" Знакомство с правами человека "
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
• закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях;
• довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя;
• дать представление о важности права на имя, которое закрепляется и подтверждается документом « Свидетельство о рождении»;
• довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека;
• познакомить детей с именами наших предков; вспомнить имена сказочных героев;
• активизировать словарь: имя, отчество, фамилия, тезка;
• развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать;
• воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_znakomimsya_s_pravami.doc | 275 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»
г. Невеля Псковской области» ___________________________________________________________
ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500
телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru
Конспект ООД
«Знакомимся с правами человека»
воспитатель
Андреенко Татьяна Геннадьевна
первая квалификационная категория
НЕВЕЛЬ
2021
Программное содержание:
• закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях;
• довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя;
• дать представление о важности права на имя, которое закрепляется и подтверждается документом « Свидетельство о рождении»;
• довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека;
• познакомить детей с именами наших предков; вспомнить имена сказочных героев;
• активизировать словарь: имя, отчество, фамилия, тезка;
• развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать;
• воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
Материал:
• книга «Права ребенка»; иллюстрации о правах ребенка,
• жетоны-символы: «Все имеют равные права», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота», «Имя»;
• фотографии воспитателя в разные возрастные этапы;
• «Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);
• картинки с изображением сказочных героев;
• мяч;
• «Букет» из ромашек (На лист ватмана наклеены ромашки. На лепестках написаны ласковые имена ребенка; наклеен картон с напечатанными правами детей.)
Организация детей на занятие: игра «Назови имя девочки (мальчика)».
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом
Стихотворение:
Ребенок – это дар любви.
Храни его и с ним живи.
В единстве и созвучье тонком.
Ты отвечаешь за ребенка.
За дар родившейся души,
В твоих руках начавшей жить,
За свет ее и за полет,
За счастье, что она найдет.
За веру, за ее мечту,
За внутреннюю красоту,
За взмах волшебного крыла,
За звездные ее дела
Вос-ль: Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о вас, о детях, как о равноправных членах общества! Вос-ль:- Дети, сегодня к нам в гости пришел маленький человечек. Давайте с ним познакомимся. Маленького человечка зовут - Алешенька.
Алеша: -Я прибыл к вам из одной удивительной страны. Послушайте историю о моей стране. В моей волшебной стране живут очень хорошие, умные, добрые люди. Вот только одни из них очень большие, высокие, а другие маленького роста, как я . И большие и маленькие люди дружат между собой, любят друг друга. Казалось бы, все у нас в стране хорошо. Но кое-что в отношениях больших и маленьких людей смущает меня. Большие люди всегда очень серьезные, занятые, они почти никогда не шалят и не играют, как маленькие человечки. И еще очень часто говорят: «Я имею право…», «Это мое право…», а о правах маленьких человечков никто никогда не говорит. Будто их нет вовсе. Вос-ль: -Ребята, давайте расскажем Алешеньке о важном документе, в котором записаны все права детей. Вопрос: -Скажите, как называется этот главный международный документ прав детей? Ответ :- Этот документ называется «Конвенция о правах ребенка». Вопрос: - Почему это международный документ? Ответ: - Потому что этот документ подписали люди всей планеты. Вопрос: - Давайте вспомним, с какими правами детей мы уже знакомы?
Игровое упражнение "Назови право" Воспитатель предлагает детям, рассмотреть и прочитать права детей.
- Дети имеют право на общение и свое мнение;
- Дети имеют право на семью;
- Дети имеют право на питание и еду;
- Дети имеют право знать своих родителей и право на их заботу;
- Дети имеют право на лечение;
- Дети имеют право на образование;
- Дети имеют право на безопасные условия жизни;
- Дети не должны работать;
- Дети имеют право говорить на своем языке;
- Дети имеют право на мечту;
- Дети имеют право на жизнь;
- Дети имеют право на отдых;
- Дети имеют право на дом;
- Дети имеют право быть счастливыми.
(глядя на жетоны-символы, дети называют известные им права )
Вос-ль:- Молодцы, ребята, вы хорошие помощники. Теперь Алешенька расскажет маленьким человечкам о правах детей.
-Сегодня мы поговорим еще об одном праве детей, о котором вы еще не сказали. А ты, Алешенька , тоже слушай и запоминай. Вос-ль: - Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? Ответ:- У нас есть руки, ноги, голова, туловище. Ответ-: Отличаемся цветом глаз, волос, интонацией голоса. Вос-ль:- Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, то что отличает его от других. Вопрос: -Что это? Ответ: -Имя. Вос-ль: - Правильно – имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Вопрос: -Что же такое имена?
Ответ: -Имена –это особые слова. Они обозначают очень многое. На Руси наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Любовь, - все это древнерусские имена.
Вос-ль:-Да, по имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. К одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна.»Что же вы скажете про этих людей ?Кто они? Ответ:- «Андрюшенька» - это мальчик, а «Анна Петровна» - это женщина. Вос-ль: Правильно. Если ребенка назвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать про этих детей? Ответ:- Можно сказать, что это мальчик и девочка. Вос-ль:- Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой. Вос-ль:-Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени? Ответ:- По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре. Вос-ль:- Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?
Ответ:- По имени и отчеству обращаются к старшим людям, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей. Вос-ль: -Ребята, кто такие - тезки? Вы не знакомы с этим словом? Что оно обозначает? Ответ: -Тезки – это люди, у которых одинаковые имена. Вос-ль: -Правильно. А теперь послушайте
Стихотворение Зои Александровой «Восемь Тань»: В этой группе восемь Тань – Это прямо наказанье! Ведь у них, куда ни глянь, Всюду – Таня, Таня, Таня! Если скажут: «Таня, встань!» Встанут сразу восемь Тань. Разобраться с ними нужно! А ведь это очень трудно!
Вос-ль: -А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации? Ответ: -Может быть по фамилии? Вос-ль: -Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в группе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае? Ответ:- В этом случае поможет отчество. Вос-ль: - Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А есть ли у нас в группе тезки? Давайте назовем их. Ответ: -Тезки у нас: четыре Алеши; два Артема; две Алины. Вос-ль:- Сегодня к нашим тезкам прибавилась еще пара тезок. Кто из вас догадается, кто это? Ответ:- Наш гость Алешенька. Вос-ель:- Да, он тоже тезка нашим Алешам. Вос-ль: -Мы устали, засиделись. Предлагаю немного размяться.
Физкультминутка:
Эй, ребята! Встаньте в круг! ……………………Дети встают в круг Вот как много стало рук!....... Руки вперед,тыльной стороной кверху Чьи же руки подскажите……………… Дети называют свои имена И ладошки покажите. …………… Переворачивают ладошки кверху А теперь за руки взялись…………Берутся за руки и бегут по кругу И по кругу пробежались Сделали по уже круг……………Взявшись за руки, делают круг уже Крышу сделали из рук. Получился дом имен…………Все дети соединяют руки над головой В этом доме мы живем! …………Руки вверху ,произносят все дети
Вос-ль:- Ребята, мы сегодня разговаривали об именах? О каком праве детей шла речь? Ответ:- О праве детей на имя и фамилия.
Стихотворение: Очень много стран на свете, это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (пауза) Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент, Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пеленок, Но главней, нужней, важней для страны - ребенок! Кем он станет завтра, маленький и нежный? На всей Земле права его - право на надежду
Вос-ль: -Да, ребята, правильно. В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка . Вопрос: -О каком документе идет речь? Ответ:-«Свидетельство о рождении». Вос-ль:-(Показ документа).Правильно! В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; и.о.ф. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.
Рассказ ребенка: - Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя. Традиционно у народов многих стран является празднование дня рождения. У каждого народа есть свои традиции. Но у всех народов он считается праздником не одного человека. Быть одному в этот день не гоже – так говорили в старину. Ведь день рождения – это тот день, в который человек получил самый большой подарок – жизнь. Этим ты и обязан своим родителям! «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их. Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое.
Вос-ль:- А вам нравятся ваши имена? Ребята, может быть, кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители? И что обозначают ваши имена?
Алина - белая, благородная;
Анна - милость, благодать; Евгения– благородная ; Лера – сильная; Линда - краткое от англ. Этелинда; .Надежда– надежда; Станислава - стань прославленной; Юлия – кудрявая ,добрая; Артем - невредимый, здоровый;
Алексей – помощник;
Иван - божья благодать, благодарение бога; Никита– победитель; Алена – красавица; Александра-защитница;
Вопрос:-В честь кого тебе дали имя? Рассказ …… .Как называют тебя в семье? Рассказ ……. Вос-ль:- Ребята, посмотрите какой красивый букет! Он непростой, а волшебный. Говорят, что дети – это цветы жизни. Оказывается, это правда. Каждый цветок – ребенок. А на наших лепестках написаны ласковые, любимые имена детей. Те, которыми называют их дома. Я предлагаю вам прочитать самим эти слова и поместить этот букет в раздевальной комнате, чтобы все, кто к нам приходит, смогли узнать эти имена. Ведь каждому человеку приятно, когда его называют любимым, ласковым именем. (Дети зачитывают некоторые имена и рассматривают букет). Вос-ль: -Дети, как вы думаете, может, ли имя расти? Ответ:- Нет, имя расти, не может. Ответ:- Нет, не может. Вос-ль демонстрирует свои фотографии и рассказывает:-Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно… Звали эту девочку ласково: Лидочка. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Лидочка. Мои дети называют меня «мама». Муж и друзья зовут Лида. А в детском саду я для всех Лидия Валентиновна. Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. В ясельной группе вас звали: Женечка, Никитушка, Юлечка, Артемушка, и т.д.. В школе вас станут звать: Никита, Женя, Юля, Артем, и т.д Вос-ль:- Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас? Ответы детей :- Евгения Александровна, Никита Борисович, Артем Романович, и т.д. Вопрос:-А как станут называть нашего гостя? Ответ:- Станут называть Алексеем.
.Вос-ль: -Ребята, когда я готовилась к этому занятию, ко мне подошла Настя и предложила загадать вам загадки. Вот какие загадки она для вас приготовила: 1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли …(Красная Шапочка) 2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка) 3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка) 4. В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик – маленький, как мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-с-пальчик) 5. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой) 6. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)
Вос-ль.- Ребята, а вы помните рассказы Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей».Как звали друзей Незнайки? Ответ :-У них очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин… Вопрос;-Как вы думаете, почему их так звали? Ответ: - Знайку так назвали, потому что он много знал. Цветика, потому что он любил цветы. Торопыжку, потому что он всегда торопится. Вос-ль: -А Незнайку почему так назвали? Вам понравились стихи, которые сочинял Незнайка? Ответы: -Назвали за то, что он ничего не знал и не умел делать. Нет, мне его стихи не понравились .Это не стихи ,а какие то дразнилки на своих друзей. Вос-ль:- А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки? Ответ:- Я бы не хотел, чтобы меня так дразнили. Вос-ль:- Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени, ласково.
Загадывает ребенок:
- А сейчас я вам загадаю математическую загадку: Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка побежали в лавочку и купили прянички. Сколько девочек купили прянички? (одна). Правильно, потому, что это все ласкательные слова от имени Маша, Мария.
Вос-ль.- сейчас я предлагаю поиграть в игру «Назови имя» (Дети передают мяч по кругу, при этом называют друг друга ласковыми именами или просто ласковыми словами.)
Вос-ль:- Сегодня на занятии мы вспомнили о праве детей.. Что это за право? Ответ: Каждый ребенок имеет право на имя и фамилия. Вос-ль:- Ребята, нашему гостю очень понравилось наше занятие. Он хочет прийти к нам еще. Давайте пригласим его. Конечно, Алешенька, приходи. Мы расскажем тебе о других правах маленьких детей.
Стихотворение: (читают дети) 1.Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва У него уже с пеленок веские права! 2. Он имеет право жить, развиваться и дружить; 3. Иметь просторный, добрый дом 4. Видеть тихий мирный сон 5. От врачей помощь получать, 6. Обучаться, отдыхать, 7. Быть веселым и здоровым, 8. Восхищаться чем-то новым 9. И любить, и быть любим Все: Он на свете не один!
Список используемой литературы:
1. Белая К. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом – М.:
АСТ,1996
2. Журнал "Дошкольное воспитание" №8/2001 с.6
3. Журнал "Дошкольное воспитание" №3/2000 с.62
4. Журнал "Защити меня" №4/2000 с.2
5. Рыбинская Е "Права ребенка" Основные международные документы – М.:
"Дом",1992
6.Усачев А "Приключения маленького человечка" М.: "Самовар" 2000г. 7.Шабельник Е.С., Сташирцева Е. Г. « Ваши права»
8. Антонов В. «Изучаем права человека»
9.Харитончик Т.А. « Правовое воспитание»
10. Позднякова Е. А.« Гражданское воспитание в ДОУ»
11. Копытова Н. « Правовое образование в ДОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия "О всеобщей декларации прав человека" и о "Конвенции о правах ребенка"
Конспект знакомит детей с нравственными нормами и правилами, учит соотносить права и обязанности....
МДОУ "Детский сад "Малышок" ст.Тарханы" Конспект организованной образовательной деятельности по защите права человека и их содержания "Мои права" подготовительной группы .Воспитатель : Расулева Н. Г.
МДОУ «Детский сад «Малышок » ст. Тарханы » Конспект организационно образовательной деятельности «Мои права » подготовительная группа . Воспитатель : Расулева Н. Г.Программное содержание: Познакомить д...
Буклет "Права человека начинаются с прав ребёнка"
Буклет содержит в себе краткую информацию дл родителей о правах детей....
Конспект занятия в подготовительной группе «О «Всеобщей декларации прав человека» и о «Конвенции о правах ребёнка»
Цель: дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их....
развлечение День правовой грамотности «Каждый ребёнок имеет право» в рамках «Всемирного дня прав человека»
обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса...
Права ребёнка - права человека
Публикую свои мысли в виде эссе на тему прав ребёнка....
Конспект ООД Единого урока прав человека в младшей группе детского сада на тему: «Права ребёнка»
Цель: познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни. ...