Конспект ОД в подготовительной группе "Удивительная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бабушникова Галина Александровна

Данный материал поможет воспитателям познакомить детей с тем, как добывают соль, с ее свойствами, применением, значением для человека. А так же провеси опытно-экспериментальную деятельность с солью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnaya_sol.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Удивительная соль»

 

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

    Задачи:

Обучающие задачи: дать детям конкретные представления о свойствах, и видах соли. Научить использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, осторожность в обращении с солью.

          Материал и оборудование: соль разных видов, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования, кусочки льда, мешочки с солью.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»

• Наблюдение «Как мама использует соль.

Ход ОД:

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами будем учеными и отправимся в лабораторию. Посмотрите, у вас на столах какие-то мешочки. Возьмите каждый по мешочку. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, ребята, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Скажите, для чего нужна соль? Где люди ее используют?

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, дорогим гостям, остальные уходили «несолоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли, без хлеба худа беседа.

Пуд соли вместе съесть.

    Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

    Без денег торговать, как без соли хлебать.

    Без соли и стол кривой

    Без соли и хлеб не естся.

    Без соли, без хлеба – половина обеда.

    Без соли, без хлеба за стол не садятся.

    Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Демонстрация презентации «Добыча соли, ее применение».        

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения, разрушению костной и мышечной ткани.

Воспитатель: Как вы думаете, где можно еще использовать соль?

    1.В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

    2.Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

3.А еще соль полезна и животным.

4.В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

5.В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.

6.На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль нужна для того, чтобы ….» (дети передают мешочек с солью и говорят, для чего она нужна) 

1.Консервировать овощи

2.Использовать в медицине

3.Солить суп

4. Посыпать дорожки зимой

5. Добавить в жареную картошку

6. Посолить салат

7. Засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, животных.

«Сегодня всем нам предстоит немножко стать учеными. В лабораторию пойдем, чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

 И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.

 Если мы с вами посмотрим на соль, что вы можете сказать о её внешнем      

 виде? (соль белого цвета, похожа на порошок)

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

-Понюхайте, имеет ли соль запах?

-Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

 – Мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло?

Куда делась вода?

Вывод: значит соль поглощает воду.

Опыт№4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой. В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая.

 В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

( В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А давайте в стаканы под №1 насыпаем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем.

Какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль растворилась быстрее, так как она мелкая)

А куда делась соль? (Соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее, мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная, соль имеет вкус.

Опыт №5. Опыт «Соль разъедает лед»

Ребята, возьмите кусочки льда и посыпьте их солью. Что вы заметили?

Вывод: Соль разъедает лед

Опыт № 6. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 7. «Соль – чистящее средство».

Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Опыт № 8: «Выпаривание соли»

Вывод: Соль растворяется, но не испаряется вместе с водой.

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли

-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) 

«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)

дети рисуют елку)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Как красиво у вас получается!

Итак, какой вывод мы можем сделать о соли? Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека, животных. Соль используют в хозяйственных целях, в медицине. На соли можно рисовать.

Соль - удивительное вещество природы, необходимое людям.

Вы были хорошими учеными и узнали много интересного о соли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

конспект занятия в подготовительной группы тему:"Свойства сахара, соли и муки"

Тема: «Свойства сахара и соли»Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар и муки) и их свойствами.Задачи:1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством зна...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"

Конспект занятия по познавательному развитию...

конспект НОД по нетрадиционному рисованию солью в подготовительной группе

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию солью в подготовительной группе на тему "Цветок"...

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно- исследовательской деятельности. ОО «Познание». «Чудо –соль»

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно- исследовательской по образовательной области  «Познание»....