УГОЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
учебно-методический материал по окружающему миру

Нетребская Наталья Савельевна

В нашем детском саду выстроена система работы по экологическому образованию дошкольников в рамках  программы «От рождения до школы» и парциальной программы экологического образования дошкольников «Мы» Н.Н.Кондратьевой,  организована экологическая развивающая среда, создана система педагогического взаимодействия с детьми используются различные формы экологического просвещения родителей.

 Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологических уголков, стендов и организации в них  работы с детьми.

Наполняемость стенда можно мысленно разделить на несколько частей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_ekologicheskoy_napravlennosti_v_detskom_sadu.docx184.89 КБ

Предварительный просмотр:

                             ЭКОЛОГИЯ И МЫ

C:\Users\aa\Desktop\ФУТАЖИ\ЭКОЛОГИЯ\1563969.jpg

             УГОЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

                                                     ПОСЕЛОК ОРЛОВСКИЙ

 В нашем детском саду выстроена система работы по экологическому образованию дошкольников в рамках  программы «От рождения до школы» и парциальной программы экологического образования дошкольников «Мы» Н.Н.Кондратьевой,  организована экологическая развивающая среда, создана система педагогического взаимодействия с детьми используются различные формы экологического просвещения родителей.

   Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологических уголков, стендов и организации в них  работы с детьми.

Наполняемость стенда можно мысленно разделить на несколько частей.

   Призывы о помощи планете отражены в разделе «Берегите нашу Землю».

Информация представлена в виде рисунков – символов об угрозе опасности животному и растительному миру, воздушному, водному и почвенному пространствам, и, конечно же, человечеству.

Следует также отметить участие детей и педагогов в природоохранных акциях:

- Всемирный день Земли;

- Международный день лесов и др..

Главным экологическим праздником в нашем дошкольном учреждении является всемирный День Земли (22 апреля). В этот день с дошкольниками проводятся занятия с глобусом, посвященные экологическим проблемам. Важным моментом в этом празднике является подготовка к нему: дети каждый день расширяют свое представление об окружающем мире, принимают участие в уборке мусора на газонах и игровых площадках, планируем посадку цветов, участвуем в акции древонасаждений.  Дети вместе с родителями принимают участие в изготовлении поделок на экологическую тему. Таким образом, все мероприятия, связанные с Днем Земли, воспитывают в детях чувство патриотизма, расширяют понятие любви к природе.

   В экспозицию стенда были подобраны макеты растений: различных видов пород деревьев, кустарников, изготовленных из различных материалов – пенопласта, проволоки, поролона, различных природных материалов. Плакаты по тематике природы.

   Немаловажным разделом нашего стенда является раздел о природе родного края. 

Сюда же входит материал о природе Ростовского государственного заповедника.

Раздел «Природа родного края» представлен информационно- иллюстративным материалом для проведения занятий по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на темы: «Редкие и исчезающие растения Ростовской области», «Животный мир области», «Водоемы нашего края». Здесь также находится подбор стихов по охране природы: «Во спасение живого», «Чистая речка», «Путешествие по заповеднику». Здесь находится интересная информация из Красной книги Ростовской области.

Так же в этой части стенда размещены плакаты. календари, папки – передвижки, научно- печатная информация, фотографии, лепбуки.

Совместно с работниками Заповедника  был разработан цикл занятий для педагогов и детей по темам: «Охраняемые территории нашего района» (экскурсии с показом фото и видеоматериалов); «Кто живет в заповеднике?» (экскурсии в природу с использованием игр краеведческого направления); «Птицы родного края»; «Полезные ископаемые Орловского района», «Исчезающая красота» (редкие и исчезающие виды животных и растений); «Природа – дом, в котором мы живём» (охрана природы);

Экологически грамотный человек должен сам видеть в реальной природе позитивные и негативные тенденции и на основе собственных логических умозаключений предвидеть ближайшие и отдаленные последствия этих тенденций; значит, у него должно быть хорошо развито образное и логическое мышление.

Стремясь к решению этой задачи, на стенде существует следующий  «Раздел подборки дидактических и  настольно-печатных экологических игр». «Деятельность людей»; «Где мы живем»; «Земля наш дом»; «Рукотворный мир». «Открытия».

Игры с природным материалом – не просто забава и приятное развлечение, но и соприкосновение с чем-то неизведанным, новым и таинственным.

Чтобы детям легче было понять многообразие природного мира Земли, мы взяли для изучения «Раздел: Природные зоны», в которых наиболее ярко выражены природные признаки: «Лесная зона», «Пустыня», «Север». «Океан».

Дидактическая игра «Угадай, где я живу?» помогает детям осознать принципы взаимодействия животных с условиями жизни в природных зонах; «Необычное путешествие» расширяет нравственные представления о деятельности людей в природе помогает оценить поступки людей; «Путешествие по морям» знакомит детей с материками.

Совместно с родителями нами изготовлены макеты природных зон. В развивающую среду они вносятся постепенно, по мере изучения материала. Работа с макетами помогает войти в тематику занятия, ненавязчиво закрепить знакомый материал.

В «Разделе печатной продукции экологической направленности»: лучшими помощниками являются энциклопедии, книги. Мы стараемся выбирать те книги, которые не только помогают накапливать информацию, не просто дают знания, но активно развивают у детей самостоятельное мышление. Для того чтобы дети научились подлинной, разумной любви ко всему, и пишутся детские книги о природе. Природа разнообразна и книги о ней тоже разные: сказки, рассказы, загадки и стихи.

В экологическом воспитании выделяют и такое направление, как экологическая сказка. Под ней подразумевается сказка, которая путем сказочных образов и сюжетов приводит ребенка к реальному пониманию природы, взаимоотношений в ней, а также отношений человека и природы. Благодаря ей, у детей происходит развитие интересов экологического характера, и ребенок целостно воспринимает окружающую его действительность, пытается адекватно ее оценить.

Общение с природой знакомит с жизненным важнейшим принципом: «Не вреди!». Сказочные персонажи «Эколята»  ненавязчиво знакомят наших детей с тем, как правильно  вести себя в природе. Изучая правила природы, мы повышаем экологическую грамотность и воспитанность наших детей.

С этой целью мы оформили «Раздел - стенд «Сохраним природу», где разместили знаки природоохранных действий человека, а так же рисунки детей старшего возраста по этой теме. Кроме того, и дети, и родители занимают активную позицию, участвуя в различных конкурсах и выставках, ориентированных на совместную творческую и практически значимую деятельность по охране природы.

В каждой группе детского сада имеются «Живые уголки с выращенными растениями. Дети вместе с педагогами ухаживают за растениями – комнатными цветами.

Организованы мини – огороды на подоконниках, где дети помогали сажать, поливали,  наблюдали и заносили свои наблюдения в календари. Закрепляли свои знания в дидактических играх и практических творческих работах на занятиях и в повседневной жизни.

Мы старались создать образовательное пространство, которое, с одной стороны, было бы детским пространством, в котором ребенок свободно бы познавал мир, его законы, справедливость, любовь, человеколюбие, мудрость, а с другой стороны, было наполнено знаками и символами культуры, которые и должны обеспечить ему продвижение в глубину знания жизни, рождая силу мысли, духовный разум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок природы в группах детского сада

презентация для воспитателей о том, какие растения должны быть в уголке природы каждой возрастной группы детского сада...

Тема: «Уголок природы как элемент развивающей экологической среды в детском саду» (II младшая и средняя группы)

Государственное дошкольное образовательное учереждение детский сад №22 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением развития элементарных естественнонаучных представлений и экологической ку...

Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.

В презентации раскрывается  понятие " Экологическое пространство",виды  пространств и т.д...

Уголок природы как часть экологической развивающей среды детского сада

Уголку природы как комплексному средству экологического воспитаня в детском саду уделяют большое внимание. Воспитатели проявляют большую фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украша...

Уголок природы как элемент развивающей экологической среды в детском саду

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможност...