паспорт центра эксперементирования
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Актуальность:
Детское экспериментирование, как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – умение оперировать неясными знаниями.
Главное достоинство методов экспериментирования – реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
В процессе экспериментирования обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, совершенствуется операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствие – не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Достоинства экспериментирования:
- дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
- формирует представления о взаимоотношениях изучаемого объекта с другими объектами и средой обитания;
- обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы (мыслительные операции синтеза и анализа, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции),
формулирует закономерности и выводы, стимулирует речевое развитие.
Но существуют проблемы организации детского экспериментирования, в первую очередь - это недостаточное оснащение развивающей предметно - пространственной среды. Для приобретения готового оборудования не всегда есть материальная возможность.
Выходом из такой ситуации может стать создание центра экспериментирования в группах, в соответствии с возрастными особенностями детей. А оснастить центр экспериментирования в группе можно совместно с родителями. Ведь у каждого в доме найдутся бутылочки, стаканчики, формочки, лоскутки, крупа и т. п. Коллекции камней, ракушек тоже могут помочь собрать родители.
В своей группе мы устроили такой центр, который помогает нам изучать мир, который нас окружает. В нашем центре есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.
Цель:
практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.
Задачи:
-формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств;
-создавать положительную мотивацию к проведению опытов и экспериментов; создавать дружескую атмосферу внутри детского коллектива.
Место расположения центра:
Центр экспериментирования представляет собой тихую зону в помещении группы. Он размещён рядом с центрам природы, на отдалении от центров двигательной активности и шумных игр. Оформила место для опытной деятельности в классическом стиле любого центра детского сада: набор мебели, распределённая по полкам материальная база, эстетические элементы (картинки, игрушки).
Возраст детей: дошкольный возраст 6-7(8) лет .
Количество детей в центре: до 10 человек.
МИНИ-ЛАБОРАТОРИЯ
Направление «Песок и вода»
Компонент оборудования:
o Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации объёма;
o Крышки;
o Воронки; Лейка; Формочки;
o Мерные чашки, стаканы, ложки, совки; Микроскоп, Лупа; Пипетки; Резиновые груши; Медицинские шприцы; Сито; Песочные часы; Пипетки.
Материалы для опытов:
o Подсолнечное масло; Песок;
o Предметы из разных материалов (пластмассовые и резиновые игрушки, палочки);
o Лимонная кислота; Губки; Металлические предметы (гайки, болты); Камни;
o Бумага разной плотности; Вата.
o Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
o «Чудесный мешочек» (мелкие игрушки для определения на ощупь)
Направление «Воздух»
Компонент оборудования:
o Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма;
o Шприцы; Ножницы; Пипетки; Вертушка.
Материалы для опытов:
o Воздушные шары; Листы бумаги; Свечи; Соломинки; Кусочки поролона; Мыло;
o Пластилин; Бумажные салфетки; Бумага разной плотности.
Направление «Наука»
Компонент оборудования и материалы для опыта:
o Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации объёма;
o Различные фонарики; Ножницы; Микроскоп;
o Лупы;
o Линейки;
o Клей; Песочные часы; Компас; Разные магниты;
o Скрепки, металлические предметы;
o Пинцеты;
o Киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено и т.д.)
o свечи; Пакетики ( с мелиссой, ромашкой, шиповником и т.д.)
Направление «Природа»
Компонент оборудование:
o Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации объёма; Микроскоп; Лупы; Лейки;
Материалы для опытов:
o Камни; Ракушки; Орехи; Шишки; Семена; Листья;
o Емкости с водой, песком.
o Крупы; Опилки;
Дополнительный материал
o Клеенки; Фартуки; Контейнеры для хранения; Резиновые перчатки; Тряпочки;
o Щетки;
Коллекции
o Семена растений; Злаки; Тканей; Ракушек; Камней; Пуговиц; Открыток; Фантиков; Значков; Гербарий «Растения с моего участка» и т.д.
«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»
Для формирования у детей самостоятельно « работать» с книгой, добывать нужную информацию у нас есть книги, энциклопедии, атласы.
o «Иллюстрированная энциклопедия. Наука и техника». «Тайны живой природы». «Птицы».
o «Собаки». o «Кошки». o «Животные наших лесов».
o «Животные фермы». o «Хищные животные».
o Подборка серий журналов «Животные леса» o Подборка серий журналов «Животные Саваны» o Подборка серий журналов «Растения и животные степей» «Растения и животные крайнего севера», «Растения и животные тундры», «Растения и животные пустыни» o Энциклопедия «Времена года» o Энциклопедия «Почемучка»
Дидактический компонент
-тематические альбомы
-картотека опытов
-схемы, таблицы, алгоритмы, технологические карты
-календари Природы (времена года), Дни недели и Погоды
-календари наблюдений: за сезонными изменениями в природе, за ростом растений
Дидактические игры:
«Угадай кто?», «Кто где живет?», «Фрукты , овощи , ягоды , грибы», «В мире природы», «Целый год», лото , «Что? Откуда? Почему?», лото-теней –Птицы, лото – Морские обитатели, «Времена года», «Домашние животные", "Из чего сделано ?» «Мир вокруг нас», «Космос» и др.
Средства для фиксации результатов опытов :
Дневник наблюдения за погодой;
Дневник наблюдения за ростом растений;
Дневник фиксации результатов опытов ;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport.docx | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт центра по Правилам Дорожного Движения
Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей и педагогов. Поэтому обучению безопасному поведению на улице нужно пров...
Паспорт центра природы
Паспорт центра природыЦентр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Наполнение центра ориентировано на развитие познавательного интереса к эко...
Сообщение на тему "содержание центров эксперементирования в ДОУ"
в сообщение подробно описывается, что должно быть в уголках эксперементирования в ДОУ....
центр эксперементирования для детей среднего возраста
Центр экспериментирования для младшего и среднего возраста В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают...
Содержание центра эксперементирования
laquo;Центр экспериментирования в детском саду»На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации и...
Центр эксперементирования
Данный материал представляет собой центр эксперементирования детей раннего возраста...
Паспорт центра эксперементирования
Паспорт центра экспериментирования «Фантазёры»старшая группа...