Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Я живу на Алтае»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Назарова Оксана Сергеевна

проект по региональному компоненту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_starshaya.docx64.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

                           

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10»  города Алейска Алтайского края

Проект в старшей группе

«Я живу на Алтае»

Выполнили: Ющенко О.С.

                                     Алейск-2020г

ТЕМА ПРОЕКТА: «Я живу на Алтае»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Направление проектной деятельности: Информационно-практико-ориентированный.

Цель проекта:

-Познакомить детей и родителей с историей и развитием города и края, в котором они живут.

-систематизация знаний детей о родном городе и крае.

-повышение активности участия родителей в образовательном процессе для совместной           работы по изучению города и края.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с родным городом, краем и его достопримечательностями, предприятиями, природой, знаменитыми людьми

- расширить представление детей о родном городе и крае

-  заинтересовать родителей, показать важность воспитания нравственных 

основ гражданских качеств, формировать   представление детей об окружающем мире, обществе и культуре.

-  Воспитывать любовь к родному городу и краю.

Сроки проведения проекта: долгосрочный -9 месяцев (старшая группа) на 2019-2020 учебный год.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.

Место реализации проекта: Группа «Ягодка» МБДОУ «Детский сад №10»  

Оборудование: компьютер, интернет, фотографии, наглядный материал.

 Методы: поиск информации в интернете, чтение книг, обдумывание полученной информации.

Актуальность проекта:

В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания.

        Все понимают: человек, не любящий Отечество, не многого стоит. Но все понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи, петь песни и правильно писать, чем научить его любить Родину. А чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Именно с любви к «малой Родине» начинается любовь ко всему миру. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей «малой Родины», потом – гражданином России и только потом жителем планеты Земля.

        Ребенку необходимо помочь узнать, как можно больше о своей семье и доме, о том месте, где он родился, где живут его близкие; познакомить с историей, природой, культурой родного края, воспитать потребность и желание участвовать в делах на благо людей и природы «малой Родины»

       Для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста большое значение  имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
  Современные родители  имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Ожидаемые результаты:

- Обогащенные и систематизированные знания детей о городе, крае. Формирование устойчивого  интереса к изучению данной проблемы.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Алейска и Алтайского края, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Форма проведения:

- образовательные ситуации,

- дидактические игры;

- беседы;

- рассматривание иллюстраций родного города;

- чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен;

-Презентации

-целевые прогулки

-работа с родителями – создание макетов «Вечный огонь»

- просмотр видеофильмов

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

постановка цели,

сбор литературы по данной теме

разработка содержания,

приобрести наглядный материал,

изготовить дидактические игры по теме,

подготовить материалы для работы с родителями.

Основной этап.

Совместная деятельность детей и воспитателя, и родителей.

Беседы.

Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов, заучивание песен.

Составление рассказов: «город, в котором я живу», «Как я люблю гулять в парке

Викторина для детей и родителей: «Знатоки своего города»

Коллективная работа: дерево дружбы.

Работа с родителями:

консультации на тему: «История родного города», «Как знакомить детей с городом»

Прогулка детей с родителями по улицам города.

 Оформление выставки «Мой любимый город»

Оформление выставки –создание родителями и детьми макетов «Вечный огонь»

Завершающий этап.

  • Оформление папки передвижки.
  • Создание выставки «Моя родина-Алтай».
  • Подведение итогов проекта.

                                Результативность проекта:

  1. У детей появился ярко выраженный интерес к своему городу, краю.
  2. Увеличился объем знаний о родном городе, крае  
  3. Развились нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания

сохранять и приумножать богатства города и края.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ « МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»

Сентябрь

1. Беседа «Мой родной  город », «История возникновения города Алейска»

2. Пальчиковые игры: «Пальчики», «Пальчики играют», «Прыг да скок», «Цепочка»

3. Дидактические игры: «Здания моего города», «Мой город», «Скажи со словом городской», «Времена года в городе»

4. Презентация «Город Алейска»

5.Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Детский сад», «Семья», «Экскурсия в музей»

6.ЧХЛ: стихотворения об Алейске, В.Семернин «Запрещается-разрешается», О.Бедарев «Если бы», «Азбука безопасности»

7.Консультация для родителей: : « История родного города»

8. Викторина для родителей: «Знатоки города» (во время собрания)

Октябрь

1.Ознакомление с символикой города и края.

2.Беседы: «Герб, флаг города Алейска», «Герб, флаг Алтайского края», знакомство с творчеством Алейских поэтов и писателей.

3.Пальчиковые игры: «Раз, два, три, четыре, пять », «Дружба», «Здравствуй», «С добрым утром», «Старинный дом»

4.Дидактические игры: «Назови лишнее слово», «Кто знает, пусть дальше считает», «Собери картинку», «Назови одним словом»

5.ЧХЛ: «Стихи об Алейске», В.Драгунский «Друг детства», К.Ушинский

«Наше отечество», А.Прокофьев «Люблю березу русскую»

6. Коллективная работа детей  и воспитателя: «Дерево дружбы»

Ноябрь

1.Презентация «Достопримечательности города»

2.Оформление фотовыставки «Мой любимый город»

(фотографии детей совместно с родителями).

3.Пальчиковые игры: «Дом», «Новый дом», «Строим стенку»

4.Сюжетно-ролевые игры: «Поездка по городу», «Магазины родного города»

5.ЧХЛ: К.Ушинский «Наше отечество», Е.Серова «Родные края»,Т.Шарыгина «Хоровод берез»

6. Консультация для родителей «Как знакомить детей с городом»

Декабрь

1. Беседы: «Природа Алтайского края», «Реки Алтайского края», «Знакомство с картой Алтайского края».

2. Пальчиковые игры: «Дерево», «Две больших сосны», «Ромашки и одуванчики», «Соберу грибы», «Колокольчик».

3. Дидактические игры: «Старичок-лесовичек», «Угадай,какое время года», «Бывает не бывает,да или нет», «Овощи и фрукты», «Что,где растет», «Кто быстрей найдет листок».

4. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес», «Отдых на природе», «Спасатели»

5. ЧХЛ: И.Бунин «Первый снег», И. Никитин «Встреча зимы», В.Орлов «Ты скажи мне реченька», А.Пушкин «Зимний вечер», П.Бажов «Серебряное копытце».

6. Экскурсия в музей «Жизнь диких животных Алтая зимой».

7. Оформление Красной книги и книг о целебных травах Алтайского края, горы и реки Алтайского края

Январь

1.Беседы:

 «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Дикие животные»,

 «Домашние животные»

2. Пальчиковые игры: «Лесной лекарь», «Воробей сел на ветку», «Домашние птицы», «Птичий двор», «Белочка», «Волк и заяц», «Кто живет в деревне», «Мышка и кошка»

3. Дидактические игры: «Чей след», «Зимние запасы», «Кто где живет», «Чей домик»

4.Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Ветлечебница», «Птичий двор»

5.ЧХЛ: И.Бродский «Лось», Е.Чарушин «Медвежонок», Г.Скребицкий «Как заяц зимой живет», К.Паустовский «Кот-ворюга», В.Бианки «Сова»

6. Совместная детско-родительская выставка кормушек

Февраль

 1. Беседы: «Защитники Отечества», «Наша Армия самая сильная», «Где служили наши папы», «Военные профессии», «Богатыри земли русской», «Что такое военная техника?»

2. Пальчиковые игры: «Армия», «Капитан», «Космонавт».

3. Дидактические игры: «Назови рода войск», «Чья фуражка», «Что нужно богатырю», «Четвертый лишний».

4. Сюжетно-ролевые игры: «Солдат на привале», «Моряки», «Космонавты», «Летчики», «Врач».

5. ЧХЛ: Е.Николаев «Чудо-богатыри земли русской», «Илья Муромец и соловей-разбойник», С.Баруздин «Шел солдат по улице», А.Митяев «Почему Армия всем родная», В.Косовицкий «Будущий мужчина», В.Брестова «Богатыри», А.Татьяничева «Мой дедушка»

6. Изготовление поделок к 23 февраля

7. Фотовыставка: «Мой папа самый лучший»

8. Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Сказка о мальчише-кибальчише» и «Сказка о солдате»

9. Спортивное развлечение к 23 февраля.

Март

1. Беседы:

«Я и моя семья», «Мой дом», «Организация быта в нашей семье, в будни и праздники»,«Мамин праздник», «Профессии моих родителей»

2.Дидактические игры «На кого ты хочешь быть похож», «Придумай сам», «Найди доброе слово», «Кому что нужно для работы».

3.Сюжетно-ролевые игры «Выходной в семье», «Семья», «Семейные праздники»

4.ЧХЛ: Е.Григорьева «Бабушка», Ж.Ас «На рыбалке с дедом», В.Бредихин «Детские стишки о профессиях», Г.Виеру «Мамин день»

5. Изготовление Генеалогического дерева семьи

6. Изготовление поделок ко дню 8 Марта

Апрель

1. Беседы: «Предприятия города Алейска», «Улицы города Алейска», «Транспорт города», «Знаменитые люди Алтайского края»

2. Пальчиковые игры: «Транспорт», «На заправке», «Рельсы-рельсы», «Паровозик»

3. Дидактические игры: «Назови правильно», «Чья продукция», «Контролер», «Город и село», «Рекламное агенство»

4. Сюжетно-ролевые игры: «Улица», «Хлебокомбинат», «На космодроме»

5. ЧХЛ: А.Плещеев «Мой садик», Н.Носов «Незнайка на луне», А.Митяев «Первый полет», О.Ахметова «В космосе так здорово»

6. Спортивный праздник «День здоровья»

Май

1.Беседы: «Великая Отечественная война», «Герои войны», «Тайна Катюши», «Дети-герои войны», «Незабываемые страницы  Блокадного Ленинграда», «Парад Победы»

2. Пальчиковые игры: «У моря», «Если хочешь», «Салют», «Транспорт», «Пароход»

3. Сюжетно-ролевые игры: «Летчики», «Моряки», «Защитники крепости»

4. ЧХЛ: С.Пивоварова «Старый снимок», В.Степанов «Рассказ ветерана», С.Михалков «Нет войны», «Вечный огонь», «Кто был на войне», Е.Благинина «Шинель», Н.Найденова «Пусть будет мир»

5. Целевая прогулка на мемориал для возложения цветов к могилам павших солдат

6. Прослушивание песен военных лет

7. Работа с родителями : создание макетов «Вечный огонь»

Список литературы:

  1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г
  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
  1. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6
  1. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.
  1. «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, Издательство «Скрипторий», 2008г.
  1. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Дошкольное воспитание 2003г. №6 с 45-55
  2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:5-6лет. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-320с.
  3. Петрова Л. «Чтобы помнили»-Барнаул «Си пресс»,2018.-310с.
  4. Интернет-источник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Земля – живая планета»

Аннотация к познавательно-поисковой деятельности в старшей группе...

Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»

Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...

Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Дом, в котором я живу"

МБДОУ Калтасинский детский сад №3 "Сказка" МР Калтасинский район РБКонспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности (ознакомление с окружающим миром) в старшей груп...

ПАСПОРТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Ёлочка, живи!»

Возраст детей: 5-6 лет.Участники проекта: • воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.Тип проекта:• краткосрочный (2 недели)Вид проекта • групповой• познав...

ПАСПОРТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Ёлочка, живи!»

Возраст детей: 5-6 лет.Участники проекта: • воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.Тип проекта:• краткосрочный (2 недели)Вид проекта • групповой• познав...