Проект "Деревья- наши друзья"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Чувашова Светлана Николаевна
Деревья- наши друзья!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx22.14 КБ
Файл derevya-_nashi_druzya.docx13.21 КБ
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_les.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект «Деревья – наши друзья» в средней группе №___ МБДОУ №____ города____

Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.

Продолжительность: долгосрочный, 2 месяца.

Участники работы: воспитатель, дети средней группы, родители.

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, чтение художественной литературы  и фольклора.

Актуальность проекта: актуальность данного проекта обусловлена тем, что воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять

природу, надо ее познать.

Комплексная работа в рамках проекта даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников: дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать, закрепляют геометрические фигуры. Итогом проведения проекта является открытое занятие «Путешествие в лес», на котором дети показывают полученные знания.

Проблема: недостаточное знание детей о деревьях родного края.

Цель занятия: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев.

Задачи: 

  • расширять у детей знания и представления о деревьях, характерных особенностях их строения; признаках,  отличающих одни деревья от других;
  •  учить узнавать и называть деревья, произрастающие на территории детского сада и нашего города;
  • сформировать понятие, что дерево является важным строительным материалом;
  • обогащать словарный запас детей новыми словами;
  • способствовать развитию речевой активности детей, поощрять умение отвечать на вопрос воспитателя или излагать свою мысль полным предложением;
  • активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление;
  • учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • развивать координацию движений, мелкую моторику, снимать зрительное напряжение, используя здоровьесберегающие методы (подвижные игры, динамические паузы, зрительная и пальчиковая гимнастика);
  • воспитывать взаимопомощь, развивать дружеские отношения, формировать чувство гордости за свою Родину.
  • воспитывать у детей умение слушать взрослых, побуждать к совместной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и приёмы работы:

  • практические (дидактическая игра, создание рисунка, аппликации, лепка, конструирование);
  • наглядные (просмотр методического материала, рассматривание иллюстраций в книгах и энциклопедиях, просмотр мультимедийной презентации, подготовленной воспитателем);
  • словесные (беседа, чтение рассказов и стихотворений по теме, словесные дидактические игры).

Роль родителей в проекте: привлечь родителей к участию в проекте через создание поделок для выставки совместной взросло-детской деятельности «Деревья не только для красоты».

Прогнозируемый результат:

Планируется, что по результатам реализации проекта дети:

  • узнают деревья по внешним признакам либо по описанию.
  • знают деревья, растущие на территории детского сада и города.
  • проявляют интерес к теме, задают вопросы по теме воспитателю и родителям, делятся полученными знаниями с другими детьми в детском саду, дома с членами семьи.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный:
  • создание проблемы, подготовка цели и задач;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор дидактических игр;
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  1. Основной:
  • проведение с детьми бесед;
  •  чтение художественной литературы детям;
  •  рассматривание иллюстраций и методического материала;
  • прослушивание музыки;
  • просмотр мультимедийной презентации, подготовленной воспитателем, на тему: «Чем берёза отличается от осины».
  • проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр;
  • проведение физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр;
  • рисование;
  • лепка/пластилинография;
  • конструирование из счётных палочек, геометрических фигур, логических блоков Дьенеша, мозаики, конструктора;
  • аппликация.
  1. Заключительный:
  • выставка совместной взросло-детской деятельности «Деревья не только для красоты»;
  • проведение итогового открытого занятия «Путешествие в лес».

Мероприятия, планируемые к проведению, в рамках долгосрочного проекта «Деревья – наши друзья»:

Направление работы

Мероприятие

Информационно-организационная работа

Тематическая подборка детской художественной литературы и демонстрационного материала по теме «Деревья».

Работа с родителями

Выставка совместной взросло-детской деятельности «Деревья не только для красоты».

Работа с детьми

Рассматривание дидактического материала, иллюстраций в детских книгах, энциклопедиях по теме «Деревья».

Беседы «Лиственные деревья», «Хвойные деревья», «Плодовые деревья», «Отличия лиственных и хвойных деревьев», «Как деревья к осени готовятся»; «Части дерева»; «Какую пользу приносят деревья?», «Что сделано из дерева?»

Чтение произведений: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую»; С.Есенин «Белая берёза», «Черёмуха»; Т.Белозёров «Чем пахнут деревья», И. Токмакова «Деревья»; З.Александрова «В лесу родилась ёлочка», С.Маршак «Что мы сажаем»; И. Соколов – Микитов «В лесу», «Вечер в лесу»;  А.Астрецов «Дерево». Чтение пословиц и поговорок о деревьях, загадывание загадок.

Наблюдения за деревьями, растущими на территории детского сада.

Рисование «Ветка рябины»….

Лепка ….

Аппликация ….

Конструирование …

Развитие речи…

Дидактические игры «С какой ветки детки?»; «Отгадай дерево по описанию»;  «Отгадай дерево по листочку»; «Хвойное или лиственное?»; «Кто больше назовёт деревьев?»; «Какой листочек?»

Пальчиковая гимнастика «Корни»…

Физкультминутка «Ветерок и деревцо», «Рябинка»…

Прослушивание песен «Во поле березка стояла», «В лесу родилась ёлочка»…

Просмотр мультимедийной презентации, подготовленной воспитателем, на тему: «Отличие березы и осины».

Итоговое открытое занятие «Путешествие в лес».



Предварительный просмотр:

Подборка материалов

для проведения долгосрочного проекта в средней группе

«Деревья – наши друзья»

  1. Паспорт проекта.
  2. Конспект итогового интегрированного занятия «Путешествие в лес»
  3. Наглядные материалы.
  4. Материалы для проведения занятий и бесед.
  5. Дидактические игры и упражнения.
  6. Загадки.
  7. Раскраски.
  8. Конспект НОД по рисованию «Ветка рябины».


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в лес»

Воспитатель:

МБДОУ №____ города ______

Цель занятия:  формирование элементарных представлений о деревьях, их строении; общих чертах и отличиях.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • формировать у детей элементарные представления о деревьях, их строении; общих чертах и отличиях;
  • учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.);
  • учить детей классифицировать хвойные и лиственные деревья;
  • учить определять дерево по внешнему виду, по его листьям и плодам.


Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

  • воспитывать у детей умение слушать взрослых, побуждать к совместной деятельности;
  • формировать у детей правила поведения при выполнении коллективной работы, развивать дружеские отношения, чувство взаимопомощи.

    Образовательная область «Речевое развитие»:
  •  отрабатывать умение образовывать имена прилагательные от имен существительных (берёза – берёзовый, ель – еловый, дуб – дубовый и т.д.)
  • способствовать развитию у детей речевой активности, поощрять умение детей отвечать на вопросы воспитателя распространённым предложением;
  • пополнять словарный запас детей.

    Образовательная область «Физическое развитие»:
  •  развивать координацию движений, мелкую моторику, снимать зрительное напряжение, используя здоровьесберегающие методы (подвижные игры, динамические паузы, зрительная и пальчиковая гимнастика).                  

    Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:
  •  совершенствовать умение рисовать в нетрадиционной технике штамповки;
  • закреплять умение узнавать и правильно называть основные цвета;
  •  развивать творческую фантазию, творческое воображение, умение создавать общую творческую работу.

Прогнозируемые результаты:

  • узнают деревья по внешним признакам либо по описанию.
  • знают деревья, растущие на территории детского сада и города.
  • умеют работать в коллективе, проявляют трудовые навыки, творческую инициативу.
  • наглядный результат совместной работы – коллективное панно «Листопад».

Материалы, необходимые для работы: 

  • карточки с изображением различных деревьев и листочков;
  • мяч для игры;
  • корзинки;
  • сухие листья;
  • фон для коллективного панно, кисти, краски, стаканчики-непроливайки с водой; салфетки.
  • плакаты с изображением деревьев или интерьерные деревья для украшения группы.
  • конверт с письмом, сундучок и пронумерованные конверты с заданиями.

Предварительная работа: 
• проведение тематического проекта «Деревья – наши друзья»;

• выставка семейных работ «Деревья не только для красоты»;
• выставка книг «Читаем о деревьях».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня я шла на работу и на крыльце детского сада нашла вот это письмо. Хотите узнать, что там написано?

Дети: Да!

Воспитатель: (читает) Ребята, я приглашаю вас к себе в гости в лес. Лесник.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое лес?

А что ещё есть в лесу, кроме деревьев?

Кто живет в лесу?

Что растёт в лесу? (ответы детей)

А кто такой лесник?  Правильно, это человек, который следит за порядком в лесу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хотите отправиться в путешествие в лес? (Дети: Да!)

Но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить? Правильно, правило поведения в лесу.

Дети:  1. Не будем ломать ветки деревьев.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что дерево, будет от этого болеть.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что цветов станет меньше.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что нельзя есть незнакомые грибы и ягоды, ими можно отравиться.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что любое животное может защищаться, укусить или ужалить.

Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы отправиться в лес, мы должны все вместе стать в круг (дети становятся в круг).

2. Основная часть.

Воспитатель: Отправляемся мы в лес,

Там полным-полно чудес.

 В нем живут дары природы

 Для людей и лесного народа.

Физкультминутка

А чтобы попасть в лес, нам нужно  сказать волшебные слова:

Раз, два, три наклонись  (наклоны вправо-влево, руки на поясе)

Раз, два, три повернись (повороты вправо-влево, руки на поясе)

Раз, два, три покружись (на носочках поворачиваются вокруг своей оси, руки на поясе)

И в лесу ты окажись (прыжки на месте).

Воспитатель: Ребята, смотрите, а вот и лес. Посмотрите, а что это стоит под деревом? Да, это сундучок, да непростой, а с заданиями от Лесника. Он хочет с нами поиграть и проверить, хорошо и вы знаете деревья. Вы хотите поиграть с Лесником? (Дети: Да!) Тогда давайте откроем сундучок. (открывает сундучок и достаёт пронумерованные конверты с цифрами 1, 2,3).

Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (Дети: с цифрой 1).  Какой это конверт по порядку? (первый)

Задание 1.  Дидактическая игра «Угадай дерево». В конверте лежат карточки с изображением деревьев, дети называют деревья.

Воспитатель: Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились. Какой теперь конверт мы должны открыть? (Дети: с цифрой 2).  Какой это конверт по порядку? (второй)

Задание 2.  Дидактическая игра «Ответь на вопрос».

Воспитатель: Я буду бросать мяч и задавать вопрос, ребенок, которому я бросила мяч, должен ответить и вернуть мяч мне.

- У берёзы лист какой? (берёзовый)

- У тополя лист какой? (тополиный)

- У рябины лист какой? (рябиновый)

- Как называется лес в котором, растут одни дубы? (дубовый)  

- Как называется лес, в котором растут одни  ели? (ельник)

- Как называется лес, в котором растут одни сосны? (сосновый бор, сосняк)

- Какие деревья растут в берёзовом лесу? (берёзы)

- Какие деревья растут в дубовом лесу? (дубы)

- Какие деревья растут в осиновом лесу? (осины)

- Как называется лес,  где растут берёзы, рябины, дуб? (лиственный)

- Как называется  лес,  где растут ели, сосны, кедр? (хвойный)

Воспитатель: Молодцы, ребята! И второе задание оказалось вам по плечу! Какой теперь конверт мы должны открыть? (Дети: с цифрой 3).  Какой это конверт по порядку? (третий)

Задание 3.  Дидактическая игра «С какой ветки детка?» В конверте лежат листья и плоды с разных деревьев (жёлуди, каштаны, шишки, семена ясеня), нужно угадать дерево по его листику или плоду.

Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы большие молодцы! Пойдёмте на опушку нашего леса. (проходят к импровизированной опушке леса). Давайте вдохнём поглубже лесной воздух.

Как вы думаете,  где воздух чище в городе или в лесу? Почему?

Дети: В лесу воздух чище, потому что там много деревьев.          

Воспитатель: А  что надо сделать, чтобы в городах воздух стал чище?        

Дети: Посадить разные деревья.

Воспитатель: Как вы думаете, человек может прожить без леса?      

Дети: Нет, деревья очищают воздух от пыли и грязи, лес – это «лёгкие планеты».

Воспитатель: Что же  даёт человеку лес?

Дети:  Свежий воздух, лекарственные травы, грибы, ягоды.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит на полянке под деревьями? Правильно, это листочки. Давайте сыграем с вами в игру. Мы разделимся на 2 команды и будем собирать листочки под музыку в корзинки. Проверим, какая команда самая дружная и проворная.

Подвижная игра «Собери листочки». Под музыку дети собирают листья в корзинки.

Воспитатель: Молодцы! Как много листочков вы собрали! Эти листочки нам сейчас пригодятся. Мы будем делать коллективное панно «Листопад».

Рисование с использованием нетрадиционной техники «Листопад».

Воспитатель: Что такое листопад? 

Дети: Листопад – это когда осенью опадают листья с деревьев.

Воспитатель: Правильно. А  какого цвета листочки бывают осенью?

Дети: Желтые, красные, оранжевые.

Воспитатель: Правильно. И сейчас мы с вами нарисуем листопад.

Но для начала нам нужно размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Корни»

Друг от друга деревья росли далеко, (ладони вместе, пальцы шевелятся, имитируя покачивание веток)

Человеку пройти этот путь нелегко, (шаги пальцами)

Только корни деревьев однажды сплелись, (руки соединяются в замок)

Будто дерева 2 навсегда обнялись. (руками имитируются объятия).

Дети подходят к столу, на котором находятся краски, кисти, стаканчики-непроливайки с водой.

Воспитатель: Сейчас мы нарисуем панно «Листопад», не просто нарисуем, а методом штамповки. Сейчас каждый из вас выберет один самый красивый листочек, нанесет на него краску понравившегося цвета и поставит оттиск на нашем фоне.

Дети наносят краску на листочки и ставят оттиск на фон. Воспитатель помогает им.

Закончив работу, дети рассматривают картину, делают самооценку с помощью воспитателя.

3. Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, отличная у нас получилась картинка! Мы повесим её на нашем стенде.

Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? А что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

А не нарушили мы правила в лесу? (ответы детей)

Воспитатель: Уважайте тишину, берегите природу – ведь мы - частичка ее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с детьми "Наши друзья - наши дорожные знаки" с использованием приставки mimio/

Совместная деятельность воспитателя с детьмис использованием дидактических и развивающих игр в подготовительной группе для детей с диагнозом ОНРНа тему: «Наши друзья - Дорожные знаки»....

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.

Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...

Рекомендации для родителей . Тема:"Наше здоровье" .Беседа "Наши друзья- витамины"

Рекомендации для родителей. Беседа "Наши друзья - витамины"...

Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"

Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...