УГОЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
учебно-методический материал по окружающему миру
В нашем детском саду выстроена система работы по экологическому образованию дошкольников в рамках программы «От рождения до школы» и парциальной программы экологического образования дошкольников «Мы» Н.Н.Кондратьевой, организована экологическая развивающая среда, создана система педагогического взаимодействия с детьми используются различные формы экологического просвещения родителей.
Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологических уголков, стендов и организации в них работы с детьми.
Наполняемость стенда можно мысленно разделить на несколько частей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_ekologicheskoy_napravlennosti_v_detskom_sadu.docx | 184.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЯ И МЫ
УГОЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
ПОСЕЛОК ОРЛОВСКИЙ
В нашем детском саду выстроена система работы по экологическому образованию дошкольников в рамках программы «От рождения до школы» и парциальной программы экологического образования дошкольников «Мы» Н.Н.Кондратьевой, организована экологическая развивающая среда, создана система педагогического взаимодействия с детьми используются различные формы экологического просвещения родителей.
Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологических уголков, стендов и организации в них работы с детьми.
Наполняемость стенда можно мысленно разделить на несколько частей.
Призывы о помощи планете отражены в разделе «Берегите нашу Землю».
Информация представлена в виде рисунков – символов об угрозе опасности животному и растительному миру, воздушному, водному и почвенному пространствам, и, конечно же, человечеству.
Следует также отметить участие детей и педагогов в природоохранных акциях:
- Всемирный день Земли;
- Международный день лесов и др..
Главным экологическим праздником в нашем дошкольном учреждении является всемирный День Земли (22 апреля). В этот день с дошкольниками проводятся занятия с глобусом, посвященные экологическим проблемам. Важным моментом в этом празднике является подготовка к нему: дети каждый день расширяют свое представление об окружающем мире, принимают участие в уборке мусора на газонах и игровых площадках, планируем посадку цветов, участвуем в акции древонасаждений. Дети вместе с родителями принимают участие в изготовлении поделок на экологическую тему. Таким образом, все мероприятия, связанные с Днем Земли, воспитывают в детях чувство патриотизма, расширяют понятие любви к природе.
В экспозицию стенда были подобраны макеты растений: различных видов пород деревьев, кустарников, изготовленных из различных материалов – пенопласта, проволоки, поролона, различных природных материалов. Плакаты по тематике природы.
Немаловажным разделом нашего стенда является раздел о природе родного края.
Сюда же входит материал о природе Ростовского государственного заповедника.
Раздел «Природа родного края» представлен информационно- иллюстративным материалом для проведения занятий по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на темы: «Редкие и исчезающие растения Ростовской области», «Животный мир области», «Водоемы нашего края». Здесь также находится подбор стихов по охране природы: «Во спасение живого», «Чистая речка», «Путешествие по заповеднику». Здесь находится интересная информация из Красной книги Ростовской области.
Так же в этой части стенда размещены плакаты. календари, папки – передвижки, научно- печатная информация, фотографии, лепбуки.
Совместно с работниками Заповедника был разработан цикл занятий для педагогов и детей по темам: «Охраняемые территории нашего района» (экскурсии с показом фото и видеоматериалов); «Кто живет в заповеднике?» (экскурсии в природу с использованием игр краеведческого направления); «Птицы родного края»; «Полезные ископаемые Орловского района», «Исчезающая красота» (редкие и исчезающие виды животных и растений); «Природа – дом, в котором мы живём» (охрана природы);
Экологически грамотный человек должен сам видеть в реальной природе позитивные и негативные тенденции и на основе собственных логических умозаключений предвидеть ближайшие и отдаленные последствия этих тенденций; значит, у него должно быть хорошо развито образное и логическое мышление.
Стремясь к решению этой задачи, на стенде существует следующий «Раздел подборки дидактических и настольно-печатных экологических игр». «Деятельность людей»; «Где мы живем»; «Земля наш дом»; «Рукотворный мир». «Открытия».
Игры с природным материалом – не просто забава и приятное развлечение, но и соприкосновение с чем-то неизведанным, новым и таинственным.
Чтобы детям легче было понять многообразие природного мира Земли, мы взяли для изучения «Раздел: Природные зоны», в которых наиболее ярко выражены природные признаки: «Лесная зона», «Пустыня», «Север». «Океан».
Дидактическая игра «Угадай, где я живу?» помогает детям осознать принципы взаимодействия животных с условиями жизни в природных зонах; «Необычное путешествие» расширяет нравственные представления о деятельности людей в природе помогает оценить поступки людей; «Путешествие по морям» знакомит детей с материками.
Совместно с родителями нами изготовлены макеты природных зон. В развивающую среду они вносятся постепенно, по мере изучения материала. Работа с макетами помогает войти в тематику занятия, ненавязчиво закрепить знакомый материал.
В «Разделе печатной продукции экологической направленности»: лучшими помощниками являются энциклопедии, книги. Мы стараемся выбирать те книги, которые не только помогают накапливать информацию, не просто дают знания, но активно развивают у детей самостоятельное мышление. Для того чтобы дети научились подлинной, разумной любви ко всему, и пишутся детские книги о природе. Природа разнообразна и книги о ней тоже разные: сказки, рассказы, загадки и стихи.
В экологическом воспитании выделяют и такое направление, как экологическая сказка. Под ней подразумевается сказка, которая путем сказочных образов и сюжетов приводит ребенка к реальному пониманию природы, взаимоотношений в ней, а также отношений человека и природы. Благодаря ей, у детей происходит развитие интересов экологического характера, и ребенок целостно воспринимает окружающую его действительность, пытается адекватно ее оценить.
Общение с природой знакомит с жизненным важнейшим принципом: «Не вреди!». Сказочные персонажи «Эколята» ненавязчиво знакомят наших детей с тем, как правильно вести себя в природе. Изучая правила природы, мы повышаем экологическую грамотность и воспитанность наших детей.
С этой целью мы оформили «Раздел - стенд «Сохраним природу», где разместили знаки природоохранных действий человека, а так же рисунки детей старшего возраста по этой теме. Кроме того, и дети, и родители занимают активную позицию, участвуя в различных конкурсах и выставках, ориентированных на совместную творческую и практически значимую деятельность по охране природы.
В каждой группе детского сада имеются «Живые уголки с выращенными растениями. Дети вместе с педагогами ухаживают за растениями – комнатными цветами.
Организованы мини – огороды на подоконниках, где дети помогали сажать, поливали, наблюдали и заносили свои наблюдения в календари. Закрепляли свои знания в дидактических играх и практических творческих работах на занятиях и в повседневной жизни.
Мы старались создать образовательное пространство, которое, с одной стороны, было бы детским пространством, в котором ребенок свободно бы познавал мир, его законы, справедливость, любовь, человеколюбие, мудрость, а с другой стороны, было наполнено знаками и символами культуры, которые и должны обеспечить ему продвижение в глубину знания жизни, рождая силу мысли, духовный разум.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уголок природы в группах детского сада
презентация для воспитателей о том, какие растения должны быть в уголке природы каждой возрастной группы детского сада...
Тема: «Уголок природы как элемент развивающей экологической среды в детском саду» (II младшая и средняя группы)
Государственное дошкольное образовательное учереждение детский сад №22 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением развития элементарных естественнонаучных представлений и экологической ку...
Дидактические игры экологической направленности в детском саду "Березка"
Для детей дошкольного возраста....
Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.
В презентации раскрывается понятие " Экологическое пространство",виды пространств и т.д...
мастер-класс для воспитателей в детском саду по теме "Экологическая компетентность в детском саду"
Экологическая компетентность...
Уголок природы как часть экологической развивающей среды детского сада
Уголку природы как комплексному средству экологического воспитаня в детском саду уделяют большое внимание. Воспитатели проявляют большую фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украша...
Уголок природы как элемент развивающей экологической среды в детском саду
Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможност...