Методическая разработка "Игровые занятия для детей 2 группы раннего возраста"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
«Разработка игровых занятий для детей
второй группы раннего возраста»
Становление игры – одно из главных достижений раннего возраста. Внутри игры развивается наглядно – образное мышление, воображение, речь, способность к творчеству. Поэтому на протяжении года в своем детском саду я изучила проблему использования игровых занятий, как основная форма организации учебно-воспитательного процесса.
Игра - наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений гораздо быстрее и проще осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребенка деятельности. Однако столь сильный эффект на развитие ребенка имеет только полноценная, развитая игра, которая в последнее время наблюдается достаточно редко. Что же для этого должен сделать воспитатель? Ответов на этот вопрос очень много, самый простой - найти подходящую игру, но самый сложный, но вместе с тем осознанный, творческий – разработать ее самим. Этому процессу, разработки игры, я и уделила время.
На первом этапе при составлении плана игры - занятия, я изучила психологические особенности работы с детьми. Основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Внутренний, психологический план у ребенка только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Восприятие и эмоции еще не отделены друг от друга и вызывают непосредственное действие в ситуации. Дети чрезвычайно впечатлительны, восприимчивы к окружающему, эмоциональны, однако его эмоции непостоянны, ярки и быстротечны. Деятельность ребенка с предметами является ведущей, так как в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка (восприятия, мышления и внимания). Складываются представления о свойствах вещей. Действия с предметами направлены в основном на такие их свойства, как величина и форма. Речь находится в стадии формирования.
Мой опыт показывает, что в игре – занятии одни дети быстро реагируют на всякое внешнее воздействие, другим на это требуется длительный срок, поэтому необходимо было разделить детей на мини-группы, в которых учитывался возраст, примерно одинаковый уровень развития, и способность ребенка общаться фразами, предложениями.
На втором этапе были изучены психолого – педагогические задачи при разработке плана игровых занятий, где была выделена основная задача - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Для этого я организовала наблюдение детей за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментировала детям их действия; обсуждали с детьми домашние дела взрослых; привлекала их к посильному участию в жизни группы: выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым и сверстникам; обогащался внеситуативный опыт детей: читались им книжки, совместно рассматривались и обсуждались картинки.
Личностно – ориентированное общение является необходимым условием возникновения и развития игры, потому что ребенок вступает в игровое взаимодействие только с теми взрослыми, с которыми у него установились доверительные отношения. При проведении игр – занятий с детьми предпочтителен мягкий спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности. Не следует делать ребенку замечания, упрекать его – это может привести к неуверенности малыша в себя. В играх использовать яркий дидактический материал, пособия, вызывающие интерес ребенка к играм.
Очень важный момент при разработке игры – занятия выстроить систему, в который каждый этап опирался на предыдущий и подготавливал следующий. При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение является важным условием их развивающего эффекта. Лучше посвятить первую половину дня знакомой части занятия – игры, а новую оставит на вторую половину.
Главное средство в работе с маленькими детьми – доброжелательность, установка на сюрприз и разного рода неожиданности, ваше удивление или восхищение, ваша эмоциональная выразительность и заразительность. Все это раскрывает важнейшую задачу взрослого – заинтересовать ребенка, увлечь его игрой. Заканчивать каждую игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от нее.
На основе данных принципов я разработала серию игр – занятий, направленных на обогащения опыта и развития игровой инициативы у ребенка.
Игра – занятие «Лучи солнышка»
Виды детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Планируемые результаты (развитие интегративных качеств): умеют слушать, охотно включаются в игру, проявляют положительные эмоции, умеют рисовать карандашом прямые линии
Демонстрационный материал:
- красиво оформленное круглое желтоватое солнышко (из картона или мягкая игрушка);
- большой мячик желательно желтого цвета;
- зонтик.
Раздаточный материал:
- для каждого ребенка по 5 желтых кругов и синих квадратов;
- 10 счетных палочек (желательно желтого цвета);
- половинки альбомных листов с нарисованным в центре желтым кругом (солнцем), желтые цветные карандаши.
Организационный момент
Воспитатель привлекает внимание детей друг к другу. Ласково обняв обоих малышей, обращается поочередно к каждому из них: «Посмотри, Кирилл, кто с нами сидит, это Катя. Катя, это Кирилл. Тебе нравится Катя? Какое у нее красивое платье. А у Кирилла, какая красивая рубашка» (Предлагаю детям назвать друг друга по имени).
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Рассказываю детям стихотворение А. Барто. Слушая стихотворение, дети сжимают руки в кулачки и снова их разжимают и т. д.
Воспитатель
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату,
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку!
Теперь на солнышко наплыла тучка. (Дети по очереди сгибают каждый пальчик на правой руке.)
Вот и получился кулачок – тучка.
Сюрпризный момент
В комнату вплывает солнышко-игрушка. Дети здороваются с солнышком, рассматривают его.
Воспитатель. Дети, какое солнышко? Желтое, круглое, красивое, горячее.
Дидактическая игра «Круги - квадраты»
Цель. Учить детей фиксировать внимание на форме предметов и группировать их по этому признаку.
Показываю детям перемешанные круги и квадраты.
Воспитатель. Посмотрите, круглое солнышко решило спрятаться от нас. Давайте отыщем много солнышек.
Дети получают по набору из пяти кругов и квадратов и раскладывают их на две кучки. Спрашиваю детей, где солнышки. Забираю у них пять квадратов и четыре круга.
Дидактическая игра «Лучики»
Цель. Развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
У детей осталось по одному круглому солнышку. Детям надо выложить вокруг солнышка из счетных палочек лучики.
Спортивная игра «Солнышко покатилось» («Катаем мячик»)
Цель. Развивать основные движения.
Солнышко хочет с детьми поиграть. Дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель садится в центр и катит первому ребенку мяч, получив от него таким же образом мяч, катит следующему.
Дети могут попробовать катить мяч по кругу от одного ребенка к другому.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель. Развивать бег, создать хорошее настроение.
Воспитатель. Солнце по небу катилось и за тучку завалилось. А из тучки может пойти дождик. Ребята, мы сейчас с вами и сыграем в такую игру. Если я скажу: «Дождик!» - бегите ко мне прятаться под зонтик. (Покажите детям зонт.) Если скажу: «Солнышко!» - отправляйтесь гулять.
Когда дети сидят под зонтом, можно вместе с ними проговорить потешку, после которой сразу появится солнышко:
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Обучающая игра «Солнце и зонтик»
Цель. Развивать у детей произвольное внимание, быстроту реакции и умение действовать в зависимости от ситуации.
Воспитатель. У солнышка есть лучи. Поэтому солнышко мы будем изображать так. (Разведите руки в стороны.) А когда идет дождь, надо прятаться под зонтик. (Сложите руки над головой – руки образуют треугольник – получился зонтик.)
Когда воспитатель произносит: «Солнце!» - дети разводят руки в сторону, «Зонтик!» - руки над головой.
Физкультминутка «Солнышко»
Воспитатель. Ребята, давайте позовем солнышко.
Солнышко, ведрышко (Дети призывно машут руками)
Выгляни в окошечко! (Одна рука над головой, другая под подбородком – дети изображают окно)
Твои детки плачут (Дети делают вид, что плачут)
По камушкам скачут (Дети подпрыгивают)
Дети повторяют за воспитателем движения по ходу стихотворения.
Рисование цветными карандашами
«Лучи солнышка»
Цель. Упражнять детей в рисовании линий в разных направлениях в заданном месте.
Раздаю детям альбомные листы с изображением желтых кругов и показываю, как дорисовать солнышку лучики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Разработка игровых занятий для детей
второй группы раннего возраста»
Становление игры – одно из главных достижений раннего возраста. Внутри игры развивается наглядно – образное мышление, воображение, речь, способность к творчеству. Поэтому на протяжении года в своем детском саду я изучила проблему использования игровых занятий, как основная форма организации учебно-воспитательного процесса.
Игра - наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений гораздо быстрее и проще осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребенка деятельности. Однако столь сильный эффект на развитие ребенка имеет только полноценная, развитая игра, которая в последнее время наблюдается достаточно редко. Что же для этого должен сделать воспитатель? Ответов на этот вопрос очень много, самый простой - найти подходящую игру, но самый сложный, но вместе с тем осознанный, творческий – разработать ее самим. Этому процессу, разработки игры, я и уделила время.
На первом этапе при составлении плана игры - занятия, я изучила психологические особенности работы с детьми. Основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Внутренний, психологический план у ребенка только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Восприятие и эмоции еще не отделены друг от друга и вызывают непосредственное действие в ситуации. Дети чрезвычайно впечатлительны, восприимчивы к окружающему, эмоциональны, однако его эмоции непостоянны, ярки и быстротечны. Деятельность ребенка с предметами является ведущей, так как в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка (восприятия, мышления и внимания). Складываются представления о свойствах вещей. Действия с предметами направлены в основном на такие их свойства, как величина и форма. Речь находится в стадии формирования.
Мой опыт показывает, что в игре – занятии одни дети быстро реагируют на всякое внешнее воздействие, другим на это требуется длительный срок, поэтому необходимо было разделить детей на мини-группы, в которых учитывался возраст, примерно одинаковый уровень развития, и способность ребенка общаться фразами, предложениями.
На втором этапе были изучены психолого – педагогические задачи при разработке плана игровых занятий, где была выделена основная задача - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Для этого я организовала наблюдение детей за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментировала детям их действия; обсуждали с детьми домашние дела взрослых; привлекала их к посильному участию в жизни группы: выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым и сверстникам; обогащался внеситуативный опыт детей: читались им книжки, совместно рассматривались и обсуждались картинки.
Личностно – ориентированное общение является необходимым условием возникновения и развития игры, потому что ребенок вступает в игровое взаимодействие только с теми взрослыми, с которыми у него установились доверительные отношения. При проведении игр – занятий с детьми предпочтителен мягкий спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности. Не следует делать ребенку замечания, упрекать его – это может привести к неуверенности малыша в себя. В играх использовать яркий дидактический материал, пособия, вызывающие интерес ребенка к играм.
Очень важный момент при разработке игры – занятия выстроить систему, в который каждый этап опирался на предыдущий и подготавливал следующий. При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение является важным условием их развивающего эффекта. Лучше посвятить первую половину дня знакомой части занятия – игры, а новую оставит на вторую половину.
Главное средство в работе с маленькими детьми – доброжелательность, установка на сюрприз и разного рода неожиданности, ваше удивление или восхищение, ваша эмоциональная выразительность и заразительность. Все это раскрывает важнейшую задачу взрослого – заинтересовать ребенка, увлечь его игрой. Заканчивать каждую игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от нее.
На основе данных принципов я разработала серию игр – занятий, направленных на обогащения опыта и развития игровой инициативы у ребенка.
Игра – занятие «Лучи солнышка»
Виды детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Планируемые результаты (развитие интегративных качеств): умеют слушать, охотно включаются в игру, проявляют положительные эмоции, умеют рисовать карандашом прямые линии
Демонстрационный материал:
- красиво оформленное круглое желтоватое солнышко (из картона или мягкая игрушка);
- большой мячик желательно желтого цвета;
- зонтик.
Раздаточный материал:
- для каждого ребенка по 5 желтых кругов и синих квадратов;
- 10 счетных палочек (желательно желтого цвета);
- половинки альбомных листов с нарисованным в центре желтым кругом (солнцем), желтые цветные карандаши.
Организационный момент
Воспитатель привлекает внимание детей друг к другу. Ласково обняв обоих малышей, обращается поочередно к каждому из них: «Посмотри, Кирилл, кто с нами сидит, это Катя. Катя, это Кирилл. Тебе нравится Катя? Какое у нее красивое платье. А у Кирилла, какая красивая рубашка» (Предлагаю детям назвать друг друга по имени).
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Рассказываю детям стихотворение А. Барто. Слушая стихотворение, дети сжимают руки в кулачки и снова их разжимают и т. д.
Воспитатель
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату,
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку!
Теперь на солнышко наплыла тучка. (Дети по очереди сгибают каждый пальчик на правой руке.)
Вот и получился кулачок – тучка.
Сюрпризный момент
В комнату вплывает солнышко-игрушка. Дети здороваются с солнышком, рассматривают его.
Воспитатель. Дети, какое солнышко? Желтое, круглое, красивое, горячее.
Дидактическая игра «Круги - квадраты»
Цель. Учить детей фиксировать внимание на форме предметов и группировать их по этому признаку.
Показываю детям перемешанные круги и квадраты.
Воспитатель. Посмотрите, круглое солнышко решило спрятаться от нас. Давайте отыщем много солнышек.
Дети получают по набору из пяти кругов и квадратов и раскладывают их на две кучки. Спрашиваю детей, где солнышки. Забираю у них пять квадратов и четыре круга.
Дидактическая игра «Лучики»
Цель. Развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
У детей осталось по одному круглому солнышку. Детям надо выложить вокруг солнышка из счетных палочек лучики.
Спортивная игра «Солнышко покатилось» («Катаем мячик»)
Цель. Развивать основные движения.
Солнышко хочет с детьми поиграть. Дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель садится в центр и катит первому ребенку мяч, получив от него таким же образом мяч, катит следующему.
Дети могут попробовать катить мяч по кругу от одного ребенка к другому.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель. Развивать бег, создать хорошее настроение.
Воспитатель. Солнце по небу катилось и за тучку завалилось. А из тучки может пойти дождик. Ребята, мы сейчас с вами и сыграем в такую игру. Если я скажу: «Дождик!» - бегите ко мне прятаться под зонтик. (Покажите детям зонт.) Если скажу: «Солнышко!» - отправляйтесь гулять.
Когда дети сидят под зонтом, можно вместе с ними проговорить потешку, после которой сразу появится солнышко:
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Обучающая игра «Солнце и зонтик»
Цель. Развивать у детей произвольное внимание, быстроту реакции и умение действовать в зависимости от ситуации.
Воспитатель. У солнышка есть лучи. Поэтому солнышко мы будем изображать так. (Разведите руки в стороны.) А когда идет дождь, надо прятаться под зонтик. (Сложите руки над головой – руки образуют треугольник – получился зонтик.)
Когда воспитатель произносит: «Солнце!» - дети разводят руки в сторону, «Зонтик!» - руки над головой.
Физкультминутка «Солнышко»
Воспитатель. Ребята, давайте позовем солнышко.
Солнышко, ведрышко (Дети призывно машут руками)
Выгляни в окошечко! (Одна рука над головой, другая под подбородком – дети изображают окно)
Твои детки плачут (Дети делают вид, что плачут)
По камушкам скачут (Дети подпрыгивают)
Дети повторяют за воспитателем движения по ходу стихотворения.
Рисование цветными карандашами
«Лучи солнышка»
Цель. Упражнять детей в рисовании линий в разных направлениях в заданном месте.
Раздаю детям альбомные листы с изображением желтых кругов и показываю, как дорисовать солнышку лучики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в гости к Зайчику" - занятие для детей группы раннего возраста
Занятие для детей раннего возраста...
Конспект игрового занятия для детей группы раннего возраста тема: «В гости к нам пришла собачка»
Конспект игрового занятия для детей группы раннего возраста...
Конспект интегрированного занятия для детей группы раннего возраста на тему : " Осень"
Интересное и позновательное занятие. В этом занятии дети учатся правильно называть предметы одежды цвета, и помогают кукле одеться для прогулки в осенний лес....
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Методическая разработка комплексного консультативно-коррекционного занятия для детей группы раннего возраста с выраженной задержкой психоречевого развития в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Фрукты»
АннотацияРанняя комплексная помощь семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является необходимым условием успешной социализации детей с отклонениями в развитии Оптимальной формой ...
Занятие для детей группы раннего возраста по физическая культуре. Тема: «Увлекательное путешествие»
В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. Поэтому растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только...
Конспект занятия для детей группы раннего возраста. Раздел "Познание"
Название занятия: "Как воробей солнышко искал" Закрепляем знания о неживой природе. Материалы и оборудование:- Фланелеграф для игры "месяц и звезды";- капли, выреза...
Методическая разработка развлечения для детей группы раннего возраста "Здравствуй, солнышко!"
Развлечение для детей с двух до трех лет....