Проект добрый дела
проект по окружающему миру (средняя группа)
В рамках проекта "Добрые дела" ребята учавствовали в проекте покормите птиц зимой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ввиду отсутствия деревьев на территории Детского Сада кормушки были развешены за территорией по району и во дворах и только одна кормушка (напольная) установлена на участке группы
Предварительный просмотр:
Проект в средней группе
Автор: Золотницкая Марина Николаевна
г. Ярославль, Дзержинский район МДОУ №94 «Яблочко»
срок реализации: декабрь - февраль 2021-2022 год.
Название проекта: «Покормите птиц зимой»
Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать; развивать коммуникативные способности.
Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
Обогащение и углубление представлений о зимующих птицах нашего края.
Способствование развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.
Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно, оценивать поступки других людей.
Формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.
Актуальность: Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы чередуются, с оттепелями все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!
Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в Пермском крае зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь и во второй половине зимы – свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Ожидаемые результаты: Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Тип проекта: творческий, групповой, семейный; информационно – познавательный.
Участники проекта: дети средней группы, родители.
Срок реализации проекта: декабрь - февраль 2021-2022 год.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный.
Реализация проекта по этапам:
Этапы | Название мероприятия | Форма проведения | Участники |
1 этап | Подготовительный | ||
Декабрь 3-я неделя | 1. Знакомство детей с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал. 2. Экскурсии по территории детского сада в зимний период. 3. Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями. 4. Анкетирование родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц» | ||
2 этап | Основной | ||
Декабрь 4-я неделя | 1. «Птицы зимой» Рассматривание иллюстраций 2. «Зимующие птицы» 3. «Птицы» В.Берестова 4. «Летает – не летает» 5. «Птицы на участке» 6. «Филин и пташки» 7. Наблюдение за птицами на участке 8. «Вместе с детьми кормим зимующих птиц» | Беседа Занятие ЧХЛ Словесная игра Оригами Игра средней подвижности Анкета для родителей | Дети Воспитатели Родители |
Январь 2-3 неделя | 1. «Кто заботится о птицах» 2. «Птички-невелички» 3. Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного» 4. «Прилетели птицы» 5. «Птички – невелички снегири» 6. «Птички в гнёздышках» 7. Наблюдение за птичьими следами 8. «Птичье кафе» | Беседа Занятие ЧХЛ Дидактическая игра Выставка рисунков Подвижная игра Изготовление кормушек совместно с родителями | Дети Воспитатели Родители |
Январь 4-я неделя Февраль 1-я неделя | 1. Создание копилки загадок о птицах. 2. А. Прокофьева «Снегири» 3. «Крошки для крошки» 4 «Четвертый лишний» 5. «Снегирь на ветке рябины» 6. «Вороны и собачка» 7. Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках 8. «Птицы - наши друзья» | ЧХЛ Заготовка корма Дидактическая игра Лепка Подвижная игра Развлечение «Вечер поэзии» | Дети Воспитатели Родители |
Февраль 2-3 неделя | 1. «Покормите птиц зимой!» 2. «Зимний разговор через форточку» 3. М. Н. Богданова «Домашний воробей» 4. «Счёт птиц» 5. «Покормите птиц зимой!» 6. «Воробушки и автомобиль» 7. Подкормка птиц во время прогулки 8. «Покормите птиц зимой» | Занятие Игра - инсценировка ЧХЛ Дидактическая игра Аппликация (коллективная работа) Подвижная игра Информация для родителей | Дети Воспитатели Родители |
3 этап | Заключительный | ||
Февраль 4–я неделя | «Птичье кафе» «Как мы птицам помогали» Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ и на личном сайте | Выставка кормушек Фотовыставка Презентация | Дети Воспитатели Родители |
Приложение 1
Занятие с детьми
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.
Ход занятия:
Вводная беседа
(На мольберте силуэт зимнего дерева и силуэты зимующих птиц.)
Воспитатель начинает занятие со стихотворения «Птицы» В.Берестова.
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои.
«С добрым утром!» - написали
Непоседы-воробьи.
Кто рассыпал на снегу
Длинные цепочки?
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Длинные цепочки,
Крестики и точки.
Воспитатель приглашает детей к дереву и предлагает рассмотреть птиц.
Беседа по вопросам
- Какие птицы вам знакомы? Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать на нашем участке?
- Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и рассказать, как выглядит каждая птица, какого цвета оперенье на голове, туловище, крылышках, хвостике, вспомнить, какую песенку эта птица поет.
Рассказы детей. (Воспитатель дополняет и уточняет их.)
Воспитатель спрашивает у детей, почему эти птицы круглый год живут у нас.
- Легко ли птицам добывать корм зимой?
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
Рассказ воспитателя
Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.
Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба.
Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо.
Вороны – всеядные птицы.
Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи.
Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать ему еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
Физкультминутка
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Дидактическая игра «Что за птица?»
Воспитатель загадывает загадки о птицах. Птица-отгадка прикрепляется к кормушке, где ей приготовлен корм. В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать корм, который предпочитает каждая птица.
Итог занятия
Занятие заканчивается стихотворением «Покормите птиц зимой» А.Яшина
Приложение 2
Занятие с детьми
Тема: «Птички-невелички»
Цели: Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев в холодное время года. Закрепить знания о зиме. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.
Ввести в словарь детей слова: стая, чирикать, нахохлиться. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру.
Оборудование:
Фотография воробья, синицы, снегиря. Фигурка птицы, запись пения воробья, зерна, крупа, хлебные крошки, кормушки;
Предварительная работа:
Развешивание кормушек, кормление птиц, наблюдение за птицами.
Ход занятия:
Воспитатель: -Ребята, сегодня у нас в гостях маленькая птица. Она вот в этом домике сидит. А для того, чтобы двери домика открылись, нужно отгадать загадку.
Коротка моя песенка, вот: Чик-чирик!
Другой никакой я не знаю.
Зимовать не улетаю,
А под крышей обитаю.
Увидев добычу, я вмиг
С крыши за нею слетаю.
Прыг-скок! Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей).
Воспитатель: -Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это воробей. А вот и сам воробей. (Из домика достается фигурка воробья, включается запись воробьиного чириканья).
Что же рассказывает нам воробей? Ах, вот оно что!
Воспитатель: -Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей на вопросы).
Воспитатель: -А вот наш воробышек рассказывает, что у птиц нет теплых шубок и шапочек. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно. - Зимой птички-невелички мало чирикают, а больше молчат. - В холодную погоду они меньше двигаются, чем в теплую погоду. - В морозную погоду птички сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлиться как воробышки зимой. (Дети выполняют задание).
Физминутка: подвижная игра «Тепло, холодно»
А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).
Ребятки, взгляните за окошко.
Загадка о кормушке для птиц
-В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая, Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.
Что это? (Ответы детей).
Воспитатель: - Это кормушка. Для чего мы ее повесили? (Ответы детей).
Воспитатель: - Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей).
Воспитатель: -Корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан. Вот таким образом. (Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит насыпать немного зерна на макет заснеженной полянки)
Пальчиковая гимнастика «Воробей»
Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.
(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).
Воспитатель: - Не забывайте кормить птиц зимой!
Список литературы, интернет-ресурсы:
1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.
2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.
3. http://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html
4. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html
5. http://lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml
6. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный комплексный проект «Добрые дела»
Реализация проекта направлена на достижение целей и задач направлений: “Познавательно – речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Физическое развитие”, “Социально-личностное развитие”...
Психолого-педагогический проект «Добрые дела»
Нравственное воспитание - одна из сложнейших проблем современного общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Тенденция обесценивания моральных, душевных, духовных ка...
проект Добрые дела"
В настоящее время на фоне радикальный изменений в жизни людей, изменений происходящих в образовании, признание современной педагогической наукой духовного начала в человеке позволяет по-новому взгляну...
Проект "Добрые дела"
Проект "Добрые дела"...
Ахмедова Лейла. Анализ проекта «Добрые дела» Чувашовой Е.Ю. для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 22 «Сказка». ХМАО – ЮГРА, г. Сургут.
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспек...
Проект «Доброе дело само себя хвалит»
Описание проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников....