«Семейные ценности в нравственном воспитании старших дошкольников»
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_tsennosti_v_nravstvennom_vospitanii_starshih_doshkolnikov.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семейные ценности в нравственном воспитании старших дошкольников»
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья - одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство.
Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально нравственного облика и позиции ребенка. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Если в семье преобладают духовные ценности, например, взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя обездоленным и одиноким.
Воспитанием ребенка, как правило, занимаются родители: мама и папа. Но в наше время, под давлением разнообразных внешних факторов, обусловленных проблемами общества, родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии, которые, как правило, далеки от привития семейных ценностей подрастающему поколению.
Вопросы семейных ценностей и традиций семейного воспитания занимают видное место в работах отечественных педагогов и психологов: К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. Н. Острогорского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Нормальная семья представлялась им союзом, в котором царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимость радостей и горестей, совместный труд. Как говорил Василий Сухомлинский: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В его книге «Родительская педагогика», основным методом считается воспитание взаимоотношениями, так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей – «эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец…»- обращается автор к главе семьи.
Цель: Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании, привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.
Задачи:
• Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
• Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
• Вызвать интерес у детей и родителей интерес к семье, ее истории;
• Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
• Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, формированию семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в своей группе, мы строили свою работу в соответствии с требованиями ФГОС и особенностями возраста детей, учитывая следующие принципы:
- опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
- доступность материала для детей старшего дошкольного возраста;
- максимальное привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.
Совместно с родителями, мы разработали план-программу формирования у старших дошкольников семейных ценностей, которая включала разные формы работы, как с детьми, так и с родителями.
Большое место было отведено проектной деятельности. Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектов представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Проекты
Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей.
Большой интерес и активное участие проявили родители в творческом проекте «Генеалогическое древо моей семьи». Предметом исследования стала родословная каждого ребенка нашей группы.
Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьёй, сплочению детского коллектива, сплочению семьи. Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, ответственность перед ними и детьми. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям. Результатом этой работы стала яркая выставка настоящих фамильных «деревьев», выращенных своими руками.
Семейные прочтения
Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у дошкольников направленности на мир семьи играет устное народное творчество, чтение художественной литературы. Предложили родителям ввести семейные традиции такие как: «Чтение перед сном», «Читаем всей семьей», «Чтение по очереди». Совместно с родителями создали сборник пословиц и поговорок о семье «Кто с семьей дружит - тот живет, не тужит».
Чтение в группе
Читаем с ребятами и в группе: произведения русского народного творчества (сказки, мифы, легенды), стихи и рассказы о семье. При ознакомлении с пословицами, мы с ребятами играем в речевую игру «Объясни пословицу». Например, я читаю детям пословицу: *Полна хата детей, так и счастливо в ней. А ребята должны объяснить её смысл: когда много детей дома весело и нескучно, когда дома дети- никто не грустит, дети приносят радость в дом и т.д. Нравится детям и отгадывать загадки про семью:
Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без... (папы)
Фотоколлажи
Родители вместе с детьми активно принимали участие и при составлении фотоколлажей и фоторепортажей: «Мама – слово дорогое», «Как похожи мы на папу», «Самый интересный семейный выходной», «Самая дружная семья – моя!», «Отдыхаем с внуками», «Как мы летом отдыхали», «Хобби моей семьи».
Дидактические игры
Широко использовали в своей работе дидактические игры: «Волшебные слова», «Правильно - неправильно», «Азбука настроения», «Мой дом», «Славянская семья» и другие.
В дидактической игре «Старше-младше» дети определяют степень старшенства. Цель этой игры развивать внимание и умение правильно употреблять слова старше, младше.
В игре «Подбери признаки» дети подбирают признаки для своих родных. Мама, какая она? - заботливая, добрая, веселая, любимая. В этой игре у детей формируется навык речевого развития, обогащение речи эпитетами, умение передать свои чувства к родному человеку.
Так же ребятам очень нравится игра «Семейные ценности», которая учит детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира. В игре они должны определить значение слова и что оно значит для семьи: счастье или горе. Например слово «Забота» значит- счастье, а слово «Равнодушие» – горе. Дети с точностью определяют значение определений. Эта игра вызывает яркие эмоции участников.
Зеленый сад
Одна из традиций нашей группы акция «Зеленый детский сад», в которой родители и дети принимают активное участие. Воспитание бережного отношения к природе - важная часть в нравственном становлении личности ребенка. А также родители вместе с детьми с удовольствием принимают участие в благоустройстве и оформлении участка детского сада.
В продуктивных видах деятельности, например, рисовании, дети любят рисовать свою семью, пользуясь семейным альбомом, украшать открытки для родных. Также, используя предметы и оборудования для лепки, аппликации, конструирования, дети в свободное время изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Моя семья», « Дом, в котором мы живем», «Семейный праздник», «Семейные путешествия».
После внутрисемейного обсуждения дети на занятии по изобразительной деятельности рисовали семейный герб.
С удовольствием ребята изготавливают подарки к праздникам для пап и мам. На «День отцов» ребята рисовали портреты пап, а для мам к «Дню матери» изготавливали тарелочки, открытки, букеты и т.д.
Беседы
Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. Родителям были предложены темы бесед: «Наша дружная семья», «Семьи большие и маленькие», «Как бабушки и дедушки заботятся о своей семье», в которой важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться. Для родителей были подготовлены консультации и рекомендации на данную тему.
Результаты
По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье.
Проведенная нами работа с родителями по взаимодействию формирования у дошкольников направленности на семью, семейные ценности способствовала:
Сохранению семейных ценностей, уважения к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияло на позитивные взаимоотношения в семье.
Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким.
Повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания. Восстановлению преемственности семейных поколений.
Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.
Произошел обмен опытом семейного воспитания и традиций.
Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным и близким, в стремлении их к добру и неприятию зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников"
Наш проект направлен на создание условий для эффективного взаимодействия ДОУ и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций, на воспитание у детей любви и уважен...
"Семейные ценности в нравственном воспитании старших дошкольников"
Задача педагогов - помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ценностей семьи. Моя статья поможет педагогам организовать свою работу так, чтобы вместе с родителями идт...
Педагогический проект "Семейные ценности в нравственном воспитании старших дошкольников"
Русское народное искуство - неиссякаемый источник народной мудрости. Знакомство детей с образом птицы в народном искусстве способствует развитию нравственности, творческих способностей, воображению, э...
Проект «Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников»
Проект «Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников»Воспитание призвано оказывать влияние на нравственность общества,возвышать дух над телом,выдвигать вперед духовные потребности.Зад...
Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников.
В статье раскрывается тема семьи и семейных ценностей в нравственном воспитании детей. Задача педагогов - помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ценностей семьи, о...
Проект_ презентация "Родство и семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников".
Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка, его нравственном воспитании....
Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников
Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников«От того, как прошло детство, ктовёл ребёнка за руку в детские годы, чтовошло в его разум и сердце из окружающегомира – от этого в р...