Конспект по экологии в подготовительной группе «Удивительный мир животных»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Копылова Олеся Михайловна

Копылова Олеся Михайловна

Воспитатель

Детский сад «Улей»- структурное

подразделение МБОУ

 "Верх-Суетская СОШ" Алтайский край

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с жизнью древних людей, приручением первого животного человеком. Продолжать знакомить детей с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Познакомить детей с белым медведем и его местом обитания. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.

Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.

Демонстрационный материал: экран телевизора, картинки животных.

Раздаточный материал: картинки животных.

Оборудование: телевизор, магнитофон, аудиозапись музыкального сопровождения, лесная тропинка, речка, мостик, модули, пеньки, мяч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii_kopylova_o.m.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Зеркало природы»

 Номинация «Методическая копилка»

Конспект по экологии

в подготовительной группе

«Удивительный мир животных»

Копылова Олеся Михайловна

Воспитатель

Детский сад «Улей»- структурное

подразделение МБОУ

 «Верх-Суетская СОШ»

Алтайский край

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с жизнью древних людей, приручением первого животного человеком. Продолжать знакомить детей с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Познакомить детей с белым медведем и его местом обитания. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.

Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.

Демонстрационный материал: экран телевизора, картинки животных.

Раздаточный материал: картинки животных.

Оборудование: телевизор, магнитофон, аудиозапись музыкального сопровождения, лесная тропинка, речка, мостик, модули, пеньки, мяч.

Ход занятия:

Вводная часть:

Минутка приветствия
Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам отправимся в необычное путешествие, во время которого мы узнаем много-много интересного.  А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Загадывание загадки:

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

       Домашними бывают и помогают людям.

       Кто они такие? (животные)

Воспитатель: Ну, конечно, мы с вами сегодня поговорим о животных. Вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей: все животные раньше были дикими). Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило, как дикие животные превратились в домашних.  Согласны?  Тогда в путь!

Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени.

(Звучит музыка программы «В мире животных»)

Ходьба по «лесной тропинке», проходят через мостик речку, свободно располагаются на ковре)

Воспитатель: Ребята мы попали в прошлое, сколько здесь нового, интересного, необычного. Вокруг растут большие и маленькие деревья и ничего не видно. Я боюсь, не заблудились ли мы, давайте позовем, друг друга, покричим «АУ».

Дыхательная гимнастика «Позовем все вместе»

«Ходим по лесу» — на вдохе повернуться в одну сторону, на выдохе — в другую со звуком «ау». Ладони можно приложить к щекам, имитируя зов на помощь.  (3 – 4р)

Основная часть:

Воспитатель: У домашних животных остались в дикой природе их предки. Я предлагаю вам назвать их.

Игра «Назови предка»

  собака – волк,

  кролик – заяц,

  свинья – кабан,

  корова – тур,

  кошка – рысь,

  лошадь - тарпан,

  баран - дикий баран,

  слон – мамонт.

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились, называя предков домашних животных.  Из-за вмешательства Человека в жизнь диких животных, одни стали домашними, а часть - осталась дикими.

Воспитатель: Ребята, а вы знали почему белые медведи не живут в лесу?

"Давайте начнем читать рассказ из книги "Экология в картинках". Он называется "Почему белые медведи не живут в лесу?" (Читает два первых абзаца.) Теперь посмотрим картины". (Демонстрирует детям одновременно обе картины.) Картины 15, 16 [6]; книга "Экология в картинках"

Белые медведи приспособлены к жизни в суровых северных условиях: у них густая, теплая шерсть, в том числе и на подошвах лап, – она спасает их от мороза; белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах; они умеют хорошо нырять и плавать, затаиваться, тихо подкрадываться к добыче; сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубы помогают поедать ее. Белый медведь занесен в Красную книгу находится под охраной государства.

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

(Звучит Музыка из программы «В мире животных»)

(дети вновь проходят по мостику)

Воспитатель обращает внимание детей на «экран телевизора»

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали не в группу, а в телевизионную студию. Я предлагаю вам стать участниками телепередачи «Удивительный мир животных». Займите свои места, мы начинаем.

(дети садятся за столы)

Воспитатель: Для одних животных домом стали лес, степь, пустыня - дикая природа, а для других - жилье рядом человеком.  Жилье любого животного - и домашнего и дикого носит свое название.

Игра «Где кто живет?»

 (Игра с мячом, я называю животное, дети – название его жилища)

собака – в конуре,

волк – в логове,

кошка – в доме,

лошадь – в конюшне,

корова – в коровнике,

белка – в дупле,

медведь – в берлоге,

кролик – в клетке,

лиса – в норе,

коза – в хлеву,

овца – в овчарне,

олень – в загоне,

телята – в телятнике,

свинья – в свинарнике  и т. д)

(Присаживаются на места)

 Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, где живут домашние и дикие животные. Скажите, все ли животные питаются одинаково?(ответ детей)

Воспитатель: (показываю картинку барсука).  Я расскажу вам интересную историю из жизни этого полосатого зверька. Вы знаете, кто это? (ответы детей, он впадает в спячку на зиму). Правильно. Барсуки впадают в спячку осенью. Но иногда на снегу можно увидеть следы этого животного. Как же это происходит?  Дом барсука – нора, осенью он ремонтирует дом, приносит сухую траву, мох, листья и готовит на зиму себе теплую, мягкую постель.  А еще он запасает себе еду на зиму: собирает желуди, семена, корни растений, сушит и прячет в нору. Зимой, во время сна, барсук, чувствуя голод, просыпается, съедает свои запасы, а потом опять спит.  [Николаева С. Н., Мешкова H.H. Картины из жизни домашних животных: Учебно-наглядное пособие. – М., 1992.]

Воспитатель: Ребята а давайте мы с вами сейчас, отправимся в путешествие к Хомке.

Физминутка:

Хомка, Хомка, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
Хомка раненько встает, (потягиваются)
Щечки моет (тереть щеки руками)
Лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хомка хатку (метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
Два (руки вверх)
Три (руки в стороны)
Четыре, пять (трясут кистями рук)
Хомка хочет сильным стать. (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

(дети садятся на места)

Воспитатель: Скажите какие части тела есть у животных?

(ответы детей: туловище, голова, хват, ноги)

 Воспитатель: Правильно, но для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей: чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться).

Воспитатель: Молодцы, расскажите какие животные и как используют свои рога, копыта, когти? (ответы детей: лось отбивается от врагов, когти помогают животным взбираться на деревья) предложить рассказать о кошке, которая спасла жизнь хозяину.

Воспитатель: А давайте мы еще раз вспомним домашних и диких животных. Вспомним, как зовут детенышей животных. Какую пользу людям они приносят. [Николаева С. Н., Мешкова H.H. Картины из жизни домашних животных: Учебно-наглядное пособие. – М., 1992.]

А теперь отгадайте загадки:

По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, а не лисица.
(Белка)

(Выставляю картинку)

Чем белка питается? Где ее домик? Как зовут ее детенышей?

Летом серый.
А вот зимой, как снег я белый.
Все говорят, что я трусишка.
А я лишь маленький…
(Зайчишка)

Посмотрите на картинки: зачем зайчик меняет свою шерстку с серой на белую зимой?

Чем зайцы отличаются от других животных?

Чем питаются зайцы? Что они умеют хорошо делать?

Пальчиковая игра: «Зайка беленький сидит»

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса,
А зовут ее – …
(Лиса)

Какая лиса?  Чем питается? Где живет? Как зовут детенышей лисы?

У него рога ветвисты,
Ноги тонки, ноги быстры!
(Олень)

- Посмотрите, ребята, какой он стройный, величественный, красивый. Какие у него ветвистые рога. Красивый олень?

Мама – олениха заботится о своем … (олененке).

О каких животных мы сейчас говорили? Где они все живут? Кто их кормит? Чем мама кормит малышей? (Молоком). Кто строит им дом? Они сами добывают себе пищу и строят жилище. Как можно назвать одним словом какие это животные? (дикие)

А теперь вспомним домашних животных.

У неё рога, копыта,
И на всех мычит сердито,
Но она добрей щенка,
И нальёт нам молока.     (корова)

 И своего теленочка поит молочком!

Как мычит корова? Что она любит кушать?  Какую пользу она приносит людям? (молоко дает). А из молока что делают?

К своим ласкается,
На чужих ругается.
У своего теремочка
Сидит на цепочке.
(Собака)

Собаки бывают разные: большие и маленькие, белые и черные, рыжие, с пятнами, с длинной шерстью и короткой, но все они умеют… что делать? (лаять, охранять дом, хвостом вилять…..). Что любят есть собаки? Кто  их кормит?  Где живут? Кто им строит дом?  Назовите детенышей собаки. Чем мама их кормит, когда они маленькие?

Про каких животных мы говорили? Про домашних. Где они живут? Кто за ними ухаживает? Могут они сами себе пищу добывать?

А сейчас нам пора заканчивать передачу. Возвращаться в детский сад.

Заключительная часть:

Воспитатель: Вот мы и дома. Давайте расскажем нашим телезрителям, о чем говорили мы в передаче «Удивительный мир животных», что нового узнали, что понравилось больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Ну, вот ребята, какое доброе дело мы с вами сделали, сколько всего интересного узнали. На этом наша занятие закончено, посмотрите у меня на листочках животные но они не разукрашенные. Давайте их сейчас разукрасим.

Литература:

Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

Николаева С. Н., Мешкова H.H. Картины из жизни домашних животных: Учебно-наглядное пособие. – М., 1992.

О.А Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации

Картины 15, 16 [6] ; книга "Экология в картинках"

О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Методическое пособие, 2009г.

С.Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия В подготовительной группе «Удивительный мир животных и растений».

Интеграция предметов: обучение грамоте, знакомство с окружающим миром  Цель занятия: Способствовать воспитанию бережного отношения к природе; закрепить пройденный материал по основам единицы...

Конспект занятия по экологии для подготовительной группы "В мире животных"

Ход занятия:1.    Сегодня мы будем путешествовать. Вот и транспорт готов. Как он называется? (Электричка). Что у неё есть? Чем похожи вагоны? Чем отличаются?2.    А кто э...

Конспект ООД по экологии в подготовительной группе "Удивительные животные"

Знакомство с жизнью диких животных, их предками, познавательные истории из жизни "братьев наших меньших"....

Конспект ООД по экологии в подготовительной группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

Конспект ООД по экологии в подготовительной группе «Как дикие животные к зиме готовятся»...

Конспект ООД по экологи в подготовительной группе "Удивительный мир животных"

Конспект ООД по экологи в подготовительной группе "Удивительный  мир животных". Знакомство детей с жизнью древних людей, приручением человеком первого животного....

Конспект ООД по экологии в подготовительной группе "Удивительные животные".

Знакомство с жизнью диких животных, их предками, познавательные истории из жизни "братьев наших меньших"....

Проект по экологии в подготовительной группе «Удивительный мир растений»

Проект по экологии в подготовительной группе «Удивительный мир растений»...