Экспериментирование как активный метод познания окружающего мира младшими дошкольниками
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
В материале представлен опыт работы по экспериментированию с различными материалами, практическое пособие-брошюра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment.docx | 24.35 КБ |
eksperimentirovanie.pptx | 2.47 МБ |
opyty.pdf | 680.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экспериментирование
как активный метод
познания окружающего мира
младшими дошкольниками»
Зачастую взрослые говорят любопытному ребёнку: «Отойди от лужи, вымокнешь и испачкаешься! Не трогай песок, он грязный! Не бери снег в руки, он холодный! Не смотри по сторонам, споткнёшься!», не понимая, что дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты.
Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, инициирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.
Таким образом, целью данного опыта является создание условий для активного познания окружающего мира посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний и продуктов детского творчества.
В нашей группе живёт любопытный слонёнок Томас, с которым приключаются разные истории. Он всегда задаёт вопросы, ответы на которые дети могут найти, только экспериментируя, наблюдая, действуя. Этот персонаж помогает детям познавать окружающий мир, приобретать новые знания, удовлетворять любознательность, давая возможность пощупать, понюхать, смешать, рассыпать, тем самым обрести опыт познания.
Предлагаю вашему вниманию несколько игровых ситуаций, направленных на активное получение детьми представлений о различных объектах неживой природы и предметах из разных материалов.
Подготовка и проведение опыта с детьми младшего дошкольного возраста всегда подчиняются определённому алгоритму:
- постановка исследовательской задачи (создание проблемной ситуации)
- уточнение правил безопасности
- выполнение эксперимента;
- формулировка выводов;
- фиксирование результатов.
Игровая ситуация «Собери бусины»
Цель: формировать представления о свойствах песка.
Слонёнок Томас очень хотел порадовать маму и подарить ей красивые бусы, но он нечаянно споткнулся, пока, торопясь, бежал домой, упал и бусины рассыпались в песок. Томас не знал, что делать, как побыстрее собрать бусины, которые перемешались с песчинками. Детям предлагают выбрать из уголка экспериментирования предметы, которые помогут Слонёнку (ситечки, совочки для песка). Экспериментируя с песком, у детей формируются представления о том, что сухой песок сыпется. Не успел Слонёнок собрать бусины, как пошёл дождик и намочил песок, Слонёнок попробовал насыпать сырой песок через ситечко, у него не получилось. Зато с помощью разных формочек для песка Слонёнок слепил из влажного песка фигурки, чтобы порадовать маму. Этот эксперимент знакомит детей со свойствами мокрого песка – ему можно придавать разную форму. Дети также делают выводы, сравнивая песок, который лежал на солнечном месте, он тёплый, а мокрый после дождика – холодный.
Игровая ситуация «Почему улетел шарик?»
Цель: формирование представления о свойствах воздуха, его движении.
Слонёнок Томас вышел поиграть на улицу с воздушным шариком, но вдруг шарик вырвался из рук и улетел. Слонёнок заплакал. Почему улетел шарик? Как Томасу нужно было определить, есть на улице ветер или нет? Эксперимент помогает понять, что ветер – это движение воздуха, его можно увидеть по бегущим облакам, качающимся деревьям, колыханию флажков и вращению лопастей вертушек.
Игровая ситуация «Волшебные краски»
Цель: формировать представление о получение нового цвета путём смешивания двух других.
Слонёнок Томас любит рисовать. Ему захотелось нарисовать картинку про тёплую страну, где он живёт. У него была синяя краска, он нарисовал небо, жёлтой краской нарисовал солнце, зелёной краской нарисовал траву и хотел ещё нарисовать пальмы, но зелёная краска у него закончилась. Слонёнок Томас сначала расстроился, но потом решил смешать синюю и жёлтую краски. И чудо! Получилась зелёная краска. Дети в процессе активной деятельности узнают, что из трёх основных цветов (красного, синего, жёлтого), можно получить много других. Данный вид эксперимента активизирует внимание детей на разнообразие цветов в окружающем мире. Также у детей есть возможность использовать результат эксперимента для создания продуктов детского творчества.
Игровая ситуация «Сушим одежду»
Цель: формировать представление о роли солнца в испарении воды.
Слонёнок Томас заметил, что пока он рисовал, его одежда испачкалась в краске. Что же делать? Томас налил воды в тазик, взял мыло и начал стирать одежду. Мыло и чистая вода помогли ему отстирать краску с одежды. Томас развешал одежду для просушивания, но он не обратил внимание на то, что погода за окном была пасмурная, солнца на небе не было, Томас собирался к другу, чтобы унести ему свой рисунок, но в мокрой одежде не мог никуда выйти. Что можно посоветовать Томасу? Дети предлагают посушить одежду на батарее. Данный эксперимент формирует представления о том, что вода испаряется из ткани в тёплом, солнечном месте быстрее, чем без воздействия солнца и тепла.
Игровая ситуация «Купаемся с игрушками»
Цель: расширять представления о свойствах предметов из разных материалов, о свойствах воды.
Слонёнок Томас решил искупаться в бассейне, пока сохнет одежда. Он взял с собой целый пакет с игрушками (резиновый мяч, пластмассовая кукла, металлическая машинка, деревянная матрешка, фарфоровая (стеклянная) уточка, плюшевый мишка, бумажная лодочка). Но некоторые игрушки утонули, когда он опустил их в воду. Какие игрушки Томасу не нужно было брать с собой? Этот эксперимент расширяет представления о свойствах материалов: резина и пластмасса не намокают и не тонут, ткань намокает и тонет, бумага намокает и рвётся, металлические и стеклянные предметы тонут в воде.
Игровая ситуация «Почему тает Снеговик?»
Цель: формировать представления о свойствах снега в разных температурных условиях.
Однажды вечером Слонёнок увидел на улице маленькие звёздочки-снежинки. А проснувшись утром, он увидел во дворе Снеговика. Познакомившись с ним, они долго играли в снежки. Когда Слонёнок Томас замёрз, он пригласил своего нового приятеля Снеговика к себе в гости, но Снеговик отказался, почему? Принеся снеговика в тёплое помещение, дети обращают внимание, что снег становится мягким, теряет форму и образуется лужа воды. Эксперимент помогает детям узнать об агрегатных состояниях воды, об условиях, в которых снег превращается в воду.
Подобные игровые ситуации «Как помочь Томасу собрать воду, которую он разлил», «Как спрятать в воде ракушку?», «Как достать воду хоботом со дна стакана?», «Какие предметы можно использовать, чтобы спрятаться от дождя?», описаны мною в небольшой брошюре «Познаём мир со Слонёнком Томасом», которая может быть полезна и родителям. Данные опыты повышают уровень любознательности младших дошкольников и помогают самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы.
Вывод: Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Желаю всем успехов в развитии интереса у детей к исследованию окружающего мира.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это всё эксперименты, Интересные моменты, Всё, всё, всё хотим узнать, Нужно умными нам стать. Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
ЦЕЛЬ: Создавать условия для активного познания окружающего мира посредством опытно – экспериментальной деятельности.
Алгоритм проведения эксперимента: - постановка исследовательской задачи (создание проблемной ситуации) - уточнение правил безопасности - выполнение эксперимента; - формулировка выводов; - фиксирование результатов
Познаём окружающий мир со Слонёнком Томасом
«Как собрать бусины» Цель: формировать представления о свойствах песка (сухого, влажного).
«Какой песок?» Текст слайда Вывод: сухой песок сыпется, из влажного можно лепить фигуры.
«Почему улетел воздушный шарик?» Цель: формировать представления о свойствах воздуха, его движении.
«Волшебные краски» Цель: формировать представление о получение нового цвета путём смешивания двух других.
«Сушим одежду» Цель: формировать представление о роли солнца в испарении воды.
«Какие игрушки не тонут?» Цель: расширять представления о свойствах предметов из разных материалов, о свойствах воды.
«Почему тает Снеговик?» Цель: формировать представления о свойствах снега в разных температурных условиях.
Вывод Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы можем развивать у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открывая перед детьми удивительный мир экспериментирования. Опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует активному получению детьми новых знаний об окружающем мире.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.
Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...
Материал по окружающему миру (младшая группа):интегрированное занятие в первой младшей группе: «Домик из камней для черепашки Наташки».
Интегрированное занятие по окружающему миру (младшая группа): "Домик для черепашки Наташки"...
Проект по окружающему миру (младшая группа) на тему: Проектная деятельность в первой младшей группе « Снеговик»
Вопрос экологического воспитания и образования детей –становится актуальным в настоящее время. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на п...
Использование мультимедийных технологий в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников
Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно – коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный челове...
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе по Окружающему миру "Знакомим дошкольников с ПДД"
Знакомить детей с ПДД, формировать у них навыки правильного поведения не дороге нужно с самого детства, т.к. в этом возрасте происходить наиболее прочное усвоение знаний. Правила впоследстии ста...
Отчёт по самообразованию « Детское экспериментирование с песком, как средство познания окружающего мира младших дошкольников»
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Н. Н. Поддьяков....
Методическая разработка «Использование мультимедийных технологий в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников»
Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно – коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный ...