Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Способствовать развитию познавательного интереса у детей; Уточнить знания детей о свойствах соли; продолжать знакомить с ее видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой (минерал, добыча, применение); развивать навыки экспериментирования; воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления. Познакомить детей с солью, по средствам экспериментальной деятельности. Воспитывать любознательность. Закрепить умение соблюдать правила поведения при проведении опытов. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Развивать умение обобщать, устанавливать причинные – следственные зависимости, умение делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solevye_istoriya.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской

муниципального образования Ейский район

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история»

                                                                                   Подготовила:

                                                                                   Воспитатель Антоненко Л. В.

                                                       

Программные задачи: Способствовать развитию познавательного интереса у детей; Уточнить знания детей о свойствах соли; продолжать знакомить с ее видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой (минерал, добыча, применение); развивать навыки экспериментирования; воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления. Познакомить детей с солью, по средствам экспериментальной деятельности. Воспитывать любознательность. Закрепить умение соблюдать правила поведения при проведении опытов. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Развивать умение обобщать, устанавливать причинные – следственные зависимости, умение делать выводы.

Словарь: каменная, поваренная, кристаллизация, минеральное вещество,

Материалы и оборудование: презентация, иллюстрации по теме, лупы, разные виды соли, фартуки на каждого ребенка, одноразовые ложки и стаканчики, тарелочки с солью, прозрачные стаканы, салфетки.

                                                 Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, мы с вами недавно говорили об обычаях и традициях, существующих у русского народа. По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!» – непременно отвечают ему. С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.

Входят девочка и мальчик с хлебом – солью. Подходят к гостям с поклоном. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.

Воспитатель:

Все расселись по местам?

Никому не тесно?

Будет интересно!

Ребята, кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землей? Как они называются? (Полезные ископаемые)

А какие полезные ископаемые вы знаете? (Глина, уголь, алмазы, золото, минеральная вода и т. д.)

Скажите, пожалуйста, как еще можно назвать полезные ископаемые? (Сокровищница Земли, кладовая Земли, хранилище Земли).

Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю вам отгадать загадку:

У неё на Земле очень важная роль:

Отдельно она не так вкусна, но в пище каждому нужна

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду - будет едкая боль.

Без нее, ребята, повар, как без рук, и становится вся пища несъедобной вдруг!

Зато бела и солона, и в пище — каждому нужна.

Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. А вы знаете, какая бывает соль? (Ответы детей).

Правильно, есть три вида соли: пищевая каменная, техническая; морская.

Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному: в медицине; в косметологии.

Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.

Воспитатель: Давайте поиграем: «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, мандарин, рыба, яйцо)

Воспитатель: -Откуда берется, соль, я вам сейчас расскажу и покажу. (рассказ сопровождается показом презентации) Ее добывают в рудниках. (Слайд №1) Месторождения каменной соли находятся высоко в горах (Слайд №2, 3) Очень давно соль добывали в ручную и это был трудоёмкий процесс. (Слайд №4) Соль добывают в рудниках сделав шахты. (Слайд №5) Но очень давно на месте гор был океан. (Слайд №6) Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. (Слайд №7) Специальные комбайны рубят пласты соли и грузят её в специальный транспорт, который вывозит соль на завод. (Слайд №8, 9, 10) Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины. (Слайд №11) Соль рассыпают в разную тару, доставляют на склад, со склада отправляют в магазины. (Слайд №12,13,14)

Люди придумали очень много пословиц и поговорок про соль. Давайте их вспомним: - Без соли не вкусно, без хлеба не сытно

- Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.

- Без соли, без хлеба худа беседа.

- Соли не жалей, так и есть веселей.

-После хлеба – соли семь часов отдыхать.

- От воды родится, а воды боится (соль).

Физкультурная минутка «Все ребята дружно встали»

                            Все ребята дружно встали

                            И на месте зашагали.

                            На носочках потянулись,

                            А теперь назад прогнулись.

                            Как пружинки мы присели

                             И тихонько разом сели.

Воспитатель: Послушайте интересный факт из истории соли. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Соль была дороже золота, ею расплачивались за товар вместо денег. А что вы знаете интересного о соли?

Рассказ детей 1. В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил.

2. Из-за соли разгорались войны. В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ. Есть народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

3. В честь соли названы города: Соликамск, Соль-Илецк, Сольцы, Усолье: реки – Усолка и Солёная и многие другие.

4. В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. За полезные свойства соль называют «белым золотом» и используют для лечения.

5. Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.

6. На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

7. Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений.

Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в нашу лабораторию, что бы лучше узнать, что такое соль. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.  Близко не подносить предметы к глазам.

Без надобности ничего не брать в рот.

Строго соблюдать инструкции.

Соблюдайте тишину в лаборатории!

Не толкайте соседа во время работы!

Сначала посмотри, а потом повтори!

Выполнил, на место положи!

Будь осторожен! Важно помнить! При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них

Гимнастика для глаз: Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем:

«Отдыхалочка»

Мы играли, рисовали

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

Воспитатель: Скажите, какого цвета соль? Имеет ли соль запах? Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей)

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? (Ответы детей)

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Как вы думаете, соль полезна или вредна? (ответы детей) Давайте возьмем два одинаковых кусочка огурца. Один посолим чуть – чуть, а другой густо. А теперь попробуем, есть желающие? Какой мы можем сделать вывод из этого эксперимента? (ответы детей).

В больших количествах соль не только не вкусна, но и вредна. Она задерживает жидкость в организме, а это мешает работе нашего сердца и почек. Могут начаться головные боли. Соль накапливается в костях и из-за этого начинают болеть ноги.

Но она может нанести вред не только людям, но и растениям.

Мы с вами проводили опыт с двумя луковицами. Давайте вспомним мы высадили две луковицы, одну в обычную почву, другую в очень соленую. Теперь мы знаем, что в соленой почве растения не растут.

                       Пальчиковая гимнастика «Солим капусту»

                                Мы капусту рубим- рубим,

                                Мы капусту мнём- мнём,

                                Мы капусту солим-солим,

                                Мы капусту жмём-жмём.

Опыт1 Ребята, обратите внимание, перед вами тарелочки с солью, скажите, какая она по цвету? (белая)

Опыт 2 Сейчас наберите на кончик ложки немного соли и попробуйте. Какая

соль на вкус? (соленая)

Опыт 3 Понюхайте соль, имеет ли она запах? (нет)

Опыт 4 Возьмите ложку, наберите соль и пересыпьте ее в стакан. Что вы

наблюдаете? (сыпется – сыпучая)

- Какой вывод можно сделать о соли, какая она? (белая, соленая, сыпучая, не имеет запаха)

Опыт 5 Возьмите лупу и рассмотрите через нее соль. На что она похожа? (Кристалл) Вспомнить как выращивали кристалл. Рассмотреть вместе с детьми выращенный кристалл.

6) Как вы думаете, растворяется ли соль в воде? Предлагаю узнать вместе.

У вас в стакане соль, насыпьте еще соли. А теперь ложкой налейте

немного воды. Что мы видим? (соль не растворилась)

Куда же делась вода? (она впиталась)

Это произошло потому, что мы налили немного воды, соль впитала воду.

А теперь налейте побольше воды и размешайте. Куда делась соль?

(растворилась)

Какой вывод можно сделать? (если налить немного воды-соль впитает воду,

а если много воды, то соль растворится.

7) Ребята, скажите, что происходит с водой при низкой температуре, то

есть, когда холодно? (замерзает)

Как вы думаете, соленая вода замерзает? Сейчас мы проверим. Рассмотреть и сделать выводы о заранее проведённом опыте.

8) Я открою вам секрет. Соль – волшебница. В соленой воде практически

невозможно утонуть. Хотите проверить? Мы с вами проведем эксперимент и

проверим, как соленая вода будет выталкивать предметы на поверхность. Что нам понадобиться для опыта узнаем рассмотрев схему. Для этого нам понадобятся 2 сырых яйца, 2 стакана. В одном стакане пресная вода, в другом – соленая. Как вы думаете, в каком стакане соленая вода? Берем сырое яйцо и опускаем в стакан с пресной водой. Что произошло? (Дети делают вывод) Второе яйцо опускаем в стакан с соленой водой. Что можно сказать про это яйцо? (яйцо осталось плавать на поверхности) Какой вывод сделаем? (Соленая вода удерживает предметы на поверхности)

Работа с алгоритмами.

Воспитатель: – Скажите, что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии? (Соль – белая, соленая, сыпучая, не имеет запаха.)

- Какие свойства имеет соль? (Растворяется в воде, соленая вода не замерзает, удерживает предметы на поверхности.) Помните: соль в жизни человека имеет огромное значение, она является источником жизни, но чрезмерное употребление может привести к заболеванию. Вы настоящие исследователи. Мне понравилось, как вы сегодня с интересом работали в лаборатории, соблюдали правила. Большое вам спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно – продуктивной деятельности в подготовительной группе «Жители Севера»

На занятии дети не только занимаются художественно - продуктивной деятельностью, но и проводят опыт, из которого делают сами выводы....

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе: «Колокольная история».

Конспект  занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной  группе: «Колокольная история»....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история»

Программные задачи: Способствовать развитию познавательного интереса у детей; Уточнить знания детей о свойствах соли; продолжать знакомить с ее видами (каменная, поваренная, морская) и ...

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....