Доклад
материал по окружающему миру
Доклад на тему экология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_doklad.docx | 21.72 КБ |
ekologiya_doklad.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: Особенности организации образовательного процесса в группе в условиях реализации ФГОС ДО «Окружающий мир»
Работа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром начинается с первых дней пребывания малыша в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Цели и задачи
Целью познавательного развитие детей раннего возраста и младшей группы является формирование у них системы знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту, которые помогут ребёнку комфортно чувствовать себя в природной и общественной среде.
Перед педагогами ставится такие задачи: для ознакомление с окружающим самых маленьких воспитанников
Сформировать начальные представления:
о людях, их деятельности, внешнем виде, эмоциях;
о свойствах и назначении предметов (мебель, игрушки, посуда, одежда, простейшие орудия труда);
о природе (живая и неживая природа, сезонные явления, растения и животные).
Способствовать появлению и развитию познавательного интереса к происходящему в ближайшем окружении (семья, детский сад, магазин, т. д.).
Воспитывать доброту, гуманность, бережное отношение к объектам природы и предметам, созданным руками людей.
В средней и старшей группе возрастают возможности детей к познанию нового, развивается внимание, произвольная память, речь. Круг задач, которые очерчивает перед воспитателями программа, становится шире:
Формирование первичных представлений:
о себе и других людях, об организме человека (части тела, органы чувств, их функции, сознательное отношение к своему здоровью);
о профессиях взрослых и необходимом оборудовании для труда (инструменты, спецодежда, транспорт);
о жилье человека, его обустройстве, предметах, необходимых в быту.
Более широкое изучение объектов живой и неживой природы (свойства воды, песка, земли, чем отличаются дикие и домашние животные, комнатные и дикорастущие растения), сезонных явлений.
К подготовительному к школе возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях.
Формирование представлений.
время (название и порядок дней недели и месяцев, также разделить месяцы года по порядку);
виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
профессии (о необходимости профессии, инструменты, спецодежда, транспорт);
космос (планеты, солнечная система, ракеты);
животные разных континентов, особенности их среды обитания;
развитие и углубление чувства любви к родному краю, его природе, своему городу, стране.
Формы занятий
Чтобы развитие детей было всесторонним и полным, в ДОУ используются различные формы занятости воспитанников.
индивидуальная работа;
игры;
чтение художественной литературы;
наблюдения;
занятия (НОД).
Структура и временной план НОД
Занятия по ознакомлению малышей с окружающим миром в группе раннего возраста проводятся раз в 2 недели, чередуясь с сенсорным развитием, а в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группе — раз в неделю,
Общая продолжительность занятия:
в группе раннего возраста - 8-10 мин,
в младшей группе -15 мин,
в средней группе -20 мин,
в старшей группе -25 мин. ,
в подготовительной к школе – 30 мин.
Исключение составляют комплексные и интегрированные занятия, длительность которых может быть увеличена на 5–6 минут из-за включения сопутствующих видов деятельности (рисование, конструирование, подвижная игра).
Чтобы дети не переутомлялись, занятие должно содержать подвижные игры, физкультминутки
Методические приёмы
Как и во всех прочих видах деятельности, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром педагог использует 3 группы методических приёмов:
Словесные:
Рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям.
Наглядные:
Демонстрация картин, слайдов, предметов, игрушек, аудиоматериалы.
Практические:
Упражнения в игровой форме (найди вторую рукавичку для куклы, подбери чашку для блюдца).
Элементарные опыты (опускаем в миску с водой мячик, железную машинку).
Действия с предметами (раскладывание по группам в соответствии с назначением).
Обследование формы (цвета, поверхности, описание предметов одежды, обуви, овощей, фруктов и т. д).
Дидактические настольно-печатные игры («Найди пару», «Что куда поставим», «Мамы и детёныши»).
Игры с природным материалом (листьями, песком, водой и др.).
Игры с водой не только развивают, но и успокаивают детей, благотворно влияя на психику
Подготовка воспитателя к занятию:
• Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:
• Планирование занятий;
• Подготовка оборудования;
• Подготовка детей к занятию.
• Планирование занятий:
• Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия.
• Составить план – конспект, который включает в себя:
• -программное содержание (образовательные задачи);
• -оборудование;
• -предварительную работу с детьми (если необходимо);
• -ход занятия и методические приёмы.
•Подготовка оборудования:
• Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.
• Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).
• При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный маршрут.
• Подготовка детей к занятиям
• Создание интереса к предстоящей работе
• Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие)
• Организация работы дежурных по подготовке к занятию
Структура занятия:
• Занятие включает в себя три этапа:
• 1. Организация детей; (вводная часть)
• 2. Основная часть занятия;
• 3. Заключительная часть занятия. (подведение итогов)
•Организация детей:
– Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);
– Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).
• Основная часть занятия:
• Организация детского внимания;
• Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин);
• Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)
• Окончание занятия:
• Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);
Структура занятия в младшем возрасте
1. Вводная часть. Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов - неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» или сказочных сюжетов. Это заинтересовывает и активизирует малышей. (3 – 4 мин)
2. Основная часть занятия. Изучение нового материала или закрепление ранее изученного. Этот этап происходит с использованием дидактической игры и работой с раздаточным материалом. (8 – 10 мин)
3. Подведение итогов. Обязательно нужно похвалить детей за проделанную работу. (2 мин)
По середине занятия следует провести физкультминутку.
Структура занятия в среднем возрасте.
1. Вводная часть. Занятия начинают с дидактической игры, сюрпризных моментов, проблемной ситуации, художественное слово (2 - 3 мин.)
2. Изучение нового материала (10 - 12 мин).
3. Повторение ранее изученного материала (4 – 6 мин).
4. Подведение итогов. В средней группе в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). (2 – 3 мин)
После изучения нового материала целесообразно провести физкультминутку.
Структура занятия в старшем и подготовительном к школе возрасте.
1. Вводная часть. Проверка готовности детей к занятию. Создание интереса к занятию (2 - 3 мин)
2. Повторение с целью введения детей в новую тему. Группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности. (3 – 5 мин.)
3. Рассмотрение нового материала. В старших группах целесообразно использовать проблемные ситуации. (12 – 15 мин)
4. Повторение усвоенного материала. (5 – 7 мин.)
5. Подведение итогов. В старшей группе дети сами делают выводы: «Чем занимались?», «Что нового узнали?», «Что понравилось?» (3 – 4 мин.)
После изучения нового материала следует провести физкультминутку.
ПОМНИТЕ!
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Во время проведения занятий используйте дидактические, развивающие и подвижные игры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром начинается с первых дней пребывания малыша в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Цели и задачи Целью познавательного развитие детей раннего возраста и младшей группы является формирование у них системы знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту, которые помогут ребёнку комфортно чувствовать себя в природной и общественной среде. Перед педагогами ставится такие задачи: для ознакомление с окружающим самых маленьких воспитанников Сформировать начальные представления: о людях, их деятельности, внешнем виде, эмоциях; о свойствах и назначении предметов (мебель, игрушки, посуда, одежда, простейшие орудия труда); о природе (живая и неживая природа, сезонные явления, растения и животные). Способствовать появлению и развитию познавательного интереса к происходящему в ближайшем окружении (семья, детский сад, магазин, т. д.). Воспитывать доброту, гуманность, бережное отношение к объектам природы и предметам, созданным руками людей.
В средней и старшей группе возрастают возможности детей к познанию нового, развивается внимание, произвольная память, речь. Круг задач, которые очерчивает перед воспитателями программа, становится шире: Формирование первичных представлений: о себе и других людях, об организме человека (части тела, органы чувств, их функции, сознательное отношение к своему здоровью); о профессиях взрослых и необходимом оборудовании для труда (инструменты, спецодежда, транспорт); о жилье человека, его обустройстве, предметах, необходимых в быту. Более широкое изучение объектов живой и неживой природы (свойства воды, песка, земли, чем отличаются дикие и домашние животные, комнатные и дикорастущие растения), сезонных явлений.
К подготовительному к школе возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Формирование представлений. время (название и порядок дней недели и месяцев, также разделить месяцы года по порядку); виды транспорта (наземный, воздушный, водный); профессии (о необходимости профессии, инструменты, спецодежда, транспорт); космос (планеты, солнечная система, ракеты); животные разных континентов, особенности их среды обитания; развитие и углубление чувства любви к родному краю, его природе, своему городу, стране.
Формы занятий Чтобы развитие детей было всесторонним и полным, в ДОУ используются различные формы занятости воспитанников. индивидуальная работа; игры; чтение художественной литературы; наблюдения; занятия (НОД).
Структура и временной план НОД Занятия по ознакомлению малышей с окружающим миром в группе раннего возраста проводятся раз в 2 недели, чередуясь с сенсорным развитием, а в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группе — раз в неделю, Общая продолжительность занятия: в группе раннего возраста - 8-10 мин, в младшей группе -15 мин, в средней группе -20 мин, в старшей группе -25 мин. , в подготовительной к школе – 30 мин. Исключение составляют комплексные и интегрированные занятия, длительность которых может быть увеличена на 5–6 минут из-за включения сопутствующих видов деятельности (рисование, конструирование, подвижная игра). Чтобы дети не переутомлялись, занятие должно содержать подвижные игры, физкультминутки
Методические приёмы Как и во всех прочих видах деятельности, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром педагог использует 3 группы методических приёмов: Словесные: Рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям. Наглядные: Демонстрация картин, слайдов, предметов, игрушек, аудиоматериалы. Практические: Упражнения в игровой форме (найди вторую рукавичку для куклы, подбери чашку для блюдца). Элементарные опыты (опускаем в миску с водой мячик, железную машинку). Действия с предметами (раскладывание по группам в соответствии с назначением). Обследование формы (цвета, поверхности, описание предметов одежды, обуви, овощей, фруктов и т. д). Дидактические настольно-печатные игры («Найди пару», «Что куда поставим», «Мамы и детёныши»). Игры с природным материалом (листьями, песком, водой и др.). Игры с водой не только развивают, но и успокаивают детей, благотворно влияя на психику
Подготовка воспитателя к занятию: Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: Планирование занятий; Подготовка оборудования; Подготовка детей к занятию.
Планирование занятий: Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия. Составить план – конспект, который включает в себя: -программное содержание (образовательные задачи); -оборудование; -предварительную работу с детьми (если необходимо); -ход занятия и методические приёмы.
Подготовка оборудования: Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д. Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее). При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный маршрут.
Подготовка детей к занятиям Создание интереса к предстоящей работе Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие) Организация работы дежурных по подготовке к занятию
Структура занятия: Занятие включает в себя три этапа: 1. Организация детей; (вводная часть) 2. Основная часть занятия; 3. Заключительная часть занятия. (подведение итогов) Организация детей: – Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания); – Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность , загадочность). Основная часть занятия: Организация детского внимания; Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин); Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом) Окончание занятия: Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);
Структура занятия в младшем возрасте 1. Вводная часть. Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов - неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» или сказочных сюжетов. Это заинтересовывает и активизирует малышей. (3 – 4 мин) 2. Основная часть занятия. Изучение нового материала или закрепление ранее изученного. Этот этап происходит с использованием дидактической игры и работой с раздаточным материалом. (8 – 10 мин) 3. Подведение итогов. Обязательно нужно похвалить детей за проделанную работу. (2 мин) По середине занятия следует провести физкультминутку.
Структура занятия в среднем возрасте. 1. Вводная часть. Занятия начинают с дидактической игры, сюрпризных моментов, проблемной ситуации, художественное слово (2 - 3 мин.) 2. Изучение нового материала (10 - 12 мин). 3. Повторение ранее изученного материала (4 – 6 мин). 4. Подведение итогов. В средней группе в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). (2 – 3 мин) После изучения нового материала целесообразно провести физкультминутку.
Структура занятия в старшем и подготовительном к школе возрасте. 1. Вводная часть. Проверка готовности детей к занятию. Создание интереса к занятию (2 - 3 мин) 2. Повторение с целью введения детей в новую тему. Группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности. (3 – 5 мин.) 3. Рассмотрение нового материала. В старших группах целесообразно использовать проблемные ситуации. (12 – 15 мин) 4. Повторение усвоенного материала. (5 – 7 мин.) 5. Подведение итогов. В старшей группе дети сами делают выводы: «Чем занимались?», «Что нового узнали?», «Что понравилось?» (3 – 4 мин.) После изучения нового материала следует провести физкультминутку.
ПОМНИТЕ! Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Во время проведения занятий используйте дидактические, развивающие и подвижные игры.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...