Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Природа — наш общий дом»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Максимова Светлана Аркадьевна

Познавательно-исследовательский, экологический проект

«Природа — наш общий дом».

СРЕДНЯЯ ГРУППА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_priroda_-_nash_dom.docx140.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением Художественно-эстетического развития детей Колпинского района

Санкт-Петербурга

Краткосрочный проект в средней группе

на тему: «Природа — наш общий дом»

Воспитатели:

Максимова С.А.

Санкт-Петербург 2021 г.

Познавательно-исследовательский, экологический проект

«Природа — наш общий дом».

СРЕДНЯЯ ГРУППА

 

 «Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.

Проблема. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Актуальность.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому я как педагог формирую у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой. Экологическое воспитание дошкольников я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.

Я убеждаю детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку. Разумеется, что одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому я привлекаю каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Как педагога, моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.

Паспорт проекта.

Название проекта: «Природа - наш общий дом».

Вид проекта: познавательно- исследовательский.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

 Продолжительность проекта: краткосрочный.

 Цель проекта:

1. Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.

2. Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

3. формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Задачи:

-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;

-расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

-формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;

-привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;

-доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.

Показатели результативности:

 в ходе реализации проекта дети:

- формируется чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;

- узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ;

- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;

 в ходе проекта педагог:

- осуществляет инновационную деятельность;

- повышает свой профессиональный уровень;

- в ходе проекта пополнится предметно-развивающая среда группы:

познавательной литературой, оборудованием для экспериментирования, дидактическими играми;

I этап – подготовительный.

Подготовка к внедрению проекта.

-Подобрать методическую литературу по теме.

-Подобрать художественную литературу для чтения детям.

-Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

-Информационный материал для родителей.

-Составить перспективный план мероприятий.

-Разработать тематический досуг для детей «Берегите нашу Землю!».

-Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).

- Анкетирование родителей.

- Картотека пальчиковых и подвижных игр

- Материалы для экспериментирования

II этап - основной.

Выполнение проекта.

Социально-коммуникативное развитие.

Цели: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе

Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Кто, чем питается?», «Найди детёнышу маму»», «Что изменилось», «Что где растёт?», «Кто быстрее найдёт», «Когда это бывает?», «Кто где живёт?», «Что где растёт?».

Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Разбери мусор», «Как правильно вести себя в природе», «Путешествуем с капелькой».

Трудовая деятельность:

- Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями в группе.

- Развешивание кормушек.

Познавательное развитие.

Цель:

- Развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм

- наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;

- рассматривание иллюстраций о временах года;

- ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;

- рассматривание иллюстраций на тему охраны природы;

- просмотр фильма-презентации «Земля – наш дом»;

- опыты с водой и землёй. «Посев семечка», «Откопай разгадку», «Растения пьют воду», «Как очистим воду»

Развивающие игры. «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки», «Путаница».

Речевое развитие.

Цель:

- Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

- Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.

- Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Словесные игры: «Как это было», «Волшебный мешочек», «Домино», «Мир вокруг нас», «Что было, что будет», «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Кто в домике живёт?», «Кто что ест и как кричит?».

Беседы с детьми по темам: «О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы».

Чтение художественной литературы:

Л. Толстой «О. Муравьях».

М. Сырова «Подснежник».

Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

А. Блок «На лугу».

С Маршак «Весенняя песенка».

Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата».

К Ушинский «Утренние лучи».

М. Пришвин «Разговор деревьев».

В. Зотов «Береза», «Дуб».

Пословицы и загадки о весне, земле.

Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир».

Художественно - эстетическое развитие.

Цель: стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;

Коллективная аппликация «Берегите воду».

Раскраски «Времена года», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др.

Лепка с использованием бросового материала «Чашечки для зайчат».

Прослушивание: «Звуки природы», «Звуки леса», «Звуки птиц».

Физическое развитие.

Цели: учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.

Игра-соревнование: «Кто быстрей?».

Физкультминутка: «Животные в лесу».

Игровые упражнения: «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку».

 Развивающая среда.

Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные», «Растения», «Насекомые», «Цветы» и др.

Дидактические игры «Когда это бывает?», «Мир растений», «Что сначала, что потом», «Что где растёт?».

Лото «Мир животных», «Птицы», «Фрукты, овощи, ягоды».

 Взаимодействие с родителями.

Цель: Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального существования в семье,

Консультация для родителей и оформление папки – передвижки «Прикоснись к природе сердцем!».

III этап - заключительный.

Выставка – конкурс среди родителей и детей на лучшую поделку из бросового материала: «Мусорная фантазия».Прежде чем что-то выбросить люди не задумываются над тем, сколько времени этот мусор будет мешать окружающим. Мусор переживет нас, если мы не найдем ему другое применение.Бутылки, коробки из – под сока, яичная скорлупа, старые пакеты, газеты – эти вещи, обычно, оказываются в урне. Ребята со своими родителями должны проявить фантазию и творчество и дать мусору вторую жизнь.

«Картотека игр – экспериментов в средней группе»

«Картотека прогулок в средней группе»

Заключение.

В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты:

- Сформировано представление о труде взрослых в разные время года.

- Сформировано представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы

- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним

- Повысился уровень экологической воспитанности детей и родителей

Наблюдения за сезонными изменениями в природе

 Мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческой– поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «ЗДОРОВЕЙ – КА»

В современном обществе, в XXI веке, предъяв­ляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека ста...

краткосрочный проект в средней группе на тему: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»

Экспериментирование помогает развивать у детей познавательный интерес. Здесь предложены разные варианты опытов с водой....

Краткосрочный проект для средней группы по теме: «Одежда, обувь, головные уборы

Цель: формировать представления об одежде, обуви, головных уборах, их назначении, использовании и уходе за ними....

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Краткосрочный проект в средней группе на тему "Вода"

Краткосрочный проект в средней группе на тему "Вода"...

Экологический краткосрочный проект в средней группе на тему: «Деревья»

Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев.Задачи проекта: Заинтересовать детей, как можно больше уз...

Экологический краткосрочный проект в средней группе на тему: «Деревья»

Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев.Задачи проекта: Заинтересовать детей, как можно больше уз...