Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе по теме : «Блокада Ленинграда. 900 дней мужества»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Филатова Александра Олеговна
 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
   Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально- художественная.
   Цель: систематизировать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда — блокаде.
  Задачи:
закрепить знания детей о блокаде Ленинграда, о подвиге защитников города на художественном, аудиоматериале; показать силу духа, мужество ленинградцев во время Великой Отечественной войны; развивать выразительность речи; воспитывать эмоциональный отклик, любовь к своей Родине, городу, уважение к истории своей страны.
Предварительная работа: — чтение художественных произведений по теме; прослушивание музыки военных лет; чтение и разучивание стихов о блокадном городе; рассматривание картин о войне; рассказ воспитателя о блокадном Ленинграде; художественная деятельность по теме.
Материалы и оборудование: аудио записи музыкальных произведений, кусочек хлеба, иллюст-рации памятников: Родина мать, Дорога жизни , Две половинки несомкнутой дуги, Цветок-памят-ник детям- героям, иллюстрация Дороги жизни через Ладожское озеро, картинка баржи , буржуйки, коптилки, повозок с лошадьми, грузовых машин, метронома, иллюстрация разрыва блокады Ленинградским и Волховским фронтов , картинка запаса воды из реки Нева , карточки с датами: 22 июня 1941г., 8 сентября 1941г., 27 января 1944г., 9 мая 1945г.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx504.42 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Солнечногорского муниципального района Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 30»

Конспект  занятия

по познавательному развитию

 в подготовительной группе

 по теме :

 «Блокада Ленинграда. 900 дней мужества»

          Составила и провела: воспитатель первой категории  Филатова А.О.

Р.п.Ржавки 2021 г.

   Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

   Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально- художественная.

   Цель: систематизировать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда — блокаде.

  Задачи:

закрепить знания детей о блокаде Ленинграда, о подвиге защитников города на художественном, аудиоматериале; показать силу духа, мужество ленинградцев во время Великой Отечественной войны; развивать выразительность речи; воспитывать эмоциональный отклик, любовь к своей Родине, городу, уважение к истории своей страны.

Предварительная работа: — чтение художественных произведений по теме; прослушивание музыки военных лет; чтение и разучивание стихов о блокадном городе; рассматривание картин о войне; рассказ воспитателя о блокадном Ленинграде; художественная деятельность по теме.

Материалы и оборудование: аудио записи музыкальных произведений, кусочек хлеба, иллюст-рации памятников: Родина мать, Дорога жизни , Две половинки несомкнутой дуги, Цветок-памят-ник детям- героям, иллюстрация Дороги жизни через Ладожское озеро, картинка баржи , буржуйки, коптилки, повозок с лошадьми, грузовых машин, метронома, иллюстрация разрыва блокады Ленинградским и Волховским фронтов , картинка запаса воды из реки Нева , карточки с датами: 22 июня 1941г., 8 сентября 1941г., 27 января 1944г., 9 мая 1945г.

Ход занятия:

I .Вводная часть. Ребята, сегодня 27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

II.Основная часть.

Мы с вами сегодня собрались, чтобы почтить память защитников города Ленинграда, которые во время Великой Отечественной войны отстояли этот город. Тогда он назывался Ленинградом, а его жители – ленинградцами.

-Почему город был назван Ленинградом? ( в честь В.И. Ленина вождя Советского Союза).

-Как сейчас называется город Ленинград? (Санкт- Петербург).

Началась Великая Отечественная Война. Фашисты напали на нашу страну и хотели завоевать ее территорию, истребить и уничтожить весь народ.

-Ребята , когда началась ВОВ? ( 22 июня 1941г.)

В первые годы войны родилась песня, которая звала на борьбу с врагами, она называется:

"Священная война", музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача, звучит запись песни

Фашисты тщательно готовились к нападению, разработали план. И особо важной задачей своего плана считали захват Ленинграда. Они хорошо знали, что это крупнейший промышленный, культурный центр и военный порт. Ленинград фашисты обстреливали из артиллерии и беспрерывно бомбили с воздуха.

8 сентябре 1941 года фашисты очень близко подошли к Ленинграду и окружили его. Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине, водные пути постоянно обстреливались. А когда город окружен, значит, он в блокаде.

-Дети, сколько продолжалась блокада города? ( 2,4 года или 872 дня).

Жестокие бои на подступах к Ленинграду вели все: пехотинцы, артиллеристы, танкисты, лётчики. Все, кто мог держать оружие, еще в начале войны ушли на фронт. В городе оставались в основном старики, женщины и дети.

На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки, шили одежду. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

Чтобы враг не попал в город, люди рыли окопы, строили оборонительные укрепления.

Дети помогали взрослым. Они тушили десятки тысяч зажигательных снарядов, сброшенных с фашистских самолётов; тушили пожары; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам, работали вместе со взрослыми на заводах и в госпиталях.

И в память об этих отважных ребятах сочинили песню «Мальчишки у стен Ленинграда».

Дети слушают песню.

В городе не хватало еды. И ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Но зимой начался сильный голод.

Люди падали от голода на улице и умирали.

-Сколько граммов хлеба выдавали по карточкам детям , старикам и неработающим людям?

(по 125 граммов в день).

-А тем кто работал на заводах? ( по 250 граммов хлеба)

-Сколько положено было хлеба солдатам, которые воевали на фронте? ( 500 граммов).

Нужно было что-то делать, чтобы не дать людям погибнуть от голода.

Физминутка

Мы станем все военными. ( шагают на месте)

Большими, здоровенными.( руки поднять вверх, стать на носки)

Будем в Армии служить.( шагают на месте)

Будем Родину любить. ( руки поднять вверх, стать на носки)

Сад и дом свой охранять. (наклон вперёд, смотрим в «бинокль»)

Будем мир мы защищать.(шагают на месте).

    И вот решено было проложить дорогу по замерзшему Ладожскому озеру. Это было очень опасно, потому что ладожский лед капризен и ненадежен.

-Что сначала переправляли по ледовой дороге?( повозки с лошадьми, гружённые мешками с мукой).

-А по хорошо замёрзшему льду Ладожского озера ,что шло?( грузовые машины, гружённые продуктами продовольствия, одеждой, военной техникой).

   Под тяжестью груженых автомобилей и подвод он мог и провалиться. Кроме того, фашисты постоянно обстреливали эту дорогу с воздуха.

   Из города вывозили обессилевших людей, детей и раненых. Люди назвали эту дорогу «Дорога жизни».И какие бы коварные планы не были у фашистов, ленинградцы не сдавались. Несмотря на такое тяжелое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев. Город продолжал жить. Работало радио. По радио передавали последние новости с фронта. И люди верили, что победа придёт, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом.

     И вот наконец, зимним утром 27 января 1944 года, на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, минометов и "катюш" и блокадное кольцо было разорвано.

-Какие 2 фронта прорвали блокаду Ленинграда? ( Ленинградский и Волховский фронта).

   Ленинградцы ценой своей жизни задержали врага у стен города. За подвиг жителей блокадного Ленинграда городу было присвоено почетное звание город-герой.

1-й ребёнок

«Люди Ленинграда,

Жертвы злой войны

Хваткою блокады

На смерть обречены!

Хлеба не хватало

Так же, как тепла.

Сколько бомб упало,

Разрушило дома

Люди не сдавались!

Из последних сил

С бедами сражались,

Враг их не сломил!

2-й ребёнок

Кружился снег, а город наш бомбили.

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили.

Чтоб мирной стала каждая зима.

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

    Люди не забывают тех, кто защищал город и в память о них и тех суровых днях на площади Победы после войны был установлен мемориал. Здесь же находится музей блокады Ленинграда.

    На Ладожском озере, в том самом месте, где автомобили сходили на опасный ладожский лед, стоит памятник «Дороге жизни», которая спасла тысячи ленинградцев от голодной смерти.

   Также памятник « Две половины несомкнутой дуги»-разорванное блокадное кольцо, памятник «Цветок», «Зенитная батарея», памятник « Родина Мать». Сюда каждый год приходят люди, почтить память защитников Ленинграда. В память о подвиге ленинградцев, павших в те суровые дни, на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят туда цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны жизнью.

    Вот и мы с вами сейчас зажжем символический «вечный огонь» стоя почтим память героев – защитников Ленинграда минутой молчания. «Минута молчания»

Мы никогда не забудем подвиг тех, кто защищал город Ленинград.

Но мы с вами не хотим, чтобы повторилась эта страшная война. Давайте встанем в круг и споем все вместе песню о мире, которая называется «Солнечный круг». Дети поют песню «Солнечный круг».

   III.Заключительная часть.

Вопросы: «Что запомнилось?», «Что такое блокада города?», «Почему люди защищали свой город?», «Как защищали?», «Что помогало людям выжить?», «Как люди хранят память о героическом прошлом своего города?» «Как вы думаете, о чем мечтали дети блокадного города?», «Хотят ли мира дети всей нашей планеты?»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Блокада Ленинграда».

Обогатить знания детей о героическом прошлом Блокадного города. Формировать у детей нравственные понятия. Воспитывать чувство гордости за защитников Отечества....

Сценарий мероприятия по познавательному развитию в подготовительной группе по теме : «Блокада Ленинграда»

Цель: систематизировать знания детей о героическом прошлом города ЛенинградаЗадачи:закрепить знания детей о блокаде Ленинграда, о подвиге защитников города на художественном, аудиоматериале; показать ...

Конспект познавательного мероприятия для детей старшей разновозрастной группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»

Сегодня, 27 января вся страна отмечают праздник День полного снятия Блокады Ленинграда. Много лет тому назад, когда нас с вами еще не было на свете, 22 июня 1941года фашисты напали на н...

Познавательное развитие Конспект на тему: «Блокада Ленинграда»

Цель: - обогатить знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда;- дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города.Задачи:Расширять знания детей об истории р...

КОНСПЕКТ НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»

КОНСПЕКТ НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»...

КОНСПЕКТ НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»

Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны....