паспорт центра эксперементирования
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Ахмедова Юлия Олеговна

Актуальность:

Детское экспериментирование, как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – умение оперировать неясными знаниями. 

Главное достоинство методов экспериментирования –   реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. 

 В процессе экспериментирования обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы,  совершенствуется операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. 

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствие – не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. 

Достоинства экспериментирования:   

дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; 

формирует представления о взаимоотношениях изучаемого объекта с другими объектами и средой обитания; 

обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы (мыслительные операции синтеза и анализа, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции), 

формулирует закономерности и выводы, стимулирует речевое развитие. 

Но существуют проблемы организации детского экспериментирования, в первую очередь - это недостаточное оснащение развивающей предметно - пространственной среды. Для приобретения готового оборудования не всегда есть материальная возможность. 

Выходом из такой ситуации может стать создание центра экспериментирования в группах, в соответствии с возрастными особенностями детей. А оснастить центр экспериментирования в группе можно совместно с родителями. Ведь у каждого в доме найдутся бутылочки, стаканчики, формочки, лоскутки, крупа и т. п. Коллекции камней, ракушек тоже могут помочь собрать родители. 

В своей группе мы устроили такой центр, который помогает нам изучать мир, который нас окружает. В нашем центре есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.                                            

 

imageimage

Цель: 

практическое внедрение   детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка. 

 Задачи: 

-формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта; 

  - развитие поисково  – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств; 

-создавать положительную мотивацию к проведению опытов и экспериментов; создавать дружескую атмосферу внутри детского коллектива. 

  

Место расположения центра: 

Центр экспериментирования представляет собой тихую зону в помещении группы. Он размещён рядом с центрам природы, на отдалении от центров двигательной активности и шумных игр. Оформила место для опытной деятельности в классическом стиле любого центра детского сада: набор мебели, распределённая по полкам материальная база, эстетические элементы (картинки, игрушки). 

Возраст детей дошкольный возраст 6-7(8) лет . 

Количество детей в центре: до 10 человек. 

МИНИ-ЛАБОРАТОРИЯ

Направление «Песок и вода» 

Компонент оборудования: 

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации объёма; 

Крышки; 

Воронки;  Лейка;  Формочки; 

Мерные чашки, стаканы, ложки, совки;  Микроскоп,   Лупа;  Пипетки;  Резиновые груши;  Медицинские шприцы;  Сито;  Песочные часы;  Пипетки. 

image

Материалы для опытов: 

Подсолнечное масло;  Песок; 

Предметы из разных материалов (пластмассовые и резиновые игрушки, палочки); 

Лимонная кислота;  Губки; Металлические предметы (гайки, болты);  Камни;  

Бумага разной плотности; Вата.

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски); 

«Чудесный мешочек» (мелкие игрушки для определения на ощупь)  

Направление «Воздух»

Компонент оборудования:   

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма; 

Шприцы;  Ножницы;  Пипетки;  Вертушка. 

Материалы для опытов: 

Воздушные шары; Листы бумаги;  Свечи;  Соломинки; Кусочки поролона;  Мыло; 

Пластилин;  Бумажные салфетки;  Бумага разной плотности. 

Направление «Наука»

Компонент оборудования и материалы для опыта: 

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации объёма; 

Различные фонарики;  Ножницы;  Микроскоп; 

Лупы; 

Линейки; 

Клей;      Песочные часы;  Компас;  Разные магниты; 

Скрепки, металлические предметы; 

Пинцеты; 

Киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено и т.д.) 

свечи;  Пакетики ( с мелиссой, ромашкой, шиповником и т.д.) 

Направление «Природа»

Компонент оборудование:  

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации объёма;  Микроскоп;  Лупы;  Лейки;  

Материалы для опытов: 

Камни;  Ракушки;  Орехи;  Шишки;  Семена;  Листья; 

Емкости с водой, песком. 

Крупы;  Опилки;  

 

Дополнительный материал 

Клеенки;  Фартуки;  Контейнеры для хранения;  Резиновые перчатки;  Тряпочки; 

Щетки; 

Коллекции 

 

Семена растений;  Злаки;  Тканей;  Ракушек;  Камней;  Пуговиц;  Открыток;  Фантиков;  Значков;  Гербарий «Растения с моего участка» и т.д. 

 

 

«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»

Для формирования у детей самостоятельно « работать» с книгой, добывать нужную информацию у нас есть книги, энциклопедии, атласы. 

 

«Иллюстрированная энциклопедия. Наука и техника».  «Тайны живой природы».  «Птицы».

 «Собаки».     «Кошки». «Животные наших лесов». 

«Животные фермы». «Хищные животные». 

Подборка серий журналов «Животные леса» Подборка серий журналов «Животные Саваны» Подборка серий журналов «Растения и животные степей»       «Растения и животные крайнего севера», «Растения и        животные тундры», «Растения и животные пустыни» Энциклопедия «Времена года» Энциклопедия «Почемучка» 

 

Дидактический компонент 

-тематические альбомы

-картотека опытов 

-схемы, таблицы, алгоритмы, технологические карты  

-календари Природы (времена года), Дни недели и Погоды 

-календари наблюдений: за сезонными изменениями в природе, за ростом растений 

 

Дидактические игры:

«Угадай кто?», «Кто где живет?», «Фрукты , овощи , ягоды , грибы», «В мире природы», «Целый год», лото , «Что? Откуда? Почему?», лото-теней –Птицы, лото – Морские обитатели, «Времена года», «Домашние животные", "Из чего сделано ?» «Мир вокруг нас», «Космос» и др. 

 

Средства для фиксации результатов опытов : 

 

Дневник наблюдения за погодой; 

Дневник наблюдения  за ростом растений; 

Дневник фиксации результатов опытов ; 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport.docx1.61 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт центра по Правилам Дорожного Движения

Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей и педагогов. Поэтому обучению безопасному поведению на улице нужно пров...

Паспорт центра природы

Паспорт центра природыЦентр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников.  Наполнение центра ориентировано на развитие познавательного интереса к эко...

Сообщение на тему "содержание центров эксперементирования в ДОУ"

в сообщение подробно описывается, что должно быть в уголках эксперементирования в ДОУ....

центр эксперементирования для детей среднего возраста

Центр экспериментирования для младшего и среднего возраста В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают...

Содержание центра эксперементирования

laquo;Центр экспериментирования в детском саду»На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации и...

Центр эксперементирования

Данный материал представляет собой центр эксперементирования детей раннего возраста...

Паспорт центра эксперементирования

Паспорт центра экспериментирования  «Фантазёры»старшая группа...