Беседа "Чудеса вокруг нас"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Доронина Светлана Владимировна

Развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Чудеса вокруг нас»

Задачи: формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам. Пробудить познавательный интерес, научить видеть необычное в обычном. Закрепить знания детей о роли живых существ в природе, нацелить на их охрану. Показать необычные, неизвестные детям особенности растений и животных, вызвать чувство удивления и восхищения.

 Материал: Иллюстрации, слайды, открытки.

        Ход:

           Сегодня вы узнаете много удивительного о природе. Но прежде отгадайте несколько загадок.

Летит орлица по синему небу – крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)

            Как мы узнаём о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? Да мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? А как ещё можно узнать об изменениях погоды? Премену погоды чувствуют некоторые люди, особенно пожилые. У них меняются самочувствие, настроение.

           Как вы думаете, можно ли ещё как-то узнать о предстоящих изменениях погоды? Оказывается, можно. Наблюдательный человек – настоящий друг природы – сумеет предсказать погоду по изменениям в поведении животных и растений. Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и животных? Их называют растениями и животными-синоптиками. Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся: пчёлы, бабочки, муравьи, пауки, пиявки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбки. (Воспитатель показывает иллюстрации по ходу беседы.)

Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами.

Посмотрите, чей это домик? (Показывает изображение улья.) Да, в этом чудо домике живут трудолюбивые пчёлы. Пчёлы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождём они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

Узнаёте это насекомое? Это бабочка-крапивница. Она безошибочно предсказывает дождь. Перед дождём она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождём или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадёт в него, муравьи погибают. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики – пирамидки.

Кто видел тонкие шёлковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже синоптики. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.

Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюёт? Почему? Оказывается, в засуху перед дождём рыба в водоёмах перестаёт клевать.

Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождём становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народныв приметы.

Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.

Паук забился в угол – к ветру.

Лягушки расквакались – к непогоде.

Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.

Ласточки летают низко – перед дождём.

На кустах акации много пчёл – перед дождём.

Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождём закрвают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.

Отгадайте загадку, о каком синоптике пойдёт речь?

Горел в траве росистой фонарик золотистый.

Потом померк, потух и превратился в пух.

На нём платок пуховый, всегда слететь готовый. (Одуванчик.)

Одуванчики складывают перед дождём свои пушисстые шарики. А есть растения, которыеперед дождём «плачут» - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клён, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток. «Льют слёзы» по хорошей погоде овёс, пшеница. Будьте наблюдательны в природе, ребята,  расскажите друзьям о своих наблюдениях.

А как мы с вами определяем время? По часам. А ещё как? Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными цветами.

Удивительные часы.

Выйди летом за село –

От цветов светлым-светло.

Можешь смело здесь играть

 И не бойся опоздать.

Вовремя придёшь домой –

Здесь часы всегда с тобой.

Глянь вокруг – и каждый раз

Будешь знать, который час.

Время точное растенья

Знают все без исключенья.

Послушайте внимательно и постарайтесь отгадать, о каком растении идёт речь. «Встретить его можно на пустырях и лугах, по берегам рек, среди кустарников, вбизи изгородей. Растение опушено жёсткими волосками, стебель у него твёрдый, как у кустарника. А цветки похожи на стайку голубых мотыльков, которая присела отдохнуть на зелёном кустике».

Чтобы правильно назвать это растение, давайте поиграем в игру «Найди растение по описанию». (Набор карточек с изображением разных цветов: василька, колокольчика, мака, незабудки, кувшинки, одуванчика, цикория, фиалки. Перед детьми ставится задача найти описанное растение.) Это цикорий. Цветки его раскрываются рано утром, а после полудня смыкают лепестки и к 15 часам полностью закрываются.

Нельзя не любоваться красотой белой кувшинки. Всё красиво в ней – круглые, как блюдца, листья и белоснежные цветки. Это растение стало редким и занесено в Красную книгу, поэтому рвать его нельзя. Без воды оно быстро увядает. Цветки кувшинки раскрываются утром. В восемь нежно, как снежинка, распускается кувшинка. А к вечеру, в 18 – 19 часов, растение закрывает лепестки. Кувшинка может предсказать погоду: она не раскрывается перед дождём.

Дети! Сегодня мы с вами узнали много удивительного о животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках. Сейчас мы с вами еще поиграем в игру «Найди растение по описанию». Воспитатель использует указанные выше карточки, но задание усложняется, детям предлагается разделить карточки на три группы: растения – синоптики, охраняемые растения и цветочные часы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...