Картотека игр с природными материалами
опыты и эксперименты по окружающему миру
В данной картотеке подобраны дидактические игры с природным материалом для детей 3-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_s_prirodnymi_materialami.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр с природными материалами
Игра «Здравствуй, песок»
Возраст: 3 - 6 лет
Цель игры: формировать представление о том, что сухой песок обладает таким свойством как сыпучесть; формировать положительное отношение к песку.
Материал: песочница для групповых или индивидуальных игр .
Описание игры: Песочная фея предлагает поздороваться с песком. Напоминает, что люди здороваясь, жмут друг другу руки и предлагает нежно, а потом сильно поздороваться с песком. Ребенок дотрагивается до песка одной рукой, потом второй, затем двумя руками одновременно. Дотрагиваясь ладошкой до песка, ребенок сжимает кулачок и медленно высыпает песок в песочницу. Берет песок на ладошку и, раздвинув пальчики, наблюдает, как он медленно сыпется. Зачерпнув песок двумя ладонями, ребенок наблюдает, как медленно, песчинка за песчинкой он просыпается опять в песочницу. Детям постарше можно предложить описывать и сравнивать свои ощущения: приятно – неприятно, тепло – холодно, колючее, шершавое и т.д.
Игра «Необыкновенные следы»
Возраст: 3 – 6 лет
Цель игры: способствовать формированию конкретных представлений о том, что сухой песок сыпучий и поэтому на нем не остаются отчетливые следы.
Материал: песочница для групповых игр с сухим песком.
Описание игры: Песочная фея предлагает детям вспомнить, как много разнообразных следов оставляют люди, кошки, собаки, птицы на снегу. Эти следы можно хорошо рассмотреть и отгадать, чьи они. А на сухом песке следы становятся необыкновенными. Детям предлагается показать: как идет медведь – с силой надавливать кулачками на песок, как прыгает заяц – кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; как ползет змея – ребром ладони провести волнистую линию по поверхности песка: как бегут жучки – всеми пальцами имитируется движение насекомых. Дети наблюдают, что после совершенных ими движений песок осыпается и делает оставленные следы причудливыми. Можно предложить детям придумать кто и какие следы может оставить на песке. В дальнейшем эту игру можно провести как игру-загадку: один из детей оставляет следы на поверхности песка, а другие пытаются отгадать: это медведь прошелся, змея проползла или жучек пробежал.
Игра «Секреты дождевого червячка»
Возраст: 4 – 6 лет.
Цель игры: способствовать формированию представлений о приспособлениях животных к обитанию в песке.
Материал: песочница с сухим песком
Описание игры: Предварительно надо познакомить детей с животными, обитающими под землей. Песочная фея говорит детям, что сегодня наши ручки будут превращаться в дождевых червячков (можно в кротов) и мы узнаем, какие у них есть секреты. Она предлагает детям погрузить руки в песок и, растопырив пальчики в стороны, попробовать продвигать в песке. Дети описывают свои ощущения. Потом детям предлагается сложить пальчики «уточкой» и опять постараться двигаться песке. Предложить детям отметить произошли ли какие-то изменения. Взрослый обобщает: когда все пальчики вместе продвигаться в песке гораздо легче, поэтому у всех животных (дождевого червяка, крота), обитающих в земле, отпекаемая форма тела. Опять предлагается детям стать дождевыми червячками и погрузить руки в песок. Взрослый поясняет, что под землю солнечный свет не проникает, поэтому большинству животных обитающих там зрение просто не нужно. Детям предлагается закрыть глаза и медленно продвигаясь в песке постараться найти друг друга.
Игра «Отпечатки»
Возраст: 3 – 6 лет.
Цель игры: способствовать формированию конкретных представлений о том, что влажный песок пластичный, ему легко придать любую форму.
Материал: песочница с влажным песком, формочки для песка.
Описание игры: Песочная фея рассказывает детям, что прочитала очень интересное стихотворение, которое называется «ПЕЧАТКИ»
Я в песочнице играю,
Насыпаю, насыпаю,
Формочкой песок - прижму.
Может, ежик или зайчик,
И красивый попугайчик.
А быть может бегемот
Широко раскроет рот.
Детям предлагается поиграть в такую же игру. Сначала взрослый будет изготавливать барельефные или горельефные отпечатки при помощи формочек на песке, а ребенок отгадывать, что же отпечаталось на песке. Потом один из детей готовит отпечаток, а другие дети отгадывают.
Игра «Суша-вода»
Возраст: 5 - 6 лет
Цель игры: способствовать формированию представлений о пластичности влажного песка, о видах земной поверхности (равнина, горы, холм, ущелье, реки, острова и т.д.) .
Материал: песочница с влажным песком, емкость с сухим песком.
Описание игры: Данной игре должна предшествовать предварительная работа, способствовавшая также актуализации личного опыта ребенка, его впечатлений о морях, реках, горах и т.д. Взрослый показывает разнообразные способы построения в песочнице разнообразные рельефы земной поверхности, и дети принимают активное участие в их реализации. Как усложнение данной игры можно предложить вариант с использованием карты местности. Педагог на листе бумаги рисует, где расположены горы, где течет река, где расположен остров на реке, где по равнине идет дорога и проделан туннель в горе и т.д. Дети могут попробовать реализовать это в процессе игры в песочнице.
Игры с водой
Игра «Попробуй удержать»
Возраст: 3 – 6 лет
Цель игры: формировать представления о том, что вода легко просачивается.
Материал: емкость с водой.
Описание игры: Хозяйка воды загадывает детям загадки
«Что в руке не удержать?»,
«Что в решете не унести?» и предлагает проверить так ли это. Ребенок дотрагивается до воды одной рукой, потом второй, затем двумя руками одновременно. Дотрагиваясь до воды, ребенок зачерпывает ее одной, двумя ладошкой и наблюдает, как медленно, капля за каплей вода просачивается опять в миску. Если в игре принимают участие несколько детей, можно внести элемент соревнования. Дети одновременно зачерпывают воду ладошками и стараются ее удержать как можно дольше.
Игра «Секреты подводного царства»
Возраст: 4 – 6 лет
Цель игры: способствовать формированию представлений о приспособлениях животных к обитанию в воде.
Материал: емкость с водой.
Описание игры: Предварительно надо познакомить детей с животными, обитающими в воде. Хозяйка воды говорит детям, что сегодня наши ручки будут превращаться в рыбок, и мы узнаем, какие у них есть секреты. Она предлагает детям погрузить руки в воду и, растопырив пальчики в стороны, попробовать продвигать в воде. Дети описывают свои ощущения. Потом детям предлагается плотно прижать пальчики друг к другу и опять постараться двигаться в воде. Предложить детям отметить произошли ли какие-то изменения. Взрослый обобщает: когда все пальчики вместе продвигаться в воде гораздо легче, поэтому у всех животных (рыб, дельфинов, китов), обитающих в воде, отпекаемая форма тела. Опять предлагается детям стать рыбками и погрузить руки в воду. Взрослый поясняет, что важно и то, как продвигается рыбка в воде. Детям предлагается попробовать продвигаться в воде всей ладошкой вперед, пальчиками вперед, изгибая ладошку и т.д.
Игра «Тонет…не тонет»
Возраст: 3 – 6 лет
Цель игры: формировать представления о том, что легкие предметы вода выталкивает, а тяжелые в ней тонут.
Материал: емкость с водой, разнообразные мелкие предметы.
Описание игры : Хозяйка воды предлагает поиграть в игру-загадку. Она будет показывать предмет, а дети будут угадывать: этот предмет тонет в воде или не тонет. После высказанного предположения предмет кладут в воду и проверяют. Желательно подобрать предметы различной величины и из разных материалов (деревянные, металлические, пластмассовые, керамические, стеклянные, резиновые, бумажные и комбинированные). Затем ребенок достает предмет из воды и кладет в одну коробочку плавающие предметы, а в другую тонущие. Так продолжается пока все предметы не будут испробованы и размещены по отдельным коробочкам.
Игра «Всплывет или не всплывет»
Возраст: 4 – 6 лет
Цель игры: способствовать формированию представлений о том как меняются свойства воды под воздействием соли, она становится более плотной.
Материал: стакана с водой, коробочки из-под киндер-сюрприза, поваренная соль, ложка. Описание игры: Хозяйка воды рассказывает, что в далеких, далеких странах есть моря и океаны. В них очень много воды, но вода не простая, а соленая. Такая вода хранит секреты. В стакан с теплой водой бросьте коробочку из-под киндер-сюрприза, предварительно положив в нее немного пластилина, чтобы коробочка тонула в воде. Возьмите поваренную соль и предложите ребенку засыпать по одной ложке соли. Размешивая соль в воде, наблюдайте за плавающей коробочкой. По мере увеличения содержания соли плотность воды возрастает, коробочка поднимается. Выловив коробочку из соленой воды, можно предложить детям испытать другие тонущие предметы из игры «Тонет… не тонет».
Игра «Ты неси, неси река»
Возраст: 3 – 6 лет
Цель игры: способствовать формированию представлений о таком свойстве воды как текучесть.
Материал: разнообразные палочки, бумажные кораблики, пластмассовые коробочки, бутылочки. Описание игры: Эту игру можно организовать весной, когда бегут ручьи или летом после сильного дождя. Возьмите разнообразные палочки, бумажные кораблики, пластмассовые коробочки, бутылочки и т.д. и предложите ребенку пустить их в плавание. Обратите внимание детей на силу потока воды, на то, что вода может перемещать предметы. Предложите ребенку подумать, почему в одном месте вода бежит, журчит, а в другом собирается в лужу.
Игра «Сочини музыку»
Возраст: 5 – 6 лет
Цель игры: формировать представление о том, что вода может издавать разнообразные звуки. Материал: стеклянные сосуды разных размеров, вода, стеклянная палочка.
Описание игры: Хозяйка воды рассказывает, что вода не только хорошая художница, но и прекрасная исполнительница чудесной музыки. Взрослый наполняет разным количеством воды стеклянные сосуды разной величины. Он берет в руку стеклянную палочку и слегка ударяет по краю сосудов и предлагает послушать, как они звенят. Можно предложить ребенку отливать-доливать воду в сосудах и прислушиваться, как это изменяет звук. Таким образом, он сам обнаруживает, что различное количество воды влияет на звон. Когда каждый сосуд будет звучать по-своему, можно предложить ребенку сыграть мелодию. Это очень увлекательная игра.
Игра «Рисуем следами»
Возраст: 3 - 6 лет
Цель игры: закреплять представление о том, что снег уплотняется и на нем можно оставить следы Материал: снег.
Описание игры: Госпожа Метелица рассказывает, что в ее Стране снега можно легко узнать, кто прошелся по снежку. Снег мягкий, пушистый и легко уплотняется, поэтому на нем остаются следы. По оставленным следам очень легко можно определить приходила в гости кошка или птичка. А вот у детей все следы почти одинаковые. Снежная королева предлагает детям нарисовать при помощи следов свою не похожую на другие дорожку. Она может быть широкая или узкая, прямая или извилистая, длинная или короткая, круглая или угловатая и с использованием ходьбы приставным шагом, боком, прямо, елочкой или спиной вперед и т.п. Следует обратить внимание детей на то, что следу будут красивыми и аккуратными, если снег уплотнять ногой равномерно. После игры можно предложить всем детям рассмотреть следы, которые они оставили. Как вариант игры, можно предложить одному ребенку закрыть глаза или отвернуться. А кому-нибудь из детей повторить на ровном снегу свою дорожку. Первый ребенок должен угадать, кто из детей оставил следы на дорожке.
Игра «Избушка для госпожи Метелицы»
Возраст: 5-6 лет
Цель игры: формировать представление о том, что снег хорошо лепится, что ему можно придать любую форму, что на морозе мокрый снег превращается в лед, что постройки из снега прочные, защищают от ветра и холода.
Материал: снег, ведро с водой.
Описание игры: Госпожа Метелица сообщает детям, что в далекой снежной стране люди живут в домах сделанных из снега. Эти дома очень прочные и охраняют людей от ветра и мороза. Она предлагает ребятам построить дом на участке. Начинается подготовительная работа. Дети катают снежные шары различных размеров, готовят площадку для строительства. Из снежных шаров строится основа избушки, тщательно залепливаются щели. Ведро с водой или другая емкость выставляются на мороз. Из образовавшейся на поверхности корки льда делаются окна. Крупные детали можно облить холодной водой. Можно украсить избушку цветными льдинками. Такой красивый домик дети могут использовать для сюжетных игр и постановки спектаклей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"
Учебно-методический материал: Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"...
Картотека игр по экспериментированию с разными материалами
Закрепление умения детей экспериментировать с различными материалами.Знакомство со свойствами этих материалов....
картотека материалов по подготовке к изучению грамоты
Данный материал может использоваться педагогами и родителями при подготовке детей к изучению грамоты. Он включает в себя задания, направленные на совершенствование фонематического слуха, формирование ...
картотека речевых игр по автоматизации звуков в речи на лексическом материале "Птицы"
картотека речевых игр, автоматизация звуков в речи детей ....
"Картотека нетрадиционных пальчиковых игр с сыпучими материалами"
"Картотека нетрадиционных пальчиковых игр с сыпучими материалами"...
картотека произведений и материалов для детей о воде
Вода и бережное отношение к ней-животрепещущая тема современности. Необходимо формировать правильное восприятие к этой теме с раннего детства. Помогают в этом,конечно же,произведения для детей....
Картотека видео - материалов, презентаций, из опыта работы воспитателя
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, рас...