Методическая тема: "Формирование экологических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя группа)
Методическая тема с планом мероприятий на год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
Методическая тема:
Формирование основ экологической культуры
у детей младшей и средней группы дошкольного возраста.
Бледнюк Светлана Владимировна
Леуши
2021-2022
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Актуальность:
Умение жить в согласии с природой и окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе дошкольного образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на вопросы. Для того чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нами были созданы условия для поисково-исследовательской деятельности малышей.
Цель: Формирование основ экологического мировоззрения и культуры у детей младшей и средней группы дошкольного возраста.
Задачи:
Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
Проанализировав «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой, по разделу «Ребенок и окружающий мир, природное окружение, экологическое воспитание», С.Н. Николаевой, «Юный эколог», мы сделали вывод о том, что необходимо формировать правильное отношение и гуманное поведения к живой природе путем разных форм обучения и развития, которые позволят детям расширить представления о растительном и живом мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях.
Краткое содержание:
Это, прежде всего организованные формы обучения:
- НОД;
- беседы;
- наблюдение за объектами живой и неживой природы;
Большое значение для усвоения знаний имеет совместная деятельность воспитателя и детей:
- труд в уголке природы;
- экспериментальная деятельность;
- дидактические, подвижные игры;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание фотоальбомов, иллюстраций.
Место проведения: МКДОУ Детский сад «Сказка»
Сроки проведения: 2021 – 2022 учебный год.
Возраст детей: 3-5 лет.
Ожидаемые результаты:
- У детей будут сформированы элементарные экологические знания культура поведения в природе.
- Сформируются знания о взаимосвязи в природе.
- Разовьется к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растительной фауне, птицам, насекомым и животным.
- Научатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- Обогащение уровня экологических знаний родителей.
- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости экологического воспитания детей.
- Создание единого воспитательно - образовательного пространства детский сад и семья по экологическому воспитанию дошкольников.
- Появится возможность участия в совместных экологических проектах и мероприятиях.
Список литературы:
1.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное
пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.
2.Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М, 2005
3.Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -
Волгоград: Учитель, 2011
4.Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.:
Педагогическое общество России, 2003.
5.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М.,
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6.В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.
7.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: М. «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2014
План работы на 2021-2022 год
Сентябрь | Направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Работа с детьми | Беседа о деревьях. Д/и «Что где растет?», «С чьей ветки детки» | Д/и: «Угадай, что за растение» Беседа «Ядовитые грибы и ягоды» | Беседа: «Чтобы не было беды будь осторожен у воды» | Всемирная акция: «Очистим планету от мусора» | |
Работа с родителями, сотрудниками | Работа по оформлению лестничной площадки: Фотовыставка «Осеннее настроение» | Выставка на тему: «Поделки из природного материала» | |||
Октябрь | Работа с детьми | «День защиты животных» (4 – октября) Просмотр презентации о животных. | «Чудо- ягодка» Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды» | Беседа «Мусор и люди». | Рисование ватными палочками: «Осенний лес» |
Работа с родителями, сотрудниками | Благоустройство участка детского сада. Уборка клумб, огорода. | Фотовыставка: «Осенняя сказка» | |||
Ноябрь | Работа с детьми | Беседа: «Осторожно тонкий лед» | Беседа о рыбках: «Где живет золотая рыбка» Рисование «Рыбки в аквариуме». Чтение «Где спит рыбка» - Токмаковой И. | «Ветер» Игры с султанчиками, бег с ленточками. | «На бабушкином дворе» Отгадывание загадок о домашних животных |
Работа с родителями, сотрудниками | Рекомендация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» | Акция «Покормите птиц зимой». Изготовление кормушек для птиц | |||
Декабрь | Работа с детьми | Презентация «Зимушка – зима» Рисование ватными палочками «Снегопад». | Наблюдение «Делаем цветные льдинки» | «Зимний лес полон чудес» Лепка «Зайка беленький сидит». | Наблюдение «Сравним живую и игрушечную ели» |
Работа с родителями, сотрудниками | Работа по оформлению лестничной площадки: Фотовыставка «Зимнее настроение» | Конкурс поделок: «Новогодняя сказка» | |||
Январь | Работа с детьми | Рассказ-объяснение «Чтобы вы сделали, если бы увидели…» (разрешение проблемных ситуаций) | Беседа «Лесные жители» Д/и «Зимушка-зима» | Беседа и д/и «Как лесные звери проводят зиму». Стихотворение «Зима недаром злится…» | Словесная игра «Хорошо и плохо» (зимние явления природы) |
Работа с родителями, сотрудниками | Благоустройство участка детского сада: «Уборка площадки от снега» | Консультация для родителей «Игры на природе всей семьей» | |||
Февраль | Работа с детьми | Просмотр мультфильмов «Как зимуют звери» | «Снеговичок» Игра «Когда это бывает?» Опыт со снегом. Постройка снеговика на участке. | Игра-развлечение «Если в лес пришел гулять» | Чтение и заучивание стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия», беседа «Мусор Земле не к лицу» |
Работа с родителями, сотрудниками | Благоустройство участка детского сада: «Уборка площадки от снега» | Информация для родителей: «Осторожно сосульки» | |||
Март | Работа с детьми | Беседа «Здравствуй, весна!» Презентация «Птицы весной» | Развлечение: «Масленица пришла – прощай зима, здравствуй весна!». | «Огород на окне» Посадка лука и цветов. | Игра – опыт «Зачем комнатным растениям вода?» |
Работа с родителями, сотрудниками | Работа по оформлению лестничной площадки: Фотовыставка «Весеннее настроение» | Привлечение родителей в оформлении огорода на окне. | |||
Апрель | Работа с детьми | «Зеленая аптека» Беседа о лекарственных травах, загадки. Рассматривание иллюстраций с растениями. | «Забота о здоровье» Игра: «Порадуйся солнышку» Беседа о витаминной пище: «Что полезно для здоровья, что вредно». | Беседа «Пернатые гости» Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.). | «Экологическая тропинка» Разучивание стихотворений о природе. Рисование «Одуванчики на траве». |
Работа с родителями, сотрудниками | Консультация «Воспитание любви к родной природе в семье» | Выставка поделок из вторичного сырья «Мусор смело пусти в дело». | |||
Май | Работа с детьми | Беседа: «Что такое облака, дождь, гроза?» Наблюдение, рассматривание иллюстраций | «Насекомые - наши помощники» Наблюдения за насекомыми Рассматривание иллюстраций | «Песочные фантазии» Экспериментирование: «Почему песок сыплется». | Беседа «Что нам подарит лето»
|
Работа с родителями, сотрудниками | Участие в акции: «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада) | Информация для родителей: «Игры с песком и водой» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания»
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....
План работы по самообразованию Тема «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр»
Повышение профессиональной квалификации...
Отчет по самообразованию Тема «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр»
Реализация творческих возможностей....
План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО "
План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО"...
Дидактические игры по формированию экологических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Автором представлена картотека игр по по формированию экологических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста....
План по самообразованию Тема: «Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в условиях группы дневного пребывания №7 Дома ребенка» на 2019-2023 учебный год
План по самообразованиюТема:«Формирование элементарных экологических представленийу детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ,в условиях группы дневного пребывания №7 Дома ребенка»на 2019-...