Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная бумага»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи:
- Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
- Формировать и поддерживать интерес детей к миру природы, удовлетворять детскую любознательность.
- Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_opytno_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная бумага»
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи:
- Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
- Формировать и поддерживать интерес детей к миру природы, удовлетворять детскую любознательность.
- Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги.
Ход занятия
Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию «Удивительных превращений». А вы знаете что такое лаборатория? (ответы детей)
Вам интересно узнать, с каким веществом мы будем проводить опыты? (ответы) Вы узнаете, отгадав загадку:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами очень интересное занятие. Ой, смотрите, что это за загадочная коробка? Наверное, ее принес почтальон. Давайте посмотрим, кто же нам ее прислал.
Воспитатель: Открываем! А здесь еще письмо есть, как вы думаете: от кого? (на конверте изображение Незнайки).
Дети: Письмо от Незнайки!
Воспитатель: Вы так думаете? Давайте прочитаем!
Воспитатель читает.
- Ребята, нам пишет житель Солнечного города Незнайка. Он со своими друзьями тоже ходит в детский сад. И вот на одном занятии им прислали таинственное письмо. Чтобы его прочитать, ребята из Солнечного города выполнили много заданий, но у них всё равно не получилось разгадать письмо. Теперь Незнайка с друзьями просит помощи у нас. Поможем прочитать таинственное письмо?
Воспитатель: А вот и письмо!
Достаём листок из конверта. Дети рассматривают письмо.
Воспитатель: Какое непонятное, чистый лист бумаги. А вдруг, чтобы прочитать его, нужно совершить какое-то открытие?
- Ребята, как вы считаете, с помощью чего совершаются открытия?
Дети: Провести опыт.
Воспитатель: Верно, и с помощью опытов. Чтобы узнать с чем мы будем экспериментировать предлагаю отгадать загадку.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами и деньгами
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).
- Верно. Сегодня на занятии мы выясним: что такое магнит? Узнаем о свойствах бумаги, проведем несколько интересных опытов.
Чтобы всё у нас получилось, нужно быть внимательными, активными, старательными, отвечать полными предложениями, делать выводы.
За каждое правильно выполненное задание вы будете получать один из предметов, с помощью которых вы сможете прочитать таинственное письмо. Но так как вы разделитесь на команды, то предметы будете зарабатывать в общую копилку. А как вам помогут эти предметы вы узнаете в конце занятия.
Основная часть:
- Что же такое бумага? Как делают бумагу?
(Дети отвечают)
Просмотр презентации о бумаге и ее производстве
Воспитатель: Бумага есть в каждом доме. Как вы думаете, в нашей группе есть бумага? Для чего она нам нужна? А что можно изготовить из бумаги? (Ответы детей).
- Верно. С бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журнал, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки.
Экспериментирование.
Воспитатель: как мы уже говорили, сегодня на занятии с помощью опытов мы узнаем о новых свойствах бумаги. А какие свойства бумаги вы уже знаете? Вспомнить их вам помогут символы.
Дети подходят к столу, на котором разложены различные символы.
- Вам необходимо найти символ, который соответствует одному из свойств бумаги и назвать это свойство.
- Не забывайте, вам нужно быть внимательными! За правильные ответы вы получаете предмет для разгадки таинственного письма!
Оценивание, жетоны-предметы.
Воспитатель: Хорошо, повторили основные свойства бумаги. Теперь предлагаю выяснить новые свойства бумаги с помощью опытов. А как вы считаете, где проводят опыты и эксперименты? (Ответы детей). Верно в лаборатории!
Воспитатель: Я предлагаю всем пройти в нашу мини-лабораторию. Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.
2. Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.
3. Не брызгайся водой.
4. Ничего не бери в рот.
5. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.
6. Содержи рабочее место в чистоте.
7. Не бегать, не шуметь.
Эксперимент «Бумага поёт»
- Ребята, как вы думаете, бумага может издавать звук? (Ответы детей)
- Я предлагаю вам это проверить и провести эксперимент «Бумага поёт».
Предложить взять разноцветную бумагу разного качества и выполнить движение «стирка белья».
Дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно в подгруппах. Бумага шуршит, скрипит.
– Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?
Вывод: при смятии трении бумага издаёт звук.
Оценивание, жетоны-предметы.
Опыт «Волшебный цветок».
Воспитатель: Переходим к следующему эксперименту для определения свойств бумаги.
- Ребята, посмотрите, есть бумажный цветок. Как вы считаете, он может сам раскрыться? (Ответы детей).
- А я знаю секрет, как цветку помочь. У меня есть волшебная вода! С её помощью бумажный цветок раскроется!
Показ опыта.
Самостоятельное проведение опыта детьми.
- Ребята, как вы считаете, почему бумажный цветок раскрылся? (Ответы детей).
- Это объясняется тем, что при изготовлении бумаги остаются небольшие пространства между волокнами целлюлозы и вода наполняет их. И в итоге мы можем наблюдать за раскрытием цветка.
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: бумага может распрямляться под воздействием воды (влаги).
Оценивание, жетоны-предметы.
- Ребята, труд ученых очень тяжел, и вы, наверное, уже устали! Предлагаю провести физминутку, размять свои мышцы.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки вниз, на пояс, вверх –
Нам сопутствует успех.
Руки в стороны, вперёд –
Нас ещё работа ждёт.
Опыт «Бумага – мост».
Воспитатель: Ребята, мы уже выяснили, что бумага издаёт звуки, бумага под воздействием воды может распрямляться. Предлагаю проверить, а может ли бумага быть жёсткой. Для этого проведем опыт «Бумага – мост».
- Вы знаете, что у нас в городе есть мосты через реку. Они большие, прочные, по ним ходят пешеходы и проезжает много машин. Но прежде чем построить мост, нужно рассчитать конструкцию. Нужно много чего учесть: и силу трения, напряжения, предел прочности материала, и условия рельефа и много чего еще.
- Я предлагаю сделать мост из листа бумаги. Может ли лист бумаги выдержать яблоко? (Ответы детей).
- Давайте проверим. Нам потребуется два стакана, два листа бумаги и одно яблоко.
Проведение опыта с гладким листом бумаги. Бумага не выдерживает веса яблока. Обсуждение с детьми причины падения яблока.
- Теперь вторая попытка проведения опыта. Но мы изменим условия опыта. На этот раз я предлагаю сделать мост из сложенной гармошкой бумаги.
Дети складывают лист бумаги гармошкой.
Проведение второго опыта. Бумага выдерживает вес яблока.
- Ребята, у вас получилось сделать мост из бумаги. Как вы считаете, почему бумага выдержала вес яблока? (Ответы детей).
- Рёбра жёсткости, которые появились на сгибах, сделали лист бумаги прочным и мост смог выдержать яблоко.
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: бумагу можно сделать прочной, если её сложить так, чтобы получились рёбра жесткости.
Оценка, жетоны-предметы.
Опыт «Таинственное письмо».
Воспитатель: Ребята, вы все за правильные ответы получали жетоны-предметы. И теперь с их помощью мы попробуем прочитать таинственное письмо. Предлагаю использовать их в той же последовательности, как их вы зарабатывали: ёмкость с водой, йод, ложка, пинцет.
Проведение опыта.
- Опускаем таинственное письмо в полученный раствор.
Как только бумага намокнет, можно прочитать скрытый текст или рассмотреть рисунок. Проявляется символ «молодцы/всё получилось».
Дети объясняют значение символа.
- Ребята, получается, мы прочитали таинственное письмо? Теперь мы пошлем его Незнайке в Солнечный город и расскажем о способе расшифровки тайных писем!
Обратить внимание на то, как изменился цвет бумаги, ведь до помещения ее в раствор йода, лист был абсолютно белым. Все дело в том, что в процессе изготовления бумаги используют крахмал для улучшения ее внешнего вида и печатных свойств, а при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в синий цвет.
Итог занятия.
Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.
Ребята, что вы узнали на занятии? Ответы детей.
- Чему вы сегодня учились на занятии? Ответы детей.
- Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.
- Что было сложного для вас на занятии? Ответы детей.
Анализ работы детей воспитателем.
- Спасибо за работу! Вы справились со всеми опытами. Какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей). Впереди нас ждут новые открытия, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности в подготовительной группе "Волшебный воздух"
Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.Дать детям элементарные представления об источн...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная бумага"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе...
Конспект занятия по познавательно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Волшебный камень - магнит»
Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе« Волшебный камень - магнит»Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе эк...
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Бумага, ее качества и свойства
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе...
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода, бумага, дерево»
Углублять знания о свойствах бумаги, заинтересовать детей работой с бумагой; совершенствовать исследовательские и продуктивные способности детей, мышление, мелкую моторику кистей рук; продолжить воспи...