Описание непрерывной образовательной деятельности Возрастная группа: средняя Тема НОД: «Песочная страна - страна чудес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ионцева Наталья Владимировна

Направление образования и развития (образовательная область) «Познавательное развитие»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Описание непрерывной образовательной деятельности

Возрастная группа: средняя

Тема НОД: «Песочная страна - страна чудес»

Направление образования и развития (образовательная область) «Познавательное развитие»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком. 

Задачи (по содержанию – обучающая, воспитательная, развивающая):

1.формировать представления о песке, его свойствах в процессе познавательно-исследовательской деятельности; уточнить представления детей об использовании человеком свойств песка в повседневной жизни;

2. приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, воспитывать аккуратность в работе с песком и интерес к экспериментальной деятельности.

3.развивать познавательную активность, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь; развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;

Виды деятельности :
познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная

Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, решение проблемной ситуации, игры «Приветствие песка», «Найди животное в песке»

Формы организации[1]: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Оборудование, материалы: ноутбук, проектор, музыкальное сопровождение, презентация «Человек и песок», мультфильм «Львёнок и черепаха»,бассейн с сухим песком, ящик с сухим песком и игрушками- обитателями пустыни, сырой песок, коктейльные трубочки, влажные салфетки, подносы, клей, кисти для клея, подставки для кисточек, ложки, лупы (по количеству детей), формы для куличей, алгоритм «Правила поведения с песком»;подносы для куличей, мешочки с песком, иллюстрации «Песок и его свойства».

Предварительная работа (если необходимы пояснения): Игры и опыты с песком. Сравнивание песка и глины. Беседы о назначении и применении песка, Памятка «Меры осторожности во время игр с песком», чтение стихотворений и загадывание загадок о песке, об обитателях пустыни.


ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

Вводная часть (мотивация) 

Создание благоприятного психологического климата

Воспитатель приветствует детей, предлагает подойти к ней, встать в круг, подарить друг другу улыбки.

Дети подходят к воспитателю, встают в круг и улыбаются друг другу.

 координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти

Воспитатель показывает движения.

Дети повторяют движения

Постановка проблемы 

Показ отрывка м/ф «Львёнок и черепаха»

Воспитатель организует беседу: - Понравился мультфильм? Про кого этот мультфильм?

 - Во что играл львенок?

- Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться?

– Хотите узнать как можно больше о нём?

Дети смотрят отрывок из мультфильма.

Дети отвечают на вопросы

Привлечение внимания, создание мотивации

Приход гостя (черепаха - картинка – слайд), который приглашает детей в свою родную, удивительную, полную чудес Песочную страну и просит помочь разобраться, что же такое песок, зачем он нужен, каковы его свойства.

Дети приветствуют героя.

Дети обещают помочь герою.

Сюрпризный момент

Постановка детской цели.

Организует беседу о правилах поведения в Песочной стране, которые нужно знать и соблюдать.

ответы детей

Ответы сопровождаются мнемотаблицами «Правила обращения с песком»

Предлагает пройти по волшебной дорожке с препятствиями, чтобы попасть в Песочную страну

Дети идут между мешочками с песком.

Основная часть

Игра с песком «Приветствие песка» Актуализация представлений детей о песке, его свойствах

Подошли к бассейну с песком.
Предлагает поздороваться с песком.

1) Дотроньтесь ладошками до песка, сначала внутренней стороной, потом внешней, отдадим песку частичку нашего тепла. Какой песок на ощупь? (сухой, теплый)
2) Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Что вы чувствуете? Вам приятно? Я чувствую тепло песка, маленькие крупинки. Ручки радуются песку!
3) В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит. (Воспитатель из своего кулачка сыплет песок на ладонь, затем повторяют дети.)
4) А теперь оставим следы с помощью наших пальчиков, как «идут жители этой страны верблюды, ящерицы» - пальчики идут переваливаясь.
5) «Ползут змейки» - пальчики делают поверхность песка волнистой.

Спрашивает все ли правила соблюдали в песочной стране, что забыли сделать? (вытереть руки влажной салфеткой)

Повторяют за воспитателем, исследуют песок на ощупь, отвечают на вопросы,  высказывают предположения. 

Ответы детей

Вытирают руки

Введение детей в деятельность

беседа

Просмотр презентации «Человек и песок»

Демонстрирует презентацию «Использование песка человеком в разных сферах деятельности» и задает вопросы по слайдам. 

Дети рассматривают слайды, отвечают на вопросы.

Игра с песком «Найди животное в песке»

Создает проблемную ситуацию: необходимо найти в песке объемные фигурки животных.

Воспитатель передает коробку с секретом детям, проводит беседу о том, что животные прячутся в песке от жары, и нужно найти  жителей Песочной страны, которые здесь спрятались.

Дети рассматривают коробку, находят  на ощупь макеты животных, отвечают на вопросы.

Динамическая пауза

Предлагает  превратиться в песочные песчинки. Озвучивает текст о движении песчинок.

звучит вальс, дети имитируют полет песчинок, выполняют движения в соответствии с текстом

Проведение экспериментов с песком

Воспитатель от имени Мудрой приглашает детей в интересный клуб  «Хочу все знать», в котором дети будут  исследовать свойства песка, проводить опыты.

 Спрашивает мнение детей о желании побывать в этом клубе, выслушивает их ответы.

Ответы детей

Опытно-экспериментальная работа.  Опыт 1. «Из чего состоит песок»

Показывает детям лупу, спрашивает, как называется этот необычный предмет, зачем он нужен.

Предлагает с помощью лупы рассмотреть из чего состоит песок.

Задает вопросы.

Ответы детей

Проводят опыт:

рассматривают песок, делают вывод.

Дети отвечают на вопросы.

(Опыты сопровождаются картинкой с изображением свойства песка)

Опытно-экспериментальная работа  Опыт 2. «Сыпучесть песка».

Предлагает провести эксперимент: исследовать сыпучесть песка. Проводит беседу по результатам опытно-экспериментальной работы.

 Задает вопросы, что происходит с песком, почему.

Экспериментируют: Набирают ложкой песок из тарелки, высыпают на поднос.

Ответы детей

(Опыты сопровождаются картинкой с изображением свойства песка)

Опытно-экспериментальная работа  Опыт 3. «Движение песка» (дыхательное упражнение)

Задает вопросы: как вы думаете, песок может двигаться?
А как это проверить?

Предлагает взять трубочки и тихонько подуть в трубочку на песок. Что происходит?

Ответы детей

Выполняют дыхательное упражнение, Объясняют, что происходит

(Опыты сопровождаются картинкой с изображением свойства песка)

Опытно-экспериментальная работа.  Опыт 4. «Сырой песок»

Воспитатель организует работу:

Предлагает исследовать  сырой песок, помогает сделать  вывод о его свойствах.

Исследуют сырой песок: сжимают песок в руке, пробуют подуть на него из трубочки

делают вывод, отвечают на вопросы

(Опыты сопровождаются картинкой с изображением свойства песка)

Пальчиковая игра

Воспитатель озвучивает текст, показывает движения

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

практическая деятельность детей по подгруппам.

Мудрая Черепаха приглашает детей в Творческую Мастерскую и предлагает на

память жителям Песочной страны приготовить подарки: испечём куличи и создадим песочные рисунки.

Приглашает детей пройти за столы, рассмотреть, что для них приготовлено

(Мокрый песок, формы для куличей, подносы, салфетки) – для 1 подгруппы
(Кисти, клей, цветной картон, сухой песок , подставки под кисти, салфетки ) – для 2 подгруппы.

 Объясняет правила и работы

Дети проходят за столы.

Дети выполняют работу.

Заключительная часть Рефлексия.

Предлагает рассмотреть подарки, сделанные своими руками для жителей Песочной страны.

Хвалит детей.

Вручает подарок от мудрой черепахи: песочный набор.

Прощание с песком и жителями страны, возвращение в детский сад.

Вопросы о том, что нового узнали о песке, что понравилось в путешествии в Песочную страну.

Предлагает детям пройти и выбрать такой смайлик, который соответствует их настроению в данный момент

благодарят черепаху, прощаются

Дети делятся впечатлениями.

Подведение итога НОД.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Песочная страна-страна чудес»

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы...

Образовательный проект "Песочная страна – страна чудес"

Гармоничное сочетание пользы и интереса...

"Песочная страна-страна чудес" занятие средняя группа

Ознакомление детей со свойствами песка: сыпучесть, водопроницаемость,способность двигаться,способность мокрого песка принимать любую форму.Развивать интерес к исследовательской деятельность....

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Песочная страна - страна чудес"

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие"...

Образовательный проект "Песочная страна – страна чудес"

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает ...