Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Семья и семейные ценности"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный конспект направлен на формирование духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_semeynye_tsennosti.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок»
Конспект по познавательному развитию
в подготовительной группе
«Семья и семейные ценности»
Автор-составитель:
Яковлева Галина Ивановна,
воспитатель, высшая
квалификационная категория
2022г
Цель: формирование духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о составе семьи; расширять и закреплять представления о родственных отношениях;
Совершенствовать умение составлять рассказ о себе и своей семье, называя свою фамилию; имена и отчества родителей.
Развивающие:
Развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление; память, внимание;
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Предварительная работа:
• Знакомство и разучивание пословиц о семье;
• Разучивание и повторение стихотворений и потешек о семье «Наша доченька», «Ладушки-ладушки», «Расти коса до пояса…», «Из-за леса, из-за гор…», Е.Благинина «Посидим в тишине», «Мамины помощники», «Наш дедушка», «Бабушкина забота», И. Косяков «Мама», Н. Саконская «О маме» и др.;
• Беседа с детьми о семье;
• Выставка рисунков «Моя семья», изготовление альбома «Моя любимая семья»;
• Изготовление генеалогического дерева детьми вместе с родителями.
Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, музыкальная.
Материалы:
Демонстрационный: презентация по теме;
Раздаточный: листы тонированной бумаги, восковые карандаши, опорные таблицы.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети подойдите ко мне, садитесь на коврик. Дети, приготовьте свои ладошки, теперь прикоснитесь другу к другу ладошками. Почувствовали, какие у вас тёплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым сегодня наше общение.
Воспитатель:
Ребята, сейчас я вам расскажу стихотворение.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Воспитатель: О чём моё стихотворение?
Дети: о семье, про маму, папу
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем беседовать с вами? (О семье.)
Воспитатель: Что такое семья? Может кто-то знает, как возникла первая семья?
Рассказ воспитателя:
Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоем было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так и сейчас распределяются обязанности в семье.
Воспитатель: Отгадайте загадки про членов семьи.
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо —
Лучше всех на свете… (мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая...(сестра)
Воспитатель: А сейчас игра. Кто лишний?
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
* Мама, соседка, бабушка, сестра.
* Бабушка, подруга, сестра, мама.
* Сестра, продавец, бабушка, брат.
* Дворник, брат, папа, дедушка.
* Дедушка, папа, водитель, отец.
Воспитатель:
Теперь я вас попрошу присесть на стульчики. Я хочу вас познакомить с мальчиком Сашей. Ему 6 лет. У него есть папа Дима и мама Лена. А еще у Саши есть старшая сестра Света. (Показ фотографии.) Как назвать одним словом? (Семья.)
Воспитатель: Семья – это родственники, которые любят и заботятся друг о друге. (Дети сначала хором повторяют, а потом несколько человек отдельно.) Как вы думаете, а кто в семье самый старший? (Ответы детей полные.)
Воспитатель: Я предлагаю вам отдохнуть. (Дети встают возле стульчиков.)
Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй(маршируют на месте).
Встанем в круг и попорядку
Каждый делает зарядку (взявшись за руки образуют круг).
Мама руки поднимает (руки поднять вверх и опустить),
Папа бодро приседает (присесть и встать),
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты туловища).
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой (наклоны головы вправо- влево).
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. А теперь мы рассмотрим семейный альбом Саши и узнаем, кто кому и кем приходится. (Рассматривание фотографий на проекторе.)
Мальчик для бабушки ……. (внук ) (А ты как думаешь?)
Девочка для папы …….. (дочка)
Мальчик для мамы……(сын)
Девочка для дедушки ……(внучка)
Мальчик и девочка, которые живут вместе ………..(брат и сестра)
Воспитатель: В Сашиной семье – все Фёдоровы, и мама, и папа, и его сестра, и он сам. Знаете ли вы свою фамилию? Назови её. (Дети по желанию называют свои фамилии.) Сашину маму зовут Елена Михайловна. Ребята, а кто-нибудь из вас знает как зовут маму по имени и отчеству.
Воспитатель: А теперь я предлагаю немного поиграть. Выходите, становитесь в круг. Я начну – мама она какая? Папа какой он – ?
Игра «Корзинка добрых дел».
Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзинку, называю доброе дело: я мою посуду, я убираю игрушки, я поливаю цветы…..(во время игры звучит спокойная музыка)
Игра «Скажи ласково». Игра с мячом.
В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)
Дочь – дочечка, дочурка.
Сын – сынок, сыночек.
Папа – папочка, папуля.
Мама – мамочка, мамуля.
Бабушка – бабуля.
Дед – дедушка, дедуля.
Сестра – сестрёнка.
Брат - братишка.
Воспитатель: (дети проходят на стульчики). В семье как в большой стране, может быть свой флаг. В какой мы живём стране? Из каких цветов состоит флаг нашей страны? (Показ флага России.) У семьи может быть тоже свой флаг.
У Ксюши на зеленом фоне семейного флага нарисована книга. Зеленый цвет означает то, что вся его семья следит за своим здоровьем, а книга показывает, что в семье любят читать.
А вы ребята хотите попробовать нарисовать флаг, как Ксюша? Но для начала вам нужно кое-что знать. Можно выбрать флаг розовый - символ любви в семье; можно голубой - символ заботы друг о друге в семье; жёлтый - символ счастья; зелёный - символ здоровья в семье.
В центре флага вы рисуете то, чем любит заниматься ваша семья. (Мячик - спортом; труба - музыкой; машинка - путешествовать; карандаш - рисовать; тарелочка - готовить; дерево - природу.)
Проходите в художественную школу, подойдите, пожалуйста к столику. Здесь вы можете выбрать какой захотите цвет флага (напоминаю вам, ответы детей, зелёный - это… (символ здоровья), розовый… (символ любви к семье), голубой… (символ заботы друг о друге); жёлтый… (символ счастья).
Проходим, присаживаемся за столы художников.
Я предлагаю вам размять наши пальчики:
«Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая (удары кулачок об кулачок)
Да весёлая (хлопки в ладоши).
Два у лавки стоят, (загибаем большой палец на двух руках)
Два учиться хотят, (загибаем указательный палец на двух руках)
Два Степана у сметаны (загибаем средний палец на двух руках)
Объедаются.
Две Дашки у кашки (сгибаем безымянный палец на двух руках)
Питаются.
Две Ульки в люльке (сгибаем мизинцы)
Качаются.
Воспитатель: перед вами флаги, которые вы выбрали, теперь на них нужно нарисовать эмблему - чем вы любите заниматься дома со своей семьёй. На столах у вас лежат тоже подсказки - эмблемки. Приступаем к работе!
(Дети рисуют эмблемы на тонированной бумаге.)
Воспитатель:
Ребята, покажите свои флаги друг другу. (Анализ работ: что ты нарисовал, а ты? - спросить несколько человек.)
Воспитатель: Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семьи почитали еще с древних времен. Народ сложил много пословиц.
Пословицы:
При солнышке - тепло, при матери - добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе - так и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
Что бы вы хотели пожелать своей семье? (дети по кругу передают волшебную палочку и говорят пожелания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие Звездочки».
формирование математических знаний и умений у детей старшего дошкольного возраста посредствам игры-путешествия....
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Здравствуй, милая картошка!»
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Здравствуй, милая картошка!»...
Конспект НОД "Познавательное развитие" в подготовительной группе "Школа юных космонавтов"
Занятие в игровой форме позволяет обощить и систематизировать представления детей 6-7 лет опо теме "Космос"...
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Необычайные приключения Незнайки и Почемучки»
Подготовительная группа...
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: « Покорители космоса».
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: « Покорители космоса»....
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Россия-Родина моя»
Цель: обобщить и систематизировать знание детей о России.Задачи:1. Формировать уважительное отношение к государственным символам: гербу, флагу, гимну.2....
Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные
Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...