Экологический краткосрочный проект в средней группе на тему: «Деревья»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Мороз Татьяна Борисовна

Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев.

Задачи проекта: Заинтересовать детей, как можно больше узнать о деревьях и их пользе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» п. Савинский

Экологический краткосрочный проект в средней группе на тему: «Деревья»

Подготовил воспитатель:

 Мороз Т.Б.

2018г.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательно - исследовательски - творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев.

Задачи проекта: Заинтересовать детей, как можно больше узнать о деревьях и их пользе.

Актуальность темы: Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

 Задачи:

Расширять у детей знания и представления о деревьях:

-характерные особенности строения;

-признаки отличающие одни деревья от других;

-сезонные изменения в строении лиственных деревьев;

-узнавать и называть деревья, произрастающие на территории детского сада и нашего поселка;

-дерево – важный строительный материал;

Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей:

-учить детей давать полные ответы на вопросы;

-развивать умение связно и последовательно рассказывать;

-активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление;

-учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

Родители: повысится  интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические:

- наблюдения,

- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,

- беседы,

- чтение художественной литературы,

- заучивание стихов, пословиц,

- игры,

- опыты.

-экскурсии

Продукты проекта: выставка творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», коллективная работа «Чудо-дерево», разработанные рекомендации и консультации для родителей; изготовление с родителями  сообщение об одном из деревьев , создание лэпбука «Деревья»

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап:

– Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– Подбор методической литературы для реализации проекта;

–Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.

II. Основной этап:

- Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели.

- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Беседы на тему: «Хвойные и лиственные деревья», «Что такое лес, тайга», «Какой бывает лес», «Кому нужны деревья», «Как беречь лес»

Интерактивный плакат «Лиственные  деревья»

Презентация: «В гости к деревьям»

Наблюдения на прогулке: «Рассматривание и сравнение листьев клёна и берёзы»,

«За деревьями», «За хвойными деревьями участка детского сада», «Сравнение шишек

ели, сосны»

 Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке  «Сравнение деревьев и кустарников»

Экскурсия по экологической тропе детского сада.

Экскурсия в музей «Лес- наш друг»

Опытно-экспериментальная деятельность «Дерево и его свойства»

Дидактические игры: «Сравни деревья по коре и стволу», «Что лишнее», «Определи

дерево по листочку», «Определи и назови дерево по его тени», «Сложи дерево и назови   его части», «хвойные и лиственные деревья», «Сосчитай деревья и сравни»,

«Что сначала, что потом», «Правила поведения в лесу»,

Практические упражнения: «Обведи по точкам и раскрась»

Ознакомление детей с художественной литературой:

Чтение: И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»;  заучивание: П. Воронько «Берёзка».

Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща»  и беседы по их содержанию;

Прослушивание: запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:

- рисование на тему « Кленовый лист»;

- конструирование  «Русская береза»;

- лепка «Ветка рябины»,

Коллективная работа: «Чудо-дерево».

 Работа с родителями: Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу».

 Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу».

Совместная творческая деятельность: сообщение об одном из деревьев

Создание лэпбука «Деревья»

III.  Заключительный этап

Художественно-творческая деятельность: коллективная работа «Чудо-дерево».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Дерево и его свойства»

Цель: Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах.

Задачи:

Обучающая: Познакомить детей со свойствами дерева.

Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.

Развивающая: Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, не тонет, удерживает тепло, горит)

Воспитывающая: развитие у детей познавательного интереса к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины;

Материалы: 2 стакана (деревянный и стеклянный, 2 шарика, 2 лодки (Бумажная и деревянная, деревянные игрушки, металлические и деревянные ложки, спички, емкость с водой, «Дерево счастья», кукла – петрушка.

Предшествующая работа: беседы о свойствах материалов, чтение сказки «Чудо – дерево» К. И. Чуковского.

Ход занятия:

Встреча с Петрушкой.

Петрушка: Послушайте внимательно загадку.

Его весной и летом.

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки.

Упали все рубашки.

(дерево)

Петрушка: Правильно ребята.

Воспитатель: А если предмет сделан из дерева, то какой он? (Деревянный).

Развитие внимания. Петрушка: А какие предметы делают из дерева? Дидактическая игра на развитие внимания "Найди предметы из дерева".

Петрушка: Вы очень внимательны и поэтому назвали все предметы из дерева. Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать из дерева.

Воспитатель: Ребята, а какую ещё пользу приносят деревья?

Дети: Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день.

Опыт 1. Дерево горит.

б) В. из чего сделаны спички?

О. Д. из дерева

В. почему их нельзя брать детям?

О. Д. можно обжечься, может быть пожар и т. д.

В. показывает, как быстро сгорает дерево

Опыт 2. Дерево не прозрачное.

Воспитатель: Посмотрите у меня 2 стакана (какие) деревянный и стеклянный. Сейчас я положу в них шарики. Скажите в стеклянном стакане виден шарик?

Дети: Виден.

Воспитатель: А в деревянном стакане? Нет, значит дерево какое? Непрозрачно

Дети: нет

Воспитатель: Значит, дерево какое? Непрозрачное, то ещё одно свойство дерева.

Опыт 3. Дерево не тонет.

Помоги переправить мишутку по воде.

2 лодки бумажная и деревянная

Воспитатель: Ребята мишутка собрался поплавать на лодке, а какую выбрать из низ не знает, давайте ему поможем разобраться.

Воспитатель: Ребята, о каком же свойстве дерева мы узнали?

Дети: Дерево не тонет в воде.

Воспитатель: да ребята дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, корабли и средства передвижения по воде.

Петрушка: Ребята, вы наверно устали? Давайте отдохнём.

Проводится физкультминутка.

Во дворе стоит сосна.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. (поднимаемся на носочки)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней, (руки вверх)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (руками махи над головой)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души,

И на место поспешим. (Дети идут на места.)

Опыт 4. Дерево удерживает тепло.

Ложки деревянные и металлические

Воспитатель: опыт. У вас на столах деревянные и металлические ложки приложите деревянную к одной щеке, а металлическую к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?

Воспитатель: Значит дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома. чтобы в них было тепло, а из железа можно строить дом?

5. Из дерева делают игрушки. Оно легко поддаётся обработке

Петрушка: Ребята посмотрите, что это за сундучок. Давайте посмотрим, что в нем лежит? Игра в деревянные игрушки.

Воспитатель: Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо бережно относится к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относится ко всему, что нас окружает.

6. Закрепление материала.

Воспитатель: Какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?

Ответы детей:

1. Дерево горит.

2. Дерево не прозрачное

3. Дерево не тонет

4. Дерево удерживает тепло

5. Из дерева делают игрушки. Оно легко поддаётся обработке

Петрушка: Мне было приятно с вами пообщаться. До свидания!

Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России»

Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.

Задачи:

Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающего мира; познакомить с деревом береза – русская береза, ставшим символом России; с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям; познакомить со стихотворением, загадками, пословицами, приметами.

Развивающие: развивать речь детей, обогащать словарь; развивать продуктивную деятельность,

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе, воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе.

Виды детской деятельности: познавательная, восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Предварительная работа: беседы, прогулки, чтение рассказов о природе; рассматривание иллюстраций с изображением леса.

Материалы: картинки с изображением различных деревьев, леса; художественная литература; карточки с изображением листьев и плодов; белый картон, цветная бумага(коричневая и зеленая),клей, шаблоны листьев.

Ход НОД

I. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам принесла очень красивые картинки, хотите их увидеть? (ответы детей)

Отгадав загадку, вы узнаете что это за картинки. Послушайте внимательно

 Загадки про деревья, лес.

1. В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)

2. Нам в дождь и в зной поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десяток рук

И тысячи ладошек. (Дерево.)

3. Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)

4. Много рук, а нога одна. (Дерево.)

Воспитатель. (Воспитатель выставляет картинки с изображением леса.)

Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации.

-Что это? (Лес.)

- Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев.)

- Названия каких деревьев вы знаете? (Ель, клен, тополь, береза.)

-А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали. (Рассказы детей.)

-Красиво в лесу? Вам там понравилось?

Деревья – это жилища многих зверей, птиц. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Тогда деревья будут долго радовать нас своей красотой.

II. Основная часть. Ознакомление с деревом. (Береза)

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации о природе нашей Родины. Обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается березка. Березка есть и на нашем участке. (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»! Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и плоды березы - длинные сережки. Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? (Ответы детей.)

Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.

-Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрите в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

Береза украшает наши города. Это красивое дерево. О ней сложено много стихов. Послушайте, что пишет поэт А. Прокофьев

Стихотворение. «Люблю березку русскую»

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, - но не ломится.

Воспитатель:- В лесу береза приносит много пользы человеку, животным, птицам и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу? Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березовый сок? Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Любят птицы и березовые почки. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Много пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица – такими ласковыми словами называют березу. Еще ее называют символ – России.

Физкультминутка «Деревья»

Ветер сильный налетал, (Наклоны корпуса вперед-назад.)

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад – вперед. (Рывки руками перед грудью)

Ветер их качает, гнет.

Будем вместе приседать – (Приседания)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души (Шагают на месте.)

И на место вновь пошли.

Про березу много пословиц, примет, загадок.

Приметы: из берез течет много сока – к дождливому лету; нет дерева белей на свете;

летом на березе появляются желтые листья – осень будет ранней.

Пословицы: сломать дерево – секунда, вырастить – года.

Загадки про березу.

1. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

2. Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а не голова. (Береза.)

3. Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Береза.)

4. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой стоит под горой. (Береза.)

5. Разбежались по опушке

В белых платьях подружки. (Березы)

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали – это береза.

Игра «Узнай и назови»

Воспитатель задает вопросы детям:

- Какие части дерева вы знаете? (ствол, корни, ветки, листья, почки)

- Зачем корни деревьям? (корнями дерево питается, пьет)

- Где находятся корни? (корни в земле, иногда выходят на землю)

- Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами)

- А какие ветки у березы? (длинные, тонкие)

- Какой формы березовые листья? (похожи на треугольники)

- Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе?

(Черными пятнами березка дышит, они заменяют ей легкие)

-Какую пользу приносит береза (сок, лекарства, краска, дрова, мебель, лыжи, корм для птиц)

-Какое дерево называют кудрявым (береза)

-Какое дерево называют русским (береза)

Упражнение «Покажи и назови части дерева».

Воспитатель показывает на картине корни, ствол, ветки, крону, листья, Затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.

Изготовление березы:

Предлагает детям еще раз внимательно рассмотреть березку и сделать ее.

1.из отрезка белого картона изготовляем ствол березы, скручивая его.

2. черным фломастером  наносим горизонтальные парные полоски, как на стволе березы.

3. вырезаем прямоугольный фрагмент из коричневого бумажного листа.

4. один край этого прямоугольника надрезаем в вертикальном направлении, размещая разрезы, на небольшом расстоянии друг от друга.

5. оборачиваем этой деталью картонный рулон, приклеиваем ее бахромой вверх. Ствол нашего дерева обретает крону.

6. небольшие узкие полоски коричневой бумаги приклеиваем по всему стволу – как отдельные ветви.

7. Берем зеленую бумагу, отрезаем от нее довольно узкую полосу и делаем травку.

8.берем шаблоны листиков и хаотично наклеиваем на ветви нашего дерева.

9. и наша березка готова

 III. Заключительная часть. Подведение итогов

10. Рефлексия.

Вопросы:

-С каким деревом вы сегодня познакомились?

-Что вы нового сегодня узнали о березе?

-Какое дерево делали?

-Что вам понравилось на занятии?

     

Комплексное занятие  «Чудо-дерево»

Цель: Познакомить детей с иллюстрациями к стихам К. И. Чуковского, художниками Ю. Васнецова, В. Сутеева, А. Коневского, В. Конашевича.

Вызвать интерес к созданию волшебного дерева, побуждать детей фантазировать и наделять чудесное дерево волшебными плодами. Воплощать волшебный замысел.

Задачи:

Продолжать закреплять умение детей рисовать кистями двух размеров, закреплять умение закрашивать трафареты широкой кистью в одном направлении слева-направо, сверху-вниз, наносить узоры, орнаменты кончиком тонкой кисти.

Продолжать учить промывать кисти после смены гуаши, рисовать гуашью разного цвета, пользоваться салфетками, после работы кисти ставить в стакан вверх ворсом.

Закреплять умение договариваться в выборе цвета гуаши.

Развивать фантазию, память, внимание, творчество.

Воспитывать любовь к художественным произведениям.

Материал:

иллюстрации к стихам К. И. Чуковского, художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, А. Коневского, В. Конашевича,т рафареты (сапоги, валенки, туфли, чулки, ботинки, пинетки, носки, лапти, гуашь разного цвета, кисти 2-х размеров. Объемное «Чудо –дерево», в конце которого дети вешают свои работы, сорока, письмо, сюрпризный момент (мелки восковые, полянка, елочки, грибы, цветы в середине «Чудо-дерева», медведь (мягкая игрушка). Запись пения птиц.

Предварительная работа: чтение стихотворения К. И. Чуковского «Чудо-дерево», рассматривание иллюстраций, рисование в свободной деятельности разных узоров и орнаментов. Заучивание отрывка из стихотворения.

Ход деятельности.

Выставка иллюстраций к стихотворению К. И. Чуковского, Ю. Васнецова, В. Сутеева, А. Коневского, В. Конашевича. Воспитатель предлагает детям побывать на выставке иллюстраций художников и рассмотреть их. Дети рассматривают иллюстрации, читают стихи из произведения Чуковского «Чудо-дерево»:

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо,чудо,чудо,чудо.

Расчудесное.

Не цветочки на нем,

Не листочки на нем,

А чулки и башмаки,

Словно яблоки.

Мура туфельку снимала,

В огороде закопала:

-Расти, туфелька моя,

Расти, маленькая»

Уж как туфельку мою

Я водичкою полью,

И вырастет дерево,

Чудесное дерево!

Сорока приносит письмо из сказочного леса.

«Здравствуйте, мои дорогие друзья! Это я, ваш старый друг Мишка из сказочного леса. А знаете, почему я вам пишу? Потому что в нашем волшебном лесу выросло необыкновенное дерево. Оно все покрыто необыкновенными цветами, оно такое красивое, что все звери нашего леса приходят полюбоваться на него.

А наша любопытная, вездесущая сорока, которая везде летает, все высматривает, все слушает, услышала разговор волшебников и сказала нам, что это дерево волшебное, оно «Чудо-дерево». На нем вырастут необыкновенные, волшебные плоды. Но появятся они только тогда, когда в наш лес придете вы, ребята. Мы все вас ждем и «Чудо-дерево» вас ждет.»

Ваш друг Мишка.

Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебный лес на крыльях сказки при помощи волшебной палочки. Дети говорят волшебные слова «Крибле, крабле, бумс!. Звучит музыка с пение птиц и дети идут в волшебный лес.

Воспитатель: Но вот мы ребята и в волшебном лесу. Какая прелестная полянка, а вот и чудесное дерево, оно и правда очень красивое. Посмотрите, какие цветочки на нем (под деревом сидит Мишка)

- Ребята, а вот и наш друг Мишка. Здравствуй, Мишка!

--Ура, ребята к нам пришли. Теперь на нашем дереве обязательно появятся плоды. Только как они появятся?

Воспитатель предлагает детям помочь вырасти плодам на дереве. Задает детям вопросы:

- Ребята, какие плоды могут вырасти на дереве?  (туфельки, башмачки, носки, чулки, валенки и т. Д.). Воспитатель предлагает детям вернуться в детский сад и помочь.

Дети садятся за столы и раскрашивают трафареты разной обуви, носок, чулков. При этом договариваются, каким цветом они будут рисовать, чтобы пара получилась одним цветом.

Физминутка:

Мы сегодня рисовали

Наши пальчики устали,

А теперь мы отдохнем,

Пальцы мы сжимать начнем.

Повращаем, повращаем,

А потом их разжимаем,

Руки хорошо встряхнем,

Снова рисовать начнем!  Затем дети рисуют узоры на трафаретах тонкой кистью. Когда работы будут готовы, дети опять под музыку пения птиц, с волшебными словами отправляются в лес, вешают работы на дерево, рассматривают «Чудо-дерево» со своими рисунками. Мишка благодарит детей за волшебные, чудесные плоды, вручает от всех зверей леса сюрприз.

Воспитатель подводит итог, какие чудесные получились плоды у детей.

                                           

Посещения музея тема «Лес- наш друг»

                       

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность ) в  средней группе

«Лист кленовый»

Цель: Расширить и уточнить знания детей о клене.

Обобщить представления о росте растений, их взаимосвязи с человеком и животным миром.

Задачи:

Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающего мира; познакомить с деревом  клен; с характерными особенностями клена, составными частями дерева, по которым его можно выделить среди других деревьев; рассказать о том, какую пользу  приносит людям; познакомить со стихотворением, загадками, пословицами, приметами.

Развивающие: развивать речь детей, обогащать словарь; развивать продуктивную деятельность,

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе, воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе

Словарь: клен, крылатка, морозостойкий, засухоустойчивый, быстрорастущий.

Предварительная работа: беседы, прогулки, чтение рассказов о природе; рассматривание иллюстраций с изображением леса.

Материалы: картинки с изображением различных деревьев, леса; художественная литература; карточки с изображением листьев и плодов; шаблоны кленового листа, гуашь, кисти.

Ход занятия:

Ребята, перед нами дерево, которое называют украшением парков. Знакомо вам это дерево? Это клен. А теперь подумайте, почему его называют украшением парков. Клены – красивые деревья, поэтому могут украсить любой парк. А вам нравится клен? Что именно кажется вам красивым в этом дереве? Во все времена года хорош клен, но особенно красив и приметен он осенью. Почему?

Вот какая загадка есть про осенний клен.

Загадка про клён

Стоит Антошка

В красной одёжке,

Под ветра свист

Гоняет лист.

Действительно, клен красив. Но кроме красоты у клена еще много достоинств. Клен морозостойкий. Что это значит? Стойко держится на морозе, не боится его. Это очень важно для дерева, так как помогает выжить в лютые морозы. А еще клен – засухоустойчивый. А это как понимать? Клен устойчив к засухе. Что такое засуха? Отсутствие влаги, воды. Ива или тополь не выдерживают долгой засухи и засыхают, а клену легче. Он засухоустойчивый и переносит засуху. И еще клен – дерево быстрорастущее. Как вы понимаете слово «быстрорастущий»? Тот, кто быстро растет А растет клен при благоприятных условиях очень быстро, за год вырастает выше меня (до двух метров).

Клен дружит с дубом и ясенем – любят эти деревья рядом расти.

Листья у клена крупные, с жилками. Кленовые листья, как растопыренные пальцы.

Листьями клёна питаются личинки многих видов бабочек.

Плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. После листопада на ветках клена до глубокой осени висят подвески из крылатых семян. Стоит дунуть легкому ветерку, и множество крылатых семян, похожих во время полета на серых стрекоз, неспешно полетят к земле, стараясь приземлиться подальше от родительского ствола. Некоторые из них весной прорастут и вырастет со временем из слабого ростка могучий красавец клен. Как по-вашему, почему семя клена получило название «крылатка». У кленового семени есть два крыла.

Хоть и не птица,

А с крылом родится;

И обычай - птичий:

С ветки сорвется -

По воздуху вьется.

Семена клена довольно жирные, за это их любят птицы и звери.

Клён — отличный медонос. Ранней весной летят пчелы на клен за пыльцой и нектаром. Поскольку клёны крайне важны для выживания пчёл, их часто высаживают возле пасек. Пыльцу клена с удовольствием поедают не только насекомые, но и белки.

Клён используется человеком для получения кленового сиропа и сахара. Если ранней весной пробуравить кору клена, то оттуда начнет сочиться сладковатый сок. Но еще раньше людей, сладкий кленовый сок распробовали птицы и звери: дятлы, сойки, длиннохвостые синицы, белки. Дятел дырявит клювом кору клена, а белка прокусывает. Но вреда дереву от этого нет: ранки маленькие и быстро затягиваются.

Люди используют клены с давних времен.

Древесина клёна использовалась для изготовления мебели, линеек, лыж, музыкальных инструментов (барабаны, гитары, духовые инструменты). Знаменитый мастер Страдивари делал скрипки из древесины клена. В старину из клёна мастерили кухонные приборы и вёсла для лодок.

Физкультминутка «Деревья»

Ветер сильный налетал, (Наклоны корпуса вперед-назад.)

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад – вперед. (Рывки руками перед грудью)

Ветер их качает, гнет.

Будем вместе приседать – (Приседания)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души (Шагают на месте.)

И на место вновь пошли.

Раскрашивание кленовых листьев

Повторить с детьми, как пользоваться кистью, гуашью. Показать, как правильно раскрасить лист .

Заключительная часть. Подведение итогов

Вопросы:

1. Почему клен называют украшением парков?

2. Как быстро клен растет? Боится ли морозов? Засухи?

3. Как называется плод клена? Почему?

4. За что любят клен звери, птицы, насекомые?

5. Как использует клен человек?

Совместная работа с родителями:

Наш лэпбук

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно- пространственной среде:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); 
-обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; 
- вариативнен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников.
Цель данного пособия: создать условия для расширения знаний детей о многообразии деревьев, их строении, отличиях и особенностях, пользе для животных и человека.
Задачи: Уточнить и расширить представления детей о растительном мире. Закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга.
Формировать представления о разнообразии видов деревьев в мире. Обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному слову. Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение ко всему живому, положительные качества характера, интерес и любовь к природе родного края. 

Содержание лэпбука:

Лэпбук имеет 21 развивающее задание.

  1. Строение дерева

 Цель: познакомить детей со строением дерева, (корни, ствол, ветки, листья) , для чего дереву нужна каждая часть дерева.  Дети могут самостоятельно оформлять дерево по временам года.

                     

  1. Рост дерева

Цель: познакомить с ростом дерева

  1. Конверт «Деревья» 

Цель: закрепить знания детей о деревьях, их внешних отличиях  (клен, сосна, береза, рябина и др.). Пособия следует разделить на две группы: хвойные и лиственные деревья.

                   

  1. Дидактическая игра «Опиши дерево».

Цель: научить составлять описательный рассказ,  развитие речевой активности у детей.

                  

  1. Иллюстрации « Деревья в женских образах художника Николая Фомина».

Цель: познакомить детей с творчеством художника и  показать всю красоту нашей природы.

  1. Игра « Откуда фрагмент?» по этим картинкам.

Цель: развить зрительную память и внимание.

  1. Игра «Найди пару Лето - Зима»

Цель: познакомить, как выглядит дерево в разное время года и найти пару.

  1. Составь рассказ «Что сначала, что потом?»

Цель: научить составлять последовательные действия, которые предоставлены на картинках.  

       

  1.  Интерактивное окошко «Фруктовые деревья, игра « Что растёт на дереве?»

Цель: определить, что растет на дереве, что на грядке

  1. Книжки - малышки «Разнообразие форм деревьев», «Энциклопедия  необычных деревьев»

Цель: познакомить детей с разнообразием форм деревьев, и чем они отличаются друг от друга. Узнать о необычных деревьях.

  1. Загадки о деревьях 

Цель: развивать  внимание, воображение, память.

             

  1. Дидактическая игра «С какого дерева листок»

Цель: умение различать и называть листья знакомых деревьев.   

  1. Дидактическая игра «Времена года»

Цель: изучить строения дерева и состояния кроны в разное время года.

         

  1. Стихи о деревьях.

Цель: Обогатить словарь, развивать связную речь, интерес к художественному слову. 

                 

  1. « Раскрась дерево»

Цель: закрепить знания об особенностях, отличиях деревьев, развивают художественно-эстетический вкус ребенка, приобщают его к миру искусства.

  1. Игра «Что я загадал?»

Цель: развитие речи, мышления, воображения, обучение оставлению загадок, закреплению частей дерева, учить описывать предмет, не глядя на него. Выделять в нем существенные признаки, по описанию, узнавать предмет.

  1. Лото « Хвойные и лиственные деревья»

Цель: формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях.

Задачи: создавать условия для развития способности дифференцировать хвойные и лиственные  породы деревьев по внешнему виду, определять названия по листьям, коре и плодам, расширять представления детей о строении деревьев( ствол, ветки, корень), способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, самостоятельности, обогащать словарный детей, воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Пальчиковые игры.

Задачи: Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, точную координацию движений

  1. Разрезные картинки по теме.

Цель: составить целое из частей.

  1. Лото «Живая и неживая природа» - это многовариантная игра, которая учит детей различать живую и неживую природу, видеть её существенные отличия с помощью картинок с яркими красочными изображениями. 

Данная игра будет использована как средство воспитания любви к природе и ко всему живому, воспитание любви к своей малой Родине.

Цель: формирование знаний о природе, растительном и животном мире.

Задачи: обобщать представления детей о различных представителях животного и растительного мира нашего края

  1. Картинки «Кому нужны деревья»

Цель: познакомить детей о пользе деревьев для животных.

             

Мини энциклопедия

     

     

     

             

Литература:

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.

Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика –Синтез, 2006.

Зубарева Е. Е. «Хрестоматия по детской литературе»// Москва, «Просвещение», 1988

Сахипова З. Г. «Читаем детям»// «Просвещение», 1987

Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.

Сайты интернета для воспитателей

Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «ЗДОРОВЕЙ – КА»

В современном обществе, в XXI веке, предъяв­ляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека ста...

краткосрочный проект в средней группе на тему: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»

Экспериментирование помогает развивать у детей познавательный интерес. Здесь предложены разные варианты опытов с водой....

Краткосрочный проект для средней группы по теме: «Одежда, обувь, головные уборы

Цель: формировать представления об одежде, обуви, головных уборах, их назначении, использовании и уходе за ними....

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Краткосрочный проект в средней группе на тему "Вода"

Краткосрочный проект в средней группе на тему "Вода"...

Экологический краткосрочный проект в средней группе на тему: «Деревья»

Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев.Задачи проекта: Заинтересовать детей, как можно больше уз...

Краткосрочный Проект в средней группе на тему "Лучшие моменты осени"

Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях....