Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе по теме : «Блокада Ленинграда. 900 дней мужества»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_leningrada.docx | 504.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 30»
Конспект занятия
по познавательному развитию
в подготовительной группе
по теме :
«Блокада Ленинграда. 900 дней мужества»
Составила и провела: воспитатель первой категории Филатова А.О.
Р.п.Ржавки 2021 г.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально- художественная.
Цель: систематизировать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда — блокаде.
Задачи:
закрепить знания детей о блокаде Ленинграда, о подвиге защитников города на художественном, аудиоматериале; показать силу духа, мужество ленинградцев во время Великой Отечественной войны; развивать выразительность речи; воспитывать эмоциональный отклик, любовь к своей Родине, городу, уважение к истории своей страны.
Предварительная работа: — чтение художественных произведений по теме; прослушивание музыки военных лет; чтение и разучивание стихов о блокадном городе; рассматривание картин о войне; рассказ воспитателя о блокадном Ленинграде; художественная деятельность по теме.
Материалы и оборудование: аудио записи музыкальных произведений, кусочек хлеба, иллюст-рации памятников: Родина мать, Дорога жизни , Две половинки несомкнутой дуги, Цветок-памят-ник детям- героям, иллюстрация Дороги жизни через Ладожское озеро, картинка баржи , буржуйки, коптилки, повозок с лошадьми, грузовых машин, метронома, иллюстрация разрыва блокады Ленинградским и Волховским фронтов , картинка запаса воды из реки Нева , карточки с датами: 22 июня 1941г., 8 сентября 1941г., 27 января 1944г., 9 мая 1945г.
Ход занятия:
I .Вводная часть. Ребята, сегодня 27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
II.Основная часть.
Мы с вами сегодня собрались, чтобы почтить память защитников города Ленинграда, которые во время Великой Отечественной войны отстояли этот город. Тогда он назывался Ленинградом, а его жители – ленинградцами.
-Почему город был назван Ленинградом? ( в честь В.И. Ленина вождя Советского Союза).
-Как сейчас называется город Ленинград? (Санкт- Петербург).
Началась Великая Отечественная Война. Фашисты напали на нашу страну и хотели завоевать ее территорию, истребить и уничтожить весь народ.
-Ребята , когда началась ВОВ? ( 22 июня 1941г.)
В первые годы войны родилась песня, которая звала на борьбу с врагами, она называется:
"Священная война", музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача, звучит запись песни
Фашисты тщательно готовились к нападению, разработали план. И особо важной задачей своего плана считали захват Ленинграда. Они хорошо знали, что это крупнейший промышленный, культурный центр и военный порт. Ленинград фашисты обстреливали из артиллерии и беспрерывно бомбили с воздуха.
8 сентябре 1941 года фашисты очень близко подошли к Ленинграду и окружили его. Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине, водные пути постоянно обстреливались. А когда город окружен, значит, он в блокаде.
-Дети, сколько продолжалась блокада города? ( 2,4 года или 872 дня).
Жестокие бои на подступах к Ленинграду вели все: пехотинцы, артиллеристы, танкисты, лётчики. Все, кто мог держать оружие, еще в начале войны ушли на фронт. В городе оставались в основном старики, женщины и дети.
На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки, шили одежду. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.
Чтобы враг не попал в город, люди рыли окопы, строили оборонительные укрепления.
Дети помогали взрослым. Они тушили десятки тысяч зажигательных снарядов, сброшенных с фашистских самолётов; тушили пожары; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам, работали вместе со взрослыми на заводах и в госпиталях.
И в память об этих отважных ребятах сочинили песню «Мальчишки у стен Ленинграда».
Дети слушают песню.
В городе не хватало еды. И ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Но зимой начался сильный голод.
Люди падали от голода на улице и умирали.
-Сколько граммов хлеба выдавали по карточкам детям , старикам и неработающим людям?
(по 125 граммов в день).
-А тем кто работал на заводах? ( по 250 граммов хлеба)
-Сколько положено было хлеба солдатам, которые воевали на фронте? ( 500 граммов).
Нужно было что-то делать, чтобы не дать людям погибнуть от голода.
Физминутка
Мы станем все военными. ( шагают на месте)
Большими, здоровенными.( руки поднять вверх, стать на носки)
Будем в Армии служить.( шагают на месте)
Будем Родину любить. ( руки поднять вверх, стать на носки)
Сад и дом свой охранять. (наклон вперёд, смотрим в «бинокль»)
Будем мир мы защищать.(шагают на месте).
И вот решено было проложить дорогу по замерзшему Ладожскому озеру. Это было очень опасно, потому что ладожский лед капризен и ненадежен.
-Что сначала переправляли по ледовой дороге?( повозки с лошадьми, гружённые мешками с мукой).
-А по хорошо замёрзшему льду Ладожского озера ,что шло?( грузовые машины, гружённые продуктами продовольствия, одеждой, военной техникой).
Под тяжестью груженых автомобилей и подвод он мог и провалиться. Кроме того, фашисты постоянно обстреливали эту дорогу с воздуха.
Из города вывозили обессилевших людей, детей и раненых. Люди назвали эту дорогу «Дорога жизни».И какие бы коварные планы не были у фашистов, ленинградцы не сдавались. Несмотря на такое тяжелое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев. Город продолжал жить. Работало радио. По радио передавали последние новости с фронта. И люди верили, что победа придёт, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом.
И вот наконец, зимним утром 27 января 1944 года, на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, минометов и "катюш" и блокадное кольцо было разорвано.
-Какие 2 фронта прорвали блокаду Ленинграда? ( Ленинградский и Волховский фронта).
Ленинградцы ценой своей жизни задержали врага у стен города. За подвиг жителей блокадного Ленинграда городу было присвоено почетное звание город-герой.
1-й ребёнок
«Люди Ленинграда,
Жертвы злой войны
Хваткою блокады
На смерть обречены!
Хлеба не хватало
Так же, как тепла.
Сколько бомб упало,
Разрушило дома
Люди не сдавались!
Из последних сил
С бедами сражались,
Враг их не сломил!
2-й ребёнок
Кружился снег, а город наш бомбили.
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили.
Чтоб мирной стала каждая зима.
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь они отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
Люди не забывают тех, кто защищал город и в память о них и тех суровых днях на площади Победы после войны был установлен мемориал. Здесь же находится музей блокады Ленинграда.
На Ладожском озере, в том самом месте, где автомобили сходили на опасный ладожский лед, стоит памятник «Дороге жизни», которая спасла тысячи ленинградцев от голодной смерти.
Также памятник « Две половины несомкнутой дуги»-разорванное блокадное кольцо, памятник «Цветок», «Зенитная батарея», памятник « Родина Мать». Сюда каждый год приходят люди, почтить память защитников Ленинграда. В память о подвиге ленинградцев, павших в те суровые дни, на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят туда цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны жизнью.
Вот и мы с вами сейчас зажжем символический «вечный огонь» стоя почтим память героев – защитников Ленинграда минутой молчания. «Минута молчания»
Мы никогда не забудем подвиг тех, кто защищал город Ленинград.
Но мы с вами не хотим, чтобы повторилась эта страшная война. Давайте встанем в круг и споем все вместе песню о мире, которая называется «Солнечный круг». Дети поют песню «Солнечный круг».
III.Заключительная часть.
Вопросы: «Что запомнилось?», «Что такое блокада города?», «Почему люди защищали свой город?», «Как защищали?», «Что помогало людям выжить?», «Как люди хранят память о героическом прошлом своего города?» «Как вы думаете, о чем мечтали дети блокадного города?», «Хотят ли мира дети всей нашей планеты?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игровой образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Блокада Ленинграда».
Обогатить знания детей о героическом прошлом Блокадного города. Формировать у детей нравственные понятия. Воспитывать чувство гордости за защитников Отечества....
Сценарий мероприятия по познавательному развитию в подготовительной группе по теме : «Блокада Ленинграда»
Цель: систематизировать знания детей о героическом прошлом города ЛенинградаЗадачи:закрепить знания детей о блокаде Ленинграда, о подвиге защитников города на художественном, аудиоматериале; показать ...
Конспект познавательного мероприятия для детей старшей разновозрастной группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»
Сегодня, 27 января вся страна отмечают праздник День полного снятия Блокады Ленинграда. Много лет тому назад, когда нас с вами еще не было на свете, 22 июня 1941года фашисты напали на н...
Познавательное развитие Конспект на тему: «Блокада Ленинграда»
Цель: - обогатить знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда;- дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города.Задачи:Расширять знания детей об истории р...
КОНСПЕКТ НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»
КОНСПЕКТ НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»...
КОНСПЕКТ НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»
Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны....