Конспект ООД: «Покормите птиц зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Максимова Алена Зиновьевна

 Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц;

Задачи:

Образовательные: Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания, их разнообразии. Учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Закрепить представление о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц.

Знакомство с кочующими зимующими птицами – клест и свиристель.

Учить детей делать поделки из бросового материала. Приучать детей ответственно относится к серьезному и нужному делу – изготовление кормушек. Закрепить технические навыки при работе с ножницами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormim_ptits_zimoy.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД: «Покормите птиц зимой» - познавательное развитие в старшей группе.

Образовательная область: Познавательное развитие с элементами ручного труда

 Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц;

Задачи:

Образовательные: Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания, их разнообразии. Учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Закрепить представление о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц.

Знакомство с кочующими зимующими птицами – клест и свиристель.

Учить детей делать поделки из бросового материала. Приучать детей ответственно относится к серьезному и нужному делу – изготовление кормушек. Закрепить технические навыки при работе с ножницами.

Развивающие: Продолжать развивать речь как средства общения. Развивать умение делать выводы, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;

Воспитательные: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Методы и приемы: Словесный, игровой, наглядный, практический, беседы, вопросы.

Словарь новых слов: насекомоядные, зерноядные, клест, свиристель, кочующие.

Оборудование и материалы: ноутбук;  презентации «Перелетные и зимующие птицы»); модель для дидактической игры – солнце и снежинка из бумаги; картон, клей, ножницы, веревочки, коробки от сока, пластиковые бутылки,  различные семена (семечки, овес, пшено, сухофрукты, проволока.

Ход ООД:

Организационный момент: воспитатель стоит у окна и смотрит в него на улицу с очень озабоченным видом. Один из детей обязательно заинтересуется, чем занят воспитатель.

Ребенок: Алена Зиновьевна, а что вы там смотрите?

Воспитатель: смотрю в окно и ищу птиц, но не нахожу ни одной, как ты думаешь, почему?

Ребенок: потому, что на улице стало холодно и все птицы улетели в теплые края.

Воспитатель: и даже воробьи, голуби, сороки?

Ребенок: да.

Воспитатель для того чтобы привлечь к занятию всю группу обращается к остальным детям с вопросом.

Воспитатель: ребята, скажите, а все ли птицы осенью улетают в теплые края?

Дети: не все, остаются воробьи, голуби, сороки, вороны.

Воспитатель: а почему они остаются?

Дети: потому что они зимующие, они могут найти себе корм.

Воспитатель: да ребята, эти птицы питаются зерном и называют их зерноядные. Повторите это слово.

Дети: зерноядные.

Воспитатель: назовите птиц, которые улетают и почему они покидают нас?

Дети: ласточки, грачи, скворцы, утки, гуси, журавли. Улетают они, потому что замерзает вода и прячутся все насекомые.

Воспитатель: ребята, они питаются насекомыми и водными обитателями, и называют этих птиц насекомоядные. Повторите за мной.

Дети: насекомоядные.

Воспитатель: а кто назовет птиц, которые прилетают к нам зимовать?

Дети: снегирь, синица.

Воспитатель: а еще к нам прилетают клест и свиристель. Таких птиц называют кочующие, потому что они перелетают с одного места на другое.

Давайте вместе посмотрим на улицу (смотрят в окно, как вы думаете, почему нет на нашем участке зимующих и кочующих птиц?

Дети: потому что нет корма, насекомых, травки, зернышек.

Воспитатель: а как мы можем с вами исправить эту проблему?

Дети: мы можем повесить кормушки и насыпать в них корм.

Воспитатель: да, ребята, можно повесить кормушки. А хотите узнать какой корм любят птицы?

Дети: да.

Воспитатель: тогда давайте посмотрим презентацию «Перелетные и зимующие птицы».

Беседа по содержанию презентации.

Воспитатель: Прилет птиц идет по строгим правилам: первыми возвращаются те, которые улетели последними осенью, последними – те, что улетели первыми. Первые вестники весны – грачи. За ними прилетают скворцы, зяблики.

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.

Грач — перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом.

Ласточка  - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе.

Журавли — живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.

Скворец - певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки.

Воспитатель: назовите птицу, которая прилетает раньше всех.

Дети: грач.

Воспитатель: зимующие птицы – те, которые зимой не улетают на юг. Эту группу составляют все оседлые птицы и птицы, перекочевавшие в данную местность на зимовку. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях.

Воробьи – очень прожорливые птички. Питаются в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливают птенцов. Зимой любят лакомиться семечками подсолнечника.

Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, не суетливы, держат себя с достоинством. Как бы ни был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке. Снегири зерноядные птицы.

Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Ведь они, как другие птицы, не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. Покормите птичек, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.

Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Она хорошо приспособилась жить с человеком, прекрасно изучила его привычки и характер. Рядом с человеком всегда есть чем поживиться, ведь вороны – птицы всеядные.

Мы привыкли к голубям и почти не обращаем на них внимания, так как они всегда находятся рядом с человеком. Питаются хлебными крошками.

Клест - удивляет в клестах то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Ребята, а вы знаете, что название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен (от слова «клестить» произошло и слово «клещи», их передняя часть тоже сжата, сдавлена). Питается клест семенами из шишек.

Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Её нежнейшее оперение имеет дымчато-розовую окраску, а темный хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать, свистеть". Песня свиристеля — нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Летом эти птицы питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягоды рябины, а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и зачастую полностью снимают урожай с этих кустарников.

Воспитатель: скажите ребята, какой корм мы можем положить и насыпать в кормушки для наших птиц?

Дети: сало, овес, семечки, ягоды шиповника, хлебные крошки.

 Физкультминутка:

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Воспитатель: а теперь давайте проверим, как вы запомнили перелетных и зимующих птиц.

Перед детьми на столе лежат вырезанные из бумаги снежинка и солнышко, изображения птиц.

Игра «Перелетные и зимующие птицы».

Воспитатель: ребята, вам нужно разложить зимующих птиц на снежинку, а перелетных на солнышко.

Воспитатель: ребята, помните, в начале занятия мы говорили о том, что можно повесить кормушки на участке и подкармливать птиц?

Дети: да.

Воспитатель: хотите сами изготовить кормушки из подручного материала?

Дети: да.

Воспитатель: самая простая кормушка для птиц (синиц) – из молочного пакета.

Можно соорудить для птиц вкусные гирлянды, для этого нужно нанизать на веревочку орешки, сухофрукты, баранки, сухарики.

Можно взять пустую пластиковую бутылку и быстро соорудить прозрачную кормушку.

Также можно вырезать из картона круг или другую фигуру, намазать клеем ПВА, посыпать зернышками и привязать веревочку, повесить на веточку.

Воспитатель: посмотрите у меня на столе лежат картон, клей, ножницы, веревочки, коробки от сока, пластиковые бутылки, различные семена (семечки, овес, пшено, сухофрукты, проволока. Подойдите и выберите то из чего вы будите делать свои кормушки, присаживайтесь за столы и начинайте работу, кому будет нужна помощь – зовите.

В конце занятия рассматриваем получившиеся кормушки.

Итог занятия.

Воспитатель: дети скажите мне, о чем было наше сегодняшнее занятие?

Дети: о перелетных и зимующих птицах.

Воспитатель: с какими птицами вы сегодня познакомились?

Дети: свиристель и клест.

Воспитатель: что еще узнали из занятия?

Дети: чем питаются птицы зимой.

Воспитатель: какую помощь вы оказали сегодня птицам?

Дети: сделали кормушки.

Воспитатель: молодцы ребята, когда пойдем на прогулку развесим все наши кормушки по участку, порадуем птиц – наших гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Покормите птиц зимой"

Конспект НОД по познанию...

Конспект НОД "Покормите птиц зимой"

Конспект предназначен для старшего дошкольного возраста, предполагает опору на наглядный материал, желательно в виде презентации....

Конспект занятия "Покормите птиц зимой"

«Покормим птиц зимой»(первая младшая группа)    В: « Ребята, посмотрите в окно, там, у дерева кто-то стоит, и кажется, зовет нас на улицу. Давайте поспешим на прогулку! На улице зима, х...

Конспект прогулки «Покормите птиц зимой!»

Цели:1. Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам.2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.3. Воспитывать эмоционально...

Конспект занятия «Покормите птиц зимой!»

Обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение; выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности....

Конспект занятия "Покормите птиц зимой".Автор: Сегал Л.В. воспитатель МДОУ №36 пос. Дружба Раменского района Московской области.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для второй младшей группы по теме "Покормите птиц зимой". Это конспект занятия по формированию целостной картины мира....

Конспект занятия "Покормите птиц зимой".Автор: Сегал Л.В. воспитатель МДОУ №36 пос. Дружба Раменского района Московской области.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для второй младшей группы по теме "Покормите птиц зимой". Это конспект занятия по формированию целостной картины мира....