Проектная деятельность "Метеоцентр сообщает".
проект по окружающему миру (младшая группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №144» КОРПУС 3
Название проекта:
«Метеоцентр сообщает»
Вид проекта:
Познавательно – творческий.
Подготовили:
Ветёлкина Е.В.
Рахимбердина И.М.
Введение (пояснительная записка)
Исследование окружающего мира – естественное стремление ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования в нашем детском саду организована новая форма работы, которая создаст благоприятные условия для решения проблемы экологического и эстетического воспитания.
Такой формой работы стало создание экологического пространства детского сада (метеоплощадка) и проектная деятельность, ознакомление со многими темами, в том числе наблюдением за погодой.
Проблема:
Практика показывает, что дети дошкольного возраста знают о смене времен года, но не всегда способны эту смену самостоятельно заметить. Не видят закономерную взаимосвязь состояния погоды и жизнедеятельности людей, живых организмов.
Актуальность проекта
Частые и простые наблюдения за состоянием погоды стали сегодня детям не очень интересны. Дети в поиске ответов на возникающие вопросы, очень надеются на взрослых, ведь они всегда покажут и расскажут. А в том, что дети сами могут найти ответ, многие даже не задумывались. Чтобы поддержать интерес к наблюдениям и активизировать работу по экологическому воспитанию, решено было оборудовать метеоплощадку на территории нашего детского сада.
Создание метеоплощадки обогатит пространство ДОУ, обеспечит возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде, даст возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Дети получат возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что позволит сделать процесс наблюдения за явлениями погоды значительно более интересным. Регулярная повторяемость наблюдений даст возможность сформировать представления о климатических особенностях родного края, сезонных явлениях, микроклимата территории детского сада.
У детей в ходе реализации проекта, будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить элементарные эксперименты, анализировать, обобщать).
Важность и необходимость формирования у детей элементарных представлений о погоде, ее значении в жизни человека, отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Экологическая развивающая среда будет способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
Цель работы:
Создать предметно-развивающую среду для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
- Создать метеорологическую площадку на территории детского сада.
- Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
- Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
- Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, дождемером, снегомером, солнечными часами, флюгером, ветряным рукавом.
- Обучать детей снятию показаний приборов.
- Учить использовать прогноз погоды в деятельности.
- Развивать у воспитанников навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, любознательность, чуткость и внимательность к миру природы.
- Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
Срок реализации проекта:
Краткосрочный (4 недели)
Участники проекта:
Дети младшей группы, родители, воспитатели.
Методы и формы работы:
В основе проекта лежит познавательный метод обучения, экспериментально-исследовательский, ООД, проведение с детьми бесед, подвижных, дидактических, пальчиковых и сюжетно-ролевых игр, физкультминуток, чтение художественной литературы, художественно-творческая деятельность воспитанников, просмотр презентаций.
Ожидаемые результаты:
После завершения проекта дошкольники:
1.получат элементарные представления о погоде, сезонных явлениях и значении их в жизни человека; о метеорологии, как науки, профессии метеоролога.
2.приобретут знания об устройстве некоторых измерительных приборов и навыки их использования для наблюдения за погодой.
3.получат простейшие представления о температуре воздуха, влажности, о давлении, о направлении ветра и их значении для окружающей среды.
4.расширят знания о народных приметах, пословицах, поговорках о природе и погоде.
5.получат возможность раскрыть свои творческие способности и креативность, показать свою индивидуальность.
6.приобретут опыт взаимодействия друг с другом и навык исследовательской деятельности.
7.разовьют коммуникативные навыки общения друг с другом.
8.родители совместно с детьми будут вовлечены в педагогический процесс дошкольного учреждения.
Этапы реализации проекта:
Предварительный этап.
1.Обследование темы, мотивация выбора.
2.Определение цели и задач проекта.
3.Подбор литературы, пособий, дидактического материала.
4.Обсуждение с родителями и детьми вопросов, связанных с проведением проекта.
5.Составление тематического планирования.
6.Разработка содержаний ООД.
Основной.
Дата проведения | Направление |
| Работа с родителями | Совершенствование предметно – развивающей среды |
1 апреля | ПР | Беседа: «Что такое погода?» |
| Пополнение центра природы |
1 апреля | ПР | Д/и «Что нам нужно одеть?», «Какая погода сейчас?» | Консультация: «Дидактические игры-что это такое?» | Пополнение центра: «Развивай-ка» |
1 апреля | ПР, РР | Пальчиковая гимнастика: «Запрыгали капельки» | Памятка: «Пальчиковые игры для детей младшего возраста» | Картотека пальчиковая гимнастика |
1 апреля | ФР | П/и «Тишина у пруда», «Круг кружочек» | Консультация: «Подвижные игры в жизни ребенка» | Картотека п/и в центр: «Здоровячок» |
2 апреля | ПР | Д/и «Что сначала, что потом?» |
| Пополнение центра: «Развивай-ка» |
2 апреля | ПР | Игры с бизибордами |
| Пополнение центра: «Мастерская Самоделкина» |
2 апреля | РР | Загадки о погоде | Консультация: «Для чего нужны загадки?» | Пополнение книжного центра |
5 апреля | ФР, РР | Физкультминутка: «Радуга-дуга» | Папка-передвижка: «Физкультминутки дома» | Картотека физкультминутки в центр: «Здоровячок» |
5 апреля | РР, ПР | Чтение х/л: «Нестойкая погода» А. Барто | Консультация: «Книга в жизни ребенка» | Пополнение книжного центра новыми книгами |
5 апреля | ПР | ООД: «Мы-метеорологи» | Памятка: «метеостанция и метеорологические приборы» | Пополнение центра «Развивай-ка» лэпбуком: «Метеорологические приборы» |
6 апреля | ПР, РР | Пальчиковая гимнастика: «Солнышко», «Дует ветерок» | Консультация: «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка» | Картотека пальчиковая гимнастика |
6 апреля | ПР | Д/и: «Отгадай-ка» | Консультация: «Роль дидактической игры в семье» | Пополнение центра: «Развивай-ка» |
6 апреля | СКР | Ср/и: «Диктор прогноза погоды» | Консультация: «Профилактика ОРВИ» | Картотека СР/и |
7 апреля | РР, ПР | Беседа: «Что такое метеоплощадка?» | Памятка: «Метео приборы своими руками» | Пополнение центра для родителей |
7 апреля | ПР | Д/и: «Когда это бывает?» | Памятка: «Организация дидактической игры дома» | Пополнение центра: «Развивай-ка» |
7 апреля | ХЭР | Рисование: «Дождевая тучка» (поролоном) | Привлечь родителей к приобретению поролона и деревянных палочек | Пополнение центра: «Юный художник» |
7 апреля | ФР | П/и: «Солнечные лучи» | Консультация: «Подвижные игры дома» | Картотека п/и в центр: «Здоровячок» |
8 апреля | ПР | Опыт с термометром: «Как измерить температуру воздуха?» | Попросить приобрести термометр | Пополнение метеоплощадки |
8 апреля | РР | Чтение х/л: «Путешествие капельки» Николаева |
| Пополнение книжного центра |
8 апреля | РР, ПР | Беседа: «Для чего нужна метеобудка?» | Памятка: «Метеобудка своими руками» | Пополнение метеоплощадки |
9 апреля | ПР | Д/и: «Ветреная и безветренная погода» | Консультация: «Как одеть ребёнка на прогулку весной» | Пополнение центра для родителей |
9 апреля | ФР, РР | Физкультминутка: «Осторожно, ветер!» | Консультация: «Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!» | Картотека физкультминутки в центр: «Здоровячок» |
9 апреля | ПР | Презентация: «Приборы-помощники» |
| Пополнение метеоплощадки |
12 апреля | ФР | П/и: «Волшебница Вода», «Солнечные зайчики» | Консультация: «Подвижные игры в помещении» | Картотека п/и |
12 апреля | ПР | ООД: «В гостях у Погоды и Непогоды» | Памятка: «О пользе витаминов для детского организма» | Пополнение центра для родителей |
12 апреля | РР, ПР | Беседа: «Что такое ветряной рукав?» | Привлечь родителей к изготовлению ветряного рукава | Пополнение метеоплощадки |
12 апреля | ПР | Опыт: «Узнаем время по солнцу» |
| Пополнение метеоплощадки |
13 апреля | ПР | Д/и: «Прогноз погоды» |
| Пополнение центра природы |
13 апреля | ПР | Беседа: «Откуда дует ветер?» | Консультация: «Игры с ветром» | Пополнение центра для родителей |
13 апреля | ПР, РР | Пальчиковая гимнастика: «Солнышко-солнышко» | Консультация: «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры» | Картотека пальчиковая гимнастика |
14 апреля | ПР | Беседа «Что такое флюгер и как его сделать?» | Памятка: «Флюгер и его назначение» | Пополнение центра для родителей |
14 апреля | ПР | Д/и: «Как поёт ветер?» | Консультация: «Как помочь ребенку найти правильное решение?» | Пополнение центра: «Развивай-ка» |
14 апреля | ХЭР | Аппликация: «Солнышко лучистое» |
| Пополнение центра конструирования |
14 апреля | РР, ПР | Чтение х/л: «Какой дождь» О. Григорьева | Попросить принести книги детских писателей | Пополнение книжного центра |
15 апреля | ФР, РР | Физкультминутка: «Ручеёк» | Памятка: «Физкультминутка полезна…» | Картотека физкультминутки |
15 апреля | ПР | Опыт с воздухом: «Кто сидит в стакане?» |
| Пополнение центра экспериментирования |
15 апреля | СКР | СР/и: «День рождения Капитошки» |
| Пополнение центра: «Семья» |
16 апреля | ПР | Беседа: «Растения-барометры нашего края» |
| Пополнение центра природы |
16 апреля | ФР | П/и: «Ходят капельки по кругу», «Найди свой цвет» | Памятка «Народные подвижные игры» | Картотека п/и в центр: «Здоровячок» |
16 апреля | ПР | Чтение: «Народные приметы» | й | Пополнение центра природы |
16 апреля | ПР, РР | Пальчиковая гимнастика: «Вышел дождик погулять» | Консультация: «Что даёт пальчиковая гимнастика детям?» | Пополнение центра для родителей |
19 апреля | СКР | СР/и: «Обезьянка Лиза заболела» | Привлечь родителей к сбору коробок от таблеток, пустых емкостей | Пополнение центра: «Айболит» |
19 апреля | ФР | П/и: «Солнышко и дождик» |
| Пополнение центра: «Здоровячок» |
19 апреля | ПР | ООД: «Путешествие с капелькой» | Консультация: «Образовательная деятельность в младшей группе» | Пополнение центра для родителей |
19 апреля | ПР | Д/И: «Не зевай, время года называй» |
| Пополнение центра: «Развивай-ка» |
20 апреля | ПР, РР | Беседа: «Животные-синоптики» | Попросить распечатать цветные картинки с изображением животных | Пополнение центров: «Дикие животные», «Простоквашино» |
20 апреля | ФР | П/и: «Бегите к флажку» |
| Пополнение центра: «Здоровячок» |
20 апреля | СКР | СР/и: «Юные метеорологи» | Памятка: «Профессия метеоролога» | Пополнение центра для родителей |
21 декабря | ПР, РР | Пальчиковая гимнастика: «Край родной» |
| Картотека пальчиковая гимнастика |
21 апреля | ПР | Д/и: «Погодное явление» | Памятка: «Дидактические игры своими руками» | Пополнение центра: «Развивай-ка» |
21 апреля | ХЭР | Лепка: «Радуга-дуга» | Консультация «Детское творчество в условиях семьи» | Пополнение центра для родителей |
21 апреля | ПР | Презентация: «Загадки планеты Земля» | Консультация: «Давайте беречь природу!» | Пополнение центра для родителей |
22 апреля | ПР | Опыт: «Делаем дождь» |
| Пополнение центра экспериментирования |
22 апреля | ФР, РР | Физкультминутка: «Почему повсюду лужи?» | Консультация: «Физкультминутка в режиме дня дошкольника» | Картотека физкультминутки в центр: «Здоровячок» |
22 апреля | ПР | Д/и: «Четвёртый лишний» | Консультация: «Дидактические игры на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия» | Пополнение центра: «Развивай-ка» |
22 апреля | РР, ПР | Чтение х/л: «Сколько знаю я дождей» А.Тараскин | Памятка: «Ребёнок и книга» | Пополнение центра для родителей |
23 апреля | ПР | Беседа: «Клад от Лесовичка» | Консультация: «Человек и природа» | Пополнение центра для родителей |
23 апреля | ПР | Д/и: «Наряд для тучки» | Консультация: «Влияние дидактических игр на развитие дошкольника» | Пополнение центра: «Развивай-ка» |
23 апреля | ФР | П/и: «Облачко», «Найди свой цвет» | Папка-передвижка «Подвижные игры и здоровье ребенка» | Картотека п/и |
23 апреля | ПР | Игровое упражнение: «Собери метеоплощадку из конструктора LEGO» (работа в центре «Мастерская Самоделкина») |
| Пополнение центра: «Мастерская Самоделкина» |
26 апреля | ПР, РР | Пальчиковая гимнастика: «Заботливое солнышко» | Папка-передвижка: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | Картотека пальчиковая гимнастика |
26 апреля | ПР | ООД: «Ветерок-проказник» | Попросить родителей сделать из бумаги кораблики | Пополнение центра экспериментирования |
26 апреля | ФР | П/и: «Кто скорее соберёт», «Найди себе пару» | Консультация: «В подвижные игры играем-здоровье укрепляем» | Картотека подвижных игр |
27 апреля | ПР | Беседа: «Наш дом-природа» | Памятка: «Мир природы» | Пополнение центра для родителей |
27 апреля | РР, ПР | Чтение х/л: «Кораблик» В.Сутеев | Консультация: «Как превратить чтение в удовольствие» | Пополнение центра для родителей |
27 апреля | ПР | Опыт: «Измеряем силу ветра» | Консультация: «Экспериментируем вместе с детьми» | Пополнение центра для родителей |
28 апреля | ПР | Д/и: «Собираемся на прогулку» | Памятка: «Идём гулять» | Пополнение центра для родителей |
28 апреля | ФР | П/и: «Ласточки и ветер» | Папка-передвижка: «Подвижная игра-залог здоровья малыша» | Картотека п/и в центр «Здоровячок» |
28 апреля | ФР, РР | Физкультминутка: «Ветер тихо клён качает» |
| Картотека физкультминуток |
28 апреля | СКР | СР/и: «Мастерская Самоделкина» | Консультация: «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка» | Пополнение центра для родителей |
29 апреля | ПР | Д/и: «Составь целое из частей» | Консультация: «Как развить логическое мышление у дошкольников» | Пополнение центра для родителей |
29 апреля | ПР | Опыт: «Холодные и тёплые предметы» | Привлечь родителей к сбору предметов, изготовленных из разных материалов | Пополнение центра экспериментирования |
29 апреля | ФР | П/и: «Раздувайся пузырь» |
| Картотека подвижных игр |
30 апреля | ПР | Беседа: «Природа дарит чудеса» | Привлечь родителей к сбору природного материала (шишки, жёлуди, каштаны) | Пополнение центра природы |
30 апреля | ПР, РР | Чтение х/л: «Поговорки о погоде» | Привлечь родителей к созданию картотеки поговорок о погоде | Пополнение книжного центра |
30 апреля | ПР | Экскурсия на метеорологическую площадку детского сада |
| Пополнение метеоплощадки |
Заключительный.
1.Подведение итогов проекта.
1.Альбом: «Народные приметы о погоде»
2.Изготовленные метеорологические приборы: Солнечные часы и Ветряной рукав.
2.Оценка результатов.
За время реализации проекта у воспитанников проявилась инициатива, креативность и творчество в решении поставленных задач. У дошкольников значительно повысился уровень развития познавательной сферы, установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями благодаря совместной деятельности в ходе организации и реализации проекта. Дети узнали, какие бывают метеоприборы, научились ими пользоваться. Тема проекта оказалась интересна дошкольникам, особенно эксперименты и практические работы. Дети с увлечением выполняли задания педагогов, отгадывали загадки, играли, мастерили, учились пользоваться незнакомыми до тех пор метеорологическими приборами для определения погоды нашей местности. Активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта. С помощью родителей были созданы метеорологические приборы: солнечные часы и ветряной рукав на метеоплощадку. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий воспитанники приобрели ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных учёных, труд которых очень важен для других людей. Созданием метеоплощадки заинтересовались не только дошкольники, но и их родители. Они остались очень довольны, что их дети смогут заняться интересным делом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация педагога-психолога для родителей Как сообщать ребенку о смерти близкого?
Консультация педагога-психолога для родителей Как сообщать ребенку о смерти близкого?...
Пламя дым и запах гари? Сообщите о пожаре.
Статья по пожарной безопасности....
Конспект Нод для старшей группы "Играем и работаем сообща"
Формирование толерантного отношения детей в группе друг другу!...
Эффективное взаимодействие педагога с родителями или как сообщить родителям негативную информацию о ребенке.
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образов...
Обязательства - действовать сообща
Дети=Педагоги + Родители...
Семинар - практикум для педагогов "Как сообщить родителю негативную информацию о ребёнке"
Цель: формирование у педагогов коммуникативных навыков. Подготовлена психолом...