ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по окружающему миру
Статья на тему: "ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
В статье рассматривается сущность понятия «исследовательская деятельность». Раскрываются теоретические аспекты исследовательской деятельности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
manina_statya.docx | 35.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Манина Надежда Михайловна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,
pedagogics@mordgpi.ru
ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В статье рассматривается сущность понятия «исследовательская деятельность». Раскрываются теоретические аспекты исследовательской деятельности у дошкольников.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, дошкольник, окружающий мир.
Manina Nadezhda Mihaylovna
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,
pedagogics@mordgpi.ru
ON RESEARCH ACTIVITIES IN PRESCHOOLERS
Annotation. The article Abstract: the article deals with the essence of the concept of "research activity". Theoretical aspects of research activity at preschool children are revealed.
Key words: research activity, preschooler, world around.
С введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается сам придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у дошкольников познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие и продуктивной ; формирование картины , расширение детей.
Ребенок с самого детства первооткрывателем, мира. Мир ребёнку личный : - его личные , действия, . Постоянное наблюдать и , искать сведения об мире - черты поведения. стремление к порождает поведение и создает для того, психическое ребенка как процесс . Доказано, что обучения, усвоение знаний с самостоятельным их , имеет значение для развития дошкольного .
Исследовательской , через детей, а на постижение вещей, между окружающего , их упорядочение и . Слова философа : «Что я слышу - , что я вижу - я , что я делаю - я » как никогда значимыми и на сегодняшний . Когда , видит, и делает сам, то знания в памяти на долго.
ей воспитателя развитие у дошкольного исследовательской , любознательности, к самостоятельному и размышлению, ответов на вопросы.
На всего возраста, с игровой , огромное необходимо организации , познава деятельности , которая как поиск , приобретение самостоятельно или под взрослого, в процессе , сотрудничества, .
С утверж ФГОС ДО деятельность вышла на этап . И на этапе дошкольного определено:
- задает взрослым и , проявляет ;
-ребенок к экспериментированию, ;
-ребенок собственные , опираясь на знания и .
То есть подготовки к школе не к приобретению , как к формированию действовать , проявлять , творческую и др. Именно эти хотят в будущем педагоги образования.
проявление деятельности с его познавательной , но не любую деятельность назвать . Исследователи (Б. Г. Ананьев, Л. И. [2], Н. Ф. Добрынина, А. К. , А. Н. Леонтьев, А. К. , Н. Г. Морозова и др.) различают стадии исследовательской , направленной на окружающей :
- любопытство - стадия отношения к предмету, чисто , часто открывающими сторонами и ; на стадии субъект только ориентировкой, с занимательностью предмета; как фактор исследовательской служит его первотолчком;
- - как ценное личности, видение , характеризующееся человека за пределы усмотренного и . На этой исследовательской , как правило, сильные удивления, познания, , удовлетворенности ; сущность заключается в и расшифровке рода ;
- собственно деятельность - повышенной , ясной целенаправленностью на предмет, мотивацией, в главное занимают мотивы. деятельность проникновению в сущностные , связи, освоения .
Исследуя развития деятельности, мы на некоторых особенностях понятия. исследовательской как целостного личности выявить ее основу, из взаимосвязанных . К ним относятся, по Савенкова А. И.[7]:
- процессы, с развитием мышления (, синтеза, , сравнения, ), которые Г. И. называет « познавательного », направленностью вопросов на свойства и исследуемого , поиском способов познавательных ;
- эмоциональные , характеризуемые отношением к и наиболее проявляющихся во взаимодействия с человеком ( помощи, отзывчивости, , положительных от совместной с взрослыми и ). Заложенное в деятельности начало, как Ю. Н. Кулюткин [5], мощные ресурсы, подкрепляют его, более , обеспечивая тем перерастание его в свойство ;
- волевые . Устремление, , преодоление , принятие , отношение к и результатам , сосредоточенность , развитие способностей - все это и развивает деятельность. В Л. С. Выготского[4], А.К. , В. Н. Мясищева, Н. Г. , А. И. Сорокиной и др. , что исследовательская является для развития качеств ;
- творческие выражены в переносе усвоенных деятельности в ситуацию, ранее способов в новые деятельности, способности к мыслительной .
Вслед за Л. А. [2], Н. С. Лейтесом[6] мы , что исследовательская служит для совершенствования и предрасположенности к различным творческой . Творчество в совместной взрослого и способствует в деятельности из прошлого ребенка. Под исследовательской активируется, , воображение, , создание образов, и другое.
образом, мысли, , воля и - в совокупности основу деятельности. всего процессов, в исследовательскую , является интеллектуально-творческого личности, ее .
Согласно Л. С. , основное в дошкольника - это его собственного . Первый вид опыта назвать . Наибольшую ребенок в познании мира: вещей, природы, людей.
движущих сил личности в окружающего являются между ребенка и его , между и операционно-технической его личности, знанием и . Стремясь свои , ребенок пути , пытается способами . Удовлетворяя в познании действительности, возникающие (жизненные ), ребенок в себе активность, вновь и к новому . Основные организации потребностей в дошкольном - это наблюдение и , на особую , которых положение о путях представлений: «вый путь - это представлений в восприятия , но без практического . Второй - формирование представлений в практической, деятельности детей». путь, по Н. Н. Подъякова, продуктивнее.
к познанию мира, и реализация в процессе познания, рассматривать как « мотивационную » (В. Франкл). всем и являющуюся двигателем и развития . Отсюда , что истоки человека в биологической , в его развитии, в виде наследственных механизмов, природных предпосылок, заданных от рождения интуицией. Человек наделен интуицией самодвижения, потенциалами к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, он способен к саморазвитию и самоуправлению.
Таким образом, познавательно - исследовательская деятельность помогают мне учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т.е. исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.
Список использованных источников
- Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - С. 1-6.
- Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте / Божович Л.И. - М.: Просвещение, 2008.
- Венгер, Л. А., Мухина В. С. Детская психология / Венгер Л. А., Мухина В. С. - М.: Просвещение, 2016г.
- Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие / сост. Л. М. Семенюк - М.: Воронеж, 2003г.
- Кулюткин, Ю. Н. Продуктивное мышление как основа обучаемости / Кулюткин Ю.Н. - М.: Просвещение, 2002г.
- Лейтес, Н. С. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтес Н.С. - М.: Academia, 2003г.
- Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / Савенков А. И. - Ярославль: Академия развития, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...
Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы».
Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы»....
Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».
Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования....
«Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Участие во Всероссийской конференции "Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня" в качестве докладчика...
План-конспект открытой непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками старшей группы по теме «Испекли мы колобку друзей»
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольникамистаршей группы «Испекли мы колобку друзей» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», ...
Выступление на городском мастер-классе "Представление опыта проведения исследовательской деятельности с дошкольниками «Исследовательская работа «Соль - волшебница"
выписка из протокола городского мастер-класса...