Проект "Этот загадочный и таинственный мир"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В ходе реализации проекта дошкольники лучше узнают пресноводных и морских рыб и других обитателей водоемов, как передвигаются, как дышат, чем питаются, как размножаются; пополнят словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Этот загадочный и таинственный подводный мир»
(групповой, краткосрочный, информационно-практико-ориентированный)
Актуальность проекта
Экологическое воспитание – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о подводном мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
При реализации проекта «Этот загадочный и таинственный подводный мир» были использованы следующие подходы:
- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь; исследовательские способности.
- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата.
- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с красотой подводного мира и т.д.
План реализации проекта включил работу по трём направлениям:
- работа с детьми,
- работа с родителями
- преобразование предметной среды.
Цель проекта: Систематизировать, обобщить и дополнить знания о рыбах и обитателях водоемов (рек, морей, озёр…) Обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Задачи:
- Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о природе: расширять у детей знания и представления о рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания (в пресной воде рек, озёр, прудов, а также о морских рыбах), той пользе, которую они приносят.
- Расширять знания детей.
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
- Учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к его пересказу.
- Воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану.
- Развивать связную речь, умение составлять рассказ по заданному плану, рассказы – описания.
- Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
- Развивать творческие способности.
- Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
- Развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо - поисковую деятельность.
- Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения, экспериментировать.
- Воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира.
- Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
- Воспитывать интерес к природе.
- Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
Сроки реализации проекта: 1 неделя (со 02.11. – 06.11.2015г)
Участники проекта: дети старшей группы №24 «Солнышко», воспитатели, родители.
Образовательные области: Коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество.
Формы реализации проекта:
- Информационно-познавательные беседы;
- Чтение художественной литературы;
- Заучивание стихов, загадок, пословиц, считалок, скороговорок.
- Литературно-художественная практика (связная речь, словарный запас);
- Игровые упражнения, дыхательная и речевая гимнастика;
- Художественно-речевая деятельность детей (составление описательных рассказов, сказок);
- Художественное творчество, ручной труд, моделирование;
- Игры, минута шалости, физическая минутка;
- Познавательно-исследовательская работа.
Ожидаемый результат:
- Сформировать у воспитанников представление о разнообразии обитателей водоемов, их строении, среде обитания.
- Закрепить и уточнить знания детей о внешнем виде рыбы, способах ее передвижения и способах защиты от врагов; о значении рыбы в жизни человека; о проблеме сохранности водоемов.
- Применять полученные знания в разных видах деятельности.
Мы предполагаем, что данная работа приведет к повышению:
- коммуникативной компетентности педагогов,
- родительской компетентности в вопросах содержательного взаимодействия со своими детьми,
- эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми группы, основанной на совместной реализации интересующей детей тематики проекта,
- уровня экологической культуры дошкольников,
- уровня воспитанников в образовательных областях: «Коммуникация», «Социализация», «Познание».
Конечные результаты реализации проекта «Этот загадочный и таинственный подводный мир»
- развивающая среда, позволяющая ребенку представить проблему проекта в комплексе
- повышение знаний об обитателях водоёмов у детей
- развитие игровой деятельности
- повышение заинтересованности в образовательном процессе родителей
- пополнение библиотеки по теме проекта
- конспекты НОД, бесед, викторин и т.п.
- сценарий итоговой викторины по завершению проекта: «Морские знатоки».
Дети должны знать и называть:
- Пресноводных и морских рыб, как выглядят рыбы и другие обитатели водоёмов, как передвигаются в воде, чем дышат, как размножаются.
- Словарный запас: жабры, плавники, чешуя, брюшко, хищные, снасти, наживка, улов, невод, спиннинг, удить, браконьер, вяленая, жареная, копчёная, потрошить, разделывать, запекать, пресноводная, озёрная, морская, речная, стерлядь, нельма, сом, ёрш, окунь, камбала, рыба-меч, ондатра, бобёр.
- Значение рыбы в жизни человека, какое действие оказывает на его здоровье; почему вода в море соленая, а в речке и озере – пресная.
- Что такое - «Красная книга», какие виды рыб занесены в неё, какая проблема стоит перед человечеством о сохранности водоемов, кто такие браконьеры.
Организация проекта
Постановка проблемы: педагоги и дети обсуждают тему «Обитатели подводного мира. Какие они?», Как сохранить водоёмы?.. Кто такие браконьеры? обратиться к Красной книге Югры и выяснить, какие виды рыб находятся на грани исчезновения; найти причины, по которым исчезают рыбы и определить пути спасения обитателей водоемов.
С детьми проводятся беседы и обсуждаются такие вопросы, как: «Каких животных мы называем рыбами? Что вы знаете о рыбах? «О рыбах хищных и мирных» « О рыбах полезных и опасных для человека» «Что хотели бы узнать? Как они могут это узнать и где?»
Рассказы-беседы сопровождаются стихами и сказками разных авторов, а так же русскими пословицами и поговорками, приметами, помогающими лучше запомнить и закрепить, изложенный материал.
Подбор иллюстраций, информации об обитателях водоёмов, художественной, методической, познавательной литературы; видеоматериалов, грамзаписей шумовых эффектов, презентаций, фотографий, оформление выставок по продуктивной деятельности.
Уважаемые родители!
Воспитатели и дети группы №24, «Солнышко», приглашают Вас к сотрудничеству в работе над проектом: «Этот загадочный и таинственный подводный мир». Просим Вас оказать помощь в подборе познавательной литературы, стихов, загадок, пословиц, слайдовых презентаций об обитателях водоёмов; а также приглашаем принять участие в выставке поделок из бросового материала на тему: «Обитатели водоёмов» и совместном творчестве (ребёнок и родители) на тему: «Морские фантазии».
Благодарим за участие!
1 этап. Разработка проекта:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме ««Этот загадочный и таинственный подводный мир».
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной, исследовательской деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Составить план мероприятий.
2 этап. Практический.
План мероприятий
Образовательная область | Мероприятие | Задачи |
Физическая культура | Игра «Изобрази рыбку» Считалки: «Шли большие корабли», «В синем море-океане» Беседа: «Питание и здоровье» Физминутки: «Как приятно в речке плавать!», «К речке быстрой» «Рыбка плавает в водице» Артикуляционные упражнения «В небе солнышко сияло, Море безмятежно спало…». «Парус» Пальчиковая гимнастика «Рыбки» | Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость. Формировать представление детей о полезных для здоровья продуктах, о необходимости соблюдать санитарно - гигиенические правила при употреблении пищи. Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни, какое действие оказывает на его здоровье. Развивать двигательную активность |
Социализация | Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле мечты», «Путешествие на батискафе». «Путешествие осьминожка». Д/игры: «Что лишнее?», «Измени по образцу», «Назови ласково», «Что не так?», «Продолжи предложение», «Сосчитай до пяти», «Собери целое», «Пресноводные – морские», «Чей, чья, чьи?». Настольные игры: «Поймай рыбку»: «Выложи из палочек по образцу». | Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов - заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способствовать совместному развертыванию игры, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр - фантазий Развивать социально- личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща. Цель: развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, уверенность, интерес к театрализованной деятельности, закреплять названия рыб и других обитателей морей и рек. Развивать внимание, мышление, память. |
Познание | Конструирование – тема: «Акула». Познавательно-исследовательская работа: Презентация (в электр.виде) – тема: «Рыбы» (внешний вид; чем дышат; как размножаются) Видео фильмы: 1.«Морские обитатели»; 2. «География 36. Обитатели морей и океанов». Эксперименты: 1. «Водолаз Декарта» Н.Е.Вераксы, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность» - стр.64 2. Опыты с яйцом (солёная - пресная вода). Телепередача «Новости из подводных глубин» (ежедневно) Познавательное развитие: "Речные обитатели" «Чудеса морских глубин» | Развивать конструктивное мышление, память, мелкую моторику. Цель: Формировать представление детей о рыбах, их строении (внешнем виде, дыхании, размножении), развивать интерес, внимание, память, воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Цель: формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Цель: развивать интерес, желание поделиться полученными знаниями со сверстниками и взрослыми. Развивать монологическую речь детей, внимание, память. Цель: уточнить и расширить представление детей о рыбах; познакомить детей с обитателями реки Оби, местом обитания, внешним видом и способом питания; находить основные существенные признаки рыб. Цель: обогащать знания детей о обитателях морей и океанов, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении, желание активно изучать подводный мир; познакомить детей со свойствами морской воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность. |
Развитие речи | «Обитатели воды — рыбы». «Ловись, рыбка!» Разучивание скороговорок. ∙ Карл у Клары украл кораллы. ∙ Ехал Грека через реку. ∙ Краб крабу сделал грабли. ∙ В небе полная луна . ∙ Ручеёк бежал, журчал. Разучивание пословиц, поговорок. Разучивание стихотворений: (инд). «Серебристые чешуйки», «Осьминог», «Карасик», «Капризные ерши», «Щука». | Цель: расширение и уточнение словаря по теме: «Рыбы»; совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.); закрепление умения образовывать множественное число им. Существительных; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Цель: расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб; совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать имена существительные с числительными; развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы Цель: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок, чистоговорок; отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее; совершенствовать чистоту произношения. Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать воображение. Цель: развивать выразительную речь, память. |
Чтение художественной литературы | Чтение художественной литературы по теме “Рыбы”: Б. Заходер «Про сома», Русская народная сказка «По щучьему веленью», А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка». Чтение рассказов «Ёрш» Т.А.Шорыгиной, «Ручей», Э. Шим. «Что рыбы едят и как охотятся?» Н.Сладкова Анжелики Сансары «Сказка про рыбку». Н.Сладкова «Какие бывают рыбы». «Как рыбы движутся?». «Что рыбы едят и как рыбы охотятся?» Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях «Родная природа» Большая энциклопедия эрудита «Рыбы». Русская народная сказка «Лягушка – Царевна», Снегирев «Про пингвинов». | Цель: Закреплять и расширять знания детей о подводном мире, развивать интерес, любознательность, желание слушать художественные произведения, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию. |
Художественное творчество | Рисование: «Рыбка» Лепка: «Царевна - лягушка» | Цель: вырабатывать у детей эстетический вкус, продолжать знакомить с прекрасным, использовать нетрадиционный метод в рисовании – граттаж. Цель: лепить сказочный образ, используя свои знания и умения; закреплять умение передавать строение фигуры животного, пропорции его тела; развивать образные представления, воображении. |
Музыка | Прослушивание музыкальных записей: шум моря, плеск воды, крик чаек… | Формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку и движение. Формирование умений слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке. Развивать воображение. |
Работа с родителями | Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Оказать помощь в подборе иллюстрированного материала, игр, энциклопедий, книг по теме: «Обитатели водоёмов». Подготовить рассказ с детьми о той рыбе, о которой сделана презентация в телепередаче «Новости из подводных глубин». Домашнее задание: а) повторить стихи, пословицы по данной теме, б) понаблюдать за приготовлением рыбных блюд.
|
Итоги проекта.
За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов и детей.
1. Дети имеют представление о внешнем виде рыб, их строении, способности дышать под водой, рыбах хищных и мирных, их повадках, о рыбах полезных и опасных для человека.
2. Дети знают способы передвижения рыб и способы их защиты от врагов.
3. В процессе работы над проектом мы более подробно изучили среду обитания рыб и рассмотрели цепи питания обитателей водоемов.
4. Имеют представление о «Красной книге», о том, что к богатствам природы надо относиться бережно, понимают, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить после себя потомство.
Список литературы
1. Т.А. Шорыгина, «Рыбы. Какие они?»
2. С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников».
3. В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников
4. Гаврилова О.Н. «Наедине с природой».
5. «Рыбы» Ихтиология в картинках – Москва детская литература 1986г.
6. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв. Вкл.
7. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность»
8. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. СПб.: КАРО, 2010
9. Голуб В.Т. Графические диктанты. – Москва. ВАКО, 2009
10. Жуковская Р. И. и Пенькова Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд-е, переработ. и доп. М.: «Просвещение», 1972. 415 с. с ил.
11. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364 с.
12. Н.Е.Вераксы, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Изд. Мозаика-синтез, 2012 – 64с.
13. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв. вкл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Таинственный мир насекомых"
Занятие по экологическому воспитанию для подготовительной группы...
Консультация-практикум для воспитателей "Таинственные картинки"
В художественно - творческой деятельности существует много приемов и техник работы на бумаге.С одним из приемов подготовки бумаги к живописной работе хочу вас познакомить. Прием называется « Рис...
Конспект занятия "Таинственный мир насекомых".
Пояснительная записка к итоговому занятию по развитию речи«Таинственный мир насекомых». Предлагаемое занятие «Таинственный мир насекомых» является обобщающим ...
Проект "Этот загадочный и таинственный подводный мир"
Проект краткосрочный, информационно-практико-ориентированный. Предназнаен для детей старшего дошкольного возраста. Цель проекта: систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о рыбах и обитател...
Проект в средней группе «Колокольчик» «Таинственный и загадочный космос»
Проектв средней группе «Колокольчик»«Таинственный и загадочный космос» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.Срок реализации проекта: 1 - 3нед. апрель 2021...
проект :Мандала - музыкальная , загадочная , таинственная.
Создание атмосферы радости, благополучия, развитие творческих способностей при помощи музыки....
"Таинственный и загадочный Санкт- Петербург"
Мы живём в одном из прекраснейших городов мира. Санкт-Петербург – город музеев,дворцов,островов. Здесь можно собственными глазами увидеть знаменитые на весь мир достопримечательности, пройти по ...