ФЦКМ с элементами сюжетно – ролевой игры в старшей разновозрастной группе "Путешествие в город мастеров"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фархутдинова Светлана Закировна

ФЦКМ с элементами сюжетно – ролевой игры в старшей разновозрастной группе "Путешествие в город мастеров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ftskm_v_starshey_raznovozrastnoy_gr.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Каменка Пугачевского района Саратовской области»

Конспект занятия по ФЦКМ с элементами сюжетно – ролевой игры в старшей разновозрастной группе "Путешествие в город мастеров"

                                                                 

Воспитатель: Фархутдинова С.З.

Цель: продолжать формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость каждой из них.

 Образовательные задачи:

  • уточнять и закреплять представления детей о профессиях людей;
  • уточнять и актуализировать словарный запас по теме;
  • совершенствовать грамматический строй речи через согласование разных частей речи в предложении.

Развивающие задачи:

  • развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку;
  • развивать речевую активность;
  • развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, память, мыслительную деятельность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать мотивацию к обучению, нравственные качества (вежливость в общении на занятии);
  • воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование:

  • предметные картинки (врач, повар, продавец, строитель);
  • предметы для организационного момента: молоток, гвозди, ножницы, расческа, нитки с иголкой, поварёшка, кастрюля, бинт, зелёнка, ручка, тетрадь;
  • модель автобуса из стульчиков, сумка кондуктора с билетами, игрушка– руль;
  • белый фартук и колпак, д/и “Мы повара” (муляжи овощей и фруктов, две кастрюли);
  • модуль - больница, “ аптечка, предметы в аптечке: термометр, бинт, вата, таблетки, зеленка, лейкопластырь, белый халат, шапочка.
  • модуль – магазин, игрушки – медвежонок, мышонок, львёнок, поросёнок, машинка военная, машинка спортивная, фартук продавца, чепчик;
  • мешочек со строительными предметами- игрушками (молоток, пила, отвертка, набор кубиков;
  • мяч;
  • запись звуков пилы и молотка

Предварительная работа:

  • экскурсии по детскому саду (на кухню, прачечную,);
  • занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме “Профессии людей”;
  • сюжетно-ролевые игры по теме “Профессии”;
  • составление рассказов по плану воспитателя на тему “Когда я вырасту большим”;
  • беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин;
  • загадывание загадок;
  • чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?».

Ход занятия

I. Организационный момент. Активизация внимания. 

Дети стоят перед столом.

На столе лежат разные предметы: молоток, гвозди, ножницы, расческа, нитки с иголкой, поварёшка, кастрюля, бинт и зелёнка, ручка и тетрадь.

– Посмотрите, кто-то оставил предметы. Назовите их.

– Подумайте, какие предметы можно соединить в пары? Я думаю, что молоток и гвозди оставил плотник.

– Кто нашел пару и знает, кто оставил эти предметы? Начните свой ответ со слов: “Я думаю, что …”

Вывод воспитателя: Все эти предметы нужны людям разных профессий.

Кем хотите стать вы, когда вырастите?
Дети:
1. Я хочу шофером быть,
Грузы разные возить.


2. Я мечтаю о балете,
Лучше нет его на свете.


3. Я хочу врачом стать классным,
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета,
Съел его – болезней нету!

4. Дайте ножницы расческу,

Я вам сделаю прическу.

Парикмахер непременно

 Подстрижет вас современно.


5. В красках я души не чаю,
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет,
Справлюсь я, сомнений нет.

II. Сообщение темы. Формирование осознанного представления о теме занятия и его основных задачах.

- Как вы думаете, чтобы стать врачом, художником парикмахером… что нужно сначала сделать? (Ответы детей.)

- Правильно, чтобы работать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала в школе выучиться, затем окончить колледж или институт, получить специальность. Но как долго этого ждать, а как хочется стать взрослым прямо сейчас и поработать!

- Я знаю один такой город, в котором можно найти себе любимую работу. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и выбирают для себя профессию.  В старину человека, который умел хорошо делать свое дело, называли мастером. Сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие в волшебный «Город Мастеров».

– На чем можно путешествовать? Вы назвали разные виды транспорта. (Можно путешествовать пешком, но тогда быстро устанешь и далеко не уйдешь). Отгадайте, на чем мы с вами отправимся в путешествие по “городу мастеров”.

Что за чудо – едет дом!
И людей как много в нем!
Носит обувь из резины
И питается бензином!      Автобус
– Правильно! А как ты догадался?
– Мы с вами поедем на автобусе.

III. Основная часть.

Закрепление представления детей о профессиях водителя и кондуктора.

Встает он очень рано,
Ведь его забота –
Всех отвозить по утрам на работу. Кто это?
 (Водитель.)

– Кто еще работает в автобусе? (Кондуктор.)

– Что делает кондуктор? Кондуктор продает билеты для проезда в автобусе.

Стулья уже стоят.

Воспитатель выбирает шофера и кондуктора. Для того чтобы пройти в автобус вспомните и назовите любую профессию.

Дети по очереди называют, затем кондуктор выдает билеты.

– Внимательно посмотрите на номер вашего билета? Назовите его. Найдите место с таким же номером в автобусе.

– Билеты куплены, можно отправляться в путешествие по “городу мастеров”.

Звучит песня «Веселые путешественники»

– Посмотрите в окно, налево. Солнышко светит так ярко прямо нам в глаза. Зажмурьте крепко глазки.

– А теперь посмотрите направо. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся и помашем рукой.

Закрепление представления детей о профессии повара.

– Мы едем в гости к одному мастеру, а послушайте внимательно загадку. Воспитатель читает загадку.

Ходит в белом колпаке
С поварешкою в руке

Он готовит вам обед:
Щи, котлеты, винегрет. 
(Повар.)

– Молодцы, быстро дали ответ!

– Мы приехали. Автобус остановился. Свои билетики положите в карман. Выходим из автобуса.

– Встаньте так, чтобы всем было видно. К кому мы приехали? – К повару. Воспитатель показывает картинку повара.

– Это мой знакомый повар. Что он делает? Он готовит еду.

– Однажды с моим знакомым поваром случилась необычная история, когда на кухне отключили свет. Послушайте внимательно и скажите, что неправильно сделал повар?

Игровое упражнение “Что не так?”.

Повар

Повар готовил обед,
Вдруг отключили свет.
Повар рыбу берёт
И опускает в компот.

В печку кладет варенье,
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был обед,
Когда починили свет!

– Что повар сделал неправильно? Рыбу опустил в компот, в печку положил варенье, сахар насыпал в бульон.

– Давайте представим, что вы повара и поможем нашему повару приготовить вкусный обед. Сначала наточим ножи. Приготовьте руки.

Физкультурная минутка – пальчиковая гимнастика.

Точим, точим, точим нож,
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы,
Угощайтесь, молодцы.

Игра “Мы повара”.

Детям раздаются наборы продуктов овощей и фруктов.

– Ножи наточили, а теперь будем готовить обед, разделимся на две команды. Первая команда –Ева, Ярослав, – будет готовить борща. Вторая команда- Эвелина и Саша – компот. Возьмите тарелку и на тарелку выложите только те продукты, которые вам необходимы для борща, а вам для компота. Будьте внимательны.

Проводится игра “Мы повара”.

Затем команды проверяют друг у друга результат.

– Работу закончили. Проверим, как вы справились, подойдите и вы, и внимательно слушайте.

– Назовите, что вы положили на тарелку? Назовите, одним словом. Почему не положили яблоко и грушу? Молодцы поварята! положите овощи в кастрюльку.

– Проверим поварят, которые готовили компот. Что вы положили на тарелку? Назовите, одним словом. Что осталось? Огурец и помидор? А что из них можно приготовить?

– Чтобы борщ и компот варились положите овощи и фрукты в кастрюльки.

– Давайте попрощаемся с поваром и отправимся дальше к следующему мастеру.

Закрепление представления детей о профессии врача.

– Проходите, садитесь на стульчики. Мы пришли к следующему мастеру. Послушайте внимательно кто это?

Воспитатель читает загадку про врача.

Этот человек в дни болезни всех людей полезней.

Он излечит, исцелит
И ангину и бронхит.
Вы уже догадались – это … 
врач.

– Правильно ли мы отгадали? Воспитатель показывает картинку врача.

Врачом у нас сегодня будет Ваня.

Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

.

Скажите, как врач использует эти предметы?
Что делает врач шприцем? Делает уколы.
Что делает врач термометром? Измеряет температуру.
Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.
Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.
Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.
Что делает врач массажером? Делает массаж.
Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.
Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.
Что делает врач пинцетом? Достает занозы.
Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.

Игра «Что лежит в аптечке?»

Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте. А наш доктор затем найдет в аптечке этот предмет и покажет всем детям.

Жидкость из аптечной склянки
Нам немножко щиплет ранки.
Маме, папе и ребенку
Лечит ссадины…                      (зеленка)

Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.                         (градусник)

Ранку нам поможет спрятать,
Чтоб микроб в неё не лез.
Липкий маленький кусочек,
Им заклей скорей порез!                      (лейкопластырь)

В овощах и фруктах есть.
Детям нужно много есть.
Есть ещё таблетки
Вкусом как конфетки.
Принимают для здоровья
Их холодною порою.
Для Сашули и Полины
Что полезно.                           (витамины)

Докторам всегда нужна я.
Помогаю каждый день.
Медицинскою бываю
и съедобной для детей.       (вата)

Закрепляют им повязки.

Ты ответишь без подсказки?

Во всем мире знаменит

Это медицинский...                 (бинт)

Чтоб здоровы стали детки,

Назначает врач..             (таблетка)

Физминутка: Части тела — человек.

Построив детей по кругу, организуем игру «Цепочка». Воспитатель и доктор произносит слова а все дети вместе с доктором сопровождают показом.

Есть на пальцах наших ногти,

На руках запястья локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы, и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы — посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

– Ребята, представьте, что случится, если врачей не будет? – Люди могут погибнуть от болезней, некому будет лечить людей.

– Значит профессия врача очень важная. Давайте попрощаемся с врачом и поедем дальше.

Дети садятся в автобус на свои места по номеру билета, где воспитатель читает загадку про продавца.

Закрепление представления детей о профессии продавца.

– Мы отправляемся к гости следующему мастеру! Догадайтесь, кто это?

У него так много дел,
Что ни разу не присел.
Показал, рассказал,
Деньги взял, товар отдал.
Кто это? 
(Продавец.)

А кто смотрит, выбирает,
Платит деньги, покупает? 
(Покупатель.)

 Ребенок надевает фартук и чепчик продавца.

Проводится игра “Покупаем за рассказ”.

– Я приглашаю вас в магазин. Продавцом будет Эльмира. Вы, её покупатели. Магазин, в котором работает Эльмира, необычный, здесь можно купить товар не за деньги, а за рассказ.

– Выходим из автобуса. Рассмотрите товар. Что продается в моем магазине? Назовите одним словом.

Вставайте в очередь и выбирайте покупку.  Соня встанет первой, а вы за ней.

– Итак, чтобы купить игрушку, нужно рассказать, например, я хочу купить маленького серого, мягкого мышонка.

– Здравствуйте, что хотите купить?

– Я хочу купить маленького белого мягкого, пушистого медвежонка.

– Кто купил, тот садиться в автобус на свое место, вспомните, как надо себя вести в автобусе.

 Закрепление представления детей о профессии строителя.

Фонематическая пауза «Узнай звук».

В: Что вы услышали? (стук молотка, визг пилы).

Чтобы люди жили в нём.

Есть готовый котлован,

Есть леса, подъёмный кран.

Есть кирпич. Раствор месите.

Догадались? Я. (строитель)

Строители ушли на обед и сложили свои инструменты в мешок.

Игра «Узнай инструмент» (в мешочке).

Что делают этими инструментами?

  • Это молоток. Молотком забивают гвозди.
  • Это пила. Пилой распиливают доски.
  • Это отвертка. Отверткой закручивают шурупы.
  • Это клещи. Клещами вытаскивают сломанные и гнутые гвозди.

Игра «Построй замок»

-А сейчас у нас будет игра. Все дети делятся на две команды. Каждой команде необходимо быстро, слажено и красиво построить замок для жителей города «Мастеров». В каждой команде мы выберем прораба- главного строителя.

 Какие красивые замки у вас получились! Жители города Мастеров вам говорят огромное спасибо.

– Наше путешествие в “город мастеров” подходит к концу. Вспомните, с кем мы встречались на пути? (с поваром, с врачом, с продавцом, со строителем, с кондуктором, с водителем)

IV. Закрепление.

Физкультминутка

Мы в профессии играли,

В миг мы летчиками стали.

В самолете полетали и шоферами вдруг стали.

Руль теперь в руках у нас.

Быстро едем, просто класс.

А теперь на стройке мы

Кладем ровно кирпичи.

Раз кирпич , и два , и три

Дом мы строим посмотри

Игра с мячом “Скажи правильно”.

– Повар водит самолет – повар готовит еду.

– Врач тушит пожар – врач лечит людей.

– Продавец красит дом – продавец продает товары.

– Строитель разносит почту – строитель строит дом.

– Кондуктор красит дом – кондуктор продает билеты.

– Водитель шьет одежду – водитель водит машину.

V. Итог занятия. 

На этом наше путешествие заканчивается

Садитесь в автобус, который отправляется обратно в детский сад.

Звучит песня «Веселые путешественники)

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня разговаривали.

 Что нового, интересного было сегодня на занятии? (Ответы детей)

Итак, скажите мне пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!)

Пройдет несколько лет и вы станете взрослыми, выберете себе профессию.

Неважно, какую профессию вы себе выберете в будущем, все они важные и нужные, главное – чтобы она была по душе!

Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть

Сегодня многие нужны, и интересны, и важны.

Спасатель, фермер, гувернер, телеведущий и актер.

Автомеханик, финансист и менеджер, и визажист.

И вы скорее подрастайте, профессией овладевайте.

Старайтесь в деле первым быть, и людям пользу приносить.

Наше занятие подошло к концу. Вы большие молодцы! Спасибо за хорошую работу!

А дома пусть ваши родители расскажут вам о своих профессиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе по теме «Город мастеров».

1.     Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между детьми, выбравшими определенные роли.2.     Закреплять ранее полученные знания о труде в...

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе « Путешествие в город мастеров»

Программное содержание:Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать твор...

Проект сюжетно-ролевой игры в старшей группе по теме "Город мастеров"

"Город мастеров"Сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъе...

Конспект ООД с элементами сюжетно – ролевой игры по ранней профориентации. Тема: «Путешествие в город Мастеров». Возрастная группа: дети 5-7 лет с задержкой психического развития.

Конспект ООД с элементами сюжетно – ролевой игры по ранней профориентации. Тема: «Путешествие в город Мастеров». Возрастная группа: дети 5-7 лет с задержкой психического развития....

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе № 9 « Ромашка». на тему: "Город мастеров".

Помочь детям создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между детьми, выбравшими определенные роли....