«Свойства снега»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Чаузова Наталья Николаевна

Организованная образовательная  деятельность

по познавательному развитию для детей

среднего дошкольного возраста

«Свойства снега»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sneg.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 20 «Росинка»

Организованная образовательная  деятельность

по познавательному развитию для детей

среднего дошкольного возраста

«Свойства снега»

     

                     

                                             Выполнила:

воспитатель

Чаузова Н.Н.

                                                       

Моршанск 2020г.

Цель: Расширение  представления детей о снеге и его свойствах.

Задачи:

Обучающие:

  • развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
  • систематизировать представления детей о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, мягкий;
  • обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий;
  • активизировать речь детей через познавательные вопросы;
  • дать представление о том, откуда берется снег;
  • обучать детей запоминанию свойств снега, при помощи мнемотаблицы.


Развивающие: 

  • способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность;
  •  развивать у детей умение наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя;
  • развивать речь детей.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность;
  • воспитывать взаимопомощь при проведении опытов.

Предварительная работа: наблюдение за явлениями неживой природы во время прогулки – морозы, метели, снегопады, вьюги, замерзание воды. Рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской.

Методы и приемы:

  • постановка ситуаций
  • эксперимент
  • использование художественного слова.
  • логическое рассуждение
  • использование мультимедиа

Оборудование и материалы: ложечки, дощечки, лупа, снег, лед, 2 таза, холодная и теплая вода, ноутбук, одинаковые емкости (баночки, стаканчики).

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие друзья!

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Ребята, сегодня нам на почту сада пришло письмо. Я случайно забыла пароль. Но у меня есть подсказка, для этого нужно отгадать загадку.

Я как песчинка мал,
А землю покрываю;
Я из воды,
А с воздуха летаю;
Как пух лежу я на полях
И как алмаз блещу
При солнечных лучах.

Ребята, а письмо это от детей, которые живут в Африке.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы живем в Африке, у нас всегда жарко и мы   никогда не видели снег и не знаем, что это такое. Нам бы очень хотелось много узнать о снеге. Помогите нам, пожалуйста»

Воспитатель: Поможем им узнать?

Ответы детей. Да.

Воспитатель: Когда бывает снег?

Дети: Зимой

Воспитатель: А где его можно увидеть?

Дети: На улице

Воспитатель: Вы любите снег?

Дети: Да

Воспитатель: Вы хотите узнать, откуда берется снег?

Видео «Откуда берется снег» 

Воспитатель: Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в поисках снега!

«Мы идём, идём, идём, Много снега мы найдём».

Подходят к первому столу. На столе лежит разноцветные квадраты (голубого, белого, красного, зелёного цвета)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что это?

Дети: Квадрат.

Воспитатель: Какого она цвета?

Дети: Голубого.

 Воспитатель: Как снег?

Дети: Нет, снег белого цвета.

 Воспитатель: Найди, пожалуйста, на столе квадрат белого цвета (находят)

Воспитатель: Дети, мы с вами знаем, что снег белого цвета. (Показывает детям наглядную модель — «Белый квадрат» условное обозначение цвета снега).

Воспитатель идет вместе с детьми: Продолжим дальше наше путешествие «Мы идём, идём, идём, Много снега мы найдём.»

Дети вместе с воспитателем подходят к елке, где лежат  бумажные снежинки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Снежинки.

 Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают) Какие они?

Дети: Белые, бумажные, лёгкие.

Воспитатель: Давайте с ними поиграем.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Мы снежинок наберём,

Затем, глубоко вдохнём,

Чтоб снежинки полетели,

Надо выдохнуть сильнее! (2 раза)

Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, состоит из снежинок (показывает детям условное обозначение «Снежинка».

Воспитатель: Ребята, встанем друг за другом и продолжим наше путешествие

« Мы идём, идём, идём, Много снега мы найдём».

 Подходят к следующему столу, на котором стоит поддон со снегом, накрытый салфеткой.

Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный?

Дети: Холодный

Воспитатель: Давайте потрогаем, может это снег? (щупают, не снимая салфетки) Что чувствуете?

Дети: Холодно ручкам!

Воспитатель: (снимает салфетку) Что же это?

 Дети: Снег.

Воспитатель: Дети, что бывает таким же холодным, как снег?

Дети: Мороженое

Ставит на мнемотаблицу условное обозначение — «Мороженое»

Воспитатель: А сейчас поиграем с вами!

Воспитатель: Ребята, чтобы разобраться «Что такое снег», предлагаю превратиться нам в настоящих волшебников и посетить исследовательскую лабораторию «Почемучка». Но прежде, мы должны повторить правила любознательных «Почемучек»!

Напоминание правил безопасного поведения в лаборатории «Почемучка»:

  • во время занятия в лаборатории нельзя брать снег и грязные пальцы в рот, нельзя ими тереть глаза.
  • внимательно слушать воспитателя и хорошо себя вести.
  • не нарушать тишину
  •  не перебивать друг друга
  • работать дружно
  • бережно обращаться с оборудованием.

Дети: Хорошо, мы запомнили.

Воспитатель: Молодцы!

Опыт № 1. «Определение запаха».

Воспитатель: Ребята, а как узнать, имеет ли снег запах? Что надо сделать?

Дети: Надо понюхать

Воспитатель: Мы понюхаем сначала мандарины, они имеют запах?

Дети: Да.

 Воспитатель: А теперь понюхаем снег. Имеет запах?

Дети: Нет.

(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — «нос перечеркнутый красной линией).

Опыт №2: «Рассмотреть снег»

 Дети выкладывают ложечками снег на темный поднос  и смотрят через

лупу. Объясняют свои наблюдения: снег белый, рыхлый, снежинки

соединились между собой, тает и с него течет вода.) 

Опыт №3 «Определение прочности»

Потрогать пальцами снег и лед.

Ответы детей.

Воспитатель: Снег мягкий, белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, а лед?

Ответы детей.

Опыт №4. «Снег лепится или нет?»

Дети трогают снег, лепят из него комочки и опять объясняют свои

наблюдения, делают выводы. Снег холодный, а в помещении тепло

и снег тает, становится мокрым, хорошо лепится.

Опыт № 5. «Воздействие температур». 

Потрогайте, какая вода налита в тазиках? (Теплая, холодная)  Как вы думаете, в какой воде снег быстрее растает? Положите снег в тазик с холодной и теплой водой. В какой воде снег уже растаял? – Так чего больше боится снег: тепла или холода?

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы настоящие исследователи!

Воспитатель:  Снег очень замечательный, ведь с ним можно играть. Что можно слепить из снега?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю для наших друзей из Африки, слепить снеговика. Но так как в Африке очень жарко наш снеговик по дороге растает. Поэтому мы сделаем им поделку.

Физминутка «Снеговик»

 «Снежок».

Раз, два, три, четыре,                 Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.        «Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий,                     Показывают круг, сжимают ладони вместе,

очень гладкий                            гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.     Грозят пальчиком.

Раз – подбросим.                       Подбрасывают воображаемый снежок.

Два – поймаем,                          Ловят воображаемый снежок.

Три – уроним                             Роняют воображаемый снежок.

И… сломаем.                              Топают.

 Дети садятся за столы для изготовления поделки «Снеговик»

Продуктивная деятельность «Снеговик»

Воспитатель: Ребята, мы свами сфотографируем наших снеговиков и отправим их по электронной почте нашим друзьям из Африки.

Воспитатель: А теперь, нам  пора возвращаться в детский «Мы идем, мы идем, в детский садик свой придем».

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, прям настоящие исследователи.

Дети, а  вам было интересно сегодня?  Что нового узнали? Какими свойствами  обладает снег? Я думаю, наши друзья из Африки будут очень рада, что вы им помогли узнать все про снег.

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь нам с вами пора прощаться с нашими гостями.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Снег свойства снега"

Конспект НОД "Снег свойства снега"...

Образовательная ситуация с дошкольниками «Расскажем Незнайке о снеге» (свойства снега)

Образовательная ситуация с дошкольниками   «Расскажем Незнайке о снеге» (свойства снега)...

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Снег. Свойства снега»

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Снег. Свойства снега»...

Опыты со снегом: "Свойства снега, льда и воды", "Цветные льдинки".

Уже в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мирзадают родителям и педагогам много разных вопросов.Зима - отличный период для проведения опытов со снегом и льдом, водой.Благодаря им дети ...

Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Снег, снежок, белые снежинки!» (о свойствах снега)

Дети младшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлет...

Конспект занятия " Снег, свойства снега». средняя группа.

Цель: расширять и обогащать представления детей о свойстве снега, о зимних явлениях. Задачи:Образовательные: познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрач...

Познавательно-исследовательский проект: "Снег и лёд" (исследование удивительных свойств снега и льда).

Неожиданно в группе появились загадочные варежки! Одна варежка была наполнена снегом, а в другой была льдинка!!!...