Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Исследователи Арктики и Антарктики» (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Ознакомление с окружающим миром «Исследователи Арктики и Антарктики»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Улыбка»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
«Исследователи Арктики и Антарктики»
(средняя группа)
Воспитатель
Рязанцева Н. А.
Цель: познакомить детей с Арктикой и Антарктидой, с климатом, с животными, проведение опытов и экспериментов. Расширить знания детей в области познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи: Формирование представлений о различиях между полюсами Арктика и Антарктика, формирование знаний о приспособлении животных к жизни в суровых частях планеты; Развитие творческого воображение, памяти, внимания; Обогащение словарного запаса; Закрепить умение отвечать на вопрос полным предложением; ракрепление навыков работы в коллективе, закрепить навыки вырезания и наклеивания; воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу.
Оборудование: ватман с изображением планеты Земля с выделенными Северным и Южным полюсом, иллюстрации животных, глобус, материал для укрытия глобуса, отрывок песни «Песенка о медведях» слова Л. Дербенева, музыка А. Зацепина, иллюстрации с изображением климатических условий Арктики и Антарктики.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций обитателей Арктики и Антарктики, чтение литературы.
Содержание НОД:
Воспитатель подзывает детей к глобусу, который накрыт материалом.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы ознакомимся с самыми загадочными местами нашей планеты! Посмотрите, что это на столе?
Воспитатель:
На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И северный полюс там тоже найдешь,
А если захочешь – в руках унесешь.
Дети: Глобус!
Воспитатель снимает материал, берет глобус в руки и читает детям стихотворение:
Воспитатель:
Я держу в ладонях страны,
Горы, реки, океаны.
Догадались, в чем тут фокус?
Просто я взял в руки глобус!
Воспитатель: Ребята послушайте отрывок песни и расскажите о чем речь.
Прослушивание отрывка песни «Песенка о медведях» слова Л. Дербенева, музыка А. Зацепина.
Воспитатель: Дети о чем песня, которую мы прослушали?
Дети: предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Где-то на белом свете, там где всегда мороз…А кто может показать где на нашем глобусе всегда мороз? Предлагает нескольким детям показать указкой на глобусе Северный и Южный полюс.
Воспитатель: Мороз не только на Северном, но и на южном полюсе! Следующие слова песни: Трутся спиной медведи, о земную ось. Земная ось это центр Земли (показывает на глобусе), считается, что Земля вращается вокруг своей оси, а наш глобус вокруг свое (кружит глобус). «Мимо бегут столетья, спят подо льдом моря» - это значит, что лед которым охвачены моря на Северном полюсе находятся в таком состоянии уже много - много лет. Ребята, а Вам интересно, чем же отличается Арктика от Антарктики?
Дети: Да!
Воспитатель: Присаживайтесь на свои стульчики, сейчас мы с вами станем исследователями Арктики и Антарктики!
Воспитатель переворачивает доску, на которой ватман с изображением Земного шара и контуры Северного и Южного полюса и иллюстрации климатических условий и обитателей.
Воспитатель: Как настоящие исследователи, мы должны подготовиться!
Дети встают у своих стульчиков.
Физкультминутка «Исследователи Арктики»
В зоне арктических пустынь мороз
Ну-ка, все взялись за нос
Ни к чему нам бить баклуши
Ну-ка, все взялись за уши.
Покрутили, повертели
Вот и уши отогрели.
Наклоняемся вперед
Руки в стороны
Ветер дует, завывает
Нас работать призывает.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
Пейзажи Арктики бледны,
Порою вовсе не видны:
Стена тяжёлых облаков
Скрывает даль холодных льдов;
Свинцом налитая волна
Вздыхая, трётся о края;
Громада-айсберг на воде,
Как мрачный замок на скале,
Суровым воином стоит -
Просторы снежные хранит;
В разрывах туч - луна в кругу,
Вещает близкую пургу;
Среди торосов чей-то след
Уже заносит вихрем снег;
Рассвет утра сменяет ночь,
Так день за днём уходят прочь.
В безмолвном мире царства льда -
Мороз, покой и тишина.
Воспитатель: О каком полюсе стихотворение?
Дети: Стихотворение об Арктическом полюсе.
Воспитатель: А Арктика находится в верхней или нижней части Земного шара?
Дети: Арктика верхний полюс Земли.
Воспитатель: Молодцы, вы отличные исследователи и все быстро изучаете. Правильно, Арктика – северная часть земного шара. Это замерзший океан, льды, толщина которых достигает высоты трех - этажного дома.
Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Не зря это царство льда и снега. Это самое суровое место на Земле.
Зимой наступает время, когда солнце вообще не всходит – полярная ночь.
На зимнем арктическом небе можно видеть необычный феномен - полярное сияние, одно из чудеснейших явлений природы.
На смену полярной ночи приходит полярный день. И днём и ночью светит солнце.
Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов.
Наступает короткое лето. В это время почва оттаивает всего на несколько десятков сантиметров и покрывается цветущим ковром.
Воспитатель крепит на глобус шаблон полюса голубого цвета.
Воспитатель: А как называется противоположный полюс?
Дети: Антарктика.
Воспитатель: Прислушайтесь Ант - арктика, что означает противоположный, наоборот. И находится он в нижней части земного шара. Воспитатель крепит к изображению земного шара шаблон материка.
Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду,
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном
А на деле Антарктида
Холодней, чем даже с виду,
В холодильнике и то
Было б жарче, чем в пальто.
Воспитатель: Антарктида – Южный полюс Земли. Является материком, который окружают воды Мирового океана. Слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись, от ледяных берегов и течением их вынесло в море. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.
Крепит к ватману изображение айсберга.
Воспитатель: А как вы думаете, где холоднее?
Дети дают варианты ответов.
Воспитатель: На самом деле, мы привыкли, что на Севере холодно. Но намного холоднее и больше снега и льдов на Южном полюсе. Какой полюс Южный?
Дети: Антарктика.
Воспитатель: Правильно, В Антарктике намного холоднее.
Крепит изображение градусника.
Воспитатель: Когда на Северном полюсе зима, на Южном лето и наоборот, но это не значит, что становится тепло (крепит изображение солнышка и снежинки). Обычная температура Южного полюса повышается на пару десятков градусов, но все так же люто холодно. По территории Антарктика вдвое больше чем Арктика (показывает на глобусе).
В Арктике идет активная добыча полезных ископаемых (изображение добычи полезных ископаемых), Антарктика стала резервом полезных ископаемых планеты, сокровищницей человека, оставленной на потом.
В Арктике есть местные жители – эскимосы. В Антарктике же живут и работают только ученые ( крепит изображение эскимосов и ученых). В обоих регионах выживают разные представители флоры и фауны.
Воспитатель показывает изображение белого медведя и пингвина.
Воспитатель: Ребята, а эти два животных могут встретиться? Пингвин и белый медведь никогда не могут встретиться, так как белый медведь обитает в Арктике на Северном полюсе, а пингвины в Антарктике на Южном полюсе. (Крепит изображения на ватман)
Воспитатель: Животный мир Арктики более разнообразен.
Кто же в Арктике живет?
Давай с тобой посмотрим:
Морж, медведь,
Тюлень, касатка,
Нарвал, сова и куропатка,
Овцебык, тюлень, поморник,
Их несложно всех запомнить.
Несколько раз повторяет совместно с детьми, показывая иллюстрации.
Воспитатель: В Антарктике же основные обитатели пингвины, морской слон, морской леопард, птицы – альбатрос, чайка, буревестник.
Антарктида – полюс южный,
Климат там суровый, вьюжный,
Сильный холод, снег и льдины,
Ходят важно там пингвины.
Воспитатель: Физкультминутка «Разминай-ка»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И на место все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами настоящие исследователи Арктики и Антарктики. А теперь давайте вспомним, все, что мы сегодня изучили!
Дидактическая игра «Арктика или Антарктика».
Воспитатель снимает с ватмана все прикрепленные иллюстрации, перемешивает и кладет на стол перед доской. Предлагает детям по одному взять иллюстрацию, показать группе, назвать, что на ней изображено и определить к какому полюсу относится изображение. Воспитатель помогает прикрепить иллюстрации.
Дидактическая игра «Какой, какая».
Воспитатель предлагает дополнить высказывание.
Сова - ….. полярная;
Олень – северный;
Кит – синий, горбатый;
Морской – слон, леопард;
Заяц – беляк, полярный;
Белый – медведь.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше исследовательское путешествие! Мы побывали на Северном и Южном полюсе! Давайте закрепим: Северный полюс это – Арктика, Южный полюс – Антарктика (дети проговаривают). Расскажите, что больше всего вам понравилось?
Дети: Рассказы о полюсах, искать кто с какого полюса.
Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилось путешествие, мы узнали много нового и интересного!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и трудовому воспитанию в средней группе по теме “Овощи»
Интегрированное занятие...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Наблюдение за черепашкой" для средней группы.
Цель:Познакомить детей с новым для них животным-черепашкой, особенности внешнего вида: панцирь, короткий хвост, отсутствие ушей, маленькие чёрные глаза. Уточнить, что черепаха ест овощи -морковку, кап...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в средней группе
В этом конспекте рассказывается о свойствах воды, для чего она нужна....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ в средней группе «Уроки мужества»
1.Формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, и т.д. ) 2. Развивать память, внима...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Посуда» в средней группе.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Посуда» в средней группе....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Мама — солнышко мое» в средней группе
Цель: создание образа матери - хранительницы семейного очага, создающей теплую атмосферу, уют, ощущение родного дома. Задачи: -прививать детям любовь и уважение к матери; -формировать осознанное ...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе....