Методическая тема: "Формирование экологических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Бледнюк Светлана Владимировна

Методическая тема с планом мероприятий на год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Методическая тема:

 Формирование основ экологической культуры

у детей младшей и средней группы дошкольного возраста.

Бледнюк Светлана Владимировна

Леуши

2021-2022

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Актуальность:

Умение жить в согласии с природой и окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе дошкольного образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

 Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на вопросы. Для того чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нами были созданы условия для поисково-исследовательской деятельности малышей.

Цель: Формирование основ экологического мировоззрения и культуры у детей младшей и средней группы дошкольного возраста.

Задачи:

Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.

Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.

Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.

Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

Проанализировав «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой, по разделу «Ребенок и окружающий мир, природное окружение, экологическое воспитание», С.Н. Николаевой, «Юный эколог», мы сделали вывод о том, что необходимо формировать правильное отношение и гуманное поведения к живой природе путем разных форм обучения и развития, которые позволят детям расширить представления о растительном и живом мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях.

Краткое содержание:

Это, прежде всего организованные формы обучения:

- НОД;

- беседы;

- наблюдение за объектами живой и неживой природы;

Большое значение для усвоения знаний имеет совместная деятельность воспитателя и детей:

- труд в уголке природы;

- экспериментальная деятельность;

- дидактические, подвижные игры;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание фотоальбомов, иллюстраций.

Место проведения: МКДОУ Детский сад «Сказка»

Сроки проведения: 2021 – 2022 учебный год.

Возраст детей: 3-5 лет.

Ожидаемые результаты:

 - У детей будут сформированы элементарные экологические знания культура поведения в природе.

- Сформируются знания о взаимосвязи в природе.

- Разовьется   к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растительной фауне, птицам, насекомым и животным.

- Научатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

- Обогащение уровня экологических знаний родителей.

- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости экологического воспитания детей.

- Создание единого воспитательно - образовательного пространства детский сад и семья по экологическому воспитанию дошкольников.

- Появится возможность участия в совместных экологических проектах и мероприятиях.

Список литературы:

1.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное

пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.

2.Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М, 2005

3.Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -

Волгоград: Учитель, 2011

4.Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.:

Педагогическое общество России, 2003.

5.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М.,

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6.В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.

7.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»под      редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: М. «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2014

План работы на 2021-2022 год

Сентябрь

Направления

        1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Работа с детьми

Беседа о деревьях.

Д/и «Что где растет?»,

«С чьей ветки детки»

Д/и: «Угадай, что за растение»

Беседа «Ядовитые грибы и ягоды»

Беседа: «Чтобы не было беды будь осторожен у воды»

Всемирная акция: «Очистим планету от мусора»

Работа с родителями, сотрудниками

Работа по оформлению лестничной площадки: Фотовыставка «Осеннее настроение»

Выставка на тему: «Поделки из природного материала»

Октябрь

Работа с детьми

«День защиты животных»

 (4 – октября) Просмотр презентации о животных.

«Чудо- ягодка»

Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды»

Беседа «Мусор и люди».

Рисование ватными палочками:

«Осенний лес»

Работа с родителями, сотрудниками

Благоустройство участка детского сада. Уборка клумб, огорода.

Фотовыставка: «Осенняя сказка»

Ноябрь

Работа с детьми

Беседа: «Осторожно тонкий лед»

Беседа о рыбках: «Где живет золотая рыбка»

Рисование «Рыбки в аквариуме». Чтение «Где спит рыбка» - Токмаковой И.

«Ветер»

Игры с султанчиками, бег с ленточками.

«На бабушкином дворе» Отгадывание загадок о домашних животных
Дидактические игры: «Назови детёнышей»

Работа с родителями, сотрудниками

Рекомендация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

Акция «Покормите птиц зимой».

Изготовление кормушек для птиц

Декабрь

Работа с детьми

 Презентация «Зимушка – зима»

Рисование ватными палочками «Снегопад».

Наблюдение «Делаем цветные льдинки»

 «Зимний лес полон чудес»

Лепка «Зайка беленький сидит».

Наблюдение «Сравним живую и игрушечную ели»

Работа с родителями, сотрудниками

Работа по оформлению лестничной площадки: Фотовыставка «Зимнее настроение»

Конкурс поделок: «Новогодняя сказка»

Январь

Работа с детьми

Рассказ-объяснение «Чтобы вы сделали, если бы увидели…» (разрешение проблемных ситуаций)

Беседа «Лесные жители»

Д/и «Зимушка-зима»

Беседа и д/и «Как лесные звери проводят зиму».

Стихотворение «Зима

недаром злится…»

Словесная игра «Хорошо и плохо» (зимние явления природы)

Работа с родителями, сотрудниками

Благоустройство участка детского сада: «Уборка площадки от снега»

Консультация для родителей «Игры на природе всей семьей»

Февраль

Работа с детьми

Просмотр мультфильмов «Как зимуют звери»

«Снеговичок»

Игра «Когда это бывает?» Опыт со снегом. Постройка снеговика на участке.

Игра-развлечение «Если в лес пришел гулять»

Чтение и заучивание стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия», беседа «Мусор Земле не к лицу»

Работа с родителями, сотрудниками

Благоустройство участка детского сада: «Уборка площадки от снега»

Информация для родителей: «Осторожно сосульки»

Март

Работа с детьми

Беседа «Здравствуй, весна!»

Презентация «Птицы весной»

Развлечение: «Масленица пришла – прощай зима, здравствуй весна!».

«Огород на окне»

Посадка лука и цветов.

Игра – опыт «Зачем комнатным растениям вода?»

Работа с родителями, сотрудниками

Работа по оформлению лестничной площадки: Фотовыставка «Весеннее настроение»

Привлечение родителей в оформлении огорода на окне.

Апрель

Работа с детьми

«Зеленая аптека»

Беседа о лекарственных травах, загадки. Рассматривание иллюстраций с растениями.

«Забота о здоровье»

Игра: «Порадуйся солнышку»

Беседа о витаминной пище: «Что полезно для здоровья, что вредно».

Беседа «Пернатые гости»

Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.).

«Экологическая тропинка»

Разучивание стихотворений о природе.

Рисование «Одуванчики на траве».

Работа с родителями, сотрудниками

Консультация «Воспитание любви к родной природе в семье»

Выставка поделок из вторичного сырья «Мусор смело пусти в дело».

Май

Работа с детьми

Беседа: «Что такое облака, дождь, гроза?»

Наблюдение, рассматривание иллюстраций

«Насекомые - наши помощники»

Наблюдения за насекомыми

Рассматривание иллюстраций

«Песочные фантазии»

Экспериментирование: «Почему песок сыплется».

Беседа «Что нам подарит лето»

 

Работа с родителями, сотрудниками

Участие в акции: «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада)

Информация для родителей: «Игры с песком и водой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО "

План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО"...

Дидактические игры по формированию экологических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Автором представлена картотека игр по  по формированию экологических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста....

План по самообразованию Тема: «Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в условиях группы дневного пребывания №7 Дома ребенка» на 2019-2023 учебный год

План по самообразованиюТема:«Формирование элементарных экологических представленийу детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ,в условиях группы дневного пребывания №7 Дома ребенка»на 2019-...