"Жизнь Ильи Муромца и Алёши Попович"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие для страшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri_zemli_russkoy_metodich_razrabotka.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципально-методическое объединение по
направлению: «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»
Конспект.
непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему: «Жизнь Ильи Муромца и Алёши Поповича»
старший дошкольный возраст.
Грязнова Т.М.
воспитатель
МАДОУ №113
«Капитошка»
г. Улан-Удэ
2022 год.
Цель: знакомство с жизнью богатырей русских.
Задачи:
Обучающие: расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси;
формировать представления детей о богатыре – защитнике земли русской;
на основе положительных поступков героев способствовать развитию патриотических чувств; познакомить детей с богатырями – Ильёй Муромцем, Алёшей Попович.
Развивающие: развивать у детей интерес к изучению устного народного творчества; развивать коммуникативные способности детей (умение общаться, отвечать на вопросы).
интерес к творчеству при создании своей сказки о богатыре.
3. Воспитывающие: формировать и воспитывать интерес к жизни предков;
желание подражать богатырям.
Предварительная работа:
Речевое развитие: Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Исцеление Ильи Муромца», «Алёша Попович», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич»;
Познавательное развитие: рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Илья Муромец», «Кольчуга» «Конь вороной», лепка «Оружие богатырей»;
Физическое развитие: «День Ильи Муромца», «Мы ребята – богатырята».
Методы и приёмы:
Словесные: ситуативный разговор, беседа с элементами диалога, художественное слово, вопросы детям, поощрение.
Наглядные: демонстрация наглядных пособий В.Васнецова «Богатыри» картины И. Шишкина, В.Верещагина «Алёша Попович», И. Левитана; картинки и фото из жизни Ильи Муромца, Алёши Поповича, использование художественной литературы
Практические: описание жизни русских богатырей;
Игровые: физкультминутка
Активизация словаря: перечил, хитроумный, исцелили, странники.
Материалы и оборудование: картины В.Васнецова, И. Шишкина, В.Верещагина «Алёша Попович», И. Левитана; картинки и фото из жизни Ильи Муромца, Алёши Поповича. Занятие проходит в русском уголке. (мини изба, стол, скамьи, «красный угол», люлька)
Ход Н.О.Д.
Вступительная часть: 3мин
Воспитатель: «Широка ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася?
У тебя ли нет
Богатырских сил
Старины святой
Громких подвигов?»
(Дети рассматривают выставленные картины Ильи Муромца, Алёши Попович).
Ребята, вы можете мне сказать, о ком мы сегодня будем вести беседу?
О чём это стихотворение?
Дети: О богатырях, о храбрости.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о богатырях. Сейчас нам Серёжа расскажет стихотворение о Руси
Ребёнок:
«Русь моя! Твои дубравы
Нивы, сёла, города
Память подвигов и славы
Войн, молитв, любви, труда»
Воспитатель: Конечно, ребята, на долю нашей родины выпало много трудностей. Поэтому на Руси всегда жили богатыри, которые помогали простым людям и защищали нашу Родину от врагов. Вот сегодня мы о них и поговорим. О настоящей жизни русских богатырей.
Основная часть: 20 мин.
Воспитатель: Как вы понимаете словосочетание – богатырская Русь?
Дети: Это значить все люди были сильными, смелыми.
Воспитатель: Правильно, а как вы думаете, откуда бралась такая сила? Что им помогало?
Дети (ответы предположительные): они занимались спортом, тренировались, у них мечи были тяжёлые, они скачки устраивали, кто кого выиграет, соревновались, кто самый сильный, самый ловкий.
Воспитатель: да, тренировки это хорошо, они очень помогают. На Руси детей учили скакать на лошади с трёх лет, а с пяти лет давали деревянный меч, а с семи брали с собой на охоту. Вот так росли богатыри. Кто знает их имена?
Дети: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
Воспитатель: Молодцы. А я хочу рассказать, о том, как они жили. Не всегда же она воевали. В первых, они никогда не считали себя богатырями, они просто помогали родине освободиться от захватчиков. Слушаем внимательно (шёпотом) Происходило всё около города Мурома, в селе Карачарово. (рассказ сопровождается показом картинок и фотографий из жизни Ильи Муромского)
В одной крестьянской избе, где в красном углу стоят иконы, а под ними большой стол, с длинными лавками в углу печь топится, а в люльке ребёнок спит. Это горница, а люльке спит Ильюшенька. Так родители назвали своего сына. Папа у него был умелец, всё из дерева мастерил, а мама хорошо пела колыбельные песни.
Но вот беда, заболел Илья, и отнялись у него и руки и ноги. 30 лет и 3 года просидел он у окна. И вот однажды случилось чудо, пришли в дом три странника. И говорят ему, - «Что ж ты сидишь тут, там враг напал на Русь, врагов надо гнать!». А Илья говорит – «Рад бы я за землю русскую воевать, да ноши не ходят». Тогда исцелили его странники. Поблагодарил их Илья, и пошёл просить у родителей разрешение, чтобы они его отпустили защищать Родину. Илья Муромец очень любил и уважал свою маму, он никогда не повышал на неё голос, всегда выполнял то, что она попросит. Он всегда выполнял, то, что скажет отец. А те прививали ему любовь к своему краю, родине, почитанию и уважению старших. Родители воспитывали в Илье любовь к родной природе, к земле, к людям, учили его уважать всех людей и защищать слабых. Разрешили родители сыну идти защищать землю от врагов, освобождать людей из плена, помогать всем. Стал он первым богатырём и с ним войска не знали поражения. Свою силу он использовал только для борьбы с врагами, а простым людям всегда помогал, никого не обижал. В обычной жизни он пахал землю, носил воду, всегда обращал внимание на красоту родной природы, птиц, деревья, потому что именно с этого начинается любовь к России.
(иллюстрации)
А давайте мы покажем силушку богатырскую (физкультминутка)
За высокими горами, - (поднимают руки вверх)
За широкими долами, - (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)
Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: Ура!)
Воспитатель: А вот Алёша Попович жил в городе Ростов. На самом деле его звали Александр Попович. Его отец Леонтий Ростовский был поп, поэтому все стали называть его Попович. Он очень уважал своих родителей, никогда не перечил им. Был очень добрым и весёлым, отважным, хитроумным, находчивым. Он, так же как и Илья Муромец, очень любил свою землю и свой народ. Поэтому пошёл в дружину защищать Родину.
Кто скажет, что такое дружина? (ответ детей, показ слайдов о жизни Алёши Поповича)
Воспитатель: Правильно дружина от слова дружно, все дружно тренировались, помогали друг другу и дружно шли защищать землю. Они обладали глубокой любовью к Родине, это давало им огромную силу, помогало побеждать, сколько врагов нападало на нашу землю и со всеми они справлялись. Много хороших дел сделали Илья Муромец и Алёша Попович. А когда Илья Муромец состарился, то ушёл в монастырь, где молился за мир, за воинов. Алёша Попович погиб на поле боя, сражаясь с захватчиками.
Предлагаю вам отгадать загадки о доспехах богатырей.
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга) Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)
Молодцы, все отгадали.
Кто, по вашему мнению, был самым сильным богатырём? (ответы детей)
Почему художники рисовали у богатырей огромные кольчуги, мечи, коней? А если бы кони были маленькие? (ответы детей)
Как вы понимаете значение богатырская Русь? (ответы детей)
Почему богатыри побеждали?
Кто скажет, с кем воевали русские богатыри? (ответы детей)
Заключительная часть: 5 мин.
Молодцы, все правильно ответили. Сегодня мы с вами познакомились с жизнью богатырей, спасибо Вам за ответы. Я хочу вам пожелать любить свой край, свою землю, быть сильными и смелыми. Предлагаю, кто желает пройти и сделать коллективную работу «Богатырская Русь». (Дети проходят по желанию к столам рисуют богатырей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Былина "Алёша Попович и Тугарин Змеевич."
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе....
Конспект занятия для дошкольников (старшая группа) "Защитники земли русской - богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович"
Конспект занятия предназначен для использования педагогами дополнительного образования или воспитателями, а также классными руководителями начальной школы для проведения воспитательных мероприятий пат...
«Как Алёша Попович волшебный сундук искал»
Спортивный праздник, посвященный 23 февраля для детей средней группы...
Новогоднее путешествие Алёши Поповича. Сценарий для детей подготовительной группы
Новогоднее путешествие Алёши Поповича.Сценарий для детей подготовительной группы...
Новогоднее путешествие Алёши Поповича. Сценарий новогоднего праздника для детей подготовительной группы.
Сценарий предназначен для детей подготовительной группы....
Новогодний утренник в подготовительной группе "Приключения Алёши Поповича"
Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы...
Сценарий Новогоднего путешествия с Алёшей Поповичем и конем Юлием в детском саду для детей дошкольного возраста
Сценарий Новогоднего путешествия с Алёшей Поповичем и конем Юлием в детском садудля детей дошкольного возраста...