Явления живой и неживой природы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Ознакомление с явлениями живой природы и их взаимосвязью с неживой природой, развитие умений устанавливать связь между человеком иприродой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление с явлениями живой и неживой природы | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯВЛЕНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
(экскурсия в парк)
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с
явлениями живой природы и их взаимосвязью с неживой природой;
способствовать развитию умений устанавливать связь между человеком и
природой; развивать наблюдательность, любознательность; закреплять правила поведения в природе.
Планируемые целевые ориентиры: проявляет интерес к новым сведениям
о природе, владеет диалогической речью и конструктивными способами
взаимодействия, знает правила поведения в природе; умеет делиться своим
жизненным опытом со сверстниками.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Освоение образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а : разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, загадок о явлениях природы, ознакомление с народными приметами.
М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е : кормушки или скворечники (в
зависимости от времени года), ленточки разного цвета, плакаты с изображением правил поведения в природе.
Х о д о б р а з о в а т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и
1. Вступительная беседа в парке.
В о с п и т а т е л ь. Чем отличается парк от жилых кварталов?
Д е т и. В парке нет домов, там растут деревья, кустарники, травы, цветы,
птицы вьют гнёзда.
В о с п и т а т е л ь. Для чего нужен парк?
Д е т и. Чтобы люди отдыхали, птицы строили гнёзда, выводили потомство.
В о с п и т а т е л ь. Какие природные явления происходят в живой природе
осенью?
Д е т и. Люди собирают урожай, листья и травы желтеют и вянут, птицы
собираются в стаи и улетают в тёплые края, одни животные готовятся к спячке (ёж, барсук, медведь), другие заготавливают корм на зиму (мыши, суслики,
белки, кедровки).
В о с п и т а т е л ь. Что происходит с природой зимой?
Д е т и. Растения отдыхают, насекомые спрятались от мороза в щели и норы,
звери, которые не легли в спячку (волк, лиса, заяц, лось, кабан), добывают
пищу, некоторые птицы из леса прилетают в город.
В о с п и т а т е л ь. Как человек помогает животным и растениям перенести
холодное время года?
Д е т и. В городе развешиваем кормушки для птиц, в лесу лесничий
подкармливает копытных животных сеном и зерном, потому что зимой кормов
мало, в холод они могут погибнуть.
В о с п и т а т е л ь. Как неживая природа заботится о растениях?
Д е т и. Снег укрывает ветки деревьев и корневую систему всех растений,
весной, когда он растает, будет много влаги.
В о с п и т а т е л ь. Как влияет наступление весны на животный и
растительный мир?
Д е т и . Весной природа просыпается, у зверей происходит линька шерсти,
вокруг появляется первая зелень, возвращаются птицы из дальних стран.
В о с п и т а т е л ь. Перечислите правила поведения в природе.
Дети показывают плакаты:
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ правила поведения в природе:
– в лесу не кричать;
– не рвать растения охапками;
– не разводить костры;
– не топтать растения;
– не разорять жилища животных;
– не ловить птиц и насекомых
РАЗРЕШАЮЩИЕ правила поведения в природе:
– подкармливать животных;
– сеять травы;
– ухаживать за растениями;
– следить за чистотой леса;
– оберегать места гнездования;
– огораживать муравейники
В о с п и т а т е л ь. Что происходит в живой природе летом?
Д е т и. Теплу рады все: у животных появляется потомство, растения цветут и приносят плоды, люди трудятся в садах и огородах, отдыхают.
В о с п и т а т е л ь. Что влияет на рост растений и жизнь животных?
Д е т и . Солнце, воздух, вода.
В о с п и т а т е л ь. Как влияет неживая природа на растения и животных?
Д е т и. Они взаимосвязаны друг с другом: если не будет тепла, света, влаги,
всё живое погибнет.
2. Практическая часть.
И г р а «Найди дерево».
Воспитатель называет дерево или кустарник, дети его находят и
привязывают к стволу (к ветке) ленточку (к кустарнику – красного, к дереву
зелёного цвета).
И г р а «Кто назовёт больше явлений природы».
Ведущий называет время года, дети перечисляют явления, происходящие в
это время.
З а д а н и е «Помоги птицам».
Согласно времени года дети или развешивают кормушки, или с помощью
воспитателя закрепляют скворечники на деревьях; вспоминают правила
поведения у мест гнездования.
3. Работа с дневником наблюдений.
Выполняется после экскурсии.
В о с п и т а т е л ь . Нарисуйте свои впечатления от экскурсии, отметьте в
своих работах взаимосвязь живой и неживой природы.
4. Итог образовательной деятельности.
– Подведём итоги. Живая и неживая природа взаимосвязаны друг с другом.
Что необходимо делать, чтобы сохранить природу? (Чтобы сохранить живую
природу, надо соблюдать правила поведения в природе.) Что даёт нам природа?
(Живая природа нас лечит, кормит, учит.)
Д о п о л н и т е л ь н ы й м а т е р и а л
НАРОДНЫЕ ПОГОВОРКИ И ПРИМЕТЫ О ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ
Весна
• Весна, зажги снега, заиграй ручейками в овражках.
• Вода с гор потекла, весну принесла.
• В марте курица напьётся из лужицы.
• Апрель с водою, май с травою.
• Грач прилетел – через месяц снег сойдёт.
• Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне.
Лето
• Паук паутину плетёт – к теплой погоде.
• Паук забился в щель – к ветру.
• Лягушки квакают – к непогоде.
• Муравьи попрятались – жди грозы.
• Ласточки летают низко – перед дождём.
• Стрекочут кузнечики – к жаркой погоде.
• Яркий закат солнца – погода изменится.
• Солнце садится за тучу – жди ненастья.
• Птица входит в воду, значит, быть дождю.
• Птицы приумолкли – жди беды.
Осень
• В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, вьюжит, кружит,
мутит, рвёт, льёт, метёт.
• Туман с утра – к хорошей погоде.
• После дождя жди много грибов.
• Летние птицы улетают, с ними уходит и лето.
Зима
• Дым из трубы столбом – к морозу.
• Если ночью был иней, то снег не выпадет.
• Кошка на печку – стужа во двор.
• Звёздное небо – к сильному морозу.
НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ О ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ
• Осень – запасиха, зима – подбериха.
• Холоден сентябрь, да сыт.
• Мороз невелик, да стоять не велит.
• Спасибо, мороз, что снегу принёс.
• Береги нос в большой мороз.
• Солнце – на лето, зима – на мороз.
• Ласковое слово что солнышко в ненастье.
• Первый снег что лебяжий пух.
• Лес зимой что старик седой.
• Ветер сквозь щели, как вода из сита.
• Небо перед бурей, будто чёрное полотно.
• Солнце зимой как мачеха – светит, да не греет.
• Солнышко весной смеётся, словно девушка.
• Солнышко, как печка, всех согревает.
• Солнечные лучи, как острые мечи, дорогу себе везде пробивают.
• Гром, как вол, заревел на сто сёл.
• Молния, как золотая орлица, на землю пожаром садится.
• Молния, как огненная стрела, на своём пути всё смела.
• Зима – мачеха, лето – матушка.
• Весна что пава, всему свету краса и слава.
• Осень щедра, золотом дорогу устлала.
• Ночь – матка, выспишься, всё будет гладко.
• Зимний денёк что комариный носок.
• В непогоду всё в неугоду.
• Солнце ярко светит, так и душа светится.
• Ветер гудит, душу бередит.
• Материнский гнев что весенний снег: выпадет много, да скоро
растает.
• Увидел грача – весну встречай.
• Июнь – скопидом, копит урожай на весь год.
• Июль – макушка лета.
• Февраль силён метелью, а март капелью.
• Февраль зиму выдувает, а март помогает.
• Весна да осень – на дню погод восемь.
• Увидел на вербе пушок – и весна под шесток.
• Грач на горе – весна во дворе.
• Поднялись ворота – всему миру красота!
• Коли снег пал, то и след стал.
О ПТИЦАХ
• Все птицы крыльями машут, да не все летают.
• Без хвоста и пичужка не красна.
• И птица и рыба хвостом правят.
• Всякая птица свои песенки поёт.
• Всякая птица своим клювом сыта.
• На обед пичужке довольно и мушки.
• Перелётная птица течёт стаями.
• Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне.
• Малые птички свивают малые гнёзда.
• Всякая птица своё гнездо любит.
• В одиночку и птицы в лесу не живут.
• Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше на зелёной ветке.
• Птица входит в воду, значит, быть дождю.
• Птицы приумолкли, жди беды.
• Летние птицы улетают, с ними уходит лето.
• Птичка по зёрнышку клюёт.
• Всякая птица знает своё место.
ЗАКЛИЧКИ О ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ
Ветер, ветер-ветерок,
Озорной паренёк!
Ветер, дуй, раздувай,
На всех страху нагоняй!
Жаворонки, прилетите, –
Красно лето принесите!
Ночь прошла, темноту увела.
Замолчал сверчок, запел петушок.
Встала маменька, открыла ставеньки:
– Здравствуй, солнышко-колоколнышко!
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою!
С добрым утром, с ясным днём!
Вот как славно мы живём!
ЯВЛЕНИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с
явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все живое;
развивать любознательность, наблюдательность; способствовать развитию
умений соблюдать правила безопасного поведения во время грозы, снегопада, гололеда.
Планируемые целевые ориентиры: знает и называет характерные
особенности всех времен года; устанавливает причинно-следственные связи
между природными явлениями, принимает активное участие в образовательном процессе, делает выводы.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Освоение образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие».
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а : наблюдение за природны-ми явлениями (грозой, ветром, радугой, снегопадом и др.); слушание рассказа Л. Толстого «Гроза», рассматривание репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е : иллюстрации с изображением явлений неживой природы, схема движения облаков, запись песни «Про дождь» В. Шаинского; на каждого ребёнка: лист бумаги, цветные карандаши.
Х о д о б р а з о в а т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель предлагает вниманию детей волшебную коробочку, которую
прислал Дед Мороз. Открывает её.
В о с п и т а т е л ь. Посмотрите, что внутри? (Кусочки льда.) Потрогайте их.
Какой лёд? (Лёд холодный, скользкий, прозрачный.)
– Лёд – это вода в твёрдом состоянии. Лёд может дарить и радость, и
огорчение. Послушайте стихотворение:
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему никто не радуется?
В. Берестов
2. Беседа.
В о с п и т а т е л ь. В какое время года бывает гололёд?
Д е т и. Поздней осенью, зимой и ранней весной.
В о с п и т а т е л ь. Расскажите о его происхождении.
Д е т и. Он может возникнуть во время оттепели: днём снег тает, а ночью
образовавшаяся вода замерзает.
В о с п и т а т е л ь. Чем опасен гололёд?
Д е т и. Можно поскользнуться и упасть, больно удариться, в такой период
происходит много аварий на дорогах.
В о с п и т а т е л ь. Какие ещё явления природы происходят зимой?
Д е т и. Снегопад, метель, сильные морозы, выпадает иней.
В о с п и т а т е л ь. Как переносит природа эти явления?
Д е т и. Снегопад может сломать деревья, замести дороги; сильные морозы
мешают птицам и зверям добывать корм, поэтому некоторые их виды в такой
период могут погибнуть.
В о с п и т а т е л ь. Верно. А иней хотя и украшает деревья и травы, но может привести к их обламыванию; он появляется при большом перепаде дневной и ночной температур.
Рассматривают иллюстрации с изображением природных явлений зимой.
В о с п и т а т е л ь . В сильный мороз человеку надо одеваться теплее и
избегать переохлаждения. Назовите поговорки о морозе.
Д е т и. «Береги нос в большой мороз», «Мороз невелик, да стоять не велит»
и др.
3. Задание для находчивых.
В о с п и т а т е л ь. Отгадайте загадку: цветное коромысло над рекой повисло.
Что это?
Д е т и. Радуга.
В о с п и т а т е л ь (показывает иллюстрацию). Когда появляется радуга?
Д е т и. После дождя.
4. Практическая деятельность.
В о с п и т а т е л ь . Назовите цвета радуги.
Д е т и. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
В о с п и т а т е л ь . Предлагаю нарисовать радугу.
Дети выполняют задание под песню «Дождь пойдёт по улице…» (муз. В.
Шаинского, сл. С. Козлова).
В о с п и т а т е л ь . К природным явлениям относится и гроза. Назовите
особенности грозы.
Д е т и. Слышен гром, сверкает молния.
В о с п и т а т е л ь . Почему происходят гром и молния?
Предположения детей.
В о с п и т а т е л ь . Сильным воздушным потоком грозовые тучи
двигаются навстречу друг к другу, и при ударе происходит электрический
разряд.
СХЕМА ДВИЖЕНИЯ ГРОЗОВЫХ ТУЧ
Воспитатель предлагает детям изобразить тучи, их движение при
столкновении, сопроводить показ звуками, отметить, что впоследствии идёт
дождь.
В о с п и т а т е л ь . Бывают и сухие грозы: воздушные потоки большой силы
(ураган, буря) двигают грозовые тучи с такой скоростью, что дождь не успевает
пролиться в данном месте, появляются лишь гром и молния, а гроза «уходит» на другое место. Нарисуйте грозу.
Рисование грозы. Дети выполняют задание на альбомных листах.
В о с п и т а т е л ь. Почему в грозу опасно находиться на открытом месте или стоять под высокими, одинокими деревьями?
Д е т и. На открытом месте в человека может попасть молния. Молния может попасть также в дерево и расколоть его, при этом пострадает и человек.
В о с п и т а т е л ь . Какая польза от дождя?
Д е т и . После дождя исчезает пыль, становится чисто и свежо, влага питает
почву.
В о с п и т а т е л ь . Вы любите солнечную погоду? (Дети отвечают.) Какая
польза от солнечных лучей?
Д е т и. От солнца всем тепло и светло.
В о с п и т а т е л ь . Верно. А ещё солнечный свет благоприятно влияет на
растения, без него они бы не могли расти.
Но с солнцем надо быть осторожным. Летом, в солнечную погоду, надо
ходить в лёгком головном уборе. Не следует подолгу находиться на улице без одежды, можно получить ожог кожи.
5. Заключительная беседа.
В о с п и т а т е л ь . Какие осадки характерны для осени?
Д е т и . Туманы, затяжные дожди, похолодание, заморозки.
В о с п и т а т е л ь . Затяжные дожди перенасыщают почву влагой, она может
заболеть. Но если после таких дождей становится тепло, в лесу появляется
много грибов.
6. Итог образовательной деятельности
В о с п и т а т е л ь . Подведём итог. Какие воздействия на человека оказывают явления, происходящие в неживой природе? (Явления в неживой природе оказывают и положительные, и отрицательные воздействия. При грозе, снегопаде, урагане, чересчур ярком солнце надо соблюдать правила
безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы Тема: «Особенности использования дидактических игр при ознакомлении воспитанников с явлениями живой и неживой природы»
В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружавшую среду, чтобы не делать экологических ошибок, ...
Картотека стихотворений и загадок о явлениях живой и неживой природы.
Картотека стихотворений и загадок о явлениях живой и неживой природы. Материал, который удобно использовать на занятиях и во время организованной деятельности по ФЦКМ....
Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"
Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"...
Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)
Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...
Тематический план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы
Тематический план подскажет педагогам, как провести опыты с младшими дошкольниками....
Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы
Тематический план поможет педагогам организовать с детьми опытно-экспериментальную деятельность....
Конспект наблюдения за явлениями живой и неживой природы
Цель: формирование представлений детей о ветре через познавательно – исследовательскую деятельность.Задачи:1. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные призна...