозапись, (дети берутся за руки по двое, образуя ручейки). Встретились ручейки и стали большой рекой. (Соединились в одну цепочку). Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в хоровод) двигаются по кругу. А потом вспомнили, что мама Тучка велела им домой вернуться. Стали капельки легкими и потянулись вверх, испарились под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.

Вы слышите, кажется, дождь начинается? Дождь закончился, и выглянуло солнышко.

Надо полить цветы. Дети брызгают воду, цветы раскрываются.

Какая прекрасная радуга получилась! Вы очень старались, молодцы!

В-л: Нам пора возвращаться в группу. Скажем Майе, до свидания! Закроем глаза, три раза повернемся и окажемся в группе.

В-ль: Дети, скажите для чего необходима вода(ответы детей)

Вода нам необходиманикто не может жить без воды: ни люди, ни животные, всем живым существам на суше нужна водаВода-друг человека, добрый помощник. Ее нужно беречь, нужно экономно использовать воду, следить, чтобы она зря не вытекала.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по речевому развитию в средней группе. «Книга – друг человека»

Книга – есть жизнь нашего времени.                                            ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы «Вода – друг человека»

Программное содержаниеДать детям представление о воде, ее свойствах, назначении, применении, качестве.Повторить потешки о воде “Ай, лады, лады, лады,” “Водичка, водичка…&rdquo...

Конспект занятия по экологии в средней группе «Природа наш друг».

Конспект занятия по экологии в средней группе «Природа наш друг»....

Конспект НОД по экологии в средней группе «Будь другом природе» .

Предлагаю посмотреть конспект НОД по экологии "Будь другом природе". Целью данного занятия является закрепление знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней....

Проект по экологии в средней группе "Вода, вода, кругом вода"

Проект по экологии в средней группе "Вода, вода, кругом вода".Тип проекта: познавательно-исследовательский,  познавательно-творческий.Продолжительность проекта: долгосрочный.Участники п...

Конспект занятия по экологии в средней группе. Тема: "Значение воды в жизни человека"

Цель: Определить значение воды и показать отношение человека к воде. Закрепить знания детей о неживой природе с помощью символов; Определить с помощью опытов состояние воды; Воспитывать бережное отнош...