нспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Увлекательное путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хузина Наталья Александровна

Цель: познакомить детей с природными явлениями –вулканами гейзерами, их строением, причиной извержения. Закрепить полученные знания, умения в самостоятельном проведении несложных опытов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №31»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе

«Увлекательное путешествие»

                                                                           Составила воспитатель

                                                         Хузина Н.А.          

                                                                   

                                                                                                                                       

г. Нижнекамск

Тема

«Увлекательное путешествие»

Программа

“От рождения до школы” Н. Е. Вераксы

Возраст

Старшая группа

Направление

Познавательное развитие

Основная образовательная область

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Ознакомление с миром природы.  

Интегрированные образовательные области

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Форма проведения

Занятие-квест

Цель

Познакомить детей с природными явлениями –вулканами гейзерами, их строением, причиной извержения. Закрепить полученные знания, умения в самостоятельном проведении несложных опытов.

Воспитательные

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность). Воспитывать умение сопереживать, оказывать помощь, тем, кто попал в беду. Учить работать в коллективе.

Развивающие

 Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения экспериментов. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента. Способствовать формированию мыслительных операций (анализ, синтез, зрительно –кинестическую память, произвольную память, внимание), развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Образовательные

Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы. Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава. Познакомить детей с профессией «вулканолог».

Планируемый результат

Дети знакомятся с природными явлениями- вулкан, гейзер

Методы

Наглядные, словесные, практические, игровые

Приемы

Словесные – беседа, вопросы, художественное слово, ответы детей

Наглядные  - рассматривание иллюстраций, показ

Эвристические – эксперименты

Практические - рисование 

Демострационный материал,оборудование, инструменты

Проектор, презентация «Вулканы». 

Банка с водой; монетки; три послания; манная крупа – 100г; горох – 100г; фасоль -100г; 3 блюдца; таз с водой; игрушки «Лягушки» — 4 шт.; камень; ткань; макет вулкана; салфетки.

Сито — 3 шт., магниты – 3шт.

Раздаточный материал

Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности: Листы бумаги, цветные карандаши, пластилин, смесь для изготовления извержения вулкана (2 ч. л. соды, 100 мл уксуса, пищевой краситель).

Организация детей

Дети входят в группу, надевают фартуки. Получив послания, выполняют опыты. Просмотр презентации, беседа и рисование вулкана.

Словарная работа

Лава, вулканолог, пепел.

Предварительная работа

 Совместное проведение с детьми экспериментальной деятельности; рассказ о вулканах; рассматривание иллюстраций о вулканах в детской энциклопедии.

Предшествующая

работа

Создание презентации; изготовление макета вулкана; подборка оборудования и инструментов; подбор заданий; офтальмологической пауза, физкультминутки; составление конспекта занятия.

Структура ООД

I. Вступительная часть

1. 1 Организационный момент.

1. 2 Постановка темы и цели.

II. Основная часть.

 Проведение опытов по командам:

 Команда №1 «Помоги жителям острова Мумба»

 Команда №2 «Помоги Золушке»

 Команда №3 «Помоги лягушонку перебраться на другой берег».

 Просмотр презентации «Вулканы»

 Самостоятельная деятельность детей. Рисование вулкана.

III. Заключительная часть.

 Рефлексия

 

Ход ООД

I Вступительная часть

 Организационный момент.

Воспитатель с детьми стоят в групповой комнате у входа.

Мотивация.

Воспитатель: Знаете ребята, что я хочу вам рассказать. Мы, жители планеты Земля часто распоряжаемся природными ресурсами не замечая, как мы губительно к ним относимся (вырубка лесов, промышленность, загрязнение окружающей среды). Все это способствует экологическому кризису. Природа отвечает нам на это различными катаклизмами (землетрясения, наводнения, смерчи, извержения вулканов). Многие природные явления необычны, загадочны. Однажды по телевизору я услышала про извержение вулкана и мне стало очень интересно это явление природы. Может это дракон живущий под землей и иногда пускающий пламя из пасти? Я, ребята, очень хочу побольше узнать об этом явлении природы. А вы хотите?

Дети: ответы детей

Постановка темы и цели.

Воспитатель: Тогда ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие к уснувшему вулкану и постараемся его разбудить. Впереди вас ждут испытания, которые вы преодолеете, благодаря смекалке. Прежде чем отправиться в путь прошу вас надеть водонепроницаемые фартуки, для того чтобы после путешествия вы были такими же опрятными, как сейчас. На фартуках написаны номера, они обозначают номер команды, в которой вы будете работать.

Дети надевают фартуки, делятся на 3 команды.

Воспитатель: Если вы готовы, отправляемся в путь.

II Основная часть.

Совместная работа по нахождению способов деятельности

Проведение опытов по командам:

 Команда №1 

«Помоги жителям острова Мумба»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, для команды №1, какое –то послание.

Воспитатель достает письмо, в котором написано: «Мы, жители острова Мумба, просим о помощи!!! Очень давно пираты заколдовали наши монеты, которые мы копили для возведения школы для наших деток. Монеты находятся на дне банки. Их можно достать, но при этом нельзя мочить руки. Как это сделать мы не знаем, просим вас помочь нам».

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем жителям острова Мумба? Давайте, вспомним, как это можно сделать. Такие опыты мы с вами уже проделывали.

Ответы детей: Монетки можно достать при помощи магнита.

Дети подходят к столу №1, на нем стоит стеклянная двухлитровая банка с водой, на дне которой лежат монетки. Рядом с банкой лежит письмо от жителей острова Мумба. Там же на столе под салфеткой лежат магниты.

Дети проводят опыт: прислоняют магнит к стенке банки, так, чтобы монетка примагнитилась. После этого монетки с магнитом осторожно поднимают вверх до горлышка.

Команда № 2 

«Помоги Золушке»

Дети подходят к столу №2, на котором насыпано три вида крупы: манная, горох и фасоль. Под салфеткой лежит сито.

Воспитатель: Ребята, здесь для команды №2 послание, а от кого оно, вы должны угадать.

Воспитатель зачитывает:

В королевстве скоро бал,
Кто попасть туда мечтал?
У кого работы – тьма?
Кто всё делает сама?

Фея добрая в ту ночь
Девушке смогла помочь.
Но в хрустальных башмачках
Ей пришлось бежать впотьмах.

Всем известно – башмачок
Был велик совсем чуток,
Ею был потерян он…
Сказка кончилась добром.

Ответы детей: Послание от Золушки.

Воспитатель: Правильно, ребята, в послании Золушка, пишет, что ей очень сильно хочется попасть на королевский бал. Но злая мачеха дала множество поручений. Золушка просит вас о помощи, т.к. одной ей не справиться. Нужно разделить крупы по тарелочкам.

Ребята, как же нам помочь Золушке?

Ответы детей: Чтобы помочь Золушке нужно воспользоваться ситом.

Дети берут сито и просеивают крупы, после чего в сите остается горох и фасоль. Манную крупу насыпают в тарелочку, горох насыпают в другую тарелку. Фасоль собирают и насыпают в третью тарелку.

Команда №3 

«Помоги лягушонку перебраться на другой берег».

Дети из команды №3 подходят к столу №3. На столе стоит таз с водой, рядом лежат несколько предметов: камень, тканевая салфетка, пластилин. На одной стороне тазика стоит семейство лягушек, на другой стороне один лягушонок. Рядом лежит послание от мамы лягушонка.

Воспитатель: Ребята, а здесь лежит послание для третьей команды. Послушайте, что в нем написано: «Дорогие ребята, пишет вам мама лягушонка. Мой сынок попал в беду, он ушел гулять с другими лягушатами и очутился на противоположном берегу заколдованного озера. Скоро стемнеет и он может остаться совсем один. Прошу помогите переправить его к нам, его семье. Но помните, что ему нельзя прикасаться к воде».

Воспитатель: Как же нам помочь лягушонку и его семье? На чем мы его переправим?

Ответы детей: Лягушонка можно переправить на лодке из пластилина. Кусок пластилина тонет в воде, а если из него сделать лодку, он не будет тонуть. В лодке есть воздух, а воздух легче воды. На лодку нужно дуть, чтобы она плыла в заданном направлении.

Дети раскатывают кусок пластилина, расплющивают, затем поднимают края, формируют лодочку. Посадив Лягушонка в лодку, дети дуют на нее. Лодка плывет к противоположному берегу».

Воспитатель: Я очень рада, что вы справились с испытаниями и помогли Золушке, лягушонку, жителям острова Мумба. Мы совсем близко к цели нашего путешествия. Сейчас я предлагаю отдохнуть.

 Просмотр презентации «Вулканы»

Воспитатель: Дети, предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию на тему: «Вулканы».

Показ презентации «Вулканы», который сопровождается комментариями воспитателя. Последний слайд с изображением уснувшего вулкана.

Воспитатель: Ребята, вот мы и добрались до уснувшего вулкана. Предлагаю вам его разбудить и посмотреть, как происходит извержение.

На столе стоит макет вулкана, накрытый салфеткой, а также сода, уксус, пищевой краситель. Воспитатель убирает салфетку и показывает эксперимент «Извержение вулкана». В «кратер» вулкана насыпается 2 ч.л. соды и щепотка пищевого красителя. Затем на приготовленную смесь наливается уксус 100мл. Происходит щелочная химическая реакция, и вулкан «просыпается», извергая красную лаву.

Самостоятельная деятельность детей. Рисование вулкана.

Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать свои вулканы. А потом мы их рассмотрим, и вы расскажите, какой у кого получился вулкан.

Дети рисуют вулканы. Рисунки вывешиваются на доске, и дети кратко рассказывают про свой вулкан.

III. Заключительная часть

Рефлексия.

Воспитатель: Что вы для себя, узнали нового, интересного?  Какие вулканы существуют? Опасно ли извержение вулкана?

Ответы детей: Вулканы бывают действующие, потухшие, уснувшие. Они очень опасны.

Воспитатель: Вы ответили верно, но мы сегодня делали и другие эксперименты. Что вы можете сказать о них?

Ответы детей: Мы сегодня помогали Золушке, лягушонку и жителям острова Мумба. Мы достали при помощи магнита монеты; просеяли через сито крупы и разделили их; переправили лягушонка на лодке из пластилина.

Анализ занятия

Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали. Своими знаниями вы теперь можете поделиться с друзьями, родителями. Ребята, закройте глаза. Я поглажу голову тем детям, которые сегодня работали очень хорошо.

Дети закрывают глаза. Воспитатель гладит по голове всех детей.

 

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе

«Живая и неживая природа»

Хузина Н.А.,

г. Нижнекамск,

МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида № 31”

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан,

воспитатель

Тема

«Живая и неживая природа»

Программа

“От рождения до школы” Н. Е. Вераксы

Возраст

Старшая группа

Направление

Познавательное развитие

Основная образовательная область

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Ознакомление с миром природы.  

Интегрированные образовательные области

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Форма проведения

Опытно-экспериментальная лаборатория

Цель

Развивать познавательно-исследовательский интерес, желание изучать окружающий мир

Воспитательные

Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Развивающие

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Развивать умение поддерживать беседу.

Образовательные

Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

Расширять и уточнять представления детей о природе.

Показать взаимодействие живой и неживой природы.

Планируемый результат

Дети различают понятия - «Живая», «Неживая природа»

Методы

Наглядные, словесные, практические, игровые

Приемы

Словесные – беседа, вопросы, художественное слово, ответы детей

Наглядные  - рассматривание иллюстраций

Практические - выполнение практических заданий, игра

Демострационный материал

проектор,

интерактивная игра «Что лишнее?»,

презентация о явлениях живой и неживой природы, электронный микроскоп, фонарь (электрическая лампа)

Раздаточный материал

Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности: белые халаты (10 шт), лупа (10 шт), листья пекинской капусты, лук (лист комнатного растения-на выбор), пластиковые стаканы, гуашь разных цветов, палочки для перемешивания, контейнеры для сбора мусора.

Организация детей

За одним большим столом.

На ковре.

Словарная работа

понятия – опытно-экспериментальная лаборатория, живая, неживая природа, микроскоп, клетка

Предварительная работа

Беседы.

Игры: подвижные и дидактические.

Чтение художественной литературы (энциклопедии, рассказов).

Предшествующая

работа

Беседы о живых и неживых явлениях природы;

познакомить детей с понятиями «живое» и «неживое». 

Структура ООД

1ч. Вводная:

мотивация, постановка цели

2ч. Основная:

совместная работа –опытно-экспериментальная деятельность, интерактивная игра, дидактическая игра,

самостоятельная работа – опытно-экспериментальная деятельность, загадки, физкультминутка

3ч. Заключительная:

рефлексия –подведение итогов

Ход ООД

1.  Мотивация

- Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются)

- Сегодня - мы сотрудники научной опытно-экспериментальной лаборатории. Прошу всех исследователей надеть белые халаты.

- Поговорим мы сегодня с вами о природе. Как вы думаете, что такое природа? (Природа – это все, что нас окружает, что возникло без участия человека)

- Оглянитесь – вокруг нас большой и разнообразный  мир. Где бы мы с вами не находились, нас окружает удивительный мир природы. Назовите, что нас окружает? (растения, реки, озера, моря, океаны, горы, животные, птицы, камни, звезды, солнце, луна, воздух, вода, ветер, явления природы – снег, дождь, град) (Презентация – слайд 1)

Посмотри, мой милый друг

Что находится вокруг

Небо светло-голубое

Солнце светит золотое

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает

Поле, речка и трава

Горы, воздух и листва

Птицы, звери и леса

Гром, туманы и роса

Человек и время года – это все вокруг природа!

2. Постановка цели

- Оказывается, природа бывает живая и неживая. Хотите узнать, в чем секрет?

3. Совместная работа

Растения, животные, птицы – они живые,  почему? (Все живые существа дышат, растут, развиваются, приносят потомство, питаются). (Презентация – слайд 2)

Что необходимо растениям и животным для жизни? (солнце, воздух, вода, пища)

Как вы думаете, растения пьют воду?

Как это можно проверить опытным путем? (наливают подкрашенную гуашью (дети самостоятельно выбирают цвет) воду в стаканы, в которые ставят листья пекинской капусты). Может, кто-то уже готов дать ответ?

Проверим ваше предположение чуть позже.

Предлагаю поиграть.

Интерактивная игра «Что лишнее?» (презентация – слайды 3-7)

Живая природа перепуталась с неживой. Помогите мне разобраться.

-Разделите, пожалуйста, картинки с живой и неживой природой.  Объясните, почему еж и рыба - относятся к живой природе, а камень и облако – к неживой природе? Найдите, что лишнее? Почему?

Молодцы, отлично справились с заданием.

-Живая и неживая природа тесно связаны друг с другом и помогают друг другу:

Напоит и смоет пыль с растений ДОЖДЬ.

СНЕГ, как одеяло согреет корни растений.

Лучи СОЛНЦА согревают все живые существа.

Предлагаю проверить наши стаканы. Что же произошло с листьями пекинской капусты? (цветная вода поднимается вверх по листьям)

Что же это доказывает? (растения пьют воду, они питаются, значит, они живые).

Есть еще одно важное отличие живой природы от неживой.

Все живые организмы состоят из мелких пузырьков – клеток. Они очень маленькие. Подумайте, как их можно увидеть? (рассмотреть руку через лупу, посветить электрической лампой- рассматривают).

- Клетки можно увидеть только через микроскоп. Почему этот прибор назвали микроскоп? (это прибор, который увеличивает предметы в несколько тысяч раз, через него можно увидеть микроскопические частицы).

4. Самостоятельная работа

Предложить проверить с помощью микроскопа, что лук (листья пекинской капусты, лист комнатного растения) – это живая природа. (рассматривают клетки). Что вы увидели? (клетки). Через какой прибор вы их увидели? (микроскоп).

Физкультминутка «Живое – неживое»

Воспитатель читает загадки о явлениях живой природы – дети двигаются в произвольной форме, читает загадки о явлениях неживой природы – «замирают».

Летом греет-зимой холодит (СОЛНЦЕ).

Без рук, без ног, а бежит (ВОДА).

Дышит, растет, а ходить не может (ДЕРЕВО).

В лесу на одной ножке выросла лепешка (ГРИБ).

Под мостиком виляет хвостиком (РЫБА).

На шесте дворец – во дворце певец (СКВОРЕЦ).

Ползун ползет, иглы везет (ЕЖ).

Человек –  это тоже часть природы. Природа вокруг нас и она требует от нас заботы и внимания.

Чтобы сберечь эту красоту,  мы должны быть очень внимательны к тому, что нас окружает. В природе нет ничего лишнего и ненужного.

Предлагаю убрать за собой мусор в отдельные контейнеры: для пищевых отходов (листья пекинской капусты, лук, листья комнатного растения), для пластика (пластиковые стаканчики).

Вот на земле огромный дом под крышей голубой

В нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья

Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья

Куда б дороги не вели всегда ты будешь в нем

Природою родной земли зовется этот дом!

5.Рефлексия

Предлагает  вспомнить и пересказать содержание занятия:

-где мы были? (в опытно-экспериментальной лаборатории)

оценить, то, что они делали – понравилось, не понравилось, было понятно или не очень, скучно или интересно, что особенно запомнилось, что узнали нового, чем занимались, чему научились?

У нас получилось?

У тебя получилось?

 природе, живые существа состоят из клеток) 

Как достигли результата?

Что нового узнали? (о живой и неживой

О чем расскажете дома? (о микроскопе, об опыте с цветной водой)

С каким настроением работали?

Что хотели бы еще узнать о природе?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей «Б» группе «Путешествие Капельки»

Содержание занятия направлено на интеллектуальное развитие детей, формирование познавательных интересов, целостной картины мира исследовательской и продуктивной деятельности....

Конспект образовательной ситуации с элементами познавательного развития в старшей группе "Космическое путешествие"

Образовательная ситуация с элементами математического развития в старшей группе       ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие по сказкам»

Познакомить детей со свойствами камней и минералов. Закрепить умение сравнивать предметы по величине, по внешнему виду. Закрепить знания о продуктах питания. Учить угадывать животных по силуэту, по ха...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе"Морское путешествие"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием интерактивной доски....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в страну дорожных знаков»

Цель: закрепить у детей знания правил дорожного движения, практические навыки поведения на улицах города, умение соблюдать сигналы светофора.Задачи:- ОбразовательныеРасширять знания детей о правилах д...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого развития: палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша в рамках зон

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого ...