"Путешествие на вершину горы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Малышкина Ольга Владимировна

"Путешествие на вершину горы"  Занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие на вершину горы

Конспект составлен на основе экологического занятия Н. А. Рыжовой «На вершину горы». По ее мнению, экологические занятия должны содержать не только информационный материал, но и будить воображение, опираться на наглядно-зрительные игровые образы, в основе которых лежат игровые ситуации, имитирующие природные процессы.

Материал: презентация, фотографии, камни, лупы, таз с водой, бумага и карандаши, карточки для игры «Что возьмем с собой в рюкзак» (увеличить и распечатать)

       

Ход игры

Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в поход. Но куда? Отгадайте загадку.

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут

Ну, какие разговоры –

Знаешь, ты, что это… (горы)

Слайд 1

 Посмотрите на карту России.  Коричневым цветом обозначены горы.

Слайд 2

Воспитатель: Ребята, а что такое горы? (Ответы детей). Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (ответы детей) Земная кора ни минуты не находится в покое. Она, то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы. Конечно, на это уходит много времени – несколько десятков миллионов лет. Иногда горы рождаются в результате извержения вулкана. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Лава застывает, образуя лавовые камни. С каждым новым извержением потоки накладываются один на другой, застывают, а получившаяся из них гора увеличивается.

Слайд 3

Воспитатель: сегодня станем туристами, альпинистами и отправимся в поход покорять вершину. Только сначала нужно взять все необходимое.

Подходим к столам. «Что возьмем с собой в рюкзак?» (определяем нужные предметы на картинках, кладем на главную карточку)

Рюкзак собран (имитируем надевания рюкзака), отправляемся в путь.

Под песню «Если с другом вышел в путь» передвигаемся друг за другом.

Слайд 4

Воспитатель: Наше путешествие начинается у подножия горы. Рядом с нами шумит быстрая горная река, она перекатывает большие камни. Интересно, откуда появилась эта река?  На вершине горы тают лед и снег. Из талой воды высоко в горах рождается ручеек, который потом превращается в реку.  

Сейчас мы полюбуемся этой красотой и окунем руки в реку. (видео фрагмент горной реки) Дети опускают руки в тазик с водой. 

Слайд 5

Идем дальше. Останавливаемся. Давайте посмотрим на вершину, которую будем покорять. Здесь, внизу, у подножия горы, растут ели. Давайте их сфотографируем на фоне горы. (Дети изображают при помощи рук фотоаппарат и делают снимки). До вершины еще очень далеко, нам придется долго идти по склону горы.

Можно здесь отдохнуть: сядем, разведем костер, пообедаем. Мусор на стоянке не оставляем, забираем его с собой. (Дети собирают мусор в рюкзаки.)

Чем выше мы поднимаемся в горы, тем становится холоднее. Можно уже и шапочки надеть.

Слайд 6

 Какие большие валуны! (Дети руками обозначают их размеры.) Их невозможно сдвинуть с места. Давайте их погладим. (Педагог предлагает детям погладить крупный камень.) На больших камнях лишь мхи с лишайниками растут.

В горах часто бывают камнепады, нужно быть осторожными. Маленьких камешков здесь тоже много, давайте их внимательно рассмотрим. (Ребята при помощи лупы рассматривают разные камни.)

Слайд 7

Посмотрите, вон за тем камнем спрятался горный козел. Давайте изобразим, как он бегает по скалам. (Дети изображают прыжки горного козла.)

Мы поднялись уже достаточно высоко, здесь гораздо холоднее, чем внизу, у подножия горы. Слышите, как свищет ветер? (Включается запись шума ветра.)

Спрячемся среди камней, замрем на минутку и понаблюдаем: вдруг заметим какого-нибудь зверя или птицу?

Слайд 8

 Смотрите, из-за камней показался очень большой бык. (Демонстрация слайда.) Рассмотрим его через бинокль. (Дети при помощи ладошек имитируют бинокль.) Это — як. У него густая, длинная коричневая шерсть. Он двигается не спеша. Давайте покажем, как он идет. (Дети изображают яка.) Як очень забавно хрюкает! (Можно предложить детям изобразить хрюканье яка.) Как вы думаете, для чего яку такая густая, длинная шерсть? Особенно много волосков под животом, они у него вместо спального мешка: когда бык ложится, густая шерсть не дает ему замерзнуть. Чем отличается этот бык от своих родичей? На спине у него небольшой горб, рога длинные, загибаются вверх, а хвост похож на лошадиный. Таких быков люди издавна разводили в горах. Они выносливые, люди пьют их жирное молоко.

Слайд 9

Будьте внимательны: вон там спрятался очень редкий зверь, который живет только в горах, — снежный барс. Нам очень повезло: снежного барса увидеть трудно, обычно он охотится ночью, а днем прячется среди скал, в пещерах. Это редкое животное, его даже в «Красную книгу» занесли. У барса очень густой, пушистый, мягкий мех, который не дает ему замерзнуть. На кого он похож? Конечно, это родственник нашей кошки. Иногда люди даже называют домашних котов Барсиками. Давайте попробуем двигаться, как барс. Он умеет незаметно подкрадываться к своей добыче. Попрощаемся с этой дикой кошкой и продолжим наш путь.

Слайд 10

Кто будет внимательным, тот сможет заметить необычный цветок — эдельвейс. Он растет высоко в горах, и его трудно найти, поэтому люди сложили о нем много красивых легенд.

Слайд 11

Ну, вот мы и на вершине! Встаем по очереди на стул и представляем себя на горе. Спускаемся с горы.

Вот и окончилось наше путешествие! Теперь нам нужно распечатать наши фотографии. Дети по выбору рисуют животных, растения, горы — кто что «сфотографировал».

Дети садятся рисовать. В это время воспитатель выставляет заранее подготовленный макет вулкана.

Фотографии «распечатали», воспитатель предлагает провести опыт «Извержение вулкана».

Смесь для извержения:

- сода – 2 столовые ложки,

 - красная краска -1 чайная ложка (гуашь)

- жидкое мыло -1 столовая ложка,

- вода – 150 мл. воды.

- лимонная кислота -2 столовые ложки

В свободное время чтение легенды

Легенда о Снежной Королеве и эдельвейсе.

Давным-давно на самой высокой вершине Альп жила прекрасная фея, которую все звали Снежная Королева. Жители гор и пастухи взбирались на вершину, чтобы полюбоваться ею, но все они падали со скалы и разбивались в ущелье. Судьба так распорядилась, что ни один смертный не мог жениться на Снежной Королеве. Но, не смотря на это, многие смельчаки пытались поговорить с ней, надеясь, что им удастся добиться её. Каждому просителю разрешалось прийти в величественный ледяной дворец с хрустальной крышей, где стоял трон Королевы. Но в тот момент, когда он начинал говорить о своей любви и просил её руки, появлялись тысячи гоблинов, хватали его и сбрасывали со скалы в бездонную пропасть. Королева спокойно наблюдала за этой сценой, её ледяное сердце было не способно чувствовать.

Легенда о хрустальном дворце и прекрасной бессердечной королеве достигла самых далёких альпийских деревушек и дома бесстрашного охотника. Очарованный этой легендой, он решил попытать счастья. Покинув свою долину, он шёл много дней, взбирался на покрытые снегом и льдом вершины, наперекор пронизывающему ветру. Не раз ему казалось, что всё потеряно, но мысль о прекрасной Королеве давала ему новые силы и заставляла идти дальше. Наконец, после многих дней покорения вершины, он увидел перед собой сверкающий на солнце ледяной дворец. Собрав последние силы, молодой охотник зашёл в Тронный Зал. Он был так потрясён красотой Снежной Королевы, что не мог вымолвить ни слова. Королева молча смотрела и думала, раз он не просит её руки, значит и нет нужды звать гоблинов. Но вот, к её большому изумлению, она обнаружила, что его поведение тронуло её сердце. Она поняла, что ей нравится этот смелый охотник, который был моложе и красивее предыдущих просителей её руки.

Шло время и Снежная Королева, хоть и боялась в этом признаться, с радостью бы вышла замуж за этого молодого человека. А в это время гоблины наблюдали за своей госпожой; вначале они были очень удивлены, а потом стали всё больше и больше огорчаться. Они очень боялись, что их Королева может нарушить закон, и это навлечёт на Горный народ гнев Судьбы. Видя, что королева не спешит отдавать приказ, чтобы избавиться от охотника, гоблины решили взять инициативу в свои руки. Как-то вечером, когда стемнело, они выскочили и схватили молодого охотника. И сбросили его со скалы. Снежная королева видела всё это в окно, однако ничего не могла сделать. Но ледяное сердце прекрасной и жестокой феи растаяло, и она стала простой любящей женщиной.

Из глаз упала слеза, первая в её жизни. Слеза Снежной Королевы упала на камень и превратилась в маленькую серебряную звёздочку. Это был первый эдельвейс – цветок, который с тех пор растёт только в самых высоких, самых труднодоступных вершинах Альп, на краю пропасти.

Эдельвейс стал не только символом гор, но любви, отваги и мужества. О чудесном серебристом цветке, растущем высоко в горах, слагалось немало преданий и легенд. Да он и сам стал в каком-то смысле легендой.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию связаной речи в средней группе "Путешествие к "Сказочной горе".

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей ( детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.Развити...

Интегрированное занятие с использованием регионального компонента на тему: «Путешествие в Уральские горы»

Интегрированное занятие с использованием регионального компонента на тему: «Путешествие в Уральские горы» в подготовительной группе с использованием цифрового микроскопа...

Путешествие по Уралу - горы и озера

В презентации наглядно представлены горы и озера Урала и дана информация о их видах, типах, структурах....

Презентация для занятия на основе ИКТ "Путешествие к вершине горы"

Материалы презентации созданы для организации и проведения занятия по формированию элементарных математических представлений "Путешествие к вершине горы"...

Итоговый досуг по обучению грамоте в подготовительной группе «Покорение вершины горы Грамотейка".

Этот досуг я проводила как итоговое мероприятие с детьми по обучению грамоте. Надеюсь, что кому-нибудь из педагогов пригодится мой опыт и моя разработка....

Образовательный маршрут совместной деятельности родителей и детей в сети интернет «Путешествие по Жигулевским горам».

Образовательный маршрут для детей старшего дошкольного возраста, который может быть использован педагогами в совместной работе с родителями для выполнения задач в патриотическом воспитании дошкольнико...

Конспект занятия «Путешествие в Уральские горы» для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с географическими особенностями гор Урала...