Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Баранова Ольга Борисовна

Занятие с элементами экспериментально-исследовательской деятельности. Тема "Воздух-невидимка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Тема: «Воздух-невидимка»

Программное содержание:

Познакомить со свойствами воздуха; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; творческое и познавательное мышление

Воспитывать познавательный интерес

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Использование технологий: ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты),  здоровьесберегающая технология (физкультминутка).

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

- мыльные пузыри

- кораблики из пенопласта с бумажными парусами (по количеству детей);

- емкость с водой – «море» для корабликов;

- веера (по количеству детей);

- стаканчики с цветным мыльным раствором (по количеству детей);

- белые листы (по количеству детей).

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент

Дети проходят на ковер.

Воспитатель:

- Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно,  четко говорим

Никуда мы не спешим!

- Ребята. я хочу загадать вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый раз,

Но невидим он для нас! (Воздух)

Воспитатель:

- Правильно это воздух. Для чего нам нужен воздух? (Ответы детей).

- Кому он нужен? (Да, ребята, воздух необходим всему живому: человеку, животным, птицам, рыбам и даже растениям)

- Где находится воздух? (Он окружает нас повсюду и дома, и группе, и на улице)

2. Основная часть

На слайде появляется грустный Незнайка

- Здравствуйте, ребята!

Воспитатель:

- Незнайка, почему ты такой грустный, что у тебя случилось?

Незнайка: Мне на день рождение подарили шарики. Вчера они были такие большие, а сегодня вот…

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, что случилось с шариками? (Они сдулись). А как можно помочь Незнайке? (Надуть шары)

Воспитатель:

- Незнайка, тебе нужно надуть шарики воздухом

Незнайка: Каким еще таким воздухом? Я его не вижу.

Воспитатель:

- Оставайся с нами и все узнаешь.

- Ребята, чтоб узнать, побольше о воздухе, нам нужно отправиться в лабораторию. Что такое лаборатория? (это такое место, где ученые - исследователи проводят различные опыты)

- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, слушать друг друга внимательно и не перебивать друг друга, без разрешения взрослого ничего не трогать.

Дети заранее одеты в халаты.

- Я приглашаю вас в лабораторию.

Вот теперь вы не дети, а ученые.

Чтоб природе другом стать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Дети проходят за столы.

Воспитатель:

- Ну вот мы очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. Проходите, и занимайте свои места.

- Ребята, Незнайка сказал, что не видит воздух, а вы его видите? (Ответы) Значит воздух какой – невидимый, бесцветный. Правильно, воздух невидимый, но я предлагаю вам поймать воздух и узнать все же какой он.

Опыт 1. «Поймай воздух».

Воспитатель: Возьмите пакет. Что в нём? (Он пуст)

Воспитатель:

- Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь мы его видим? (нет). А как мы понимаем, что в пакете есть воздух? (он надутый). Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха. Мы его выпустили

Воспитатель:

- Давайте еще раз поймаем воздух и скажите мне какой он (воздух прозрачный, бесцветный, легкий).

А сейчас, ребята я предлагаю вам увидеть воздух.

Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике?»

Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент.

Воспитатель:

- У вас на столах стоят стаканчики с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель:

- Да, ребята. Эти пузырьки и есть воздух. Воздух легче воды и поэтому когда мы выдыхаем воздух который внутри нас он выходит в виде пузырьков наверх. А чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем. Под музыку воспитатель пускает пузыри, а дети их ловят. Одновременно на слайде играет музыкальная зарядка.

- Молодцы, мы немножко отдохнули. А теперь вытираем  руки салфетками и продолжаем работать.  И я снова предлагаю вам пройти в лабораторию и узнать, можно ли ощутить воздух?

Опыт 3. «Движение воздуха»

- У вас у каждого на столе лежит веер. Возьмите его и помашите перед собой. Что вы чувствуете? (Ответы). Этот ветерок и есть воздух. Если воздух движется медленно дует тихий ветер, а если движение воздуха быстрое, дует сильный ветер.

- Как мы можем понять, что на улице ветер?(качаются деревья, бегут облака, поднимается снег или пыль)

Воспитатель:

Вывод: Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Опыт 4. «Кораблики»

Воспитатель:

- Сегодня я предлагаю вам побыть в роли ветерков. У меня есть кораблики и тазики с водой.

- Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.

- А можно ли воздух услышать?

Опыт 4.  «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

   (Подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек.)

Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?  (Звук) Музыканты, которые играют на духовых инструментах, его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента,  воздух дрожит, получаются звуки).

- А как можно услышать воздух на улице?(стучит крыша, шуршат листья)

Вывод: воздух можно услышать.

Опыт 5. «Волшебные пузыри»

Воспитатель:

- А знаете, ребята, с помощью воздуха можно рисовать. Для рисования нам понадобится мыльная разноцветная вода, трубочки для коктейля и альбомные листы.

- Берем и опускаем  соломинку в стакан и начинаем дуть, пока над стаканчиком не поднимется мыльная пена.  Когда пена поднялась, берем бумагу и прислоняем ее к мыльной пене. У нас получаются такие разноцветные картинки.  А если мы пофантазируем и дорисуем картинку, то можно получить интересный рисунок. Например такой (воспитатель показывает несколько рисунков из мыльных пузырей). Но это мы сделаем на следующем занятии, нужно чтобы пузыри высохли.

- Итак, лаборатория закрывается. Нам нужно прощаться с Незнайкой.

На слайде появляется веселый Незнайка.

- Спасибо, ребята, я узнал сегодня много интересного о воздухе! Пойду расскажу друзьям и надую свои шарики. Досвидания!

3. Итог занятия

Воспитатель:

- Наша лаборатория закрывается. Что мы сегодня с вами узнали о воздухе? Интересно ли вам было сегодня?

- Молодцы, вы сегодня все были внимательные, наблюдательные, как самые настоящие ученые. Снимайте халаты и можете идти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...

Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»

:  Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, который мы вдыхаем»

В конспекте представлены опыты с воздухом для детей подготовительной группы....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...