Проект "Этот загадочный и таинственный мир"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Афоничева Светлана Александровна

В ходе реализации проекта дошкольники лучше узнают пресноводных и морских рыб и других обитателей водоемов, как передвигаются, как дышат, чем питаются, как размножаются; пополнят словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Этот загадочный и таинственный подводный мир» 

(групповой, краткосрочный, информационно-практико-ориентированный)

Актуальность проекта 

Экологическое воспитание – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о подводном мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

При реализации проекта «Этот загадочный и таинственный подводный мир» были использованы следующие подходы:

 - в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь; исследовательские способности.

- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата.

 - у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с красотой подводного мира и т.д.

План реализации проекта включил работу по трём направлениям:

  • работа с детьми,
  • работа с родителями
  • преобразование предметной среды.

Цель проекта: Систематизировать, обобщить и дополнить знания о рыбах и обитателях водоемов (рек, морей, озёр…) Обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Задачи:

  • Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о природе: расширять у детей знания и представления о рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания (в пресной воде рек, озёр, прудов, а также о морских рыбах), той пользе, которую они приносят.
  • Расширять знания детей.
  • Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
  •  Учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к его пересказу.
  •  Воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану.
  • Развивать связную речь, умение составлять рассказ по заданному плану, рассказы – описания.
  •  Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
  • Развивать творческие способности.
  • Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
  • Развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо - поисковую деятельность.
  •  Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения, экспериментировать.
  • Воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира.
  • Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
  • Воспитывать интерес к природе.
  • Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.

Сроки реализации проекта: 1 неделя (со 02.11. – 06.11.2015г)

Участники проекта: дети старшей группы №24 «Солнышко», воспитатели,  родители.

Образовательные области: Коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество.

Формы реализации проекта:

  • Информационно-познавательные беседы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Заучивание стихов, загадок, пословиц, считалок, скороговорок.
  • Литературно-художественная практика (связная речь, словарный запас);
  • Игровые упражнения, дыхательная и речевая гимнастика;
  •  Художественно-речевая деятельность детей (составление описательных рассказов, сказок);
  • Художественное творчество, ручной труд, моделирование;
  • Игры, минута шалости, физическая минутка;
  • Познавательно-исследовательская работа.

Ожидаемый результат:

  • Сформировать у воспитанников представление о разнообразии обитателей водоемов, их строении, среде обитания.
  • Закрепить и уточнить знания детей о внешнем виде рыбы, способах ее передвижения и способах защиты от врагов; о значении рыбы в жизни человека; о проблеме сохранности водоемов.
  • Применять полученные знания в разных видах деятельности.

Мы предполагаем, что данная работа приведет к повышению:

  • коммуникативной компетентности педагогов,
  • родительской компетентности в вопросах содержательного взаимодействия со своими детьми,
  • эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми группы, основанной на совместной реализации интересующей детей тематики проекта,
  • уровня экологической культуры дошкольников,
  • уровня воспитанников в образовательных областях: «Коммуникация», «Социализация», «Познание».

Конечные результаты реализации проекта «Этот загадочный и таинственный подводный мир»

  • развивающая среда, позволяющая ребенку представить проблему проекта в комплексе
  • повышение знаний об обитателях водоёмов у детей
  • развитие игровой деятельности
  • повышение заинтересованности в образовательном процессе родителей
  •  пополнение библиотеки по теме проекта
  • конспекты НОД, бесед, викторин и т.п.
  •  сценарий итоговой  викторины по завершению проекта: «Морские знатоки».

 Дети должны знать и называть:

  • Пресноводных и морских рыб, как выглядят рыбы и другие обитатели водоёмов, как передвигаются в воде, чем дышат, как размножаются.
  • Словарный запас: жабры, плавники, чешуя, брюшко, хищные, снасти, наживка, улов, невод, спиннинг, удить, браконьер, вяленая, жареная, копчёная, потрошить, разделывать, запекать, пресноводная, озёрная, морская, речная, стерлядь, нельма, сом, ёрш, окунь, камбала, рыба-меч, ондатра, бобёр.
  • Значение рыбы в жизни человека, какое действие оказывает на его здоровье; почему вода в море соленая, а в речке и озере – пресная.
  • Что такое - «Красная книга», какие виды рыб занесены в неё, какая проблема стоит перед человечеством о сохранности водоемов, кто такие браконьеры.

Организация проекта

Постановка проблемы: педагоги и дети обсуждают тему «Обитатели подводного мира. Какие они?», Как сохранить водоёмы?.. Кто такие браконьеры? обратиться к Красной книге Югры и выяснить, какие виды рыб находятся на грани исчезновения; найти причины, по которым исчезают рыбы и определить пути спасения обитателей водоемов.

С детьми проводятся беседы и обсуждаются такие вопросы, как: «Каких животных мы называем рыбами? Что вы знаете о рыбах? «О рыбах хищных и мирных» « О рыбах полезных и опасных для человека» «Что хотели бы узнать? Как они могут это узнать и где?»

Рассказы-беседы сопровождаются стихами и сказками разных авторов, а так же русскими пословицами и поговорками, приметами, помогающими лучше запомнить и закрепить, изложенный материал.

Подбор иллюстраций, информации об обитателях водоёмов, художественной, методической, познавательной литературы; видеоматериалов, грамзаписей шумовых эффектов, презентаций, фотографий, оформление выставок по продуктивной деятельности.

Уважаемые родители!

Воспитатели и дети группы №24, «Солнышко», приглашают Вас к сотрудничеству в работе над проектом: «Этот загадочный и таинственный подводный мир». Просим Вас оказать помощь в подборе познавательной литературы, стихов, загадок, пословиц, слайдовых презентаций об обитателях водоёмов; а также приглашаем принять участие в выставке поделок из бросового материала на тему: «Обитатели водоёмов» и совместном творчестве (ребёнок и родители) на тему: «Морские фантазии». 

Благодарим за участие!

 1 этап. Разработка проекта: 

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме ««Этот загадочный и таинственный подводный мир».

3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной, исследовательской деятельности.

4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

5. Составить план мероприятий.

2 этап. Практический.

План мероприятий

Образовательная область

Мероприятие

Задачи

Физическая культура

Игра «Изобрази рыбку» Считалки: «Шли большие корабли», «В синем море-океане»

Беседа: «Питание и здоровье»

Физминутки: «Как приятно в речке плавать!», «К речке быстрой» «Рыбка плавает в водице»

Артикуляционные упражнения «В небе солнышко сияло, Море безмятежно спало…». «Парус»

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Формировать представление детей о полезных для здоровья продуктах, о необходимости соблюдать санитарно - гигиенические правила при употреблении пищи.

Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни, какое действие оказывает на его здоровье. Развивать двигательную активность

Социализация

Сюжетно-ролевые игры:

«Путешествие на корабле мечты»,

 «Путешествие на батискафе».

«Путешествие осьминожка».

Д/игры: «Что лишнее?», «Измени по образцу», «Назови ласково», «Что не так?», «Продолжи предложение», «Сосчитай до пяти»,  «Собери целое», «Пресноводные – морские», «Чей, чья, чьи?».

Настольные игры: «Поймай рыбку»: «Выложи из палочек по образцу».

Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов - заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способствовать совместному развертыванию игры, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр - фантазий Развивать социально- личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

Цель: развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, уверенность, интерес к театрализованной деятельности, закреплять названия рыб и других обитателей морей и рек. Развивать внимание, мышление, память.

Познание

Конструирование – тема: «Акула».

Познавательно-исследовательская работа:

Презентация (в электр.виде) – тема: «Рыбы» (внешний вид; чем дышат; как размножаются)

Видео фильмы:

1.«Морские обитатели»;

2. «География 36. Обитатели морей и океанов».

Эксперименты:

1. «Водолаз Декарта» Н.Е.Вераксы, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность» - стр.64

2. Опыты с яйцом (солёная - пресная вода). 

Телепередача «Новости из подводных глубин» (ежедневно)

Познавательное развитие:

"Речные обитатели"

«Чудеса морских глубин»

Развивать конструктивное мышление, память, мелкую моторику.

Цель: Формировать представление детей о рыбах, их строении (внешнем виде, дыхании, размножении), развивать интерес, внимание, память, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Цель: формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию.

Цель: развивать интерес, желание поделиться полученными знаниями со сверстниками и взрослыми. Развивать монологическую речь детей, внимание, память.

Цель: уточнить и расширить представление детей о рыбах; познакомить детей с обитателями реки Оби, местом обитания, внешним видом и способом питания; находить основные существенные признаки рыб.

Цель: обогащать  знания детей о обитателях  морей и океанов, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении, желание активно изучать подводный мир; познакомить детей со свойствами морской воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность.

Развитие речи

«Обитатели воды — рыбы». 

«Ловись, рыбка!»

Разучивание скороговорок.

  Карл у Клары украл кораллы.

  Ехал Грека через реку.  Краб крабу сделал грабли.

  В небе полная луна

.  Ручеёк бежал, журчал.

Разучивание пословиц, поговорок.

Разучивание стихотворений: (инд). «Серебристые чешуйки», «Осьминог», «Карасик», «Капризные ерши», «Щука».

Цель: расширение и уточнение словаря по теме: «Рыбы»; совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.); закрепление умения образовывать множественное число им. Существительных; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Цель: расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб; совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать имена существительные с числительными; развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы

Цель: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок, чистоговорок; отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее; совершенствовать чистоту произношения.

Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать воображение.

Цель: развивать выразительную речь, память.

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы по теме “Рыбы”:

Б. Заходер «Про сома», Русская народная сказка «По щучьему веленью», А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка». Чтение рассказов «Ёрш» Т.А.Шорыгиной, «Ручей», Э. Шим. «Что рыбы едят и как охотятся?» Н.Сладкова Анжелики Сансары «Сказка про рыбку». Н.Сладкова «Какие бывают рыбы». «Как рыбы движутся?». «Что рыбы едят и как рыбы охотятся?» Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях «Родная природа» Большая энциклопедия эрудита «Рыбы».

Русская народная сказка «Лягушка – Царевна»,

Снегирев «Про пингвинов».

Цель: Закреплять и расширять знания детей о подводном мире, развивать интерес, любознательность, желание слушать художественные произведения, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию.

Художественное творчество

Рисование:

«Рыбка»

Лепка:

«Царевна - лягушка»

Цель: вырабатывать у детей эстетический вкус, продолжать знакомить с прекрасным, использовать нетрадиционный метод в рисовании – граттаж.

Цель: лепить сказочный образ, используя свои знания и умения; закреплять умение передавать строение фигуры животного, пропорции его тела; развивать образные представления, воображении.

Музыка

Прослушивание музыкальных записей: шум моря, плеск воды, крик чаек…

Формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку и движение. Формирование умений слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке. Развивать воображение.

Работа с родителями

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Оказать помощь в подборе иллюстрированного материала, игр, энциклопедий, книг по теме: «Обитатели водоёмов». Подготовить рассказ с детьми о той рыбе, о которой сделана презентация в телепередаче «Новости из подводных глубин».

 Домашнее задание:

а) повторить стихи, пословицы по данной теме,

б) понаблюдать за приготовлением рыбных блюд.

 

Итоги проекта.

 За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов и детей.

1. Дети имеют представление о внешнем виде рыб, их строении, способности дышать под водой, рыбах хищных и мирных, их повадках, о рыбах полезных и опасных для человека.

 2. Дети знают способы передвижения рыб и способы их защиты от врагов.

3. В процессе работы над проектом мы более подробно изучили среду обитания рыб и рассмотрели цепи питания обитателей водоемов.

 4. Имеют представление о «Красной книге», о том, что к богатствам природы надо относиться бережно, понимают, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить после себя потомство.

Список литературы

 1. Т.А. Шорыгина, «Рыбы. Какие они?»

2. С.И.Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников».

3. В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников

 4. Гаврилова О.Н. «Наедине с природой».

5. «Рыбы» Ихтиология в картинках – Москва детская литература 1986г.

 6. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв. Вкл.

7. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность»

8. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. СПб.: КАРО, 2010

 9. Голуб В.Т. Графические диктанты. – Москва. ВАКО, 2009

 10. Жуковская Р. И. и Пенькова Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд-е, переработ. и доп. М.: «Просвещение», 1972. 415 с. с ил.

 11. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364 с.

12. Н.Е.Вераксы, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Изд. Мозаика-синтез, 2012 – 64с.

 13. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв. вкл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Таинственный мир насекомых"

Занятие по экологическому воспитанию для подготовительной группы...

Консультация-практикум для воспитателей "Таинственные картинки"

В художественно - творческой деятельности существует много приемов и техник работы на бумаге.С одним из приемов подготовки бумаги к живописной работе хочу вас познакомить. Прием называется « Рис...

Конспект занятия "Таинственный мир насекомых".

Пояснительная записка к итоговому занятию по развитию речи«Таинственный мир насекомых».       Предлагаемое занятие «Таинственный мир насекомых» является обобщающим ...

Проект "Этот загадочный и таинственный подводный мир"

Проект краткосрочный, информационно-практико-ориентированный. Предназнаен для детей старшего дошкольного возраста. Цель проекта: систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о рыбах и обитател...

Проект в средней группе «Колокольчик» «Таинственный и загадочный космос»

Проектв средней группе «Колокольчик»«Таинственный и загадочный космос» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.Срок реализации проекта: 1 - 3нед. апрель 2021...

проект :Мандала - музыкальная , загадочная , таинственная.

Создание атмосферы радости, благополучия, развитие творческих способностей при помощи музыки....

"Таинственный и загадочный Санкт- Петербург"

Мы живём в одном из прекраснейших городов мира. Санкт-Петербург – город музеев,дворцов,островов. Здесь можно собственными глазами увидеть знаменитые на весь мир достопримечательности, пройти по ...