Проектная деятельность "Метеоцентр сообщает".
проект по окружающему миру (младшая группа)

Рахимбердина Индира Маратовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №144» КОРПУС 3

 

Название проекта:

«Метеоцентр сообщает»

Вид проекта:

Познавательно – творческий.

 

Подготовили:
Ветёлкина Е.В.

Рахимбердина И.М.

Введение (пояснительная записка)

Исследование окружающего мира – естественное стремление ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования в нашем детском саду организована новая форма работы, которая создаст благоприятные условия для решения проблемы экологического и эстетического воспитания.

Такой формой работы стало создание экологического пространства детского сада (метеоплощадка) и проектная деятельность, ознакомление со многими темами, в том числе наблюдением за погодой.

Проблема:

Практика показывает, что дети дошкольного возраста знают о смене времен года, но не всегда способны эту смену самостоятельно заметить. Не видят закономерную взаимосвязь состояния погоды и жизнедеятельности людей, живых организмов.

Актуальность проекта

Частые и простые наблюдения за состоянием погоды стали сегодня детям не очень интересны. Дети в поиске ответов на возникающие вопросы, очень надеются на взрослых, ведь они всегда покажут и расскажут. А в том, что дети сами могут найти ответ, многие даже не задумывались. Чтобы поддержать интерес к наблюдениям и активизировать работу по экологическому воспитанию, решено было оборудовать метеоплощадку на территории нашего детского сада. 

Создание метеоплощадки обогатит пространство ДОУ, обеспечит возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде, даст возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Дети получат возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что позволит сделать процесс наблюдения за явлениями погоды значительно более интересным. Регулярная повторяемость наблюдений даст возможность сформировать представления о климатических особенностях родного края, сезонных явлениях, микроклимата территории детского сада.

У детей в ходе реализации проекта, будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить элементарные эксперименты, анализировать, обобщать).

Важность и необходимость формирования у детей элементарных представлений о погоде, ее значении в жизни человека, отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Экологическая развивающая среда будет способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

- эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения;

Цель работы: 

Создать предметно-развивающую среду для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

  1. Создать метеорологическую площадку на территории детского сада.
  2. Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
  3. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
  4. Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, дождемером, снегомером, солнечными часами, флюгером, ветряным рукавом.
  5. Обучать детей снятию показаний приборов.
  6. Учить использовать прогноз погоды в деятельности.
  7. Развивать у воспитанников навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, любознательность, чуткость и внимательность к миру природы.
  8. Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.

Срок реализации проекта:

Краткосрочный (4 недели)

Участники проекта:

Дети младшей группы, родители, воспитатели.

Методы и формы работы:

В основе проекта лежит познавательный метод обучения, экспериментально-исследовательский, ООД, проведение с детьми бесед, подвижных, дидактических, пальчиковых и сюжетно-ролевых игр, физкультминуток, чтение художественной литературы, художественно-творческая деятельность воспитанников, просмотр презентаций.

Ожидаемые результаты:

После завершения проекта дошкольники:

 

1.получат элементарные представления о погоде, сезонных явлениях и значении их в жизни человека; о метеорологии, как науки, профессии метеоролога.

2.приобретут знания об устройстве некоторых измерительных приборов и навыки их использования для наблюдения за погодой.

3.получат простейшие представления о температуре воздуха, влажности, о давлении, о направлении ветра и их значении для окружающей среды.

4.расширят знания о народных приметах, пословицах, поговорках о природе и погоде.

5.получат возможность раскрыть свои творческие способности и креативность, показать свою индивидуальность.

6.приобретут опыт взаимодействия друг с другом и навык исследовательской деятельности.

7.разовьют коммуникативные навыки общения друг с другом.

8.родители совместно с детьми будут вовлечены в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Этапы реализации проекта:

Предварительный этап.

1.Обследование темы, мотивация выбора.

2.Определение цели и задач проекта.

3.Подбор литературы, пособий, дидактического материала.

4.Обсуждение с родителями и детьми вопросов, связанных с проведением проекта.

5.Составление тематического планирования.

6.Разработка содержаний ООД.

Основной.

Дата проведения

Направление

 

 

Работа с родителями

Совершенствование предметно – развивающей среды

1 апреля

ПР

Беседа: «Что такое погода?»

 

Пополнение центра природы

1 апреля

ПР

Д/и «Что нам нужно одеть?», «Какая погода сейчас?»

Консультация: «Дидактические игры-что это такое?»

Пополнение центра: «Развивай-ка»

1 апреля

ПР, РР

Пальчиковая гимнастика: «Запрыгали капельки»

Памятка: «Пальчиковые игры для детей младшего возраста»

Картотека пальчиковая гимнастика

1 апреля

ФР

П/и «Тишина у пруда», «Круг кружочек»

Консультация: «Подвижные игры в жизни ребенка»

Картотека п/и в центр: «Здоровячок»

2 апреля

ПР

Д/и «Что сначала, что потом?»

 

Пополнение центра: «Развивай-ка»

2 апреля

ПР

Игры с бизибордами

 

Пополнение центра: «Мастерская Самоделкина»

2 апреля

РР

Загадки о погоде

Консультация: «Для чего нужны загадки?»

Пополнение книжного центра

5 апреля

ФР, РР

Физкультминутка: «Радуга-дуга»

Папка-передвижка: «Физкультминутки дома»

Картотека физкультминутки в центр: «Здоровячок»

5 апреля

РР, ПР

Чтение х/л: «Нестойкая погода» А. Барто

Консультация: «Книга в жизни ребенка»

Пополнение книжного центра новыми книгами

5 апреля

ПР

ООД: «Мы-метеорологи»

Памятка: «метеостанция и метеорологические приборы»

Пополнение центра «Развивай-ка» лэпбуком: «Метеорологические приборы»

6 апреля

ПР, РР

Пальчиковая гимнастика: «Солнышко», «Дует ветерок»

Консультация: «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка»

Картотека пальчиковая гимнастика

6 апреля

ПР

Д/и: «Отгадай-ка»

Консультация: «Роль дидактической игры в семье»

Пополнение центра: «Развивай-ка»

 6 апреля

СКР

Ср/и: «Диктор прогноза погоды»

Консультация: «Профилактика ОРВИ»

Картотека СР/и

7 апреля

РР, ПР

Беседа: «Что такое метеоплощадка?»

Памятка: «Метео

приборы своими руками»

Пополнение центра для родителей

7 апреля

ПР

Д/и: «Когда это бывает?»

Памятка: «Организация дидактической игры дома»

Пополнение центра: «Развивай-ка»

7 апреля

ХЭР

Рисование: «Дождевая тучка» (поролоном)

Привлечь родителей к приобретению поролона и деревянных палочек

Пополнение центра: «Юный художник»

7 апреля

ФР

П/и: «Солнечные лучи»

Консультация: «Подвижные игры дома»

Картотека п/и в центр: «Здоровячок»

8 апреля

ПР

Опыт с термометром: «Как измерить температуру воздуха?»

Попросить приобрести термометр

Пополнение метеоплощадки

8 апреля

РР

Чтение х/л: «Путешествие капельки» Николаева

 

Пополнение книжного центра

8 апреля

РР, ПР

Беседа: «Для чего нужна метеобудка?»

Памятка: «Метеобудка своими руками»

Пополнение метеоплощадки

9 апреля

ПР

Д/и: «Ветреная и безветренная погода»

Консультация: «Как одеть ребёнка на прогулку весной»

Пополнение центра для родителей

9 апреля

ФР, РР

Физкультминутка: «Осторожно, ветер!»

Консультация: «Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!»

Картотека физкультминутки в центр: «Здоровячок»

9 апреля

 ПР

Презентация: «Приборы-помощники»

 

Пополнение метеоплощадки

12 апреля

ФР

П/и: «Волшебница Вода», «Солнечные зайчики»

Консультация: «Подвижные игры в помещении»

Картотека п/и

12 апреля

ПР

ООД: «В гостях у Погоды и Непогоды»

Памятка: «О пользе витаминов для детского организма»

Пополнение центра для родителей

12 апреля

РР, ПР

Беседа: «Что такое ветряной рукав?»

Привлечь родителей к изготовлению ветряного рукава

Пополнение метеоплощадки

12 апреля

 ПР

Опыт: «Узнаем время по солнцу»

 

Пополнение метеоплощадки

13 апреля

ПР

Д/и: «Прогноз погоды»

 

Пополнение центра природы

13 апреля

ПР

Беседа: «Откуда дует ветер?»

Консультация: «Игры с ветром»

Пополнение центра для родителей

13 апреля

ПР, РР

Пальчиковая гимнастика: «Солнышко-солнышко»

Консультация: «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры»

Картотека пальчиковая гимнастика

14 апреля

ПР

 Беседа «Что такое флюгер и как его сделать?»

Памятка: «Флюгер и его назначение»

Пополнение центра для родителей

14 апреля

ПР

Д/и: «Как поёт ветер?»

Консультация: «Как помочь ребенку найти правильное решение?»

Пополнение центра: «Развивай-ка»

14 апреля

ХЭР

Аппликация: «Солнышко лучистое»

 

Пополнение центра конструирования

14 апреля

РР, ПР

Чтение х/л: «Какой дождь» О. Григорьева

Попросить принести книги детских писателей

Пополнение книжного центра

15 апреля

ФР, РР

Физкультминутка: «Ручеёк»

Памятка: «Физкультминутка полезна…»

Картотека физкультминутки

15 апреля

ПР

Опыт с воздухом: «Кто сидит в стакане?»

 

Пополнение центра экспериментирования

15 апреля

СКР

СР/и: «День рождения Капитошки»

 

Пополнение центра: «Семья»

16 апреля

ПР

Беседа: «Растения-барометры нашего края»

 

Пополнение центра природы

16 апреля

ФР

П/и: «Ходят капельки по кругу», «Найди свой цвет»

Памятка «Народные подвижные игры»

Картотека п/и в центр: «Здоровячок»

16 апреля

ПР

Чтение: «Народные приметы»

й

Пополнение центра природы

16 апреля

ПР, РР

Пальчиковая гимнастика: «Вышел дождик погулять»

Консультация: «Что даёт пальчиковая гимнастика детям?»

Пополнение центра для родителей

19 апреля

СКР

СР/и: «Обезьянка Лиза заболела»

Привлечь родителей к сбору коробок от таблеток, пустых емкостей

Пополнение центра: «Айболит»

19 апреля

ФР

П/и: «Солнышко и дождик»

 

Пополнение центра: «Здоровячок»

19 апреля

ПР

ООД: «Путешествие с капелькой»

Консультация: «Образовательная деятельность в младшей группе»

Пополнение центра для родителей

19 апреля

ПР

Д/И: «Не зевай, время года называй»

 

Пополнение центра: «Развивай-ка»

20 апреля

ПР, РР

Беседа: «Животные-синоптики»

Попросить распечатать цветные картинки с изображением животных

Пополнение центров: «Дикие животные», «Простоквашино»

20 апреля

ФР

П/и: «Бегите к флажку»

 

Пополнение центра: «Здоровячок»

20 апреля

СКР

СР/и: «Юные метеорологи»

Памятка: «Профессия метеоролога»

Пополнение центра для родителей

21 декабря

ПР, РР

Пальчиковая гимнастика: «Край родной»

 

Картотека пальчиковая гимнастика

21 апреля

ПР

Д/и: «Погодное явление»

Памятка: «Дидактические игры своими руками»

Пополнение центра: «Развивай-ка»

21 апреля

ХЭР

Лепка: «Радуга-дуга»

Консультация «Детское творчество в условиях семьи»

Пополнение центра для родителей

21 апреля

ПР

Презентация: «Загадки планеты Земля»

Консультация: «Давайте беречь природу!»

Пополнение центра для родителей

22 апреля

ПР

Опыт: «Делаем дождь»

 

Пополнение центра экспериментирования

22 апреля

ФР, РР

Физкультминутка: «Почему повсюду лужи?»

Консультация: «Физкультминутка в режиме дня дошкольника»

Картотека физкультминутки в центр: «Здоровячок»

22 апреля

ПР

Д/и: «Четвёртый лишний»

Консультация: «Дидактические игры на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия»

Пополнение центра: «Развивай-ка»

22 апреля

РР, ПР

Чтение х/л: «Сколько знаю я дождей» А.Тараскин

Памятка: «Ребёнок и книга»

Пополнение центра для родителей

23 апреля

ПР

Беседа: «Клад от Лесовичка»

Консультация: «Человек и природа»

Пополнение центра для родителей

23 апреля

ПР

Д/и: «Наряд для тучки»

Консультация: «Влияние дидактических игр на развитие дошкольника»

Пополнение центра: «Развивай-ка»

23 апреля

ФР

П/и: «Облачко», «Найди свой цвет»

Папка-передвижка «Подвижные игры и здоровье ребенка»

Картотека п/и

23 апреля

ПР

Игровое упражнение: «Собери метеоплощадку из конструктора LEGO» (работа в центре «Мастерская Самоделкина»)

 

Пополнение центра: «Мастерская     Самоделкина»

26 апреля

ПР, РР

Пальчиковая гимнастика: «Заботливое солнышко»

Папка-передвижка: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Картотека пальчиковая гимнастика

26 апреля

ПР

ООД: «Ветерок-проказник»

Попросить родителей сделать из бумаги кораблики

Пополнение центра экспериментирования

26 апреля

ФР

П/и: «Кто скорее соберёт», «Найди себе пару»

Консультация: «В подвижные игры играем-здоровье укрепляем»

Картотека подвижных игр

27 апреля

ПР

Беседа: «Наш дом-природа»

Памятка: «Мир природы»

Пополнение центра для родителей

27 апреля

РР, ПР

Чтение х/л: «Кораблик» В.Сутеев

Консультация: «Как превратить чтение в удовольствие»

Пополнение центра для родителей

27 апреля

ПР

Опыт: «Измеряем силу ветра»

Консультация: «Экспериментируем вместе с детьми»

Пополнение центра для родителей

28 апреля

ПР

Д/и: «Собираемся на прогулку»

Памятка: «Идём гулять»

Пополнение центра для родителей

28 апреля

ФР

П/и: «Ласточки и ветер»

Папка-передвижка: «Подвижная игра-залог здоровья малыша»

Картотека п/и в центр «Здоровячок»

28 апреля

ФР, РР

Физкультминутка: «Ветер тихо клён качает»

 

Картотека физкультминуток

28 апреля

СКР

СР/и: «Мастерская Самоделкина»

Консультация: «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка»

Пополнение центра для родителей

29 апреля

ПР

Д/и: «Составь целое из частей»

Консультация: «Как развить логическое мышление у дошкольников»

Пополнение центра для родителей

29 апреля

ПР

Опыт: «Холодные и тёплые предметы»

Привлечь родителей к сбору предметов, изготовленных из разных материалов

Пополнение центра экспериментирования

29 апреля

ФР

П/и: «Раздувайся пузырь»

 

Картотека подвижных игр

30 апреля

ПР

Беседа: «Природа дарит чудеса»

Привлечь родителей к сбору природного материала (шишки, жёлуди, каштаны)

Пополнение центра природы

30 апреля

ПР, РР

Чтение х/л: «Поговорки о погоде»

Привлечь родителей к созданию картотеки поговорок о погоде

Пополнение книжного центра

30 апреля

ПР

Экскурсия на метеорологическую площадку детского сада

 

Пополнение метеоплощадки

 

 

Заключительный.

1.Подведение итогов проекта.

1.Альбом: «Народные приметы о погоде»

2.Изготовленные метеорологические приборы: Солнечные часы и Ветряной рукав.

2.Оценка результатов.

За время реализации проекта у воспитанников проявилась инициатива, креативность и творчество в решении поставленных задач. У дошкольников значительно повысился уровень развития познавательной сферы, установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями благодаря совместной деятельности в ходе организации и реализации проекта.  Дети узнали, какие бывают метеоприборы, научились ими пользоваться. Тема проекта оказалась интересна дошкольникам, особенно эксперименты и практические работы. Дети с увлечением выполняли задания педагогов, отгадывали загадки, играли, мастерили, учились пользоваться незнакомыми до тех пор   метеорологическими приборами для определения погоды нашей местности. Активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта. С помощью родителей были созданы метеорологические приборы: солнечные часы и ветряной рукав на метеоплощадку. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий воспитанники приобрели ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных учёных, труд которых очень важен для других людей. Созданием метеоплощадки заинтересовались не только дошкольники, но и их родители. Они остались очень довольны, что их дети смогут заняться интересным делом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация педагога-психолога для родителей Как сообщать ребенку о смерти близкого?

Консультация педагога-психолога для родителей Как сообщать ребенку о смерти близкого?...

Пламя дым и запах гари? Сообщите о пожаре.

Статья по пожарной безопасности....

Конспект Нод для старшей группы "Играем и работаем сообща"

Формирование толерантного отношения детей в группе друг другу!...

Эффективное взаимодействие педагога с родителями или как сообщить родителям негативную информацию о ребенке.

Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образов...

Обязательства - действовать сообща

Дети=Педагоги + Родители...

Семинар - практикум для педагогов "Как сообщить родителю негативную информацию о ребёнке"

Цель: формирование у педагогов коммуникативных навыков. Подготовлена психолом...