Дидактические игры по теме "Шахматы"
картотека по окружающему миру

Бикташева Ангелина Сергеевна

Дидактические игры по теме "Шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_shahmatam.docx14 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

по теме «Шахматы»

для детей старшего дошкольного возраста

«Шахматные часы»

Цель: развитие памяти, формирование умения называть наклеенные на циферблате фигурыцифры по образцу и по словесному указанию; закрепление знания цветов и оттенков. Дидактический материал: игровое поле в виде циферблата часов с наклеенными шахматными фигурами белого и черного цвета; значение фигур в группе соответствует времени на циферблате обычных часов. Правила игры: ведущий (взрослый или ребенок) выставляет на циферблате стрелки и показывает часы участникам; участники называют шахматные фигуры в группе, на которую указывает стрелка; участники называют время, соответствующее сумме значений шахматных фигур в группе. Игровые действия: определение времени по часам. Ход игры. Ведущий (взрослый) выставляет на циферблате стрелки и демонстрирует часы участникам игры. Участники должны назвать шахматные фигуры в группе, на которую указывает стрелка. После этого участники игры должны назвать время, соответствующее сумме значений шахматных фигур в группе. Усложнение игры: роль ведущего выполняет ребенок.

«Шахматный кубик»

Цель: закрепление умения различать и называть шахматные фигуры; развитие внимания, памяти, мышления, активизация речи детей. Дидактический материал: кубик, на грани которого наклеены изображения шахматных фигур Правила игры: дети бросают кубик по очереди, водящий (ребенок, бросивший кубик) должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика. Игровое действие: узнавание и называние шахматных фигур. Ход игры. Участники игры по очереди подбрасывают кубик. Водящий (ребенок, подбросивший кубик) должен назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика.

«Шахматный алфавит»

Цель: закрепление в активном словаре названия шахматных фигур, развитие фонематического слуха, памяти, внимания. Дидактический материал: карточки с изображением букв и шахматных фигур. Правила игры: ведущий показывает карточку с буквой и спрашивает, какая шахматная фигура начинается со звука, который обозначается этой буквой; участник игры отвечает (например, буква «к» – король, «п» – пешка); участник игры подбирает карточку с изображением способствующей шахматной фигуры. Игровое действие: узнавание букв, подбор слов на заданную букву. Ход игры. Ведущий (взрослый) показывает участникам игры карточку с буквой. Спрашивает, какая шахматная фигура начинается со звука, который обозначается этой буквой. Участники игры отвечают (например, буква «к» - король и т.д.). Далее участник игры должен подобрать карточку с изображением соответствующей шахматной фигуре.

«Собери шахматную фигуру»

Цель: закрепление представлений детей дошкольного возраста о шахматных фигурах, формирование умения правильно называть их. Дидактический материал: конверты с карточками, на которых изображены шахматные фигуры, и соответствующие разрезные картинки – 12 комплектов. Правила игры: в игре может играть от 1 до 12 детей, конверты с комплектами карточек раздаются по количеству игроков, выигрывает тот, кто первым правильно соберёт разрезную картинку и назовёт изображённую шахматную фигуру. Игровые действия: собирание частей разрезной картинки. Ход игры. Конверты с комплектами карточек раздаются по количеству игроков или вытягиваются участниками. По команде дети начинают собирать каждый свою разрезную картинку на скорость. Ребёнок, собравший разрезную картинку, называет изображенную шахматную фигуру. Вариант игры. 12 комплектов одновременно выкладываются на столе. Играет 2 пары детей. Побеждает пара, которая соберёт больше разрезных картинок и правильно назовёт изображенные шахматные фигуры.

«Собери шахматную доску»

Цель: знакомство воспитанников с шахматной доской; развитие логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти. Дидактический материал: шахматное поле из пустых квадратов, набор черных и белых квадратов. Правила игры: участникам необходимо собрать шахматную доску, заполняя черные поля и оставляя белые пустыми. Игровые действия: играющие, соревнуясь, собирают шахматную доску. Ход игры. В игре могут принимать участие неограниченное количество участников. Для каждого игрока предлагается шахматное поле из пустых квадратов и набор черных и белых квадратов. По команде ведущего участники собирают шахматную доску, чередуя белые им черные квадраты. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Вариант игры. Предложить участникам по очереди заполнить одну из горизонтальных, вертикальных линий или любой из диагоналей шахматной доски. Игру можно проводить в виде соревнования: выигрывает тот, кто быстрее и правильнее расставит квадраты на заданные линии.

«Шахматное королевство»

Цель: закрепить представления детей дошкольного возраста о шахматных фигурах, умения правильно называть их; развивать внимание, ориентировку на листе бумаги. Дидактический материал: два игровых поля с изображением шахматных фигур (формат А4); два конверта с соответствующими разрезными карточками. Правила игры: закрыть маленькими разрезными карточками с изображением шахматных фигур игровое поле с соответствующими фигурами. Могут играть дети подгруппой от 2 до 8 участников. Можно разделить участников по командам. Игровые действия: закрыть маленькой разрезной карточкой с изображением шахматной фигуры (из конверта) соответствующее звено на игровом поле. Ход игры: участники сидят за столами, у каждого игровое поле и конверты с разрезными карточками. По команде педагога участники должны закрыть все игровые квадраты с шахматными фигурами на игровом поле соответствующими разрезными карточками. Вариант игры. Задание для команд (количество участников - до 10 игроков): дети начинают закрывать игровые квадраты карточками по команде педагога. Чья команда первая закроет игровое поле – считаются победителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...