Народный праздник-дорожка от прошлого ,через настоящее ,в будущее
статья по окружающему миру

Лебакова Елена Ивановна

Использование народных праздников в детском саду благоприятно влияет на нравственно- патриотическое воспитание детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народный праздник -  дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее.

На формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство влияет не только специально созданные условия, но и окружающая среда, её традиции, обычаи.  Среда, которая окружает ребёнка с рождения, это не только социальная, но и среда этническая.

        Чем раньше начнётся процесс знакомства ребёнка с народной культурой, тем крепче будет фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.Именно в дошкольном детстве формируются многие физиологические и психологические качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания. Ребёнок пытается понять,кто он в этом огромном мире.

Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.

В настоящее время особое внимание уделяется изменениям в системе российского образования, обновлению его качества. Приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Одним из основных принципов образования по ФГОС ДО является учёт этнокультурной ситуации развития детей.

В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.
Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка.

Реализация этнокультурного компонента играет немаловажную роль и при разработке регионального содержания в образовательной деятельности ДОУ. В этом случае создаются условия для реального приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края.

В требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Ребенок,помнению Д.С.Лихачева,В.Г. Безносова, В.П.Зеньковскогоявляется будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.Поэтому приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.В детском саду дети разных национальностей повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры.

Познакомить своих воспитанников с чувашским народным творчеством, народными промыслами, привить им любовь к чувашской культуре и традициям-одна из основных задач моей педагогической деятельности.

Я построила свою работу по приобщению детей к народной культуре на основе чувашских календарно- обрядовых праздников, т.к. считаю,что  сочетающиеся в них  различные виды искусств: устное народное творчество, музыкальный фольклор, прикладное искусство, народные игры и театр вызывают у детей положительные эмоции, наполняет радостью, весельем, наиболее эффективно погружают в истоки национальной культуры.

Праздник - это и свободное творческое общение детей, и самовыражение каждого, и укрепление или подтверждение своего социального статуса, и демонстрация способностей, талантов. Наконец, праздник для детей –это большая, яркая, глубоко содержательная игра!

Чувашские календарно- обрядовые праздники знакомят детей с играми, песнями, танцами чувашского народа, с его национальным костюмом и декоративно-прикладным искусством. Дети узнают о своей малой Родине, знакомятся с обычаями и традициями своего народа. У детей появляется устойчивый интерес к чувашскому языку, истории родного края и национальной культуре.

Готовиться к праздникумы начинаем с того, что дети вместе с педагогами в совместной деятельности узнают об особенностях каждого народного праздника, его традициях и обычаях, устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом людей в прошлом и в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни страны. Ведь в основе каждого праздника лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея проходит через все содержание праздника,а песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформлениеслужат еёраскрытию. При подготовке к праздникам интерьер оформляем предметами старины, изготавливаемоткрытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким. Дети принимают в этом самое активное участие. Так они пропускают через руки, разум,сердце собственноепредставление о празднике.
Важным элементом праздника является традиционный народный костюм, ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека. Костюм помогает ребёнку войти в образ, и тогда действие становится более выразительным. Отдельные элементы чувашских костюмов предлагаем детям для самостоятельной деятельности (хушпу, тухья,ленточки, фартуки, вышитые рубашки). Так появляется тесное приобщение детей к чувашскому народному искусству, воспитывается национальная гордость.
В атмосфере народного быта, с использованием ряжения,дети с огромным интересом и увлечением осваивают старинные народные игры, разучивают обрядовые песни, пляски, хороводы.

Ни один даже самый скромный народный праздник не обходился без игр подвижного характера. Испокон веков в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку и выдержку, творческую выдумку и волю к победе.

В народных подвижных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьмисчиталками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Игры – драматизации, театрализованные представления,инсценирование песен, стихов обеспечивает высокую творческую активность детей, которая требует исполнительского самовыражения, развития пластики, движения, жеста, голоса, ненавязчиво формирует эмоционально окрашенные чувства причастности к наследию прошлого.
Органично вплетается в народный праздник устное народное творчество, в котором заключается вся мудрость, переданная нашими предками. Знакомство детей с разными жанрами устного народного творчества (пословицы и поговорки, песни и потешки, считалки и жеребьёвки и др.)позволяет не только решать задачи познавательно – речевого развития, но и наглядно демонстрировать детям красоту и богатство родного языка, воспитывать чувство гордости за свой народ.
В  современных условиях модернизации дошкольного образования, следует обеспечивать творческую деятельность каждого ребёнка. Поэтому при проведении праздника мы создаём условия для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей воспитанников.  
Заканчиваются праздники в лучших традициях чувашского хлебосольства – совместной трапезой с угощением, традиционным праздничным блюдом.  
Вся система работы по приобщению детей к традиционной отечественной культуре была бы неэффективной без тесного взаимодействия с семьей. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: они изготавливают атрибуты, костюмы, украшают группу к праздникам, изготавливают поделки совместно с детьми для выставок.

Приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

Народный праздник -  дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного в подготовительной группе «Пчёлки» « Сказочное путешествие в Прошлое, Настоящее и Будущее»

Сценарий выпускного в подготовительной группе «Пчёлки»« Сказочное путешествие в Прошлое, Настоящее и Будущее»...

НОД для детей подготовительной группы ""Прошлое, настоящее и будущее будешь знать - сможешь другу помогать"

Интегрированная образовательная деятельность с использованием ИКТ, системно- деятельностного подхода...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

настольно-печатная игра "Путешествие в прошлое, настоящее и будущее города Киселевска"

Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе игры развиваются познавательные способности детей, получают знания о истории своего города....

"Формирование патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края через образовательный проект "Великая Отечественная война в жизни каждой семьи"

С детьми  мы решили реализовать проект "Великая Отечественная война в жизни каждой семьи". Хотелось «зажечь» в сердцах детей огонёк желания узнавать о событиях Великой ...