Исследовательская деятельность старших дошкольников. Проект "Музыкальная лаборатория"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В данной статье описана технология реализации проекта "Музыкальная лаборатория" с детьми подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская деятельность с дошкольниками. | 22.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 9 «Семицветик»
Консультация на тему «Музыкальная лаборатория» в детском саду – опыты со звуками»
Подготовила: музыкальный руководитель Мартынова С.М.
2021-2022 учебный год
Слайд 1. Период от рождения до школы очень важен для активного познания ребенком окружающего мира, для его всестороннего полноценного развития. Как же происходит это познание? Слайд 2. Профессор Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обогатив свой опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Он доказал, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы жизни, в том числе и игру. В свою очередь, Л.С. Выготский утверждал, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. «Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера», - отмечал А. Шапиро.
Таким образом, педагоги - исследователи указывали на то, что без экспериментирования невозможно полноценное психическое развитие ребенка.
Слайд 3. Одним из эффективных направлений в данной области является музыкальное экспериментирование. Роль музыки как источника знаний, развития познавательных способностей признавал В. А. Сухомлинский, говоря о том, что «музыка — источник мысли».
Слайд 4. Проанализировав теоретические аспекты и понятия «музыкальное экспериментирование», стремясь создать условия для исследовательской активности дошкольника, было решено реализовать проект «Музыкальная лаборатория».
Актуальность проекта состоит в том, что музыка дает человеку возможность узнавать мир и общаться с ним на языке эмоций и обобщенных символов, которые синтезированы в звуки. Во время занятий музыкой происходит приобщение к высочайшему эмоциональному опыту человечества. Экспериментирование со звуками – это эффективный способ развития творчества ребенка, нестандартности мышления.
Слайд 5. Цели проекта - развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формирование их интеллектуальной компетентности и способности видеть красоту, многообразие окружающего мира, привитие интереса к музыкальному искусству.
Слайд 6. Задачи проекта:
- Формировать элементарные представления об основных физических свойствах звука.
- Развивать умственную активность, музыкальность (интонационный, звуковысотный, метроритмический слух, музыкальную память), сенсорные способности, творческое, креативное мышление.
Слайд 7. Принципы и подходы в организации процесса музыкального экспериментирования на музыкальных занятиях:
- Принцип создания непринужденной обстановки, в которой ребёнок
чувствует себя комфортно, раскрепощённо.
- Принцип целостного подхода в решении педагогических задач:
а) обогащение детей музыкальными впечатлениями;
б) претворение полученных впечатлений в самостоятельную творческо-поисковую деятельность.
3. Принцип последовательности, предусматривающий усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
4. Принцип партнёрства, благодаря которому группа детей, музыкальный руководитель и воспитатель становятся единым целым.
5. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве
Слайд 8. Методы:
- Наглядный: сопровождение музыкального ряда различными изображениями, просмотр научно-познавательных программ, мультфильмов, наблюдение за объектом.
- Словесный: беседы, дискуссии.
- Слуховой: слушание музыки.
- Игровой: наглядные опыты, эксперименты.
- Практический: сочинительство, занятия-опыты.
Слайд 9. Этапы проекта «Музыкальная лаборатория»
I этап информационно-мотивационный. Цель - дать детям элементарные понятия о звуке, о его физической природе. Начинается изучение немузыкальных и музыкальных звуков окружающей действительности. В данном этапе проекта проводились с детьми такие музыкально-дидактические игры, как «Шумовые и музыкальные звуки», «Угадай, что звучит?», «Музыкальный магазин», «Кто в домике живет» и др.;
Слайд 10. 2 этап познавательно-экспериментальный. Цель – учить сравнивать, сопоставлять, анализировать звучание различных звуков путем экспериментирования со звуками, их источник возникновения. С дошкольниками проводились различные опыты со звуками: «Поющие стаканы», «Как распространяется звук» и др. Слайд 11. Проводились музыкальные занятия – эксперименты по изучению деревянных, металлических звуков, звуков природы – осенних, зимних, весенних, летних звуков. Слайд 12. На данном этапе проекта были использованы игры и опыты со звуками, описанные в книгах Т.Э. Тютюнниковой «Бим-бам-бом», Т.Н. Девятовой «Звук-волшебник».
Слад 13. 3 этап преобразовательный (творческий) Цель - закрепление приобретенных знаний и опыта детей, создание условий для реализации знаний в музыкальной деятельности.
Слайд 14. Одно из важных направлений работы над проектом «Музыкальная лаборатория» - это работа с родителями. Родители стали участниками творческого конкурса «Музыкальная мастерская», в ходе которого они вместе с детьми изготавливали самодельные музыкальные инструменты.
Слайды 15-17. Со стороны музыкального руководителя были предложены в качестве примеров музыкальные инструменты собственного изготовления из «Коллекции самодельных музыкальных инструментов».
Слайд 18. Планируемые результаты:
Положительное эмоциональное отношение детей к музыкальному искусству. Развитый музыкальный слух. Улучшение качества интонирования. Заинтересованность в поисках новых звуков, ассоциаций с ними. Умение изготавливать простейшие музыкальные инструменты из бросового материала
Таким образом, реализация проекта «Музыкальна лаборатория» в музыкально-художественной деятельности – эффективное направление работы музыкального руководителя, в ходе которого решается множество задач воспитания и развития дошкольников.
Слайд 19. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад.Воспитатель, семья, общество в модернизации системы образования. Исследовательская деятельность старших дошкольников.
Доклад. Воспитатель, семья, общество в модернизации системы образования. Исследовательская деятельность старших дошкольников....
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...
Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы».
Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы»....
Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».
Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования....
«Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Участие во Всероссийской конференции "Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня" в качестве докладчика...