Наблюдения за природой
картотека по окружающему миру (средняя группа)
Картотека наблюдений за природой по экологическому воспитанию в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_nablyudeniy_za_prirodoy.docx | 130.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
Наблюдений за природой
по экологическому воспитанию
Наблюдение № 1
Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.
Загадка: Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я - … (осень)
Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных).
Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).
Наблюдение № 2
Продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:
- Сентябрь без плодов не бывает.
- В сентябре прохладно, да сытно.
- С сентября и лист на дереве не держится.
- Сентябрь – золотой месяц грибников.
- Осень студит воду.
Наблюдение № 3
Наблюдение за температурой. После длительных наблюдений за показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов.
Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Наблюдение № 4
Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.
Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).
Стихотворение С.Егорова «Осень»:
Все тучи, тучи. Дождик.
Холодный, словно лед,
Колючий, словно ёжик,
По осени бредет.
Наблюдение № 5
Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.
Стихотворение Е.Трутневой «Туман»:
Кто–то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда ж за грибами теперь?
Загадка: Спрятал луга,
Спрятал стога
В синий карман,
Синий… (туман)
Наблюдение № 6
Наблюдение за ветром на метеоплощадке. Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.
Загадка: Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь! (ветер)
Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний).
Наблюдение № 7
Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.
Чтение потешки: Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облачка,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
Наблюдение № 8
Наблюдение за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.
Наблюдение № 9
Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на красоту золотой осени.
Стихотворение Ю.Капустиной «Осень»:
В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила,
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
С неба сонный месяц чуду удивляется,
Все кругом искрится, все переливается.
Наблюдение № 10
Наблюдение за листьями в сухую погоду. Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).
Наблюдение № 11
Наблюдения за растениями. Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.
Загадка: Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха).
Наблюдение № 12
Наблюдение за насекомыми. Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.
Загадки:
- Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
- Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравейник)
- Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
- Вокруг носа вьется,
А в руки не дается. (Муха)
Наблюдение № 13
Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.
Наблюдение № 14
Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Вспомнить птиц, которые собираются улетать.
Стихотворение В.А.Жуковского «Птичка»:
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.
Наблюдение № 15
Наблюдение за снегопадом. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».
Стихотворение И.Сурикова:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится,
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.
Наблюдение № 16
Наблюдение за снегом. Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу.
Дидактическая игра «Кто больше?»:
Какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые…)
Стихотворение С.Баруздина «Снежинки»:
Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
Как будто звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.
Наблюдение № 17
Продолжать наблюдение за признаками зимы (декабрь). Обсудить народные приметы и пословицы:
- Солнце в декабре светит, но не греет.
- Декабрь – пора хмурого неба и рано вечереющих дней.
- Год декабрем кончается, а зима начинается.
- В зимний холод всякий молод.
- Не велик мороз, да краснеет нос.
Наблюдение № 18
Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.
Стихотворение Н.Голиновской «Письмо на снегу»:
Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
- Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
- Тут письмо тебе, Денис!
Пишут птицы и зверюшки:
«Сделай нам, Денис, кормушки!»
Упражнение «Назови правильно» - развивать грамматический строй речи:
- След зайца – заячий.
- След лисы – лисий.
- След птицы – птичий.
- След от лыж – лыжный.
- След от санок – санный.
Наблюдение № 19
Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.
Стихотворение А.Каминчук «Зима»:
Стоят деревья в инее –
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И все на свете в инее –
То белое, то синее.
Наблюдение № 20
Наблюдение за тенью. Сравнить тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.
Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь. (тень).
Наблюдение № 21
Наблюдение за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.
Загадка: Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Наблюдение № 22
Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.
Стихотворение Ф.Тютчева:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой, -
Сном волшебным очарован,
Легкой цепью пуховой…
Наблюдение № 23
Продолжать наблюдение за изменением термометра. Напомнить, что каждая черточка обозначает один градус. Когда столбик термометра стоит выше красной линии, он обозначает, что тепло. Чем выше столбик красной линии, тем теплее. Если столбик опускается ниже красной линии, наступает мороз. Чем ниже столбик, тем сильнее мороз.
Стихотворение Е.Трутневой «Морозный ветер»:
Скоком – боком, скоком – боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена,
Тяжелы, мохнаты провода – канаты.
Каждый звонок, как струна, -
Загудела вся страна.
Сразу градусник отметил –
Прилетел морозный ветер:
Между черточек и точек
Синий столбик стал короче.
Наблюдение № 24
Наблюдение за поведением птиц на участке, побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах.
Стихотворение И.Никитина:
Звонко тенькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.
- Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов и т.. д).
Наблюдение № 25
Наблюдение за строением почек. Рассмотреть крупные почки тополя. Каждый ребенок получает по небольшой веточке (срезанной с поросли, которая весной подлежит удалению), отрывает почку и, вскрывая ее, рассматривает строение. Дети самостоятельно делают открытие: почки – это скрученные маленькие листочки. Пока холодно, они спят. Чтобы листочки не замерзли, на них надето «пальто» - плотные темные чешуйки; чтобы «пальто» не распахивалось под ветром, вместо пуговиц служит липкая смола. Придет время – смола исчезнет и почки раскроются.
Наблюдение № 26
Наблюдение за солнцем на небе. Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все выше.
Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней –
Не поймаешь (тень).
Наблюдение № 27
Наблюдение за изменениями погоды. Становится еще теплее, появились проталины, началась капель.
Дидактическая игра «Умный словесник» -развивать логическое мышление.
- Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
(капель).
- Совсем маленькая капля (капелька).
- Теплая погода зимой или весной, когда тает снег и лед (оттепель).
- Место, где стаял снег и открылась земля (проталина).
Стихотворение Ф.Тютчева:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Наблюдение № 28
Наблюдение за кормушкой. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравиться? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему?
Загадка: Рук нет, а строить умеет (птица).
Наблюдение № 29
Продолжать наблюдение за признаками весны (апрель). Обсудить народные приметы и пословицы:
- Много снега – много хлеба.
- Вода с гор потекла – весну принесла.
- Весенний дождь лишним не бывает.
- Длинные сосульки – к долгой весне.
- Из берез течет много сока – к дождливому лету.
Стихотворение С.Маршака «Апрель»:
Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.
Наблюдение № 30
Наблюдение за таянием снега. Где он тает быстрее всего? (у ствола дерева). Корни деревьев впитывают воду. На крышах домов с солнечной стороны часто появляются сосульки. Подумайте, почему?
Дидактическая игра «Умный словесник»:
- Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря (полынья).
- Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной (половодье).
- Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи (распутица).
- Небольшой водный поток (ручей).
- А как назвать его ласково? (ручеек).
Наблюдение № 31
Наблюдение за признаками весны в неживой природе. Как изменился снег с приходом весны? Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? Как изменилась почва с приходом весны?
Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять, а подборе существительных и в правильном согласовании слов.
- Солнечный, веселый…
- Ясная, холодная…
- Серое, хмурое…
- Робкая, ранняя…
- Всходит, появляется, прорастает…
- Прилетают, возвращаются…
Наблюдение № 32
Наблюдение за одеждой людей. Как изменилась температура воздуха с приходом весны? Почему люди стали одеваться легче?
Стихотворение Ф.Льва «Весна-красна»:
На дворе весна-красна!
Чем весна-красна ясна?
Солнцем жарким, светом ярким,
Клейкой почкой, первым листочком,
Небом ясным, солнцем красным.
Наблюдение № 33
Наблюдение за одуванчиком (стадии роста, цветения и образования семян). Сравнить величину стебля на солнце и в тени, обсудить влияние тепла и света на рост растений. У одуванчика утром венчики цветов раскрываются, а вечером вновь закрываются. Наблюдения зарисовать.
Загадка: На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)
Наблюдение № 34
Наблюдение за трудом взрослых в огороде. Помочь ребенку запомнить огородный инвентарь, понимать его назначение.
Дидактическая игра «Для чего?»:
Ведущий задает вопросы, дети по очереди отвечают. За ответ – фишка. Победитель тот, кто набрал больше фишек.
Вопросы:
- Какие орудия труда огородника ты знаешь?
- Для чего люди выдумали лопату, грабли, тяпку, лейку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование наблюдений в природе по сезонам с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст)
В разработке дано перспективное планирование наблюдений в природе на год.По каждому сезону дается примерный перечень наблюдаемых объектов, цель наблюдения....
СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"
Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....
Консультация для педагогов Тема «Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников»
Материал предназначен для педагогов детских садов....
Наблюдения в природе осенью
разработка наблюдений в природе...
Организация наблюдений в природе с детьми дошкольного возраста.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать...
экскурсии и наблюдения в природе
методическая разработка...
"Развитие воображения через наблюдения в природе у детей младшего дошкольного возраста".
Воображение - это способность к перекомбинированию и созданию новых образов.Воображение у детей развито сильнее, чем у взрослого человека, но на самом деле это не так, так как у детей ещё нет со...