Конспект беседы в подготовительной группе «Символы России»
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширение знаний детей об истории своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvoly_rossii.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Конспект беседы в подготовительной группе «Символы России»
Подготовила воспитатель:
Нестерова Юлия Юрьевна,
Сухиничи, 2019
Цель: расширение знаний детей об истории своей страны.
Задачи:
Обучающие:
закрепить представления детей о государственных символах России (гимн, флаг, герб); познакомить с некоторыми неофициальными символами России.
Развивающие:
развивать логическое мышление, память, связную речь, умение делать выводы; коммуникативные способности, расширять кругозор.
Воспитывающие:
воспитывать гражданско - патриотические чувства, любовь к Родине.
Ход беседы
Воспитатель: скажите, в какой стране мы с вами живем?
Дети: мы живем в России!
Воспитатель: у каждой страны есть свои государственные символы, по которым их узнают. Назовите символы нашей страны.
Дети: флаг, гимн, герб.
Воспитатель: правильно – это флаг, гимн, герб.
Воспитатель: находясь далеко от дома, любой русский человек при слове Родина вспоминает не только флаг и герб, но и представляет что-то свое, очень родное. Оказалось, что представления у многих людей совпадают.
Воспитатель: одним из символов нашей великой России является дерево. Как вы думаете, что это за дерево? Чтобы вам было легче угадать, я вам загадаю загадку:
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова (ответы детей).
Воспитатель: Белоствольную берёзу с давних пор чтут и любят в народе. Она поила, лечила, мысли сберегала на бересте, утешала, радовала взор, давала свет в крестьянских избах — всего и не перечтёшь.
Береза – символ красоты русской природы. Ею можно восхищаться в любое время года. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Жители других стран даже называют нашу Родину «страной берез».
Береза испокон веков дарит людям свой вкусный и полезный сок. Кора березы – береста. В древности люди писали на коре, она заменяла им бумагу. В годы войны из коры березы пекли хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки.
Воспитатель: чтобы узнать, о каком еще символе идет речь, я предлагаю вам отгадать загадку.
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
Дети: Матрешки.
Воспитатель: Правильно, это матрешки. Почему матрёшкам дали такое название? Есть предположение, что в те времена, когда начали делать матрёшек, очень многим девочкам давали имена Матрёна, Матрёнушка, Матреша. Поэтому и эту игрушку решили назвать Матрёшкой.
Игрушка состояла из восьми фигур и представляла собой: девочек разных возрастов. Матрёшка - это русская красавица покорила сердца любителей народных сувениров по всему миру. Она - хранительница исконной русской культуры. Она драгоценный сувенир для туристов - памятная кукла.
Воспитатель: Следующий символ России, который любят и почитают на Руси с давних пор.
Загадка:
Он округлый, но не шар,
Медный — не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнили не даром!
Ведь зовут его в веках люди… (Самоваром!)
Самовар - является символом русского быта. Самовар — это устройство для кипячения воды и приготовления чая.
Самовар – исконно русское изобретение. Первые самовар появился в городе Тула. Мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую.
Ребята, у кого дома есть самовар? (Ответы детей)
Самовар – является символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Во все времена он занимал почетное место в любом доме.
Недаром люди с давних времён выхваляли самовар в народных пословицах.
Выходят 3 ребенка и рассказывают русско-народные пословицы:
«Печка-матушка, да самовар-батюшка»
«Самовар кипит - уходить не велит»
Воспитатель: слушайте следующую загадку:
Во дворе снежок кружится
И мороз немаленький
Шуба, шапка, рукавицы
И конечно… (Валенки)
Валенки – исконно русская обувь. Родиной валенок считают город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. В городах Мышкине и Москве находятся музеи русских валенок. Из Ярославской области валенки стали распространяться по территории всей России со скоростью ветра. Совсем скоро в каждой деревне появилась своя «мастерская» по изготовлению валенок, а в городах стали строить соответствующие заводы.
Изготовление валенок дело тяжелое и долгое. После того как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину - в результате получается тонкое мягкое полотно. Затем его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась, словно из пластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера.
Воспитатель: еще один символ России. Слушайте загадку:
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди,
И плели из лыка,
А чтоб с ножки не спадали,
Их верёвкой привязали… (Лапти)
Лапти – самая древняя обувь, которую плели из древесного лыка и привязывали к ноге шнурками – оборами. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты. Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка.
Лапоть – обувь удобная и мягкая. Такой обуви, как говорили деды, нога радуется. Плетением лаптей на Руси мужчины занимались зимой, когда они не были заняты на других работах. Лаптей нужно было сплести за зиму много, так как лапти были не прочными. Добрый мужик в плохую погоду изнашивал за одну неделю не меньше двух пар лаптей. Мужчина в каждом доме обеспечивал лаптями всю семью, да и на продажу нужно было сплести немало. Плести лапти было делом трудным и долгим. Самые ловкие работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар. Лапти начинали плести с пятки. Только что сплетенные лапти были сделаны по одной колодке и не отличались левый от правого. Ноги в лаптях не замерзали и не промокали. Летом же в них было легко и не жарко. Сейчас лапти производят как сувенир.
Воспитатель:
Знает каждый с малых лет
Старорусский инструмент.
Три струны и пальцы рук
Извлекают чудный звук.
Как начнёт играть, тот час
Хочется пуститься в пляс.
Так попробуй, отгадай-ка,
Что же это? ...(Балалайка)
Правильно, это балалайка. Первый раз в истории этот инструмент упоминается 300 лет назад. Сначала он назывался брунькой, балабайкой, балабойкой (возможно, от слова «балаболка»), а позднее стал называться балалайкой. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у нашего народа. Балалайка может быть задорной и веселой, а может грустить и плакать, а в дуэте с гармонью она звучала еще мелодичнее и ярче. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России.
Воспитатель: Ребята, мы вспомнили удивительные предметы, которые стали символами России и прочно вошли в нашу национальную культуру. С давних пор и поныне это вещи и предметы вызывают гордость за богатую культуру русской земли. Интересны и милы русскому глазу предметы древности, которые являлись простым и нехитрым укладом жизни на Руси.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "День России"
Конспект занятия в подготовительной группе " День России"...
Конспект НОД в подготовительной группе тема:"Россия -большая страна" +презентация к занятию.
Конспект НОД в подготовительной группе тема:"Россия -большая страна" +презентация к занятию....
Занятие в подготовительной группе "Символы России""
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Государственные символы России" Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих г...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей и подготовительной группах «Символы России»
Изучение символики Российского государства в детском саду. Детям о России.ЦЕЛИ:- формировать элементарные представления о государственной символике;- познакомить дет...
Конспект занятия в подготовительной группе «Символы России»
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на ознакомление с историей родной страны, с традициями, с социокультурными ценностями нашего народа. Занятие поможет закрепить знания детей о с...
Конспект занятия в подготовительной группе «Символы России»
Цель: воспитание гражданина и патриота своей Родины.Задачи:- познакомить учащихся с официальной символикой страны;- формировать чувство гордости за свою Родину;- воспитывать чувства патриотизма и любв...
Проект ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ в подготовительной группе «Символы России»
ПРОЕКТПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮв подготовительной группе «Символы России»Проблема:Символы России… Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране ни одного взро...